Введение
Теоретические основы управления трудовой мотивацией персонала 14
1.1 Понятие мотивации и ее роль в управлении персоналом 14
1.2 Классические теории мотивации труда 17
1.3 Геймификация, как метод повышения мотивации персонала и ее роль в
различных сферах 22
1.4 Принципы и элементы геймификации 32
2 Использование геймификации в системе трудовой мотивации сотрудников
в сфере продаж 39
2.1 Описание сферы продаж 39
2.2 Особенности трудовой мотивации персонала в сфере продаж 41
2.3 Особенности применения технологии геймификации в управлении
трудовой мотивацией персонала в сфере продаж 46
3 Методика и результаты применения геймификации для повышения уровня
трудовой мотивации 62
3.1 Специфика внедрения геймификации в систему трудовой мотивации
персонала сферы продаж 62
3.2 Исследование трудовой мотивации персонала компаний в сфере
продаж 65
3.3 Анализ эффективности и перспективы внедрения геймификации в
систему трудовой мотивации персонала сферы продаж 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ А Форма анкеты опроса сотрудников
На сегодняшний день, в условиях развития современного общества, грамотное функционирование любого предприятия зависит от ряда факторов, которые могут оказывать влияние в какой - либо степени на главные процессы его производственной деятельности. Нестабильное развитие экономической, социальной, политической среды, быстрое развитие научно - технического прогресса и постоянно растущая конкуренция ставит руководителей организаций перед необходимостью адаптировать свой стиль управления к меняющимся условиям управленческой деятельности, разрабатывать новые способы мотивации персонала, и совершенствовать уже существующие. Изучение проблем, связанных с грамотным управлением персонала, являются одними из важных моментов, которые влияют на эффективность работы компании в целом. Так как сотрудники предприятия являются одними из ведущих его активов, позволяют обеспечивать высокие финансовые результаты и устойчивость компании, то особое значение должно уделяться и социологическим аспектам, таким как выявление потребностей, определение стимулов и мотивов персонала к выполнению трудовой деятельности. Для того чтобы обеспечить продуктивность работы сотрудников, руководители предприятий должны находить новые более действенные методы привлечения сотрудников, способствовать вовлеченности персонала в деятельность организации, разрабатывать новые способы мотивации, которые позволят сотрудникам демонстрировать высокие результаты их деятельности. Трудовая мотивация персонала занимает ведущее место в стратегии развития любой компании.
Теории и подходы, буквально сегодня казавшиеся вполне актуальными, уже завтра могут показать свою полную несостоятельность и бессилие в решении новых задач и вопросов. В связи с возникшими кризисными условиями, во многих компаниях произошло сокращение финансовых ресурсов, они стали уменьшать расходы на мотивацию сотрудников. Это может послужить толчком для разработок более современных способов мотивации персонала, так как они, как правило, не требуют больших инвестиций, но тем не менее позволяют сохранить профессиональных сотрудников с высоким уровнем компетенции и поддержать уровень лояльности.
Информационные технологии играют большое значение в деятельности любой организации, а также в повседневной жизни. Развитие информационных технологий дает руководству компаний новые возможности для контроля трудового процесса сотрудников, за счет автоматизации и информатизации операций, а также проведение контроля над деятельностью сотрудников.
Все наиболее активнее современные организации ищут новые инструменты решения поставленных целей. Актуальным трендом на сегодняшний день является один из современных способов управления трудовой мотивацией персонала - геймификация. Начало данному термину положил Ник Пеллинг в 2002 году, но несмотря на это до 2010 года практически термин не упоминался. Однако, следует отметить, что уже в 2011 году геймификация одновременно с кастомизацией (customization) и большими данными (big data) была включена компанией Garther в список новых технологий, находящихся на пике спроса.
В буквальном смысле геймификация (в переводе с англ. - «игрофикация») - это применение игровых элементов и технологий создания игр в неигровом контексте [1]. В менеджменте применение игровых форм, представляет из себя определенную форму деятельности, которая помогает смоделировать производственную ситуацию с целью выработки эффективных решений и профессиональных навыков и умений. Геймификация в виде игровых элементов, используется практически во всех сферах жизни - учеба, работа, бизнес и многие другие. Несмотря на существующее до недавнего времени мнение, что работа и игра не совместимы, на практике оно не находит своего подтверждения, и напротив многие руководители и топ - менеджеры приходят к осмыслению данного инструмента. При создании и проектировании геймифицированных систем, многие разработчики помимо создания механизмов геймификации, пытаются уделить внимание и особенностям, которые характерны для различных трудовых поколений. Согласно данным исследования компании Deloitte, примерно 75% работников к 2025 году будут представители поколения Y — миллениалы, для которых характерны компьютерные игры, являющиеся частью их культуры. Внедрение геймификации в их рабочие процессы будет «обычным» явлением.
