Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В РЕГИОНАХ РОССИИ: ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Работа №193210

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. В будущее возьмут не всех? 9
1.1. Что такое современное искусство? 9
1.2. Культура в развитии регионов: европейский и российский опыт 18
1.3. Феномен кураторства 21
2. Опыт российских институций в развитии регионального современного искусства 25
2.1. Музей «Гараж». Путешествия в поисках современного российского
искусства 25
2.2. Деятельность Государственного центра современного искусства в регионах
РФ 37
2.3. Стратегии международного сотрудничества. Балтийский филиал
ГЦСИ 41
2.4. Ставка на региональную самобытность. Сибирский филиал
ГЦСИ 49
2.5. Уникальное пространство художественных экспериментов. Волго-Вятский филиал ГЦСИ 58
2.6. Сравнительная таблица проектов Балтийского, Волго-Вятского, Сибирского
филиалов 64
Заключение 83
Литература 86
Приложение 92


Магистерская диссертация стала продолжением исследования, которое было начато в бакалаврской работе «Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты». Центральная проблема исследования - соотношение локальных проектов современного искусства в регионах России и глобального международного контекста contemporary art, устанавливающего «правила игры» в области современной культуры. Мы продолжили разрабатывать основной тезис исследования: данная проблема может решаться в рамках конкретных выставочных проектов и кураторских решений, которые направлены на поиск различных форм встречи (диалог, конфликт, дополнение), региональной самобытности и глобальных трендов.
Изначально материал исследования был ограничен концептуальной проработкой проблемы и эмпирическим материалом о деятельности Сибирского филиала Государственного центра современного искусства (Томск): выставочные проекты и попытка сформировать оригинальную региональную эстетику «сибирского иронического концептуализма». Магистерская диссертация включила в себя гораздо более обширный сравнительный исследовательский материал деятельности филиалов Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО) в других регионах России: на Балтике (Калининград), на Волге (Нижний-Новгород). Структура Государственного центра современного искусства взята нами за основу как единственная в России культурная институция, ведущая многолетнюю систематическую работу в сфере современного искусства в регионах России и имеющая достаточный материал для нашего исследования. Однако это не исключает обращения к материалам деятельности других региональных проектов и институций (проектов музея современного искусства «Гараж» (Москва), музея современного искусства «ПЕРММ» (Пермь)).
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими моментами. Во-первых, после распада СССР идут активные поиски места и роли современной российской культуры в европейском и международном контексте. Это касается как обращения к «корням», так и новаций в области современного искусства. Во-вторых, диспропорция в культурной жизни столичных городов и провинции существует не только как проблема, но и создает растущий интерес к ситуации современного искусства в регионах России. Неслучайно российские столичные арт-институции расширяют активное сотрудничество с региональными художниками. В текущем году Музей современного искусства «Гараж» провел масштабное исследование художественной ситуации в регионах РФ и результаты представил на первой Триеннале современного российского искусства (10 марта - 14 мая 2017). Государственный центр современного искусства (ГЦСИ, после реорганизации в мае 2016 года стал 3
подразделением Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО) усилил акцент на регионы в своей работе, открыв в Москве на Зоологической улице (дом 13, строение 2) зал для постоянных выставок региональных филиалов. В будущем планируется расширение филиальной сети ГЦСИ-РОСИЗО во Владивостоке и в Крыму. Непонимание современного искусства публикой также актуализирует вопрос о важности дискуссии и разъяснении значимости и «полезности» современного искусства для культурного, экономического, социального развития регионов России.
Цель работы - проанализировать, систематически сравнительно описать и критически оценить стратегии развития современного искусства в регионах России и сформулировать подходы к решению заявленной проблемы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Эксплицировать проблему исследования и ее концептуальные основания;
2) Разработать методологию сбора сравнительных данных по регионам РФ;
3) Собрать эмпирические данные по регионам РФ;
4) Провести анализ собранных данных с точки зрения основной проблемы;
5) Сформулировать и критически оценить стратегии развития современного искусства в регионах РФ на основе полученных данных.
