Введение
1. Теоретические сведения 7
1.1 Системы дистанционного обучения (E-Learning) 7
1.2 Научные олимпиады 13
1.3 Тестирование и системы электронного тестирования 17
1.4 Актуальность разработки 20
2 Проектная часть 22
2.1 Диаграмма развертывания 22
2.2 Диаграмма состояний 22
2.3 Диаграмма прецедентов 23
2.4 Диаграмма деятельности 24
2.5 Схема бизнес-процесса 25
2.6 Функционал системы 27
2.7 Требования к информационной и программной совместимости 28
2.8 Требования к хранению 28
2.9 Требования к составу и параметрам технических средств 28
3 Программная реализация 29
3.1 Инструментарий 29
3.2 Логическая структура системы 35
3.3 Структура базы данных 37
3.4 Назначение и структура страниц 38
3.5 Функциональный подмодуль «мастер создания олимпиады» 54
3.6 Описание работы модуля «test» 61
3.7 Безопасность 64
3.8 Апробация 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций с середины XX века привело к совершенствованию информационной среды общества, а также открыло новые возможности во всех сферах деятельности человека, включая и образование. Информатизация образования как отрасль педагогической науки ориентирована на обеспечение сферы образования технологиями, направленных на решение всевозможных задач. Использование современных технологических средств позволяет с большей эффективностью не только получать, передавать и структурировать информацию, но и управлять ею.
«Технологический бум» привел к появлению электронных библиотек и всевозможных систем для отслеживания прогресса субъекта образовательного процесса. Постепенно современное общество переходит от бумажных носителей информации к электронным. Благодаря этому, постепенно пропадает необходимость в использовании журналов успеваемости, методического материала в виде книг и учебников и т.д. Бумажные книги и учебники все стремительнее превращаются в историческое достояние. Нет абсолютно верного суждения о том, хорошо это или плохо, но плюсы внедрения информационных технологий в сферу образования, в плане доступности данных, простоты ее получения и структурирования - очевидны.
С развитием веб-технологий появилась возможность создания и использования различных систем дистанционного обучения. Если раньше для прохождения аттестации или тестирования использовались бумажные носители, что усложняло процесс проверки, то теперь их прохождение возможно на специализированных веб-сайтах при наличии лишь Интернет-соединения. Такие системы нередко используют встроенные алгоритмы проверки, что позволяет всем субъектам образовательного процесса получить структурированные данные о результатах за считанные секунды. Базы данных, используемые в подобных системах, позволяют хранить большие объемы информации без больших, сравнительно, вложений.
Информатизация образования коснулась и такой части образовательного процесса, как проведение научных олимпиад, актуальность которых стремительно растет из-за роста желающих получить высшее и средне-специальное образование.
Все чаще в рамках очного или дистанционного обучения, а также в рамках проведения олимпиад, используют электронное тестирование, которое позволяет оперативно определить уровень знаний обучающихся и выявить самых способных из них.
Целью данной бакалаврской работы является расширение возможностей проведения научных олимпиад для абитуриентов, создание гибкой системы тестирования, с упрощенной процедурой запуска, модификации и управления.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить три группы задач:
а) обзор предметной области - определить понятия олимпиады, дистанционного тестирования и дистанционного обучения;
б) разработка архитектуры системы:
1) проанализировать средства разработки;
2) определить строение общей структуры системы;
3) определить включаемые в систему модули;
4) создать веб-сайт информационной поддержки проведения олимпиад;
в) разработка функционала системы:
1) реализовать возможность регистрации участников;
2) разработать автоматизированный алгоритм тестирования участников;
3) разработать интерфейс пользователя;
4) разработать панель управления сайтом для администратора с «дружественным» интерфейсом;
5) обеспечить безопасность сайта на разных уровнях доступа;
6) обеспечить возможность подключения и соединения с БД;
7) обеспечить возможность анализа, поиска, загрузки и выгрузки информации из БД;
8) обеспечить возможность загрузки файлов на сервер.
