СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ)
|
Введение 3
1 Теоретические основы осуществления внешнего государственного
финансового контроля 6
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля 6
1.2 Теоретические и правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ 15
1.3 Обзор зарубежного опыта осуществления парламентского
контроля 25
2 Оценка деятельности Счетной Палаты Российской Федерации как органа
внешнего государственного финансового контроля 33
2.1 Счетная Палата Российской Федерации как орган внешнего
государственного финансового контроля 33
2.2 Анализ результатов деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации за период 2013-2015 гг 47
2.3 Оценка эффективности деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации 52
3 Совершенствование деятельности Счетной Палаты Российской Федерации по
контролю за целевым использованием бюджетных средств 63
Заключение 93
Список сокращений
Список использованных источников
Приложения А-Б
1 Теоретические основы осуществления внешнего государственного
финансового контроля 6
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля 6
1.2 Теоретические и правовые основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ 15
1.3 Обзор зарубежного опыта осуществления парламентского
контроля 25
2 Оценка деятельности Счетной Палаты Российской Федерации как органа
внешнего государственного финансового контроля 33
2.1 Счетная Палата Российской Федерации как орган внешнего
государственного финансового контроля 33
2.2 Анализ результатов деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации за период 2013-2015 гг 47
2.3 Оценка эффективности деятельности Счетной Палаты Российской
Федерации 52
3 Совершенствование деятельности Счетной Палаты Российской Федерации по
контролю за целевым использованием бюджетных средств 63
Заключение 93
Список сокращений
Список использованных источников
Приложения А-Б
В России заметно возросло значение финансового контроля в период перехода и становления рыночной экономики. Велика значимость общественного контроля за использованием государственных средств. Становится более сложной система бюджетного федерализма, она тоже требует создания нового механизма контроля за использованием и распределением бюджетных ресурсов.
Экономические преобразования вызывали необходимость создания принципиально новой системы финансового контроля - действующей на единых принципах, целостной, охватывающей все стороны экономики.
Такая система финансового контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний, который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обязанности, возложенные на нее, так и внешний, не зависящий от исполнительной власти, который, однако, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и структуры, которые подчинены ей, ведут свою деятельность наиболее эффективно и рационально в интересах всего общества.
Для современной России, таким образом, в высшей степени важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля за исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества. Однако требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и отечественный, особенно если будет использовано накопленное бесценное теоретическое наследие, что в общественном сознании закреплено как уроки прошлого.
Целью данной работы является оценка эффективности работы государственных структур в сфере внешнего финансового контроля и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрение понятия внешнего государственного финансового контроля, его целей, задач и принципов;
- анализ основных показателей деятельности Счетной палаты;
- рассмотрение деятельности органов государственного финансового контроля на примере зарубежных стран;
- предложение мер направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В данной работе предметом исследования является оценка эффективности и результативности деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Объект исследования - Счетная палата Российской Федерации.
Теоретической и методической базой для написания данной работы послужили следующие источники: нормативные документы: Постановления Правительства РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, учебная и методическая литература, труды отечественных и зарубежных авторов и другие. При написании работы использована отчетность за 2013-2015 гг.
В ходе исследования были использованы методы: сравнение, анализ, индукция, дедукция, а также группировка.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы внешнего государственного финансового контроля, его цели, задачи, принципы, правовые основы, а также характеристики основных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, понятие эффективности их деятельности в сравнении с зарубежным опытом. Во второй главе проведен анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации, представлены основные показатели деятельности за 2013- 2015 года, а также оценка эффективности и результативности ее деятельности. Третья глава посвящена непосредственно совершенствованию контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Экономические преобразования вызывали необходимость создания принципиально новой системы финансового контроля - действующей на единых принципах, целостной, охватывающей все стороны экономики.
Такая система финансового контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний, который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обязанности, возложенные на нее, так и внешний, не зависящий от исполнительной власти, который, однако, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и структуры, которые подчинены ей, ведут свою деятельность наиболее эффективно и рационально в интересах всего общества.
Для современной России, таким образом, в высшей степени важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля за исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества. Однако требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и отечественный, особенно если будет использовано накопленное бесценное теоретическое наследие, что в общественном сознании закреплено как уроки прошлого.