Геймификация сегодня признана быть одним из самых действенных подходов к управлению компанией через эффективное управление персоналом. Возможности геймификации как инструмента стимулирования персонала очень велики: трудовая мотивация, развитие сотрудников, повышение эффективности обучения, адаптация новых работников.
Актуальность данного исследования состоит в возросшей роли современных технологий в сегодняшнем мире. С изменениями во внешней среде, с развитием технического прогресса, увеличивается спрос и возрастает значимость человеческих возможностей. Без применения современных инструментов сегодня фактически невозможно быть конкурентоспособным. Результаты анализа научной литературы, информационно - аналитический обзор электронных источников, анализ публикаций научных статей и исследований свидетельствуют о недостаточном уровне изученности проблем нематериального стимулирования труда сотрудников с позиции геймификации. Именно такое положение определило актуальность данного магистерского исследования, как использование геймификации для повышения уровня трудовой мотивации персонала и необходимость усовершенствования системы мотивации сотрудников.
Цель магистерской диссертации - выявление особенностей внедрения и использования геймификации в управлении трудовой мотивацией сотрудников компаний в сфере продаж.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующего комплекса задач:
1. Раскрыть понятие трудовой мотивации и ее роль в управлении персоналом;
2. Изучить понятие геймификации и ее роль в различных сферах;
3. Изучить принципы и элементы геймификации;
4. Выявить особенности сферы продаж;
5. Изучить особенности трудовой мотивации персонала в сфере продаж;
6. Изучить особенности применения геймификации для повышения уровня трудовой мотивации;
7. Исследовать трудовую мотивацию персонала компаний в сфере продаж;
8. Проанализировать эффективность и перспективы внедрения геймификации в систему трудовой мотивации персонала сферы продаж.
Объектом диссертационного исследования является геймификация в системе управления трудовой мотивацией.
Предметом диссертационного исследования является - особенности использования системы геймификации для повышения уровня трудовой мотивации персонала.
Анализ степени изученности темы. Проблемы мотивации и стимулирования труда в системе управления персоналом компании получили развитие в трудах Маслоу А.Г., Герчикова В.И., Кибанова А.Я., Мэйо Э., Скинер Б.Ф., Мак - Клелланд Д., Герцберг Ф., Врум В., Аткинсон Дж.
Большой вклад в теорию использования геймификации внесли Дж. Линдер, Г. Зиккерман, К. Каннинген, К. Вербах, Д. Хантер, Дж. Хамари, Любко Е.О. и другие ученые, которые отразили в своих работах сущность, виды и факторы геймификации. Несмотря на довольно быстро растущий интерес к данному понятию, увеличение количества научных статей в журналах, отсутствует какой - либо единый теоретический подход к определению геймификации. Однако необходимость формирования и использования геймификации для повышения уровня трудовой мотивации персонала с учетом российской действительности и специфики деятельности компаний требует проведения дополнительных исследований и разработок. Анализ работ в области геймификации, которые посвящены изучению данного процесса, позволяют сделать вывод о недостаточном уровне теоретико - методологического обоснования исследуемого вопроса. Вопрос развития концепции геймификации требует дальнейшего продолжения теоретических исследований, углубляющих понимание ее содержания и терминологического аппарата.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, научные разработки, справочная и учебно - методическая литература по использованию геймификации как инструмента трудовой мотивации сотрудников, публикации научных статей и исследований, информация интернет - сайтов, сравнительный анализ данных, анализ нормативно - правовых документов и фактических данных компании, а также иные источники, относящиеся к вопросам использования геймификации для повышения уровня трудовой мотивации персонала. Применение этих методов помогло дать обоснование сделанных выводов.
