ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Важность создания реальной речевой ситуации на уроках иностранного языка как метода обучения устному общению 6
1.2. Психолого-возрастные особенности обучающихся старших классов 13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ CASE-STUDY МЕТОДА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 19
2.1. Структура, виды и этапы работы Case-study метода 19
2.2. Использование Case-study метода на уроке английского языка 23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Современное общество не стоит на месте, это требует постоянного развития каждого человека. Не последнюю роль в этом развитии играют знания иностранных языков. Во многих сферах деятельности это является одним из приоритетных требований. Ведь коммуникация — это основа жизни в обществе. Поэтому многие дети начинают изучать языки уже с малых лет. Изучение языков - обязательное требование к учебным программам в школе и в ВУЗе.
В процессе обучения иностранным языкам возникает множество сложностей и препятствий. Прежде всего это трудности с общением на иностранном языке, свободное восприятие иностранной речи на слух, неправильное произношение слов, большой разрыв между теорией и практикой, непонимание грамматики. Даже несмотря на то, что прогресс предоставляет на множество современных технологий, разнообразные методики обучения, тренажеры, которые совершенствуются каждый год.
Конечно же видны результаты работы при отработке теории. Обучающиеся заучивают клише распространённых фраз и выражений, воспринимают аудио тексты, умеют читать, учат грамматику, учат письмо.
Поэтому, необходимо на практике применять такую методику обучения, которая позволит улучшить навыки коммуникативного общения и позволит обучающимся общаться с людьми по всему миру без барьеров, создавать максимально естественных условий и ситуаций как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в старшей школе.
Вопросами коммуникации на иностранном языке занимались различные русские и зарубежные ученые, как Азимов Э.Г., Вайсбурд М.Л., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Harmel J., Thournburry S. и многие другие.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной тематики – ввиду того, что многие обучающиеся занимаются изучением языка только в школе, они столкнуться с барьером в восприятии речи носителем языка, не смогут понять и поддержать разговор. Потому что они привыкли только к речи учителя и одноклассников. На практике, при живом общении никто не общается клише, которые мы привыкли видеть в учебниках и пособиях.
Поэтому на уроках следует применять задания, где обучающийся сможет применить фантазию, где допускается вариативность вопросов-ответов, где ситуации будут приближены к тем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Это в свою очередь повысит интерес к изучению иностранных языков, будут развиваться и совершенствоваться коммуникативные навыки общения, обучающиеся не будут бояться общаться с носителем языка.
Объектом исследования является устное общение на уроках иностранного языка. Исходя из этого, предметом исследования выступают методы организации устного общения на уроках английского языка в старшей школе.
Целью работы является составление рекомендаций по отбору эффективных методов обучения устной диалогической речи на уроках английского языка в старшей школе; сделать характеристику психолого-возрастных особенностей обучающихся старшей школы; разработать упражнения, которые отражают реальную речевую ситуацию на уроках английского языка в старшей школе.
Цель определяет следующие задачи:
1) проанализировать литературу и на основе анализа составить практические рекомендации по отбору эффективных методов обучения устной речи на уроках английского языка в старшей школе;
2) охарактеризовать психолого-возрастные особенности обучающихся старшей школы;
3) провести урок с использованием отобранных методов;
4) оценить полученный результат и сформулировать методические рекомендации.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
1) анализ, синтез и сравнение научной и методической литературы, с целью изучение и обобщение опыта использования эффективных методов организации устного общения на уроке иностранного языка в старшей школе, анализ некоторых учебных программ и учебников;
2) эмпирический: наблюдение за учебным процессом, беседа с учителями и обучающимися, проведение уроков с применением ситуативных моментов максимально приближенным к реальным.
Теоретической основой данной работы являются методические исследования по данному вопросу отечественных и зарубежных исследователей, интернет ресурсы.
Практическая значимость заключается в следующем:
1) практическое применение материалов в работе с обучающимися старшей школы;
2) применение реально-речевой ситуации при организации устного общения на уроке иностранного языка;
3) применение метода Case-study в обучении устной речи, анализ полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Проанализировав методическую литературу и опираясь на опыт, полученный в ходе практики мы пришли к выводу, что:
одним из самых эффективных методов обучения устной речи на уроках английского языка в старшей школе является создание реальной речевой ситуации. Во время практики и в ходе выполнения работы была раскрыта важность использования реально-речевых ситуаций на уроках английского языка, что способствовало формированию новых коммуникативных навыков у обучающихся.
Даны рекомендации по использованию дополнительно интернет-ресурсов для дополнительного внеурочного обучения устной речи, что способствует непрерывности учебного процесса в школе и дома.
Были изучены методы повышения эффективности работы на уроках иностранного языка с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся старших классов.
Были проведены уроки с использованием отобранных методов, проанализированы результаты уроков. Использование Case-study метода при проведении урока заинтересовал обучающихся и стимулировал их к коммуникационной деятельности.
Сформулированы методические рекомендации по использованию Case-study метода при обучении устной речи на уроках английского языка.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Герова Н.В. Компоненты методической системы обучения студентов в условиях непрерывной информационной подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. – С. 31-37.
3. Гурвич, П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах Ч.1 / П.Б. Гурвич. – Владимир, 1972. – С.34-42.
4. Кейс-стади (Case study). История case study. – URL: https://www.mental-skills.ru/dict/keys-stadi-case-study/ (дата обращения: 01.11.2022).
5. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – Москва : Просвещение, 1964. – 344 с.
6. Мушникова Ю.С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе// Молодой ученый. –2017. – No33. – С.62-63.
7. Пяткова О.Б. Активизация деятельности слушателей на учебных занятиях в системе дополнительного профессионального образования с использованием кейс-метода // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4. – С. 35-40.
8. Султанова М.К., Аллахвердиева Л.М., Султанова Ш.Ш. // Вопросы использования кейс-метода в рамках проблемного подхода / Вестник науки и образования. 2017. № 2. – С. 71-74.
9. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста) / В.А.Сухомлинский. -Москва: Учпедгиз, 1961. -223с.
10. Тарасова Е.М. Некоторые психологические особенности студентов поколения Z // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2020. – №2. – С. 62-70
11. Якубова, Д. Р. Сase study как один из инновационных методов преподавания английского языка учащимся старших классов / Д. Р. Якубова, Е. В. Самсонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64627/ (дата обращения: 06.11.2022).
12. https://onlineteachersuk.com/ru/yazikovie-socialnie-seti/ (дата обращения: 06.11.2022).
13. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. – М.: 2003. – 178 с.
14. Абаева Ф. Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 25.11.2022).
15. Адонина Н. П. Кейс-стади: история и современность / Н. П. Адонина // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 11. — С. 43–48.
16. Корнеева М. А. Метод case study в обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 337–340. — URL https://moluch.ru/archive/143/40103/ (дата обращения: 01.11.2022).
17. Сахарова Т.Е./ Социальные сети как способ изучения иностранных языков ун-т ИТМО г. Санкт-Петербург//Т.Е. Сахарова/ Психология и педагогика: методика и проблемы/с. 96-100
18. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб. Реноме, 2012. – С. 405-407.
19. Челышева И.В., Г.Ю. Психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы с учащимися старшего школьного возраста/ Туков В.А., Юновидов/ «Науки об образовании» с 83-85.
20. Сысоев, П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Книжных дом «Либроком», 2013. — 264 с.
21. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с.