Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ... 6
1.1 Понятие «Ситуационный центр» 7
1.2 Ситуационный центр РАГС 8
Выводы по разделу один 12
2 АНАЛИЗ СУЩНОСТИ КОНЦЕПЦИИ «СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» 14
2.1 Принципы функционирования ситуационных центров 14
2.2 Задачи решаемые ситуационным центром 14
2.3 Оснащение ситуационного центра 15
2.4 Принципы построения ситуационного центра 21
2.5 Классификация ситуационных центров 25
2.6 Сферы применения и примеры отечественных ситуационных центров 27
Выводы по разделу два 29
3 ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В УПРАВЛЕНИИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ 30
3.1 Возможные проблемы в работе ситуационного центра 31
3.2 Моделирование предметной области 33
Выводы по разделу три 36
4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ И
ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ 37
4.1 Аналитический центр при правительстве РФ 39
4.2 Ситуационный центр Россвязи 46
4.3 Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России 59
4.4 Перспективы развития ситуационных центров в РФ 62
Выводы по разделу четыре 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
На сегодняшний день важнейшими задачами для государственных структур и крупного бизнеса являются повышение эффективности управленческой деятельности, комплексный мониторинг текущей обстановки и оперативное реагирование с учетом полученной информации.
Переход к рыночным отношениям в условиях глобализации резко повышает требования к системам управления, которые сегодня не справляются с гигантским потоком информации и непрерывными изменениями как среды, так и объекта управления (ОУ). Одним из новейших инструментов, удовлетворяющих требованиям современности, являются ситуационные центры (СЦ), которые представляют собой совокупность программно-технических средств, научно¬математических методов и инженерных решений, которые позволяют анализировать, моделировать и реагировать в режиме реального времени на возникающие ситуации в подведомственном ОУ. СЦ — это
автоматизированная система управления (АСУ), которая при ведущей роли первых лиц организации помогает им принимать решения в интенсивно изменяющихся условиях, в которых человеческий разум в одиночку уже не справляется с количеством альтернатив.
Подчеркивалось, что СЦ должны стать необходимыми на любом предприятии, в любой организации, в каждой отрасли промышленности, для управления всей экономикой и всем государством, однако для этого еще требуется очень много усилий.
Сегодня при помощи СЦ автоматизируются процессы управления крупными предприятиями, территориально-распределёнными холдингами, отраслями и министерствами, но при этом вопросы интеграции этих АСУ на общегосударственном уровне не рассматриваются. Интеграция в лучшем случае осуществляется на уровне телефонных звонков, но консолидация СЦ при помощи современных средств межсистемного взаимодействия не осуществляется. Этому препятствуют различные причины, не последнюю очередь занимают вопросы разобщённости ведомственных средств связи и отсутствие нормативно-методического обеспечения на межведомственном уровне.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить состояние концепции ситуационных центров в отечественных условиях и оценить перспективы их развития.
Для достижения указанной цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
• Изучить историю появления ситуационных центров;
• Провести анализ сущности концепции «Ситуационный центр»;
• Исследовать роль ситуационных центров в управлении организациями;
• Изучить практическое применение ситуационных центров и перспективы их развития.
В данной выпускной квалификационной работе в качестве объекта исследование выступила концепция «Ситуационный центр». Была изучена практика ее применения в российских условиях.
В первой главе была изучена история появления ситуационных центров, рассмотрены различные точки зрения по данному вопросу.
Во второй главе был проведен анализ сущности концепции «Ситуационный центр». Также были изучены принципы построения ситуационных центров, их классификация и оснащение. Определены задачи, решаемые при помощи ситуационных центров.
В третьей главе была изучена роль ситуационных центров в управлении организациями. Рассмотрены возможные проблемы в работе ситуационных центров.
В четвертой главе была рассмотрена практика применения ситуационных центров в российских условиях и изучены перспективы их развития.
В результате было получено обширное представление о предметной области. Определена важность использования ситуационных центров для развития как государственных, так и коммерческих организаций. Выявлена ключевая роль ситуационных центров в оперативном решении важнейших стратегических задач на разных уровнях и в разных областях. Масштаб вопросов, решаемых ситуационными центрами, достаточно внушительный: может
начинаться с разрешения проблем возникающих в процессе деятельности одного предприятия, а заканчиваться принятием решений на уровне целого государства.
В настоящее время деятельность ситуационных центров является немаловажной частью качественного анализа для принятия оптимальных управленческих решений. А с постоянным прогрессом информационно - технических средств работа ситуационных центров становится более продуктивной.
1 Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. - http://ac.gov.ru/
2 Бир, С. Мозг фирмы / С. Бир - М.: УРСС, 2005 - 416 с.
3 Егоров, А. И. Развития ситуационных центров поддержки принятия решений в учебной деятельности / А. И. Егоров - СПб.: Питер, 2009 - 81 с.
4 Ерохин, В. В. Ситуационные центры: нереализованный потенциал / В. И. Ерохин, М. В. Садофьев, Т. В. Ефернна, И. М. Алексеева - М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2011 - 354 с.
5 Ильин, Н. Н. Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры / Н. И. Ильин, Н. Н. Демидов, А. Н. Данчул - М.: Изд-во РАГС, 2006 - 110 с.
6 Ильин, Н.И. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития / Н. И. Ильин, Н.Н. Демидов, Е.В. Новикова. - М.: МедиаПресс, 2011. - 336 с.
7 Информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sovzond.ru/183969/184642/
8 Итоги конкурса «Лучшие информационно-аналитические
инструменты 2017» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ac.gov.ru/files/publication/a/16602.pdf
9 Коровин, А.М. Оформление курсовых и дипломных работ по специальности 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»: учебное пособие / А.М. Коровин, В.Н. Любицын. - Челябинск: Изд- во ЮУрГУ, 2006. - 38 с.
10 Коровин, А.М. Новые информационные технологии в административном и корпоративном управлении: учебное пособие / А.М. Коровин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 113 с.
11 Логиновский, О.В. Управление социально-экономическим развитием государства / О. В. Логиновский, В. В. Елагин - М.: Машиностроение-1, 2006 - Т.4. - 544 с.
12 Логиновский, О.В. Управление развитием региона / О.В. Логиновский, Н.М. Рязанов. М.: Изд-во Машиностроение-1, 2006. - Т.3. - 560с.
13 Манушин, А. Э. Учебный ситуационный центр как среда обучения групповому принятию решений: Методические рекомендации для системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров / А. Э. Манушин, А. И. Митин - М.: РАГС, 2018 - 46 с.
14 Монахова, Е.С. Ситуационная комната в действии / Е.С. Монахова - М.: Компьютерная неделя, 2008. - 97 с.
15 Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. - http://www.mchs.gov.ru/dop/sily/ncuks... 23