Устойчивость бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Челябинской области)
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ
1.1 Структура доходов и направления расходов, как объекты регулирования
устойчивости бюджета региона 10
1.2 Содержание, факторы и способы обеспечения устойчивости бюджета
субъекта РФ 20
1.3 Методические подходы к анализу устойчивости бюджета Субъекта РФ (на
примере Челябинской области) 28
2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ устойчивости доходов бюджета Челябинской области 33
2.2 Оценка вариабельности исполнения расходов 61
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Проблемы и ограничения, снижающие устойчивость бюджетов субъектов
РФ, система мер по повышению стабильности доходов 68
3.2 Рекомендации по повышению устойчивости доходов бюджета
Челябинской области 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ
1.1 Структура доходов и направления расходов, как объекты регулирования
устойчивости бюджета региона 10
1.2 Содержание, факторы и способы обеспечения устойчивости бюджета
субъекта РФ 20
1.3 Методические подходы к анализу устойчивости бюджета Субъекта РФ (на
примере Челябинской области) 28
2 ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ устойчивости доходов бюджета Челябинской области 33
2.2 Оценка вариабельности исполнения расходов 61
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Проблемы и ограничения, снижающие устойчивость бюджетов субъектов
РФ, система мер по повышению стабильности доходов 68
3.2 Рекомендации по повышению устойчивости доходов бюджета
Челябинской области 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
В процессе развития общественно-политических и экономических отношений региона проблема финансовой устойчивости бюджета не теряет своей актуальности, так как бюджет - это механизм, используя который государство в лице органов власти Субъекта РФ позволяет осуществлять регулирование национальной экономики, региональных финансов, социальной политики. Бюджет является основой функционирования деятельности Субъекта РФ и позволяет обеспечить возложенные на него функции.
Бюджет - это основной финансовый план Субъекта РФ, который дает региональным органам власти экономическую основу осуществления деятельности. Таким образом, возможность региональных органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.
Один из важнейших показателей, характеризующих состояние региона, — бюджетная устойчивость, которая позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти, поэтому необходимо проведение систематического анализа бюджетов на предмет устойчивости.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях кризиса и снижения доходов региональных бюджетов РФ сложно обеспечить устойчивость бюджета, так как расходы необходимые для нормального обеспечения выполнения функций и задач, возложенных на органы власти Субъекта РФ выше доходов бюджета субъектов РФ.
Объект исследования данной работы - бюджета Субъекта РФ.
Предмет исследования - устойчивость бюджета Челябинской области.
Цель исследования - определить факторы, влияющие на устойчивость бюджета для выявления направлений повышения стабильности ресурсов реализации функции Субъекта РФ (на примере Челябинской области).
Задачи исследования:
• Проанализировать структуру доходов и направления расходов, как объекты регулирования устойчивости бюджета региона
• Раскрыть содержание, факторы и способы обеспечения устойчивости бюджета субъекта РФ
• Разработать методические подходы к анализу устойчивости бюджета Субъекта РФ
• Проанализировать устойчивость доходов бюджета Челябинской области
• Провести оценку исполнения вариабельности расходов
• Выявить проблемы и ограничения, снижающие устойчивость бюджетов субъектов РФ, предложить систему мер по повышению стабильности доходов
• Предложить рекомендации по повышению устойчивости доходов бюджета Челябинской области.
Бюджет - это основной финансовый план Субъекта РФ, который дает региональным органам власти экономическую основу осуществления деятельности. Таким образом, возможность региональных органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.
Один из важнейших показателей, характеризующих состояние региона, — бюджетная устойчивость, которая позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти, поэтому необходимо проведение систематического анализа бюджетов на предмет устойчивости.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях кризиса и снижения доходов региональных бюджетов РФ сложно обеспечить устойчивость бюджета, так как расходы необходимые для нормального обеспечения выполнения функций и задач, возложенных на органы власти Субъекта РФ выше доходов бюджета субъектов РФ.
Объект исследования данной работы - бюджета Субъекта РФ.
Предмет исследования - устойчивость бюджета Челябинской области.
Цель исследования - определить факторы, влияющие на устойчивость бюджета для выявления направлений повышения стабильности ресурсов реализации функции Субъекта РФ (на примере Челябинской области).
