Введение 3
1 Теоретические основы осуществления внешнего государственного
финансового контроля 6
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля 6
1.2 Теоретические и правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ 15
1.3 Обзор зарубежного опыта осуществления парламентского
контроля 25
2 Оценка деятельности Счетной Палаты Российской Федерации как органа
внешнего государственного финансового контроля 33
2.1 Счетная Палата Российской Федерации как орган внешнего
государственного финансового контроля 33
2.2 Анализ результатов деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации за период 2013-2015 гг 47
2.3 Оценка эффективности деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации 52
3 Совершенствование деятельности Счетной Палаты Российской Федерации по
контролю за целевым использованием бюджетных средств 63
Заключение 93
Список сокращений
Список использованных источников
Приложения А-Б
В России заметно возросло значение финансового контроля в период перехода и становления рыночной экономики. Велика значимость общественного контроля за использованием государственных средств. Становится более сложной система бюджетного федерализма, она тоже требует создания нового механизма контроля за использованием и распределением бюджетных ресурсов.
Экономические преобразования вызывали необходимость создания принципиально новой системы финансового контроля - действующей на единых принципах, целостной, охватывающей все стороны экономики.
Такая система финансового контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний, который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обязанности, возложенные на нее, так и внешний, не зависящий от исполнительной власти, который, однако, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и структуры, которые подчинены ей, ведут свою деятельность наиболее эффективно и рационально в интересах всего общества.
Для современной России, таким образом, в высшей степени важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля за исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества. Однако требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и отечественный, особенно если будет использовано накопленное бесценное теоретическое наследие, что в общественном сознании закреплено как уроки прошлого.
Целью данной работы является оценка эффективности работы государственных структур в сфере внешнего финансового контроля и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрение понятия внешнего государственного финансового контроля, его целей, задач и принципов;
- анализ основных показателей деятельности Счетной палаты;
- рассмотрение деятельности органов государственного финансового контроля на примере зарубежных стран;
- предложение мер направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В данной работе предметом исследования является оценка эффективности и результативности деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Объект исследования - Счетная палата Российской Федерации.
Теоретической и методической базой для написания данной работы послужили следующие источники: нормативные документы: Постановления Правительства РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, учебная и методическая литература, труды отечественных и зарубежных авторов и другие. При написании работы использована отчетность за 2013-2015 гг.
В ходе исследования были использованы методы: сравнение, анализ, индукция, дедукция, а также группировка.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы внешнего государственного финансового контроля, его цели, задачи, принципы, правовые основы, а также характеристики основных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, понятие эффективности их деятельности в сравнении с зарубежным опытом. Во второй главе проведен анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации, представлены основные показатели деятельности за 2013- 2015 года, а также оценка эффективности и результативности ее деятельности. Третья глава посвящена непосредственно совершенствованию контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля, сложившегося в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля позволяет сделать следующий вывод. От того насколько квалифицированно и добросовестно контрольно - финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом социально - экономическое благополучие российских граждан. Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была результативной и созидательной, то есть приносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов.
В этой связи создание в Российской Федерации единой и действенной системы государственного финансового контроля является важнейшей задачей органов власти всех уровней. В этой системе особая роль должна отводиться контрольно - счетным органам, создаваемым органами законодательной власти. Их высокопрофессиональная и эффективная деятельность гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами.
На основе данных годовых отчетов Счетной палаты РФ (приложение Б), мною был проведен анализ эффективности её деятельности за период 2013- 2015 гг.
Можно сделать вывод о том, что за последнее время сократилось количество штатных сотрудников Счетной палаты РФ, а средняя заработная плата увеличилась, но при этом качество работы не ухудшилось, а также ситуация в стране, связанная с распределением и использованием бюджетных
Количество нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы РФ сократилось, при этом количество возвращенных в бюджет средств значительно увеличилось, что говорит о совершенствовании деятельности Счетной палаты.
Также можно наблюдать что информационное присутствие Счетной палаты в различных СМИ значительно увеличилось, что говорит о заинтересованности граждан и прозрачности информации, представляемой Счетной палатой РФ.
В условиях подлинной демократии прежде всего сама власть неустанно заботиться о том, чтобы общество было уверено в независимости и объективности контрольно счетных органов, в их способности дать профессионально грамотную и беспристрастную оценку ситуации в управлении государственными финансами.
