Приобщение к национальной культуре детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: дошкольное отделение МБОУ СОШ с.п. «Село Верхняя Эконь» (Комсомольский район, Хабаровский край).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре ……………………………………………………………….8
1.1. Особенности процесса формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре……….8
1.2. Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в дошкольной образовательной организации……13
1.3. Условия эффективного приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре………………………………………………………………18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре …25
2.1. Диагностика уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре………25
2.2. Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре34
2.3. Оценка эффективности программы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре……44
Заключение…………………………………………………………………………..51
Библиографический список………55
Приложение 1…………59
Приложение 2………60
Приложение 3…………62
Приложение 4…………69
База исследования: дошкольное отделение МБОУ СОШ с.п. «Село Верхняя Эконь» (Комсомольский район, Хабаровский край).
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре ……………………………………………………………….8
1.1. Особенности процесса формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре……….8
1.2. Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в дошкольной образовательной организации……13
1.3. Условия эффективного приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре………………………………………………………………18
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование педагогических условий по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре …25
2.1. Диагностика уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре………25
2.2. Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре34
2.3. Оценка эффективности программы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре……44
Заключение…………………………………………………………………………..51
Библиографический список………55
Приложение 1…………59
Приложение 2………60
Приложение 3…………62
Приложение 4…………69
Актуальность. Проблема нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных, и, одновременно, базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания нравственного воспитания, принятого, в отечественной педагогике [1].
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и жить хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. Воспитывая человека, нельзя игнорировать его естественную природу. Можно волевым усилием навязать ему определённую сумму знаний, но нельзя заставить его любить свою Родину, быть творческой личностью.
Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации – обращение к национальной культуре.
Детская душа очень чувствительна к родному слову, красоте нашей природы, народной музыке, поэтому национальная культура должна стать для ребёнка началом, порождающим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослых и в то же время доступна каждому ребёнку. Знакомясь с ней, ребёнок осваивает опыт предыдущих поколений.
Приобщение к национальной культуре должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности: это подтверждают убедительные данные многолетних исследований педагогов – таких, как О.Л. Князева, М.Д. Маханева, и другие, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию [7].
Вместе с тем обнаруживаются противоречия в том, что приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным на данный момент, но педагоги дошкольных образовательных организаций уделяют недостаточное внимание формированию знаний детей о национальной культуре и традициях своего народа.
Проблема состоит в том, что в настоящее время наблюдается достаточное количество программ, направленных на приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, которые наиболее полно отражают работу педагога в дошкольной образовательной организации по данной теме. А именно в дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом. Корни этой связи в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человечком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях.
Цель исследования: разработать программу приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре.
2. Определить особенности процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре.
3. Проанализировать особенности организации и содержания деятельности дошкольной образовательной организации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре
4. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.
Объект исследования: процесс приобщения к народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: специфика организации содержательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в рамках дошкольной образовательной организации
Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного возраста будет способствовать развитию нравственного воспитания детей дошкольного воспитания, если:
1) создана предметно-развивающая среда, направленная на приобщение детей к национальной культуре;
2) с детьми организована работа на занятиях и в свободной деятельности с учетом возрастных особенностей;
3) организована работа с родителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностика;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База исследования: дошкольное отделение МБОУ СОШ с.п. «Село Верхняя Эконь». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (5 девочек и 5 мальчиков) старшего дошкольного возраста русской национальности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций в духовно-нравственном воспитании детей
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 30 источников, 4 приложений.
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и жить хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. Воспитывая человека, нельзя игнорировать его естественную природу. Можно волевым усилием навязать ему определённую сумму знаний, но нельзя заставить его любить свою Родину, быть творческой личностью.
Одно из наиболее эффективных средств развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации – обращение к национальной культуре.
Детская душа очень чувствительна к родному слову, красоте нашей природы, народной музыке, поэтому национальная культура должна стать для ребёнка началом, порождающим личность. Элементы такой культуры являются составной частью мира взрослых и в то же время доступна каждому ребёнку. Знакомясь с ней, ребёнок осваивает опыт предыдущих поколений.
Приобщение к национальной культуре должно начинаться с колыбели и пронизывать всё содержание дошкольного образования.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности: это подтверждают убедительные данные многолетних исследований педагогов – таких, как О.Л. Князева, М.Д. Маханева, и другие, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию [7].