Задачи исследования:
• Проанализировать структуру доходов и направления расходов, как объекты регулирования устойчивости бюджета региона
• Раскрыть содержание, факторы и способы обеспечения устойчивости бюджета субъекта РФ
• Разработать методические подходы к анализу устойчивости бюджета Субъекта РФ
• Проанализировать устойчивость доходов бюджета Челябинской области
• Провести оценку исполнения вариабельности расходов
• Выявить проблемы и ограничения, снижающие устойчивость бюджетов субъектов РФ, предложить систему мер по повышению стабильности доходов
• Предложить рекомендации по повышению устойчивости доходов бюджета Челябинской области.
Доходы регионального бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов власти субъектов Российской Федерации.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации относятся региональные налоги и отчисления от федеральных налогов и сборов, норматив которых устанавливается Федеральными органами власти.
В структуру доходов регионального бюджета входят неналоговые доходы. Неналоговые доходы определены статьей 57 Бюджетного Кодекса РФ. Отличительная черта неналоговых доходов состоит в том, что регулирование вопросов образования источников неналоговых доходов, их взимания (удержания) и перечисления, находится в сфере не только бюджетного и налогового законодательства, но и таких отраслей как гражданское, уголовное, административное, муниципальное и других.
К доходам бюджета Субъекта РФ относятся безвозмездные поступления от Федерального бюджета. Безвозмездные поступления - это добровольные и безвозмездные поступления денежных средств.
Формирование расходов бюджетов субъектов РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов государственной власти субъектов РФ за счет средств собственных бюджетов. Органы государственной власти субъекта РФ ведут реестры расходных обязательств с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев с указанием бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Один из важнейших показателей, характеризующих состояние Субъекта РФ - устойчивость. Устойчивость бюджета позволяет оценить прочность финансовой основы деятельности региональной власти. Это объясняет необходимость проведения анализа устойчивости бюджета Субъекта РФ.
Устойчивость бюджетной системы - это такое её состояние, которое проявляется в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования без значительных колебаний основных параметров системы.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость бюджета региона, могут быть внутренними и внешними.
В обеспечении финансовой устойчивости в условиях следует сформировать определенные принципы и выделить возможности сформировать встроенные стабилизаторы в модели обеспечения финансовой устойчивости.
Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния бюджета региона, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов региона создают возможности для реализации установленных целей и задач его социально-экономического развития в определенный период времени.
Анализ устойчивости бюджета Челябинской области будет включать следующие этапы:
1) Горизонтальный анализ доходов и расходов бюджета Челябинской области
2) Вертикальный анализ бюджета Челябинской области
3) Расчет финансовых показателей устойчивости бюджета Челябинской области.
Наиболее ёмкими налогами из числа налоговых доходов бюджета Челябинской области являются следующие: отчисления от федерального налога - Налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.
Анализ структуры налоговых доходов Челябинской области за 2014 -2016 гг. показывает незначительное изменение в структуре налоговых доходов, произошло сокращение доли налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, налогов взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов за период 2014-2016 гг. занимают штрафы, санкции, возмещение ущерба, в 2014 году - 39,96%, в 2015 году - 32,90%, в 2016 году - 55,22%.
На основе анализа можно сделать вывод о сокращении количества акцизов в
2015 году на 28,77% и резкий рост в 2016 году на 42,84% , что может свидетельствать о кратковременных конъюнктурных изменениях регионального рынка подакцизных товаров. Также наблюдается незначительное сокращение в
2016 году налога на имущество организаций и транспортного налога.
Наибольший прирост имеют такие неналоговые доходы за оба анализируемых периода, как: проценты от предоставления бюджетных кредитов, прочие поступления от использования имущества, административные платежи, штрафы, санкции, возмещения ущерба. Отрицательные темпы прироста имеют плата за использования лесов, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Из полученных данных мы видим сокращение безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также сократились возвраты остатков субвенций и субсидий прошлых лет, что говорит о том, что сократилось количество неосвоенных денег бюджетом Челябинской области.
По данным анализа финансовых показателей можно сделать вывод о том, что бюджет Челябинской области устойчив, коэффициент бюджетной автономии за анализируемый период равен в 2014 году - 77,38, в 2015 году 78,68, в 2016 году - 81,59, что означает, что бюджет Челябинской области в большей мере состоит из собственных доходов. А также уровень дефицита к налоговым и неналоговым доходам достаточно низкий: в 2014 году - 4,90, в 2015 году - 0,42, в 2016 году - 0,15. Коэффициент бюджетного покрытия в 2014 году - 96,34, в 2015 году - 99,67, в 2016 году - 99,88, что тоже свидетельствует о высоком уровне устойчивости бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает финансирование запланированных мероприятий, которые предусмотрены Законом об областном бюджете, в границах утвержденных сумм и фактического наличия средств бюджета.
