Введение 3
Глава 1. Проблемы развития системы высшего образования в США (1980-1990-е гг 15
1.1. Концептуальная основа реформирования сферы образования в США в
конце 1980-х - 1990-е годы ХХ века 15
1.2. Цель и модель структуры классического высшего образования в США
в 1980 -1990-х гг. ХХ века 23
1.3. Финансирование высшего образования в США в 1980 - 1990-х гг. ХХ
века 39
Глава 2. Реформирование сферы высшего образования в США в 1980 -1990¬
е гг. XX века 49
2.1. Структурные изменения в сфере высшего образования в США в 1980
- 1990-е гг. XX века 49
2.2. Реформирование системы управления высшего образования в США в
1980 - 1990-е гг. XX века 59
2.3. Реформирование содержания высшего образования США в 1980 -
1990-е гг. XX века 69
Заключение 79
Список используемых источников и литературы 85
Приложение 1 93
Приложение 2 94
Приложение 3 95
Приложение 4 96
Приложение 5 97
Приложение 6 98
Приложение 7
На рубеже последнего десятилетия ХХ века образование приобрело особое значение в США, оказывая серьезное влияние на экономическое развитие государства и уровень жизни его граждан. С внедрением новых информационных технологий в производство, в общественную и культурную сферы жизни приоритетным направлением государственной политики стало повышенное внимание к человеческому фактору, как к главному ресурсу развития общества. Поэтому стала необходимой подготовка новых высококвалифицированных кадров. Долгое время нехватку собственных специалистов удавалось компенсировать привлечением их из других стран. Существующая система американского образования уже не справлялась с задачами, которые были поставлены перед ней новой витком развития. Потребность в кадрах высокой квалификации продолжала возрастать, следовательно, стало необходимым перестроить собственную систему обучения и образования, наладив ее связь с потребностями американской экономики. На плечи действующего президента Билла Клинтона легла ответственная миссия активного совершенствования системы образования США, результаты которого в дальнейшем окажут значительное влияние на положение американского образования в целом и на подготовленных здесь специалистов, на их авторитет в мире.
Данная тема очень актуальна, так как, во-первых, российскими исследователями очень мало изучена политика в сфере образования в периоды первой и второй администрации Клинтона в силу несистематизированности данного направления. Во - вторых, существует необходимость системного анализа данной сферы в период 1990-х годов для выявления связи повышения уровня образования и уровня жизни и конкурентоспособности американцев в США и в мире. И, в-третьих, анализ реформ в сфере высшего образования на пороге нового тысячелетия необходим для оценки развития общества и поддержания авторитета американских специалистов и американской системы образования, как одной из самых продуктивных.
Цель работы: Выявление роли и места реформ в сфере высшего образования в деятельности администраций Б. Клинтона.
Задачи:
1. Дать характеристику структуре системы высшего образования США, сложившейся к началу 1990 -х гг.
2. Выявить основные проблемы неэффективности программ образования в 1990-е гг., причины рассмотрения образования одним из главных национальных приоритетов США;
3. Выделить особенности системы, которые оказывают серьезное влияние на состояние высшего образования и доступности к образованию американского населения в целом;
4. Выделить основные идеи совершенствования данной системы;
5. Проанализировать направления преобразований системы высшего образования в период президентства Билла Клинтона;
6. Подвести итоги реформирования системы высшего образования в 1990-е гг.
Объект работы: Внутриполитическая деятельность первой и второй администрации Б. Клинтона.
Предмет работы: Реформирование системы образования в период первой и второй администраций Б. Клинтона.
Проблема: Смог ли Билл Клинтон и его администрации добиться положительных результатов в реформировании сферы высшего образования в США?
Хронологические рамки: 1993-2000 гг., т.е. период нахождения у власти в Вашингтоне двух демократических администраций Б. Клинтона. Для выявления истоков реформирования системы высшего образования США автор сочла необходимым обратиться к изучению более раннего периода, обращая внимание на президентство Дж. Буша-старшего, во время которого в сентябре 1989 года была подготовлена образовательная стратегическая программа «Америка-2000». Ее завершение и подведение первых итогов ее реализации как раз совпало с окончанием второго срока президентства Билла Клинтона.