Вместе с тем обнаруживаются противоречия в том, что приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре является актуальным на данный момент, но педагоги дошкольных образовательных организаций уделяют недостаточное внимание формированию знаний детей о национальной культуре и традициях своего народа.
Проблема состоит в том, что в настоящее время наблюдается достаточное количество программ, направленных на приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, которые наиболее полно отражают работу педагога в дошкольной образовательной организации по данной теме. А именно в дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом. Корни этой связи в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человечком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях.
Цель исследования: разработать программу приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре.
2. Определить особенности процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре.
3. Проанализировать особенности организации и содержания деятельности дошкольной образовательной организации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре
4. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.
Объект исследования: процесс приобщения к народной культуре детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: специфика организации содержательной деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в рамках дошкольной образовательной организации
Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного возраста будет способствовать развитию нравственного воспитания детей дошкольного воспитания, если:
1) создана предметно-развивающая среда, направленная на приобщение детей к национальной культуре;
2) с детьми организована работа на занятиях и в свободной деятельности с учетом возрастных особенностей;
3) организована работа с родителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностика;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База исследования: дошкольное отделение МБОУ СОШ с.п. «Село Верхняя Эконь». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (5 девочек и 5 мальчиков) старшего дошкольного возраста русской национальности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций в духовно-нравственном воспитании детей
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 30 источников, 4 приложений.
Описанная в работе опытно-экспериментальная деятельность была проведена с целью проведения комплексного анализа особенностей организации и содержания деятельности дошкольной образовательной организации в решении задачи приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
В процессе анализа теоретической литературы, мы выяснили, что приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре – одна из важнейших сторон общего развития и воспитания ребёнка. Нами было отмечено, что традиционная национальная культура – это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст – время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Формирование основ национальной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на занятиях и других мероприятиях, организованных в детском саду. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре имеет свои особенности и успешно реализуется при создании благоприятных условий развития детей, обогащении духовно-нравственного опыта каждого ребенка, формирование чувства сопричастности окружающей действительности, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, взаимодействие с родителями воспитанников. Традиционная национальная культура – это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этно-педагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции.
Для эффективного воспитания детей в русских народных традициях должны быть созданы определенные условия. Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ, которая затрагивает все стороны личности ребенка — эмоции, чувства, мыслительную деятельность, становится для ребенка средой развития.
Организация развивающей предметно-пространственной среды — это:
- создание благоприятных условий развития детей;
- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;
- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Самым эффективным методом деятельности дошкольников является игра, поэтому использование разнообразных подвижных игр, хороводных, словесных способствует приобщению к русским народным традициям и знакомят детей:
- с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа;
- с русскими народными произведениями: сказками, потешками, колыбельными песенками;
- русскими народными праздниками, развлечениями, посиделками;
- знаменательными днями.
В ходе констатирующего эксперимента нами был определен уровень приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, который показал, что у детей преобладает низкий и средний уровень.
С целью повышения уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о народной культуре нами была разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста, которая включала праздники, беседы, занятия, направленные на развитие представлений детей о русской народной культуре и традициях.
Программа, разработанная нами, была направлена на:
- создание атмосферы национального быта, знакомство с предметами старины;
- широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, пословиц, поговорок и т.д.);
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям старшего дошкольного возраста ощутить себя частью великого народа. С этой целью был создан мини - музей «Русская изба». Занятия по ознакомлению детей с народным творчеством проводили в мини-музее. От каждой встречи дети получали радость и удовольствие. Первые посещения «избы» были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способами действия с ними. Система занятий программы, включала в себя не только знакомство с бытом русского народа, но и активное изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства, знакомство с русскими народными инструментами, играми. В своей работе использовали пословицы и поговорки, так как они помогают лучше понять правила житейской мудрости, при этом опирались на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Через праздники и развлечения знакомили детей с традициями нашего народа. Воспитательная возможность праздников и развлечений в том, что они побуждают детей к широкой разнообразной деятельности, способствуют активному самовыражению личности, вызванному эмоциональной реакцией на конкретные события.
Чтобы работа была эффективней, мы проводили огромную работу с родителями. Именно родители являются источником представлений о нравственной стороне жизни. Родители воспитанников с интересом и желанием участвовали в праздниках и развлечениях, которые направлены на приобщение к русским народным традициям: «Осенины», «Масленица» и другие.
Проведенный нами контрольный эксперимент показал, что у детей уровень приобщения к народной культуре значительно повысился, преобладает высокий и средний уровень.