Результатом данной бакалаврской работы является полноценная рабочая система информационной поддержки проведения олимпиад с собственным алгоритмом тестирования. Апробация этой системы показала эффективность и безопасность ее использования, даже без некоторых функций, добавленных позднее. Система оказалась действительно проста в использовании, а её функционал достаточен для решения поставленных задач.
При наличии готового веб-сервера с поддержкой подключения базы данных, зарегистрированного доменного имени, банка вопросов и соответствующих нормативных документов, запуск олимпиады с использованием данной системы занимает считанные минуты, а её сопровождение возможно без вмешательства и консультирования со стороны разработчика. Такая система может использоваться в любом учебном заведении, что обеспечивается простотой и гибкостью её настройки.
Высокая скорость работы системы обеспечивается исключением лишнего функционала, в сравнении с альтернативами, рассмотренными в данной работе. Но не смотря на узкую область использования и ограниченный функционал, она может и будет совершенствоваться, что делает её потенциально конкурентоспособной наряду с коммерческими дорогостоящими проектами.
Эффективное проведение научных олимпиад повышает интерес абитуриентов к учебному заведению и способствует выявлению самых достойных кандидатов на получение качественного образования. Автоматизация в данной области, как и в образовательном процессе в целом, является необходимым шагом и явлением в условиях прогресса и ритма жизни в двадцать первом веке.
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
2. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 30.12.2013. - Красноярск: СФУ, 2014. - 60 с.
3. Колисниченко, Д. В. PHP и MySQL. Разработка Web-приложений : книга / Д. В. Колисниченко. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2015. - 592 с.
4. Никсон, Р. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5.: книга / Р. Никсон - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 688 с.
5. Роберт, И. В. Методология информатизация образования [Электронный ресурс] / И. В. Роберт // Конференция «Информационные технологии в образовании» : ИТО-2015. - Режим доступа:http://ito.su/40/plenum/Robert.html
6. Веб-программирование. Что такое CMS? [Электронный ресурс] // Веб-студия WebStudio2U. - Режим доступа: http://webstudio2u.net/ru/programming/96- cms.html
7. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс] // Институт международных программ Российского университета дружбы народов. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html
8. Нормативные и методические документы - ИКТ в образовании
[Электронный ресурс] // Персональный сайт Бушуевой Екатерины. - Режим доступа: http://katerina-
bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/normativnye_i_metodicheskie _dokumenty/4-1-0-6
9. О проекте [Электронный ресурс] // Все о Joomla! на русском - просто и понятно. - Режим доступа:http://joomla.ru/about
10. Предметные олимпиады школьников [Электронный ресурс] //
ГлавСправ. Образование в Петербурге. Информационно-справочный портал. - Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/olymp/discipline/
11. Руководство пользователя [Электронный ресурс] // Open Server. - Режим доступа:http://open-server.ru/docs/
12. Системы тестирования (электронное тестирование) [Электронный ресурс] // Нижегородский государственный технический университет. - Режим доступа:nntu.ru/RUS/otd sl/metod uprav/inov met/el test.doc
13. Тур по системе uCoz [Электронный ресурс] // uCoz. - Режим доступа: http://www.ucoz.ru/tour/
14. CMS - это?... [Электронный ресурс] // Хабрахабр. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/21735/
15. LMS and LCMS: В чем разница? [Электронный ресурс] // Дистанционное обучение, e-learning, СДО. - Режим доступа:http://www.distance-Iearning.ru/db/el/b254358de85ffe70c325723b0032f739/doc.html
16. Moodle - система дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Компания Открытые Технологии. - Режим доступа: http://opentechnology.ru/products/moodle
17. PHP: Руководство по PHP [Электронный ресурс] // PHP: Hypertext preprocessor. - Режим доступа: http://php.net/manual/ru/