Методы исследования: Для проведения диссертационного исследования были использованы общие методы научного анализа: использовался принцип историзма, что предполагает исследование процессов и явлений во взаимосвязи с хронологической последовательностью и предшествующими событиями. В силу этого хронологические рамки сдвинулись и включают не только два срока президентства Б. Клинтона, но и президентство Дж. Буша-старшего. Применялся системный метод, так как он позволил выявить единство отдельных социальных преобразований и создать картину реформирования сферы образования США. Использовался историко-генетический метод, так как анализировались реализация образовательных программ администраций Клинтона. Также был применен метод анализа законов и других правовых источников о высшем образовании. Статистический метод обработки данных позволил увидеть динамику изменений и обобщенную характеристику исследуемого объекта.
Высшее образование в США в конце 1980 - 1990-х годах - это одно
из приоритетных направлений в политике действующих администраций. Изменения, которые происходили в данный период в этой сфере были вызваны как внешними причинами - в связи с процессами глобализации, компьютеризации и развития информационных технологий, международным сотрудничеством в сфере образования, международной конкурентоспособности трудовых и научных кадров, так и внутренними - поощрение дипломированных специалистов и всевозможная государственная поддержка студенчества и исследовательской деятельности для национального и экономического роста страны. На новом этапе, где информация и технологии играли главенствующую роль, произошла «коммерциализация» высшей американской школы. Государство и частные инвесторы видели выгоду в сотрудничестве и развитии взаимовыгодных отношений с высшими учебными заведениями как центрами научной и исследовательской деятельности. А в готовящихся там молодых специалистов видели подающих надежды ученых, способных поддерживать национальный престиж Соединенных Штатов. Именно в США к концу 1990-х гг. предоставляли самое качественное и актуального образование в мире.
Особенности американской высшей школы оставались камнем преткновения для многих специалистов и критиков во всем мире. Широкий спектр проблем и особенностей: либеральное и профессиональное образование, развивающие и корректирующие программы, демократизм и автономность, элитарность образования и возможность получения образования любой социальной группой населения (гражданами нетрадиционного возраста, этническими меньшинствами, недееспобными, малообеспеченными, иммигрантами и т.д), проблема многокультурности - все они помогли высшему образованию в США занять лидирующие позиции по всем показателям: экономическим, социальным, научным, технологическим, сферам влияния.
Но это было бы невозможным, если бы с 1980-х гг. и особенно в 1990¬е гг. ХХ века в США не активизировалась политика в отношении сферы образования, затрагивая почти все стороны данной системы. Это и законодательные инициативы, и финансовое регулирование, и социальные вопросы, и вопросы сотрудничества исследовательских центров со сферой промышленности и бизнеса, и реформирование содержательной части образовательных программ, проблемы управления и безопасности. Реформирование и усиленный контроль в данных направлениях помогли выйти системе образования из кризиса и стать гарантом качественного образования.
Одной из самых значимых реформ в системе управления можно было считать создание в начале 1980-х гг. самостоятельного департамента по образованию. Именно этот факт стал началом планомерной политики в сфере образования, которая усилилась к началу 1990-х гг. Министерство было призвано разрабатывать, осуществлять и координировать политику в отношении федеральной поддержки образования в целом и высшего в частности. Оно стало контролировать аккредитацию вузов и официальную статистику, которую в полном объеме любой абитуриент и его семья могла увидеть на сайте департамента. Эта важная особенность открытости и доступности информации сыграла огромную роль в привлечении большего числа студентов, как американских, так и иностранных. В целом, систему управления высшим образованием можно было охарактеризовать как децентрализованную, но с централизацией на уровне штатов.
В 1980-е гг. большая часть законотворческих обязанностей, а также финансовое распределение государственных субсидий были делегированны властям штатов. Однако в 1990-е гг. можно было наблюдать смещение приоритетов федерального правительства в сторону социальных преобразований. Поэтому не удивительно, что в рассматриваемый период усиливалось как финансирование высшей школы со стороны государства, так и законодательная инициативность и правительства, и администрации президента. Для обеспечения стандартизации и качества образования в высшей школы все более эффективно разрабатывалась система аккредитации вузов. Данная система была разработана и внедрена, во- первых, для возможности участия вузов в федеральных программах финансирования, а, во-вторых, это был самый лучший механизм обеспечения качества образовательных услуг на основе самоанализа и выводов экспертной комиссии. В дальнейшем это приводило к повышению рейтинга как самого вуза, так и национального образования.