Стоит отметить, что контроль над исполнением расходов бюджета не является инструментом от избегания отклонений, но помогает вовремя принять управленческое решение органами власти для предотвращения отклонений в будущем.
За период 2014 - 2016 гг. исполнение бюджета Челябинской области имело значительные отклонения от первоначального плана бюджета. Так, наиболее яркими отклонениями были: в 2014 году в жилищно-коммунальном хозяйстве, где превышение над планом составило 51,5%, обслуживание государственного и муниципального долга -42,72%, в 2015 году физическая культура и спорт 40,73%, национальная экономика на 40,69%. Наиболее сильное отклонение в 2016 году по расходам в разделе национальная экономика 70,13% и физическая культура и спорт 36,76%.
Также наблюдается значительное сокращение расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга, выполнение плана составило всего лишь 38,8%.
Стоит отметить, что за анализируемый период сохраняется общий вид структуры расходов - доли по всем разделам изменяются незначительно.
Для обеспечения устойчивости бюджета Челябинской области требуется высокий уровень налоговых доходов, поэтому предлагается проектируемый к введению налог с продаж со ставкой 4%. Проектируемым налогом с продаж будет облагаться розничная торговля и платные услуги населению. Также мерой повышения устойчивости регионального бюджета будет служить повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 15%. В расчете используем нормативную максимальную величину, которая может быть частью доходов бюджета субъекта РФ, а именно норматив 85%.
С учетом проведенных мероприятий проанализирована устойчивость бюджета Челябинской области. Увеличились налоговые доходы, суммарные доходы бюджета, собственные доходы бюджета Челябинской области, пропал дефицит бюджета. Отмечается значительное снижение коэффициента бюджетной зависимости, что свидетельствует о снижении зависимости бюджета Челябинской области от безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета. Увеличение коэффициента бюджетной автономии свидетельствует об увеличении устойчивости бюджета Челябинской области и об увеличении доли собственных доходов в общей сумме доходов регионального бюджета, а также значительно вырос коэффициент бюджетного покрытия, все расходы регионального бюджета покрываются общими доходами. В итоге после проведения проектных мероприятий бюджет Челябинской области стал более устойчивым.
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации относятся региональные налоги и отчисления от федеральных налогов и сборов, норматив которых устанавливается Федеральными органами власти.
В структуру доходов регионального бюджета входят неналоговые доходы. Неналоговые доходы определены статьей 57 Бюджетного Кодекса РФ. Отличительная черта неналоговых доходов состоит в том, что регулирование вопросов образования источников неналоговых доходов, их взимания (удержания) и перечисления, находится в сфере не только бюджетного и налогового законодательства, но и таких отраслей как гражданское, уголовное, административное, муниципальное и других.
К доходам бюджета Субъекта РФ относятся безвозмездные поступления от Федерального бюджета. Безвозмездные поступления - это добровольные и безвозмездные поступления денежных средств.
Формирование расходов бюджетов субъектов РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами органов государственной власти субъектов РФ за счет средств собственных бюджетов. Органы государственной власти субъекта РФ ведут реестры расходных обязательств с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов и абзацев с указанием бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Один из важнейших показателей, характеризующих состояние Субъекта РФ - устойчивость. Устойчивость бюджета позволяет оценить прочность финансовой основы деятельности региональной власти. Это объясняет необходимость проведения анализа устойчивости бюджета Субъекта РФ.
Устойчивость бюджетной системы - это такое её состояние, которое проявляется в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования без значительных колебаний основных параметров системы.
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость бюджета региона, могут быть внутренними и внешними.
В обеспечении финансовой устойчивости в условиях следует сформировать определенные принципы и выделить возможности сформировать встроенные стабилизаторы в модели обеспечения финансовой устойчивости.
Анализ финансовой устойчивости является важной составляющей оценки финансового состояния бюджета региона, при котором определенная структура и объем финансовых и бюджетных ресурсов региона создают возможности для реализации установленных целей и задач его социально-экономического развития в определенный период времени.
Анализ устойчивости бюджета Челябинской области будет включать следующие этапы:
1) Горизонтальный анализ доходов и расходов бюджета Челябинской области
2) Вертикальный анализ бюджета Челябинской области
3) Расчет финансовых показателей устойчивости бюджета Челябинской области.