Таким образом, можно сказать о том, что исследование геймификации, направленной на повышение уровня трудовой мотивации персонала является актуальным и перспективным вопросом, имеющим особую значимость для руководителей компаний. Актуальность и научно - практическая значимость указанной проблемы, и недостаточная проработанность послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что в ней сформулировано понятие геймификации, особенности внедрения и применения данного инструмента, на основе удовлетворения потребностей сотрудников, направленных для повышения уровня трудовой мотивации сотрудников сферы продаж. Полученные в процессе исследования результаты работы могут быть использованы в деятельности компании, а также руководителями, HR - специалистами, менеджерами различных коммерческих организаций сферы продаж.
Элементы научного вклада заключаются в том, что была изучена система трудовой мотивации персонала, геймификация, а также изучен и модифицирован подход к внедрению и использованию геймифицированных систем в компаниях сферы продаж.
В современном мире, главным и ценным ресурсом любого предприятия являются его сотрудники. Именно они обеспечивают компании высокие финансовые показатели, формируют устойчивость предприятия, а также влияют на эффективность работы в целом. Несмотря на это, многие руководители все чаще забывают об этом и их внимание в большей степени концентрируется на получении прибыли, нежели на развитии сотрудников. Поэтому очень важно применять новые современные способы для мотивации сотрудников, пытаться адаптировать свой стиль управления под меняющиеся условия, быстрорастущую конкуренцию и научно - технический прогресс. Ведь вложение средств в развитие персонала будет инвестицией в будущее компании. В первую очередь их удовлетворенность трудом является одним из ключевых факторов для эффективной работы компании. Трудовая мотивация персонала занимает ведущее место в стратегии развития любой компании.
В связи с кризисными условиями, возникшими в мире, во многих компаниях произошло сокращение финансовых ресурсов, руководство стало уменьшать расходы на мотивацию сотрудников. Это может послужить в дальнейшем толчком для разработок более современных способов мотивации персонала, так как они, как правило, не требуют больших инвестиций, но тем не менее позволяют сохранить профессиональных сотрудников с высоким уровнем компетенции и поддержать уровень лояльности. В виду высокого роста информационных технологий и смены трудового поколения, большое распространение получил такой способ мотивации персонала, как «геймификация».
В диссертационном исследовании для дальнейшего изучения нового способа мотивации персонала, был проведен анализ геймификации и грамотное использование в управлении трудовой мотивацией персонала в сфере продаж. Были проанализированы такие понятия, как трудовая мотивация и ее роль в управлении персоналом, а также классические теории мотивации труда. Для расширения знаний и понимания развития геймификации были последовательно изучены и решены следующие задачи:
1. Изучено понятие геймификации и ее роль в различных сферах;
2. Проанализированы принципы и элементы геймификации;
3. Выявлены особенности сферы продаж, а также характерные факторы при выстраивании трудовой мотивации в сфере продаж;
4. Проанализированы особенности применения геймификации для персонала в сфере продаж;
5. Предложена модифицированная модель, направленная на выявление основных потребностей и мотивов сотрудников при выстраивании геймифицированной системы;
6. Проведено исследование трудовой мотивации персонала, на примере компании в сфере продаж;
7. Проведено комплексное исследование особенностей геймификации в управлении трудовой мотивацией;
8. Проанализирована эффективность и перспективы внедрения геймификации в систему трудовой мотивации персонала сферы продаж.
В данной магистерской диссертации была модифицирована модель «Октализ», направленная на выявление особенностей при построении геймификации. Проведенный опрос среди сотрудников компании, позволил подтвердить гипотезу о том, что главным условием при внедрении геймификации в компании сферы продаж является направленность на удовлетворение первоочередных потребностей сотрудников, которые представлены в иерархии движущих сил сотрудников во второй главе диссертации.
Таким образом, поставленная в магистерской диссертации цель достигнута, и на основе проведенного исследования следует, что, используя в компаниях грамотно выстроенную и продуманную геймификацию в качестве инструмента мотивации, организация развивает конкуренцию между сотрудниками, а она, в свою очередь, ведет к повышению результативности и вовлеченности сотрудников, и улучшению показателей работы. Также при правильном внедрении систем в сферу продаж можно добиться улучшения результатов коммерческой деятельности за счет увеличения производительности, вовлеченности и удержания сотрудников. Тем самым хотелось бы отметить, что геймификация набирает все большую актуальность и потребность в качестве использования системы нематериального стимулирования. Построение грамотной и эффективной геймифицированной системы на основе движущих сил и потребностей сотрудников, позволит решить целый ряд задач, а также позволит создать высококвалифицированную и мотивированную команду сотрудников, которая поможет добиться увеличению производительности и эффективности работы компании в целом.