Конечно же еще следует поработать над совершенствованием деятельности Счетной палаты по отдельным направлениям:
- Повышение значимости и совершенствование системы полномочий института государственного аудита как конституционно установленной системы внешнего независимого контроля деятельности государства по управлению национальными ресурсами страны;
- Развитие деятельности, связанной с участием в системе государственного прогнозирования, планирования использования ресурсов и с анализом стратегических рисков социально-экономического развития;
- Осуществление контроля за эффективностью и законностью расходования бюджетных средств и других общенациональных ресурсов на новом уровне информационной открытости, функциональной независимости и безусловной объективности;
- Содержательное и технологическое совершенствование деятельности Счетной палаты, направленное на содействие успешной реализации стратегических планов социально-экономического развития Российской Федерации;
- Обеспечение гарантий защищенности средств федерального бюджета, государственной собственности и иных общенациональных ресурсов от нецелевого использования и иных нарушений законодательства;
- Содействие повышению эффективности управления интеллектуальной собственностью и иными нематериальными активами, включая инновационный и научный потенциал страны;
- Участие Счетной палаты в работе, направленной на повышение эффективности государственного управления в Российской Федерации;
- Постоянное совершенствование правового регулирования в бюджетно-финансовой сфере;
- Развитие научно-исследовательского и образовательного комплекса Счетной палаты;
- Модернизация информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Повышение качества организационного и кадрового обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Содействие повышению международного рейтинга и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации путем поддержания качества функционирования системы внешнего государственного аудита.
Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого всеобъемлющего поля государственного финансового контроля является важнейшей общегосударственной задачей. Решение этой задачи будет способствовать тому, чтобы, как записано в Конституции Российской Федерации, обеспечить благополучие и процветание России.
1 Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 23.05.2016 N 145-ФЗ
3 Федеральный закон от 2 мая 2006 года №59-ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
4 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6 Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
7 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» .
8 Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2015 г. № 7919-6 ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 2 апреля 2010 г. № 15К ).
10 СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий». (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 16 июля 2010 г. № 36К ).
11 СГА 106 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 июля 2015 г. № 33К).
12 СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 июля 2014 г. № 37К).
13 СГА 202 «Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 25 декабря 2013 г. № 55К).
14 СГА 203. «Последующий контроль за исполнение федерального бюджета» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 февраля 2015 г. № 5К).
15 СГА 204 «Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 сентября 2014 г. № 43К).
16 СГА 205 «Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов». Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 ноября 2010 г. № 57К).
17 СГА 311 «Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита» утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 июля 2015 г. № 32К).
18 Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В.. «Антикризисное управление: макро- и микроуровень». - М.: Дашков и Ко, 2011.
19 Бузырев В.В., Нужина И.П.. «Анализ и диагностика финансово¬хозяйственной деятельности». - М.: КноРус, 2010.
20 Васильков А.В., Васильков И.А.. «Безопасность и управление доступом в информационных системах». - М.: Форум, 2010.
21 Глущенко В.В., Глущенко И.И.. «Финансология - наука о финансах и финансовом менеджменте». - М.: ИП Глущенко В. В., 2012.
22 Гукова А.В., Аникина И.Д., Беков Р.С.. «Финансовые и инвестиционные решения». - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2010.
23 Джуха В.М., Курицын А.В., И.С. Штапова. «Экономика отраслевых рынков». - М.: КноРус, 2012.
24 Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории» - Издательство Института Гайдара, 2015, с.528.
25 Евдокимова А.В., Пашкина И.Н.. «Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации». - Воронеж: Научная Книга, 2012.
26 Кульбацкий Е.М., Ганьшина Г.В., А.В. Короткова, И.Ю. Рябова. «Теория и практика домоведения». - М.: Инфра-М, 2010.
27 Николаева И.П. «Экономический словарь», 2014.
28 «Прокурорский надзор» Под редакцией Галустьяна О.А., Ендольцевой А.В., Сыдорука И.И... - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.
29 Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И.. Практикум по курсу "Методология и методика социологических исследований". - М.: Высшее Образование и Наука, 2009.
30 Пчелинцев А.В., Загребина И.В.. «Защита прав аудиторских организаций и проведение проверок». - М.: Юриспруденция, 2011.
31 "Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2015"(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева) ("БиТуБи", 2015).
32 Рожкова Э.С., Абрамовских Л.Н.. Государственный финансовый контроль. Учебное пособие, 2015.
33 Сарычев С.В., Логвинов И.Н.. «История психологии в таблицах и схемах». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
34 Синева Е.Н. Учёт и контроль // «Теоретический и научно-практический журнал», № 1, 2009г.
35 Чернявский В. С. «Государственный финансовый контроль - проблемы эффективности»//Право и политика, 2012 №6.
36 Шохин С. О. «Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации». — М.: Финансы и статистика, 2011 .
37 Яшина, Н. И. «Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов» / Н. И. Яшина, С. П. Борисова // Финансы и кредит. -2012. - №19.
38 Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
39 Википедия [Электронный ресурс]/ Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ .
40 Конституция Австрийской Республики, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //worldconstitutions .ru/Austria.
41 Конституция Бельгии, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/ Belgium.
42 Конституция Греции, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/Grease.
43 Конституция Королевства Дании, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/Denmark.
44 Конституция Итальянской Республики, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //worldconstitutions .ru/Italy
45 Основной закон Федеративной Республики Германии, Конституции государств стран мира [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //worldconstitutions .ru/Germany
46 Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: WWW.GOVERNMENT.RU .
47 Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ .
48 Официальны сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mvd.ru/.
49 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
50 «Государственный финансовый контроль в условиях реализации бюджетной системы», Н.Ю. Тоичко // VII Международная студенческая
электронная научная конференция«Студенческий научный форум» - 2015
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/.