Наиболее ёмкими налогами из числа налоговых доходов бюджета Челябинской области являются следующие: отчисления от федерального налога - Налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.
Анализ структуры налоговых доходов Челябинской области за 2014 -2016 гг. показывает незначительное изменение в структуре налоговых доходов, произошло сокращение доли налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, налогов взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов за период 2014-2016 гг. занимают штрафы, санкции, возмещение ущерба, в 2014 году - 39,96%, в 2015 году - 32,90%, в 2016 году - 55,22%.
На основе анализа можно сделать вывод о сокращении количества акцизов в
2015 году на 28,77% и резкий рост в 2016 году на 42,84% , что может свидетельствать о кратковременных конъюнктурных изменениях регионального рынка подакцизных товаров. Также наблюдается незначительное сокращение в
2016 году налога на имущество организаций и транспортного налога.
Наибольший прирост имеют такие неналоговые доходы за оба анализируемых периода, как: проценты от предоставления бюджетных кредитов, прочие поступления от использования имущества, административные платежи, штрафы, санкции, возмещения ущерба. Отрицательные темпы прироста имеют плата за использования лесов, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Из полученных данных мы видим сокращение безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также сократились возвраты остатков субвенций и субсидий прошлых лет, что говорит о том, что сократилось количество неосвоенных денег бюджетом Челябинской области.
По данным анализа финансовых показателей можно сделать вывод о том, что бюджет Челябинской области устойчив, коэффициент бюджетной автономии за анализируемый период равен в 2014 году - 77,38, в 2015 году 78,68, в 2016 году - 81,59, что означает, что бюджет Челябинской области в большей мере состоит из собственных доходов. А также уровень дефицита к налоговым и неналоговым доходам достаточно низкий: в 2014 году - 4,90, в 2015 году - 0,42, в 2016 году - 0,15. Коэффициент бюджетного покрытия в 2014 году - 96,34, в 2015 году - 99,67, в 2016 году - 99,88, что тоже свидетельствует о высоком уровне устойчивости бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает финансирование запланированных мероприятий, которые предусмотрены Законом об областном бюджете, в границах утвержденных сумм и фактического наличия средств бюджета.
Стоит отметить, что контроль над исполнением расходов бюджета не является инструментом от избегания отклонений, но помогает вовремя принять управленческое решение органами власти для предотвращения отклонений в будущем.
За период 2014 - 2016 гг. исполнение бюджета Челябинской области имело значительные отклонения от первоначального плана бюджета. Так, наиболее яркими отклонениями были: в 2014 году в жилищно-коммунальном хозяйстве, где превышение над планом составило 51,5%, обслуживание государственного и муниципального долга -42,72%, в 2015 году физическая культура и спорт 40,73%, национальная экономика на 40,69%. Наиболее сильное отклонение в 2016 году по расходам в разделе национальная экономика 70,13% и физическая культура и спорт 36,76%.
Также наблюдается значительное сокращение расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга, выполнение плана составило всего лишь 38,8%.
Стоит отметить, что за анализируемый период сохраняется общий вид структуры расходов - доли по всем разделам изменяются незначительно.
Для обеспечения устойчивости бюджета Челябинской области требуется высокий уровень налоговых доходов, поэтому предлагается проектируемый к введению налог с продаж со ставкой 4%. Проектируемым налогом с продаж будет облагаться розничная торговля и платные услуги населению. Также мерой повышения устойчивости регионального бюджета будет служить повышение налога на доходы физических лиц с 13% до 15%. В расчете используем нормативную максимальную величину, которая может быть частью доходов бюджета субъекта РФ, а именно норматив 85%.
С учетом проведенных мероприятий проанализирована устойчивость бюджета Челябинской области. Увеличились налоговые доходы, суммарные доходы бюджета, собственные доходы бюджета Челябинской области, пропал дефицит бюджета. Отмечается значительное снижение коэффициента бюджетной зависимости, что свидетельствует о снижении зависимости бюджета Челябинской области от безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета. Увеличение коэффициента бюджетной автономии свидетельствует об увеличении устойчивости бюджета Челябинской области и об увеличении доли собственных доходов в общей сумме доходов регионального бюджета, а также значительно вырос коэффициент бюджетного покрытия, все расходы регионального бюджета покрываются общими доходами. В итоге после проведения проектных мероприятий бюджет Челябинской области стал более устойчивым.
Подобные работы
- Доходы бюджета субъекта Российской Федерации и пути их укрепления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Анализ доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные технологии в государственном управлении регионом (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017