1. Вербах, К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / К.Вербах, Д.Хантер. - М.,2015. - 223 с.
2. Урок 4. Мотивация деятельности человека - URL: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php(дата обращения: 11.04.2022).
3. Кирилина О.Н. Роль мотивации в управлении персоналом / Бизнес -
образование в экономике знаний. - 2019. - № 201. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/rol-motivatsii-v-upravlenii-personalom (дата
обращения: 01.12.2021).
4. Двухфакторна теория Герцберга - URL:
https://4brain.ru/blog/%D 1 %82%D0%B5%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F-%D0%BC%D0%BE%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%B8-
%D0%B3%D0%B5%D 1 %80%D 1 %86%D0%B 1 %D0%B5%D 1 %80%D0%B3%D0%B0/(дата обращения: 03.04.2022).
5. Зайцева Д. Р. Особенности системы мотивации персонала и ее роль в управлении персоналом компании «Mouzenidis Travel» / Д. Р. Зайцева, С. В. Кондратович // Туризм: технологии и тренды : материалы II студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 2016 г. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. — С. 191-199.
6. Зикерман, Г. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Г. Зикерман, Д. Линдер - И: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 272 с.
7. Шатилова, Е.О. Гемификация как инструмент корпоративной культуры / Е.О. Шатилова // Управление корпоративной культурой. - 2014. -№ 4. - С. 246-251.
8. Vinichenko M.V. Monitoring of working conditions and the nature of their influence on health of students and academic staff. / A.V. Kirillov, E.V. Frolova, O.V. Kaurova, S.A. Makushkin. International Journal of Environmental and Science Education, 2016. - 4564-4577p.
9. Глобальный обзор игровой индустрии: тренды, инсайты и прогнозы на 2021 год - URL: https://adindex.ru/news/researches/2019/01/25/230750.phtml(дата обращения: 01.12.2021).
10. Объем мирового рынка геймификации составит $14,5 млрд к 2025 году - URL:https://kapital.kz/world/71437/ob-yem-mirovogo-rynka-geymifikatsii-sostavit-14-5-mlrd-k-2025-godu.html(дата обращения: 01.12.2021).
11. From game Design Elements to Gamefulness: Defining “Gamification” - URL:
https: //www.researchgate.net/publication/230854710 From Game Design Elements to Gamefulness Defining Gamification(дата обращения: 07.04.2022)
12. Приемы мотивации персонала в самых крутых компаниях: сайт типографии «Глобал Маркетинг» - URL:http://blog.poligrafi.com/post 1483(дата обращения: 02.12.2021).
13. Игровые элементы геймификации - URL:
https://4brain.ru/gamification/igrovye-jelementy.php(дата обращения: 20.12.2021)
14. Специфика услуг как товара - URL:https://allrefrs.ru/3-25111 .html(дата обращения: 19.04.2022).
15. Теория продажи товаров - URL:
https://spravochnick.ru/marketing/teoriya prodazhi tovarov/ (дата обращения:
12.04.2022).
16. Работники предпочитают материальные стимулы - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3706584(дата обращения: 11.04.2022).
17. 70% of employees say they are disengaged at work. Here’s how to
motivate them - URL:https://www.weforum.org/agenda/2016/11/70-of-employees-say-they-are-disengaged-at-work-heres-how-to-motivate-them/ (дата обращения:
11.04.2022).
18. Разиньков, П. И. Мотивационное развитие персонала предприятия [Текст]: монография / П. И. Разиньков, О. П. Разинькова; под общ. ред. П. И. Разинькова. - Тверь: Тверской гос. технический ун-т, 2016. - 235 с.
19. Минева, О. К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
[Текст]: учебное пособия / О. К. Минева. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 269 с.
20. Мотивация персонала 2020. Ежегодное исследование Kelly - URL: https://www.kellyservices.ru/rails/active storage/blobs/eyJfcmFpbHMiOnsibWVzc2FnZSI6IkJBaHBBN2M1REE9PSIsImV4cCI6bnVsbCwicHVyIjoiYmxvYl9pZCJ9fQ==--e6c43bc9cc65648a3349ed0c999228d6f41a5e53/motivation2020.pdf?source=google.com(дата обращения: 18.04.2022).
21. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера - URL:
https://psyera.ru/4732/radikalnyy-biheviorizm-b-skinnera (дата обращения:
21.04.2022).
22. Теории личности и личностный рост - URL:
https://bookap.info/book/freydzher teorii lichnosti i lichnostnyy rost/gl503.shtm(дата обращения: 21.02.2022).
23. Исследование кадрового агентства «Империя кадров» - URL: http://www.imperia.ru/(дата обращения: 25.04.2022).
24. Инфографика - URL: https: //game2035. info/info grafika/ (дата
обращения: 25.04.2022).
25. Октализ Ю - Кай Чоу: введение - URL:https://octalysis.ru/oktaliz/(дата обращения: 28.04.2022).
26. Геймификация в продажах - URL:
https: //www. dp .ru/a/2015/06/09/Gej mifikacij a v prodazhah(дата обращения: 05.05.2022).
27. Официальный сайт ООО «Компания Стомлюкс» - URL: https://www.stomlux.com/ (дата обращения: 05.05.2022).
28. Любко, Е.О. Геймификация шаг за шагом: инструкция по применению / Е.О. Любко // Управление человеческим потенциалом. - 2015. - №01 (41).
29. Цабиева, З. С. Геймификация - новая эффективная бизнес-концепция в системе мотивации персонала / З.С. Цабиева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сборник статей по материалам 98 XLI международной студенческой науч.-практ. конференции. - Новосибирск, 2016. № 4(41).
30. StudRef. Содержательные теории мотивации - URL:
https://studref.eom/415219/menedzhment/pervonachalnye teorii motivatsii (дата
обращения: 05.05.2022).
31. Гедрайтис, Р.К. Игровая стратегия образования взрослых // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №2(43). - С. 72-76.
32. Макарова, А. С. Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный способ общения с целевыми аудиториями / А. С. Макарова, С. Н. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 122-125.
33. Brian Burke Gamify: How Gamification Motivates People to Do Extraordinary Things, 2014. - 192 стр.
34. Ольхова Л.А., Козырева О.Н. Особенности применения методов геймификации в системе мотивации персонала в организации / Ольхова Л.А., Козырева О.Н. // Вестник Саратовского государственного социально - экономического университета. - Саратов, 2019. № 2(76).
35. А.В. Ребров, А.Ю. Черкасов Геймификация и автоматизация KPI: Очередная управленческая мода или новые методы стимулирования / Ребров А.В., Черкасов А.Ю. // Российский журнал менеджмента. - Москва, 2017. №3.
36. Эсаулова, И.А. Развитие персонала: стратегии, организация,
практические решения: монография / И.А. Эсаулова. - Пермь: Изд-во Перм.гос.техн.ун-та. - 2017. - 178 с.
37. Kirillov A.V. Improvement in the learning environment through gamification of the educational process. IEJME - mathematics education, 2016.
38. Vinichenko M.V. Monitoring of working conditions and the nature of their influence on health of students and academic staff. / A.V. Kirillov, E.V. Frolova, O.V. Kaurova, S.A. Makushkin. International Journal of Environmental and Science Education, 2016.
39. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное пособие / Н. И. Архипова. - М.: Проспект. - 2016. - 214 с.
40. Takahashi D. Global game business is booming.
http://venturebeat.com/2014/06/03/global-game-business-is-booming-but-physical-store-sales-may-evaporate-by-2015/(дата обращения: 06.05.2022).
41. Савин А. Обзор видов геймификации в бизнесе и жизни - URL: https://vc.ru/hr/64370- obzor-vidov-geymifikacii-v-biznese-i-zhizni (дата обращения: 06.05.2022).
42. Шубина Е.Ю. Игровые практики в контексте предпринимательской деятельности // СИСП. 2016. № 1 (57). С. 202-212
43. Леженина А.А. Геймификация как инструмент развития корпоративных компетенций// Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 171-183.
44. Козина Е.С. Геймификация профессиональной деятельности как эффективный инструмент мотивации персонала современной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2.