Объектом исследования выступает феномен современного искусства. Предметом исследования является деятельность региональных институций, связанных с развитием современного искусства в регионах РФ.
Эмпирический материал исследования включает: выставочные и образовательные проекты региональных филиалов ГЦСИ (в данном исследовании это три филиала, по остальным не удалось получить одинаково качественного материала) и других институций, работающих в сфере современного искусства (документация, материалы СМИ); интервью с руководителями, кураторами и художниками; электронные источники (публикации в Интернет, мультимедийные издания).
Методология исследования работы включает применение следующих методов: интервью, анализ документов, сравнительный анализ, описательный, эмпирическое обобщение, практический.
Степень теоретической разработанности проблемы. Одна из основных теоретических рамок работы задана в работах Паскаля Гилена «Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм» и Клэр Бишоп «Радикальная музеология, или так уж современны музеи современного искусства?», в которых представлена масштабная картина глобального современного искусства в эпоху
позднего капитализма. Измерения арт-менеджмента в сфере современного искусства осмыслены в работах Г. Тульчинского «Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования», «Менеджмент в сфере культуры», «Менеджмент специальных событий в сфере культуры». Значению кураторских практик посвящены работы: «Пять лекций о кураторстве» Виктора Мизиано, «The Manifesta Journal Reader: избранные статьи по кураторству» под редакцией Виктора Мизиано и Наташи Петрешин-Башелец, «Осмысляя современное кураторство» Терри Смита, «Краткая история кураторства» Ханса Ульриха Обриста. Теоретическое осмысление понятия «современного искусства» и значимости музеев и других институций для его развития представлены в статьях «ХЖ. Художественного журнала. Moscow Art Magazine» под редакцией Виктора Мизиано. В книгах «Политика поэтики» Б. Гройса, «Креативный город» Ч. Лэндри, «Дегуманизация искусства» Х. Ортега-и-Гассет, «Именем искусства. К археологии современности» Терри де Дюва. Важный материал о развитии современного искусства в Сибири представлен в каталоге выставки «Соединенные Штаты Сибири: Сибирский иронический концептуализм». Из других важных периодических изданий отметим электронные ресурсы: журнал «Сноб», журнал «Воздух», Colta.ru, издание «The Art News Paper», официальный сайт Государственного центра современного искусства», официальный сайт Музея современного искусства «Гараж», интернет-ресурс галереи «Культурный альянс» (проект Марата Гельмана). Практическая часть реализована в проектах Сибирского филиала ГЦСИ (Томск): «Соединенные штаты Сибири», «Неизвестный художник», «Существует ли современное российское искусство?», «Повторение непройденного», «Молодость Сибири (Родом из Сибири)».
Теоретическая и практическая значимость.
С точки зрения теории, данное исследование вносит вклад в изучение современного искусства в регионах РФ. Практическое значение работы - в тех проектах, которые реализованы с участием автора и в рамках которых показаны подходы решения проблемы кураторских практик, в частности в Сибирском регионе: «Мой Кремль» (Наташа Юдина, 2014); «Триипостасный свитер» (Наташа Юдина, 2015), «Дни швейцарского видео-арта в Сибири» (2016), «Страшные сказки» (Наташа Юдина, 2017) (см. Приложение 2).
Научная новизна исследования состоит в том, что на данный момент нам не известны систематические и культурологические исследования, посвященные развитию современного искусства в регионах, тем более на сибирском материале или в сравнительном контексте. Из существующих попыток описать эстетику современного искусства в Сибири можно назвать интервью с сибирскими художниками и каталог выставки «Соединенные штаты Сибири», изданный Сибирским филиалом ГЦСИ в 2014 году. Общая культурно- 5
политическая проблематика представлена в материалах по итогам круглого стола «Современное искусство как важнейший фактор развития российской культуры» с участием Министра культуры РФ В.Р. Мединского (2015). Отметим также художественно-исследовательский проект Музея современного искусства «Гараж» - Триеннале современного российского искусства (2017).