В 1990-е гг. сохранилась самая масштабная, многовариантная и гибкая система финансирования образования в мире. Частное и государственное финансирование постоянно балансировали между собой. Постоянно дополняя друг друга, они рассматривали все более выгодные пути получения и вложения средств в высшую школу. К частным источникам финансирования относились благотворительные фонды, корпорации, взносы выпускников, а также плата за обучения студентами и их семьями. Многие вузы получали средства из «собственных источников» - это дополнительные средства, которые вузы выручали из дополнительных платных услуг, эксплуатации аудиторий, продажи товаров и услуг. Государственная помощь оставалась значительной, однако она проходила через власти штатов. Именно штаты распределяли государственные средства между вузами. Аккредитированные учебные заведения и вузы, занимающиеся приоритетными направлениями исследований в области технических наук, медицины, космонавтики, инженерии, создания высоких технологий становились первыми в государственном субсидировании. Государственная поддержка распространялась как на вузы, так и на студентов. Система финансовой поддержки студентов достигала огромных размеров. В это время правительство активно стабилизировало и модернизировало систему студенческих займов, грантов и стипендиальной помощи для расширения возможности получения высшего образования лицам всех категорий: малоимущим, этническим меньшинствам, сиротам, инвалидам и т.д. Почти половина студентов США получала ту или иную помощь.
Структура высшего образования в США включала в себя широкий диапазон учебных заведений, отличающихся по своей направленности - технические, специализированные школы; по времени обучения - двухгодичные, четырехгодичные; по уровню программ - бакалаврские, магистерские, докторские; а также целям - направленные на исследовательскую, преподавательскую, практическую деятельность. Существовало три типа учебных заведений: университеты, колледжи и специализированные школы. Самыми престижными являлись исследовательские вузы. Большая доля государственного финансирования причиталась им. Самыми популярными среди студентов считались двухгодичные и четырехгодичные колледжи. Половина студентов обучалась в двухгодичных колледжах из-за низкой стоимости обучения, близости расположения, и производственной направленностью обучающих программ. Большая часть студентов по окончанию такого вуза шла работать на производство. Остальная часть поступала на второй или третий курс четырехгодичного колледжа. Правительство особо заботило положение «цветных» вузов, племенных колледжей в связи с идеями многокультурности. Поэтому был принят закон о возможности получения «цветными» вузами государственных грантов с целью оказания финансирования. А самые престижные исследовательские университеты разрабатывали совместные с племенными колледжами программы по сохранения культуры коренных народов США.
Анализируя состояние высшей школы, нельзя было не обратить внимание на проблемы содержательной части программ. Реформирование 1990-х гг. затрагивало, в первую очередь, вопрос соотношения либерального образования, которое в основе опиралось на опыт прошлого и подчеркивало национально-культурную особенность американской школы, и общего образования, которое во главу угла ставило потребности изменяющегося мира. При всем этом оставалось самым популярным профессиональное обучение с узкой специализацией. В связи с этим появлялись проблемы малоактуальности социально-гуманитарного образования. Профессиональные школы сделали популярными такие профессии как врач, юрист, педагог, экономист, государственный служащий, так как они автоматически относили выпускника к профессиональному сообществу, помогая ему войти в элиту и сделать карьеру. Одной из самых новых и актуальных тенденций была всеобщая компьютеризация образования. Это касалось как технической стороны - создание компьютерных классов, проведение интернета на всей территории университетов, так и содержательной - перевод всех программ на компьютерный язык, создание электронных учебников, программ, презентаций и т.д. Особо остро обсуждался вопрос об усиление вступительных испытаний при приеме в вуз. Проблемы возникали не только в высшем школе, но и приходили из средней школы: плохое владение студентами английским языком, плохое написание вступительных тестов, корреляция оценок в разных учебных заведениях. Для большей стабилизации учебных планов студентов постепенно вводилось возможное соотношение обязательных и элективных курсов для лучшего усвоения специальных программ. Внимание к содержательной части обусловило и развития новых методов преподавания в вузах: использование междисциплинарного подхода, расширение объема практических занятий, лекций-дисскуссий, модульное содержание образования, самостоятельная работа - все это должно было способствовать личностно-ориентируемой и исследовательской направленности образования в вузах США.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в 1990-е гг. ХХ века высшее образование было одним из самых динамично развивающихся направлений реформирования в США. Дальновидные действия со стороны сначала администрации Буша-старшего, а затем Клинтона помогли этой сфере выйти из кризиса. А большое государственное финансирование и нахождение новых путей сотрудничества образования с другими сферами - производства, бизнеса, промышленности и т.д. - смогли удержать одну из самых сложных систем в активном и развивающемся состоянии