45. Hamid M., Kuppusamy M. Gamification Implementation in Service Marketing: A Literature Review // Electronic Journal of Business & Management. —
2017. — № 2 (1). — С. 38 - 50.
46. Yfantis V, Tseles D. Exploring Gamification in The Public Sector Through
the Octalysis Conceptual Model - URL:
https: //www.researchgate.net/publication/320624575_Exploring_Gamification_In_The_ Public_Sector_Through_The_ Octalysis_Conceptual_Model (дата обращения: 07.05.2022).
47. Геймификация [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://4brain.ru/gamification/(дата обращения: 07.05.2022).
48. Геймификация как инструмент мотивации сотрудников - URL:
https://www.cossa.ru/cases/290789/(дата обращения: 07.05.2022).
49. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе
- URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994(дата
обращения:07.05.2022).
50. Геймификация в обучении персонала - URL: https://leaderteam.ru/obuchenie-personala/geymifikaciya-v-obuchenii-personala(дата обращения: 08.05.2022).
51. Когель А.С., Фенюк А.Н. Геймификация как маркетинговый инструмент: психологический аспект // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №9 (37).
52. Шубина Е.Ю. Игровые практики в контексте предпринимательской деятельности // СИСП. 2016. № 1 (57). С. 202-212.
53. Сергеева И.Г. Инновационные цифровые технологии как инструмент трансформации финансового рынка // Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации. 2018. С. 246-254.
54. Сбер Университет EduTech Геймификация: как не заиграться? - URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/9a0/EduTech 40 web 2.pdf(дата обращения: 08.05.2022).
55. Геймификация: что это такое, для чего нужно и как использовать - URL:https://postium.ru/gejmifikaciya-chto-eto-takoe/(дата обращения: 08.05.2022).
56. Ветушинский А.С. Больше, чем просто средство: новый подход к пониманию геймификации // Социология власти Том 32. - 2020 - №3.
57. Геймификация в бизнесе: 7 примеров+ 9 механик - URL:https://in- scale.ru/blog/gejmifikaciya-v-biznese-poigraem/(дата обращения: 09.05.2022).
58. Артамонова В.В. Исторические аспекты развития концепции геймификации / В.В. Артамонова // Историческая и социально - образовательная мысль. - 2018 - №2 (10).
59. Мельничук Ю.А., Трубин Д.С. Геймификация как метод
стимулирования работы персонала // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016.
60. Беловсяк Н. Геймификация: как повысить успешность серьёзного
бизнеса при помощи игры. - URL:
http: //internetno. net/category/analitika/gamification_about/ (дата обращения:
09.05.2022).
61. Геймификация - новый тренд интернет-маркетинга. - URL: http: //contentmarketingpro .ru/gamification/gej mifikaciya-novyj -trend-internet-marke tinga/ (дата обращения: 09.05.2022).
62. Селевко Г. К. Этапы проведения деловой игры. - URL:
http://megaobuchalka.ru/3/34007.html(дата обращения: 09.05.2022).
63. Беловсяк Н. Геймификация: как повысить успешность серьёзного
бизнеса при помощи игры. - URL:
http: //internetno. net/category/analitika/gamification about/ (дата обращения: 09.05.2022).
64. Краковецкая, И.В. Мотивация как элемент системы управления персоналом. Современные проблемы экономического и социального развития / И.В. Краковецкая, И.П. Телегина, А.В. Телегин. — Красноярск: изд-во СибГАУ им. акад. М.Ф. Решетнева, 2013. №9.С. 29-31.
65. Маркеева А.В. Геймификация в бизнесе: проблемы использования и перспективы развития. Лидерство и менеджмент / А.В. Маркеева — М.: изд-во «Креативная экономика», 2015. — Т. 2. № 3.С.169-190
66. Зорина О.Ю., Поворина Е.В. Геймификация как феномен современного мира // Новое поколение. 2016. №9 С.73-79.
67. Козина Е.С. Геймификация профессиональной деятельности как эффективный инструмент мотивации персонала современной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2 - 2. С.687.
68. 7 примеров успешной геймификации для вовлечения и мотивации сотрудников - URL:https://rb.ru/opinion/gamification-cases/(дата обращения: 09.05.2022).
69. Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. Процессуальные теории мотивации - URL: https://port-u.ru/motivaciyadeyat/processteoriimotivacii(дата обращения: 10.05.2022).