Нами было отмечено, что дети стали проявлять интерес к русским народным традициям. Мероприятия программы способствовали приобщению детей к русской народной культуре.
Таким образом, разработанная нами программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре оказалась эффективной.
Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного возраста будет способствовать развитию нравственного воспитания детей дошкольного воспитания, если:
- создана предметно-развивающая среда, направленная на приобщение детей к национальной культуре;
- с детьми организована работа на занятиях и в свободной деятельности с учетом возрастных особенностей;
- организована работа с родителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре была подтверждена.
Цель работы достигнута, поставленные нами задачи решены.
В процессе анализа теоретической литературы, мы выяснили, что приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре – одна из важнейших сторон общего развития и воспитания ребёнка. Нами было отмечено, что традиционная национальная культура – это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Дошкольный возраст – время активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Формирование основ национальной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на занятиях и других мероприятиях, организованных в детском саду. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре имеет свои особенности и успешно реализуется при создании благоприятных условий развития детей, обогащении духовно-нравственного опыта каждого ребенка, формирование чувства сопричастности окружающей действительности, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, взаимодействие с родителями воспитанников. Традиционная национальная культура – это духовные и материальные ценности, созданные народом, т. е. передаваемые от поколения к поколению этно-педагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции.
Для эффективного воспитания детей в русских народных традициях должны быть созданы определенные условия. Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ, которая затрагивает все стороны личности ребенка — эмоции, чувства, мыслительную деятельность, становится для ребенка средой развития.
Организация развивающей предметно-пространственной среды — это:
- создание благоприятных условий развития детей;
- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;
- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Самым эффективным методом деятельности дошкольников является игра, поэтому использование разнообразных подвижных игр, хороводных, словесных способствует приобщению к русским народным традициям и знакомят детей:
- с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа;
- с русскими народными произведениями: сказками, потешками, колыбельными песенками;
- русскими народными праздниками, развлечениями, посиделками;
- знаменательными днями.
В ходе констатирующего эксперимента нами был определен уровень приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, который показал, что у детей преобладает низкий и средний уровень.
С целью повышения уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о народной культуре нами была разработана и реализована программа для детей старшего дошкольного возраста, которая включала праздники, беседы, занятия, направленные на развитие представлений детей о русской народной культуре и традициях.
Программа, разработанная нами, была направлена на:
- создание атмосферы национального быта, знакомство с предметами старины;
- широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, пословиц, поговорок и т.д.);
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям старшего дошкольного возраста ощутить себя частью великого народа. С этой целью был создан мини - музей «Русская изба». Занятия по ознакомлению детей с народным творчеством проводили в мини-музее. От каждой встречи дети получали радость и удовольствие. Первые посещения «избы» были посвящены знакомству с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способами действия с ними. Система занятий программы, включала в себя не только знакомство с бытом русского народа, но и активное изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства, знакомство с русскими народными инструментами, играми. В своей работе использовали пословицы и поговорки, так как они помогают лучше понять правила житейской мудрости, при этом опирались на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Через праздники и развлечения знакомили детей с традициями нашего народа. Воспитательная возможность праздников и развлечений в том, что они побуждают детей к широкой разнообразной деятельности, способствуют активному самовыражению личности, вызванному эмоциональной реакцией на конкретные события.
Чтобы работа была эффективней, мы проводили огромную работу с родителями. Именно родители являются источником представлений о нравственной стороне жизни. Родители воспитанников с интересом и желанием участвовали в праздниках и развлечениях, которые направлены на приобщение к русским народным традициям: «Осенины», «Масленица» и другие.
Проведенный нами контрольный эксперимент показал, что у детей уровень приобщения к народной культуре значительно повысился, преобладает высокий и средний уровень.
Нами было отмечено, что дети стали проявлять интерес к русским народным традициям. Мероприятия программы способствовали приобщению детей к русской народной культуре.
Таким образом, разработанная нами программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре оказалась эффективной.
Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного возраста будет способствовать развитию нравственного воспитания детей дошкольного воспитания, если:
- создана предметно-развивающая среда, направленная на приобщение детей к национальной культуре;
- с детьми организована работа на занятиях и в свободной деятельности с учетом возрастных особенностей;
- организована работа с родителями воспитанников по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре была подтверждена.
Цель работы достигнута, поставленные нами задачи решены.
Подобные работы
- Формирование патриотизма детей дошкольного возраста (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Сказки как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019