1. Economic Report of the President, Wash, U.S. Gover. print.off, 1996, 406p.
2. Europe-USA: Manual Recognotion of Qualifications. Report of the UNESCO working group 1994.-Washingion, D.C.: UNESCO - 1994. [электронный ресурс]: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED399867.pdf
3. GPO's Federal Digital System [электронный ресурс]: Электрон. база дан. - URL: http://www.gpo.gov
4. Library of Congress [электронный ресурс]: Электрон. база дан. URL: https://www.congress.gov/
5. Native American program initiatives at the college a. university level: hearing before the Comm. on Ind. affairs, US Senate, 107th. Congr., 1st sess. -Wash.: Gov. print, off, 2001.
6. Nota Bene // The Chronicle of Higher Education. 2006. - Vol. LII. - №
22. -A43
7. U.S. Department of education. 1980 / Annual report. Wash.: Gov. print off., 1980. - 70 p.
8. U.S. Government Printing Office [электронный ресурс]: http://www.access.gpo.gov/
9. United States House of Representatives Legislative Calendar. House Committee on Education &the Workforce. 103rd congress [электронный ресурс]:http://edworkforce.house.gov/uploadedfiles/ed00_103rd_congress _ful.pdf
10. United States House of Representatives Legislative Calendar. House Committee on Education & the Workforce. 104th congress [электронный ресурс]:
http://edworkforce.house.gov/uploadedfiles/ed00_104th_congress_full.pdf
11. United States House of Representatives Legislative Calendar. House Committee on Education & the Workforce. 105th congress [электронный ресурс]:
http://edworkforce.house.gov/uploadedfiles/ed00_105th_congress_full.pdf
12. United States House of Representatives Legislative Calendar. House Committee on Education & the Workforce. 106th congress [электронный ресурс]:
http://edworkforce.house.gov/uploadedfiles/ed00_106th_congress_full.pdf
2. Статистико-справочные материалы.
13. Digest of Education Statistics, Wash., NCES of US Dep. of Educ., 2004.
14. Digest of Education Statistics, Wash., NCES of US Dep. of Educ., 2005.
15.Statistical Abstract of the United States. [электронный ресурс]: N.Y., 1992 - 2001. - URL:
http://www.census.gov/prod/www/statistical_abstract.html.
16. U.S. Census [электронный ресурс]:URL:http://www.allcountries.org/
3. Документы личного происхождения.
17. Клинтон Б. Моя жизнь / Б. Клинтон - М: Бизнес Букс, 2005. - 1087с.
18. Клинтон Б. Народ прежде всего / Б. Клинтон; пер. с англ. Барановского - М: СП «Квадрат», 1992. - 198 с.
19. Bush, G.W. Decision Points / G.W. Bush.- New York: Crown publishing group, 2010. - 497 p.
20. Clinton B. Between Hope and History / B. Clinton - New York Times Books, Random House, 1996. - 178 р.
4. Периодическая печать.
21. William Celis The Fight Over National Standards. // The New York Times.
- 1993. - August, 1. [электронный ресурс]:
http://www.nytimes.com/1993/08/01/education/the-fight-over-national-standards.html
22. William Celis Student Loans: a Longtime Irritation. // The New York
Times. - 1993. - May, 2. [электронный
pecypc]:http://www.nytimes.com/1993/05/02/us/student-loans-a-longtime- irritation.html
Используемая литература:
23. Авдулов A. H., Кулькин А. М. Системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США / Ран. ИНИОН. Центр науч.-информ.исслед. по науке, образованию и технологиям. - М.: ИНИОН, 2003. - 168с.
24. Алферов Ю. С. Организация управления образованием в США // Ю.С. Алферов М.: Социально-политический журнал. 1998. - № 3. - С. 179¬194
25. Борисенко И.Е. Итоги работы Конгресса 104-го созыва // И.Е. Борисенко - М.: США: экономика, политика, идеология. - 1997. - №2 - С. 73-85
26. Войтенкова Г.Ф., Лебедева Е.В. Социальная поддержка семей с
детьми в США // Войтенкова Г.Ф., Лебедева Е.В. - М.:
Народонаселение. - 2007. - №4. - С.94-106.