Положения на защиту.
1) Работа в области современного искусства в регионах России становится все более активной и масштабной практикой, связанной с интересами и деятельностью различных институций.
2) Развитие современного искусства в регионах сталкивается с противоречием между трансляцией глобального международного контекста (престижные выставки, институции, кураторы, аукционы) и поиском самобытных региональных (местных) оснований.
3) Данное противоречие может быть отчасти разрешено в конкретных выставочных проектах и кураторских решениях, которые направлены на поиск различных форм встречи (диалог, конфликт, дополнение) региональной самобытности и глобальных трендов.
4) Можно выделить следующие варианты (стратегии или подходы) развития
современного искусства в регионах РФ: 1) стратегия глобального искусства -
ориентация на глобальные арт-тренды; 2) стратегия самобытности («региональная эстетика») - изобретение локального современного искусства; 3) стратегия
кураторского компромисса - диалог, игра контекстов локального и глобального в конкретном кураторском решении, работа с пространством.
Наш вклад в исследование заключается в том, чтобы показать - развитие современного искусства в регионах возможно через поиск и установление баланса между «импортом» глобальных культурных трендов и развитием местных художественных практик и самобытной эстетики (в рамках выявленных подходов и стратегий).
Апробация исследования
Участие в конференциях:
1. XVIII Семинар-конференции Проекта 5-100 в МФТИ, доклад «Быть или не быть современному искусству в регионах России», (Москва, 10 ноября 2016);
2. «Научный бой» Всероссийского фестиваля науки «Нулевое сентября», доклад «Есть ли жизнь на Марсе? Развитие современного искусства в регионах России», (Красноярск, 5 сентября 2016);
3. Science Slam Tomsk, доклад «В будущее возьмут не всех? Развитие современного искусства в регионах России» (Томск, 15 мая 2016);
4. Фестиваль «Нового искусства 2», лекция «Феномен сибирского иронического концептуализма» (Томск, 18 апреля 2015 г.);
5. Международная научно-практическая конференция «Этюды культуры», доклад «Развитие современного искусства в Сибири» (Томск, 21 апреля 2015 г.);
6. Всероссийская научная конференция «Визуальная антропология. Интегративные модели коммуникаций», доклад «Биопластика: (само)прочтение формы» (Томск, 19 сентября 2014 г.);
7. Третьи студенческие смольные чтения «Новые подходы в гуманитарных науках», доклад «Развитие технологического искусства в России в историческом контексте» (Томск-Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2014 г.);
8. Всероссийская научная конференция «Этюды культуры», доклад «Развитие
современного искусства в регионах РФ» (Томск, 25 апреля 2014 г.);
9. Международная научно-практическая конференция «Томск и Сибирь в
цивилизационном пространстве Евразии», доклад «Деятельность СФ ГЦСИ в контексте формирования современного культурного пространства Евразии» (Томск, 29-31 мая 2014 г.).
Публикации:
1. «В будущее возьмут не всех? Развитие современного искусства в регионах России». Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 27 апреля 2017 г. / под редакцией
Э.И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017.
2. Статья на английском языке по теме диссертации в научном журнале Сибирского федерального университета (входит в перечень ВАК): «Contemporary Art in the regions of Russia: Global Trends and Local Projects» / Journal of Siberian Federal University. Humanities&Social Sciences 10 (2016 9);
3. Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397. (входит в перечень ВАК);
4. «Культура кураторства и кураторская деятельность в сфере современного искусства». Публикация в сборнике материалов «Культура. Духовность. Общество» XXII Международной научно-практической конференции (ЦРНС);
5. «Развитие современного искусства в Сибири». Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 21 апреля 2015 г. / под редакцией Э.И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. - 439-443 с.
