Введение 4
1 Научно-техническое обоснование темы бакалаврской работы 5
1.1 История предприятия 5
1.2 Актуальность темы бакалаврской работы 15
1.3 Цель и задачи бакалаврской работы 17
2 Документация СМК 19
2.1 Требования к документации СМК 19
2.2 Требования к Руководству по качеству 23
Заключение 36
Список использованных источников 37
Управление качеством является одной из ключевых функций менеджмента и основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
Системы менеджмента качества (далее - СМК) содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью. Обоснование необходимости СМК преимущественно сосредоточено в выявлении общественной потребности, потребности и ожиданий заинтересованных сторон [4].
Сертификация СМК на соответствие требованиям ИСО 9000 обеспечивает руководству и работникам предприятия уверенность в том, что выпускаемая продукция или оказываемые услуги соответствуют законодательным требованиям и требованиям потребителей: требования к качеству выполняются и происходит улучшение качества, одновременно повышается эффективность работы организации. Для потребителей и партнеров наличие на предприятии сертифицированной СМК создает уверенность в том, что они приобретут продукцию (услугу) того качества, которое заранее было оговорено, в установленные сроки и в необходимом объеме.
Документация дает возможность передать смысл и последовательность выполнения процессов. Ее применение способствует:
- достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
- обеспечению соответствующей подготовки кадров;
- повторяемости и прослеживаемости;
- обеспечению объективных свидетельств;
- оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Документация в СМК создается для того, чтобы спланированные оптимальные и рациональные действия, объединенные в процессы, были описаны и использовались работниками для того, чтобы выполнять однородную работу одинаково, с предсказуемой результативностью и эффективностью. Каждый работник имеет необходимую документацию на своем рабочем месте, пользуется ей в процессе выполнения работы [5].
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015[18] значительно смягчает требования к документации и не является столь регламентирующим, как его предыдущая версия. Это позволяет организации гибко выбирать способ, которым она может документировать СМК. Теперь каждая организация может разработать минимальный объем документов, необходимый для того, чтобы продемонстрировать эффективность планирования и контроля своих процессов, управления ими, а также эффективность внедрения и постоянного совершенствования своей СМК.
После вступления в действие нового стандарта ГОСТ Р ИСО 9001¬2015[18], требование разработки организацией Руководства по качеству не является обязательным. Более не актуально и требование «Шесть обязательных документированных процедур» для управления качеством. Эти нормы признаны устаревшими, однако организации вправе продолжать применять их на свое усмотрение. Организация может продолжить использовать документацию СМК и терминологию, которой пользовалась ранее, никаких нарушений требований стандарта в этом не будет. Фактически, организации с внедренной СМК, сертифицированной на соответствие ГОСТ ISO9001-2011, могут перейти на новую версию стандарта без приложения значительных усилий и средств. Такие организации теперь могут при желании исключить (прекратить использовать) какие-либо документы, не приносящих ценности для самой компании, но которые в предыдущей версии стандарта носили статус обязательных.
Однако, Руководство по качеству является ценным для компании документом, так как оно описывает СМК в целом, составляющие ее процессы и их взаимодействие. Таким образом, Руководство по качеству фактически является справочным материалом по СМК для работников организации, аудиторов.
Проведенный в данной бакалаврской работе анализ Руководства по качеству ООО «РН-Бурение» на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/ТО 10013:2007[6] выявил несоответствия, которые были исправлены в ходе его переработки, также Руководство было перестроено и актуализировано в соответствии с новыми требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015[18].
1. Басарыгин, Ю.М. Бурение нефтяных и газовых скважин: учеб. пособие / Ю.М. Басарыгин, А.И. Булатов. - М.: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2002. - 632 с.
2. Попов, А.Н. Технология бурения нефтяных и газовых скважин: учеб. пособие / А.Н. Попов, А.И. Спивак, Т. О. Акбулатов и др.; Под общей ред. А. И. Спивака. - М.: Недра-Бизнесцентр, 2003. - 509 с.
3. Никифоров, А. Д. Управление качеством [текст]: учеб. пособие для вузов / А.Д. Никифоров. - М.: Дрофа, 2004. - 720с.
4. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учеб. пособие / Ю.И. Ребрин. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 174 с.
5. Шарипов, С.В. Система менеджмента качества / С.В. Шарипов, Ю.В. Толстова. - СПб.: Питер, 2004.- 192 с.
6. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. - Введ. 01.06.2008. - Москва: Стандартинформ, 2007. - 16 с.
7. Балаба, В.И. Управление качеством в бурении: учеб. пособие / В.И. Балаба. - М.: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2008. - 448 с.
8. Системы, методы и инструменты менеджмента качества:учеб. Пособие / М.М. Кане [и др.]. - Спб : Питер, 2008. - 560 с.
9. Комиссарова, Т.Б. Основные принципы создания и управления документацией СМК / Т.Б. Комиссарова // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество».- 2008. - № 2. - С. 23-25.
10. Лощилина, И. А. Руководство по качеству: пишем конституцию СМК / И. А. Лощилина // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 12. - С. 31-34.
11. Самсонова, М.В. Управление документацией системы менеджмента качества: учеб. пособие / М.В. Самсонова. - Ульяновск: Ульяновский госуд. технический университет, 2008. - 124 с.
12. Шевчук, Д.А. Управление качеством: учеб. пособие для вузов /Д.А. Шевчук.- М. : ГроссМедиа, 2008. - 216 с.
13. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 01.01.2013. - Москва : Стандартинформ, 2012. - 36 с.
14. Михеева, Е.Н. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / Е.Н. Михеева, М. В. Сероштан. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско¬торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 532 с.
15. СМК-РК-2012 Система менеджмента качества строительства и реконструкции скважин. Руководство по качеству. - Введ. 01.03.2012. - М.: ОАО «Роснефть», 2012. - 47 с.
16. Баурина, С. Б. Управление документацией в системе менеджмента качества предприятия / С.Б. Баурина //Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. - 2013. - № 02. - С. 53-57.
17. ГОСТ Р ИСО 9000-2015Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- Введ. 01.11.2015. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 53 с.
18. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 01.11.2015. - Москва: Стандартинформ, 2015. - 24 с.