27. Вульфсон Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI века. / Б.Л. Вульфсон - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 204с.
28. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. / Б. Л. Вульфсон. - М.: УРАО, 2003. - 232 с.
29. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / Гаджиев К.С. - М.: Наука, 1990. - 239 с.
30. Галаган А.И. Уровни высшего образования, степени и дипломы высших учебных заведений в зарубежных странах / А. И. Галаган, О. Д. Прянишникова Под ред. Акад. МАН ВШ А.Я. Савельева, - М.: НИИВО, 2002. - 44 с.
31. Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. / Т.С. Георгиева - М.: Высшая школа, 1989. - 144с.
32. Георгиева Т. С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
33. Давыдов Н.Ю., Осипов Г.В. США глазами американских социологов / Н.Ю. Давыдов, Г.В. Осипов - М.: Наука, 1995. - 295 с.
34. Джонстоун Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Б. Джонстоун. Университетское управление: практика и анализ. 2003. - № 5-6(28). - С. 92-102
35. Джонстоун Б. Шрофф-Мета П. Финансирование и доступность высшего образования: международное сравнительное исследование оплаты обучения и мер финансовой поддержки // Б. Джонстоун, П. Шрофф-Мета Университетское управление: практика и анализ. 2001. - № 2(17). - С. 17-32.
36. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. / Г.Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 2005. - 223 с.
37. Дохикян Л.С. Сравнительный анализ высшего образования в России и США: дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Дохикян. - Рязань, 2006. - 193 с.
38. Каверина Э. Ю. Высшее образование в США: источники финансирования // Э. Ю. Каверина - М.: США. Канада: экономика, политика, культура. 2003. - № 7. - С. 95-115
39. Каверина Э. Ю. Высшие учебные заведения США: структура и классификация // Э. Ю. Каверина - М.: США. Канада: экономика, политика, культура. 2004. -№7.- С. 51-71
40. Каверина Э. Ю. Особенности современных программ высшей школы США // Э. Ю. Каверина - М.: США Канада: экономика, политика, культура. - 2005. - № 10 . -С. 92-103
41. Каверина Э. Ю. Приоритеты политики США в области образования // Э. Ю. Каверина - М.: США. Канада: экономика, политика, культура. 2002. - № 5. - С. 90-103
42. Каверина Э.Ю. Тенденции развития высшего образования США: дис. ... канд. эконом. наук / Э.Ю. Каверина. - Москва, 2007. - 246 с.
43. Капелюшников Р.И. Образование, производительность,
экономический рост // США: экономика и образование. М.: ИНИОН РАН, - 1985. - 228 с.
44. Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной
педагогики / Б.Г. Корнетов Учебное пособие - М: АСОУ - 2007. - Выпуск 9 - 119 с. [электронный ресурс]: http://www.bim-
bad.ru/docs/kornetov_reformatory.pdf
45. Лиферов А.П. Организация научных исследований в университетах Соединенных штатов Америки // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. №17 С.3-20.
46. Никольская Г.К. Государство и регулирование рынка труда: опыт США// Труд за рубежом. 1997. -№2 (34). - С.38-45.
47. Павлова Н.А Реформирование системы высшего образования в США в 80-90-е гг. XX в.: дис. ... канд. пед. наук / Н.А Павлова. - Пенза, 2006. - 231 с.
48. Сабуров Е. Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы // Вопросы образования. 2005. №1 - С.55-69.
49. Сабуров Е. Ф. Система образования: уровни, фильтры, сигналы // Вопросы образования. 2005. №1 - С.55-69. [электронный ресурс]: http://cyberleninka.rU/article/n/sistema-obrazovaniya-urovni-filtry-signaly
50. Согрин В.В. США в XX веке // США: экономика, политика, идеология - 1999. - № 9. - С. 25-39
51. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты / Марцинкевич В. И., Никольская Г. К., и др. - М.: РАН Ин-т мир. экономики и межд. отнош. - 1994. - 228 с.
52. Травкина Н.М. Особенности бюджетного процесса в Конгрессе США «Эру профицитов» // Травкина Н.М. - М.: США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2002. - №5. - С. 60-80
53. Трипольский М. «Цена диплома» [электронный ресурс]: http://www.russian-bazaar.com/.
54. Язьков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000 / М.: Простор, 2003. - 479 с.