6. «Развитие современного искусства в регионах РФ» Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 25 апреля 2014 г. / под редакцией Э.И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014.
Практический опыт
1) Участие в организации выставок и культурно-просветительских проектов Сибирского филиала ГЦСИ-РОСИЗО (Томск):
1. «Мой Кремль». Персональная выставка томской художницы Наташи Юдиной, 2014
2. «Триипостасный свитер». Персональная выставка томской художницы Наташи Юдиной, 2015
3. «Страшные сказки». Персональная выставка томской художницы Наташи Юдиной, 2017
4. «Во власти детали. Она так видит». Выставку томских художниц Наташи Юдиной и Насти Двиняниновой, 2016
5. «Дни швейцарского видео-арта в Сибири». Международный фестиваль, 2016
2) Школа культурной журналистики «ПроАрте».
В марте 2017 года автор магистерской диссертации поступил в школу культурной журналистики петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «Про Арте». На данный момент написано 8 аналитических рецензий о культурных мероприятиях Томска и подготовлен один медиа-проект, посвященный сибирской региональной эстетике - «сибирскому ироническому концептуализму». Ссылка на материал. Агентство новостей ТВ2. Спецпроект: http://tv2.today/Specproekty/Est-li-zhizn-na-marse-sibirskiy-ironicheskiy- konceptualizm
Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Общий объем работы 106 страниц. Список использованных источников содержит 67 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог нашей работы, отметим несколько основных моментов:
1. Целью нашего исследования был анализ и критическая оценка стратегий развития современного искусства в регионах России, а также выработка подходов к решению заявленной проблемы, которая была заявлена как соотношение локальных контексто/проектов современного искусства в регионах России и глобального международного контекста contemporary art, устанавливающего «правила игры» в области современной культуры. Мы вынесли проблему в основные положения: развитие современного искусства в регионах сталкивается с противоречием между трансляцией глобального международного контекста (престижные выставки, институции, кураторы, аукционы) и поиском самобытных региональных (местных) оснований. Мы также утверждали, что данное противоречие может быть отчасти разрешено в конкретных выставочных проектах и кураторских решениях, которые направлены на поиск различных форм встречи (диалог, конфликт, дополнение) региональной самобытности и глобальных трендов.
2. В первой главе нами были рассмотрены различные аспекты интерпретации современного искусства относительно заявленной проблемы; мы также обратились к российскому и европейскому опыту культурного развития регионов и показали важность функции куратора в современной культуре (именно универсальность роли куратора и кураторской практики с современном искусстве помогает нам в решении основных вопросов данного исследования). Материал главы показывает, насколько параметры «современного искусства» жестко детерминируют условия поставленной проблемы и одновременно подсказывают решения.
3. Во второй главе мы обратились к опыту различных институций, работающих с современным искусством в регионах России. Мы рассмотрели проект Триеннале российского искусства МСИ «Гараж» и пришли к выводу, что сегодня преждевременно говорить о его роли в развитии современного искусства в регионах, кроме возможности художникам из провинции выставляться на престижной столичной площадке и (возможно) включаться в глобальный контекст современного искусства. Однако в планах МСИ «Гараж» более масштабная экспансия в регионы с перспективными партнерскими проектами и новыми выставками.
4. Во второй главе мы также проанализировали (на основе интервью, анализа документов и открытых источников) деятельность региональных филиалов Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в Томске, Калининграде и Нижнем-Новгороде (структура ГЦСИ взята нами за основу как единственная в России культурная институция, ведущая многолетнюю систематическую работу в сфере современного искусства в регионах России и имеющая достаточный материал для нашего исследования).