70. Эйал Н. Хувер Р. На крючке: как создавать продукты, формирующие привычку / Н. Эйал, Р. Хувер 2017. - 210 с.
71. Большакова И.А. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом. Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития / И.А. Большакова. — Новосибирск: изд-во Центр развития научного развития, 2014. №12. С. 113-116.
72. Геймификация в бизнесе: как игра помогает вовлекать и умножать
прибыль - URL: https://sendpulse.com/ru/blog/business-gamification (дата
обращения: 10.05.2022).
73. Геймификация в менеджменте и HR - URL:https://gamification- now.ru/gamification-in-management-hr(дата обращения: 10.05.2022).
74. Громова Н.В. Геймификация как инструмент обеспечения конкурентоспособности современных компаний // Современная конкуренция /
2018. Том 12. №2 (68) - 3 (69).
75. Геймификация в компании: увлекательные игры и серьезные
результаты - URL:https://blog.sibirix.ru/gamification/(дата обращения: 11.05.2022).
76. Геймификация в управлении персоналом: обучение, адаптация, мотивация - URL:https://businessolog.ru/gejmifikaciya-v-upravlenii-personalom/(дата обращения: 11.05.2022).
77. Мотивация отдела продаж b2b - URL:
https: //www.fif.ru/stati/motivatsiya-otdela-prodazh-b2b/ (дата обращения:
11.05.2022).
78. Геймификация в маркетинге. Увеличиваем продажи с помощью геймификации бизнеса - URL:https://venyoo.ru/blog/gejmifikaciya-v-marketinge/(дата обращения: 11.05.2022).
79. А.Ю. Мастюгин, Суранов А.Ю. Привлечение, удержание и возвращение потребителя посредством геймификации // Практический маркетинг №8 (282). 2020.
80. Геймификация в бизнесе: подходы, методы, фишки - URL: https://rezart.agency/blog/gamification-guide/(дата обращения: 11.05.2022).
81. Геймификация в маркетинге: 5 главных элементов, которые приведут к росту вовлеченности и продаж - URL:https://andreytsygankov.com/konversiya-i-prodazhi/gejmifikatsiya-v-marketinge-5-glavnyh-elementov-kotorye-privedut-k-rostu-vovlechennosti-i-prodazh/(дата обращения: 12.05.2022).
82. Й. Хейзинга Человек играющий. - Издательство Ивана Лимбаха, 2015. - 416 с.
83. Э. Берн Игры, в которые играют люди. - Эксмо, 2008. - 576 с.
84. Ю-Кай-Чоу Геймифицируй это. - Эксмо, 2016. - 520 с.
85. Федосеев Ю. Мотивация сотрудников: почему в работе с людьми лучше не использовать геймификацию? - URL:https://vc.ru/p/gamification(дата обращения: 12.05.2022).
86. The Effect of Gamification on Motivation and Engagement - URL: https://www.researchgate.net/publication/321063416 The Effect of Gamification onMotivation and Engagement(дата обращения: 13.05.2022).
87. The Psychology of Gamification: Can Apps Keep You Motivated? - URL: https://lifehacker.com/the-psychology-of-gamification-can-apps-keep-you-motiv-1521754385(дата обращения: 13.05.2022).
88. Gamification - URL:https://www.valamis.com/hub/gamification(дата обращения: 13.05.2022).
89. Gamification&Motivation - URL: https://nathaleecarboni.co/?p=1137
(дата обращения: 13.05.2022).
90. How Gamification Drives Learner Motivation - URL:
https://www.learnlight.com/en/articles/gamification-drives-learner-motivation/ (дата
обращения: 13.05.2022).
91. Геймификация как полезный способ мотивации - URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?4606(дата обращения: 13.05.2022).
92. Боковня А. Е. Мотивация — основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография / А.Е. Боковня. — М.: ИНФРА-М, 2017. - 144 с.
93. Геймификация: это заставит поколение Y работать лучше - URL: https://hr-portal.ru/article/geymifikaciya-eto-zastavit-pokolenie-y-rabotat-luchshe(дата обращения: 14.05.2022).
94. Геймификация - новый тренд интернет-маркетинга. Краткий обзор -
URL: http: //contentmarketingpro .ru/wp-content/uploads/Gamification b .pdf (дата обращения: 15.05.2022).