55. Якубовская Е.Г. Реализация стратегической программы «Америка 2000» в конце 80-х-90-е гг. XX в.: к проблеме совершенствования системы образования США: дис. ... канд. ист. наук / Е.Г. Якубовская. - Москва, 2003. - 229 с.
56. Aper, J. Exploring the Heritage of American Higher Education: The
Evolution of Philosophy and Policy / J. Aper, E. Bogue; American Council on Education / Oryx Press Series on Higher Education. - Washington, DC, 2000. [электронный ресурс]:
http://digitalcommons.georgiasouthern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=10 23&context=lib-facpubs
57. Aranson P. H. The Political Ideology of the Professorial // Federal Support of Higher Education./ Ed. by Meiners R. E. Amacher R. C. - N. Y.: Paragon house, 1989. - P. 147
58. Astin A. W. How the Liberal Arts College Affects Students // Distinctively American. The Residential Liberal Arts College / Ed. by Koblik St., Graubard St. R. New Brunswick, NJ: Transaction Publ., 2000. - P. 77-101
59. Astin, A.W. Achieving Educational Excellence: A critical Assessment of Priorities and Practices in Higher Education / A. W. Astin. - S.F.- 1985. - 180 p.
60. Bok D. Beyond the Ivory Tower: Social Responsibilities of the Modern University. Cambridge (Mass.), L.: Harvard univ. press, 1982. - 317 p.
61. Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Tyrenton, N.J.: Princeton Univ. Press, 2003. - 233p
62. Breneman D. W. Liberal Arts Colleges: What Price Survival? // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore and L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. - P. 86-99
63. Button, H.W. History of Education and Culture in America. / H. W. Button, E, F. Provenzo, - New Jersey: Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, 1983. - 45p.
64. Callan P. M. Government and Higher Education // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. - P. 3-18
65. Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. The Carnegie
Classification of Institutions of Higher Education 2000 Edition [электронный ресурс]: http://docplayer.net/8781918-The-carnegie-
classification-of-institutions-of-higher-education.html
66. Cross K. P. Improving the Quality of Instruction // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. Baltimore, L.: John Hopkins Univ. Press, 1994. - P. 287-305
67. Damrosch D. We scholars changing the culture of the university. L., Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 1995. - 225 p.
68. Davies, B. Changing Resource and Organizational Patterns: The Challenge of Resourcing Education in the 21 Century [Text] / Brent Davies and Guilbert C. Hentscke // Journal of Educational Change. 3: Kluwer Academic Publishers, - 2002. - P.135-159. [электронный ресурс]: http://link.springer.com/article/10.1023%2FA%3A1016568229042
69. Duderstadt J. J. A university for 21st century. Ann Arbor: University of Michigan press, 2000. - XIV, - 358 p.
70. Froomkin J. The Research Universities // The Crisis in Higher Education. - N. Y.: Proc. of the Academy of polit. science, 1983. - P. 35-47
71. Geiger R. L. Research Universities in a New Era: from the 1980s to the 1990s // Higher Learning in America, 1980-2000 / Ed. by Levine A. - Baltimore and L.: John Hopkins Univ. press, 1994. - P. 67-83
72. Lucas C. J. American Higher Education: A History. / N.Y.: St. Martin's Griffin, 1994. -XXI, 375 p.
73. Manley. J. Sharing the Wealth: TQM Spreads from Business to Education // Quality Progress, - 1996, - №29(6). - P. 51-55
74.Selingo J. States resist efforts to tighten eligibility for merit scholarship // The Chronicle of Higher Education. 1999. - Vol. XLV. - № 47. - P. A16- A17
75.Smith R.V. Graduate research a guide for students in the sciences / New York and London, Plenum press, 1990, - 292p.
76.Sommer J. W. Distributional Character and Consequences of Public Funding // Federal Support of Higher Education / Ed. by Meiners R. E., Amacher R. C. - N. Y., 1989. - P. 163-203
77.Staaf R. J. Accreditation of Higher Education // Federal Support of Higher Education / Ed. by Meiners R. E., Amacher R. C. - N. Y., 1989. - P. 263¬293
78. The Politics of Intervention: External Regulation of Academic Activities and Workloads in Public Higher Education (A Report of Committee C on College and University Teaching, Research and Publication) // Academe. - 1996. - № 1. - P. 46-110
79. Weathersby G. B. State Colleges in Transition // The Crisis in Higher Education. N.Y., 1983. - P. 23 - 33