В целом, наша гипотеза о том, что заявленная проблема может быть решена в конкретных кураторских проектах подтвердилась, однако набор выявленных стратегий шире. Можно выделить следующие варианты (стратегии или подходы) развития современного искусства в регионах РФ: 1) стратегия глобального искусства - ориентация на глобальные арт-тренды и их импорт (Балтийский и Уральский филиал); 2) стратегия самобытности («региональная эстетика») - изобретение локального современного искусства (Сибирский филиал); 3) стратегия кураторского компромисса - диалог, игра контекстов локального и глобального в конкретном кураторском решении, работа с уникальным пространством (Волго-Вятский филиал).
В первых двух стратегиях соотношение глобального и локального контекстов четко устанавливают приоритеты: стратегия глобального искусства предполагает ориентацию на «импорт» образцов современного искусства в локальный контекст (и форматирование последнего под «экспорт»; локальное вторично или подчинено; возникает риск избыточно навязчивых образцов для локального контекста); стратегия самобытности ставит во главу угла работу с локальными контекстами и идентичностями (международное вторично или подчинено, но возникает риск «местечковости» и незаметной «псевдо самобытности»); стратегия кураторского компромисса более гибкая и отдает решение проблемы в руки куратору в его конкретном проекте, что может означать приоритет не столько художественного содержания, сколько функциональности выставочного пространства (возникает риск «арт-супермаркета»).
Если Сибирский филиал ГЦСИ исследует феномен «сибирского иронического концептуализма» и делает акцент на особую «сибирскость», которая проявляется в творчестве местных художников, то Балтийский филиал идет совсем другим путем, взаимодействуя с европейским художественным сообществом, и поставляя российское искусство на «экспорт». Волго-Вятский филиал не разделяет понятия локальное/глобальное и концептуально привязывает все выставочные проекты к пространству «Арсенала». Но в каждом из филиалов имеются проекты, которые показывают дееспособность современной региональной художественной эстетики в контексте международной арт-сцены.
Мы не склонны считать данные выводы окончательными. Необходимы дальнейшие исследования, включая сравнительные, с привлечением дополнительного материала и расширением теоретической базы. В частности, необходимо установить, насколько выявленные нами стратегии действительно решают поставленную проблему, либо же предлагают ее смягчение (иллюзию решения?) в форме сопротивления или компромисса. С нашей точки зрения, развитие современного искусства в регионах едва ли возможно без серьезной интервенции глобального художественного контекста.



1. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 2000 - 646с.
2. Художественный журнал № 23. Борис Гройс «О музее современного искусства».
[Электронный ресурс] - Электрон.дан. - URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx23/x2307.htm
3. Именем искусства. К археологии современности [Текст] / пер. с фр. Алексея Шестакова; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - 192 с.
4. Письменные лекции Ирины Кулик в СФ ГЦСИ (Томск). Кто боится современного искусства? (20-21 июня 2016)
5. Политика поэтики: сб.ст. Б. Гройса. - М: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 400 с.
6. Письменные лекции Е.Н. Савельевой «Теория и практика современного искусства», НИ ТГУ ИИК, Томск, 2014.
7. Клэр Бишоп «Радикальная музеология, или так уж современны музеи современного искусства?». - М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 96
8. Виктор Мизиано. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с.
9. Гилен Паскаль «Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 288 с.
10. Ханс Ульрих Обрист. Пути кураторства. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 160 с.
11. Терри Смит. Осмысляя современное кураторство. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 272 с.
12. Брайан О'Догерти. Внутри белого куба. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 144 с.
13. Пол О'Нил. Культура кураторства и кураторство культур(ы). - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 272 с.
14. Шабуров А. Случайные совпадения // Группа «Синие носы» (В.Мизин, А.Шабуров) Случайные совпадения: саморазоблачение «современного искусства». Каталог выставки - Томск: Сибирский филиал Государственного центра современного искусства, 2014 - 203 c.
15. Соединенные Штаты Сибири: Сибирский иронический концептуализм // Каталог выставки. - Томск: Сибирский филиал Государственного центра современного искусства, 2014. - 238 с...67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