Целью данной работы является оценка эффективности работы государственных структур в сфере внешнего финансового контроля и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрение понятия внешнего государственного финансового контроля, его целей, задач и принципов;
- анализ основных показателей деятельности Счетной палаты;
- рассмотрение деятельности органов государственного финансового контроля на примере зарубежных стран;
- предложение мер направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В данной работе предметом исследования является оценка эффективности и результативности деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Объект исследования - Счетная палата Российской Федерации.
Теоретической и методической базой для написания данной работы послужили следующие источники: нормативные документы: Постановления Правительства РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, учебная и методическая литература, труды отечественных и зарубежных авторов и другие. При написании работы использована отчетность за 2013-2015 гг.
В ходе исследования были использованы методы: сравнение, анализ, индукция, дедукция, а также группировка.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы внешнего государственного финансового контроля, его цели, задачи, принципы, правовые основы, а также характеристики основных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, понятие эффективности их деятельности в сравнении с зарубежным опытом. Во второй главе проведен анализ деятельности Счетной палаты Российской Федерации, представлены основные показатели деятельности за 2013- 2015 года, а также оценка эффективности и результативности ее деятельности. Третья глава посвящена непосредственно совершенствованию контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации
Анализ истории и современного состояния государственного финансового контроля, сложившегося в России, а также зарубежного опыта организации внешнего финансового контроля позволяет сделать следующий вывод. От того насколько квалифицированно и добросовестно контрольно - финансовые органы справляются с возложенными на них обязанностями, во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства, динамичное развитие экономики, рациональное использование всех видов государственных ресурсов, а в целом социально - экономическое благополучие российских граждан. Общество весьма заинтересовано в том, чтобы деятельность органов государственного финансового контроля была результативной и созидательной, то есть приносила реальный вклад в развитие экономики России и ее регионов.
В этой связи создание в Российской Федерации единой и действенной системы государственного финансового контроля является важнейшей задачей органов власти всех уровней. В этой системе особая роль должна отводиться контрольно - счетным органам, создаваемым органами законодательной власти. Их высокопрофессиональная и эффективная деятельность гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами.
На основе данных годовых отчетов Счетной палаты РФ (приложение Б), мною был проведен анализ эффективности её деятельности за период 2013- 2015 гг.
Можно сделать вывод о том, что за последнее время сократилось количество штатных сотрудников Счетной палаты РФ, а средняя заработная плата увеличилась, но при этом качество работы не ухудшилось, а также ситуация в стране, связанная с распределением и использованием бюджетных
Количество нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы РФ сократилось, при этом количество возвращенных в бюджет средств значительно увеличилось, что говорит о совершенствовании деятельности Счетной палаты.
Также можно наблюдать что информационное присутствие Счетной палаты в различных СМИ значительно увеличилось, что говорит о заинтересованности граждан и прозрачности информации, представляемой Счетной палатой РФ.
В условиях подлинной демократии прежде всего сама власть неустанно заботиться о том, чтобы общество было уверено в независимости и объективности контрольно счетных органов, в их способности дать профессионально грамотную и беспристрастную оценку ситуации в управлении государственными финансами.
Конечно же еще следует поработать над совершенствованием деятельности Счетной палаты по отдельным направлениям:
- Повышение значимости и совершенствование системы полномочий института государственного аудита как конституционно установленной системы внешнего независимого контроля деятельности государства по управлению национальными ресурсами страны;
- Развитие деятельности, связанной с участием в системе государственного прогнозирования, планирования использования ресурсов и с анализом стратегических рисков социально-экономического развития;
- Осуществление контроля за эффективностью и законностью расходования бюджетных средств и других общенациональных ресурсов на новом уровне информационной открытости, функциональной независимости и безусловной объективности;
- Содержательное и технологическое совершенствование деятельности Счетной палаты, направленное на содействие успешной реализации стратегических планов социально-экономического развития Российской Федерации;
- Обеспечение гарантий защищенности средств федерального бюджета, государственной собственности и иных общенациональных ресурсов от нецелевого использования и иных нарушений законодательства;
- Содействие повышению эффективности управления интеллектуальной собственностью и иными нематериальными активами, включая инновационный и научный потенциал страны;
- Участие Счетной палаты в работе, направленной на повышение эффективности государственного управления в Российской Федерации;
- Постоянное совершенствование правового регулирования в бюджетно-финансовой сфере;
- Развитие научно-исследовательского и образовательного комплекса Счетной палаты;
- Модернизация информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Повышение качества организационного и кадрового обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Содействие повышению международного рейтинга и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации путем поддержания качества функционирования системы внешнего государственного аудита.
Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого всеобъемлющего поля государственного финансового контроля является важнейшей общегосударственной задачей. Решение этой задачи будет способствовать тому, чтобы, как записано в Конституции Российской Федерации, обеспечить благополучие и процветание России.
В этой связи создание в Российской Федерации единой и действенной системы государственного финансового контроля является важнейшей задачей органов власти всех уровней. В этой системе особая роль должна отводиться контрольно - счетным органам, создаваемым органами законодательной власти. Их высокопрофессиональная и эффективная деятельность гарантирует обществу, что управление государственными средствами осуществляется экономно и разумно, в интересах всего общества, в строгом соответствии с принятыми законами.
На основе данных годовых отчетов Счетной палаты РФ (приложение Б), мною был проведен анализ эффективности её деятельности за период 2013- 2015 гг.
Можно сделать вывод о том, что за последнее время сократилось количество штатных сотрудников Счетной палаты РФ, а средняя заработная плата увеличилась, но при этом качество работы не ухудшилось, а также ситуация в стране, связанная с распределением и использованием бюджетных
Количество нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы РФ сократилось, при этом количество возвращенных в бюджет средств значительно увеличилось, что говорит о совершенствовании деятельности Счетной палаты.
Также можно наблюдать что информационное присутствие Счетной палаты в различных СМИ значительно увеличилось, что говорит о заинтересованности граждан и прозрачности информации, представляемой Счетной палатой РФ.
В условиях подлинной демократии прежде всего сама власть неустанно заботиться о том, чтобы общество было уверено в независимости и объективности контрольно счетных органов, в их способности дать профессионально грамотную и беспристрастную оценку ситуации в управлении государственными финансами.
Конечно же еще следует поработать над совершенствованием деятельности Счетной палаты по отдельным направлениям:
- Повышение значимости и совершенствование системы полномочий института государственного аудита как конституционно установленной системы внешнего независимого контроля деятельности государства по управлению национальными ресурсами страны;
- Развитие деятельности, связанной с участием в системе государственного прогнозирования, планирования использования ресурсов и с анализом стратегических рисков социально-экономического развития;
- Осуществление контроля за эффективностью и законностью расходования бюджетных средств и других общенациональных ресурсов на новом уровне информационной открытости, функциональной независимости и безусловной объективности;
- Содержательное и технологическое совершенствование деятельности Счетной палаты, направленное на содействие успешной реализации стратегических планов социально-экономического развития Российской Федерации;
- Обеспечение гарантий защищенности средств федерального бюджета, государственной собственности и иных общенациональных ресурсов от нецелевого использования и иных нарушений законодательства;
- Содействие повышению эффективности управления интеллектуальной собственностью и иными нематериальными активами, включая инновационный и научный потенциал страны;
- Участие Счетной палаты в работе, направленной на повышение эффективности государственного управления в Российской Федерации;
- Постоянное совершенствование правового регулирования в бюджетно-финансовой сфере;
- Развитие научно-исследовательского и образовательного комплекса Счетной палаты;
- Модернизация информационно-технологического обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Повышение качества организационного и кадрового обеспечения деятельности Счетной палаты;
- Содействие повышению международного рейтинга и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации путем поддержания качества функционирования системы внешнего государственного аудита.
Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого всеобъемлющего поля государственного финансового контроля является важнейшей общегосударственной задачей. Решение этой задачи будет способствовать тому, чтобы, как записано в Конституции Российской Федерации, обеспечить благополучие и процветание России.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие и совершенствование внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, осуществляемых контрольным управлением Новосибирской области
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2020 - Развитие и совершенствование внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, осуществляемых контрольным управлением Новосибирской области
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Государственный финансовый контроль, на примере работы Счетной
палаты
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



