ВВЕДЕНИЕ 3
1 Патисипативные социальные технологии как основной инструмент
принятия решений в современном публичном управлении 6
1.1 Патисипативность как основной принцип современного публичного
управления 6
1.2 Социальные технологии реализации принципа патисипативности
в публичном управлении 13
1.3. Развитие патисипативного публичного управления в России 22
2 Лучшие патисипативные практики в государственном и муниципальном управлении России и зарубежных стран 28
2.1 Технологии патисипативного принятия решений в российском и
зарубежном публичном управлении 28
2.2 Формы участия граждан в деятельности государственных и
муниципальных органов управления России и зарубежных стран 47
3 Социальные технологии патисипативного принятия муниципальных
решений в Томском районе Томской области 62
3.1. Методика эмпирического исследования форм и технологий участия
населения Томского района в принятии управленческих решений 62
3.2. Анализ патисипативных механизмов, используемых в Томском
районе 67
3.3. Рекомендации по совершенствованию социальных технологий соучастия населения Томского района в принятии управленческих решений .. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное общество отличается независимостью, инициативностью и активностью в решении проблем, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной жизни. Современные концепции публичного управления рассматривают общество как полноправный субъект управления, который становится в одном ряду с государственными и муниципальными органами. Именно поэтому современное публичное управление не может существовать без участия граждан в принятии управленческих решений. Но для того, чтобы это было осуществимо, необходимо наличие определенных социальных технологий. Особенно это актуально на местном уровне, где органы местного управления наиболее приближены к населению. Актуальность темы исследования подтверждается вновь принятыми нормативно-правовыми актами на федеральном уровне. Так, в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из задач обозначается создание механизма прямого участия граждан в принятии управленческих решений.
Но, как показывает практика, со стороны органов публичного управления все еще наблюдается низкая заинтересованность в патисипативном принятии решений, а современных технологий патисипативного принятия решений на сегодняшний день разработано очень мало. Теме социальных технологий принятия решений посвящены работы А.А. Мерзлякова, В. А. Захарова, А.С. Майорова, С.Т. Афанасьева, Л.Я. Дятченко, С.Э. Мартыновой. На сегодняшний день патисипативных социальных технологий принятия муниципальных управленческих решений, учитывающих особенности различных типов муниципальных образований не выявлено. Социальные технологии в работах представленных авторов имеют более общий характер.
Поэтому проблема заключается в следующем: недостаточно разработаны и недостаточно используются технологии патисипативного принятия решений в публичном управлении, в частности, на местном уровне.
Объект исследования: технологии принятия решений на муниципальном уровне.
Предмет исследования - участие населения в принятии муниципальных управленческих решений.
Целью исследования является разработка социальных технологий патисипативного принятия муниципальных решений с учетом местной специфики сельского муниципального района.
Задачи:
1. Проанализировать научные взгляды на патисипативность как основной принцип современного социального управления.
2. Систематизировать алгоритмы патисипативных социальных технологий, изложенные в научной и специальной литературе.
3. Проанализировать существующую практику вовлечения населения в патисипативное принятие и реализацию решений со стороны Администрации Томского района.
4. Предложить патисипативные технологии и формы участия населения Томского района в муниципальном управлении.
В магистерской диссертации были использованы такие методы исследования, как индукция и дедукция, теоретический анализ и синтез, бенчмаркинг, контент-анализ сообщений СМИ, анализ нормативно-правовых документов, глубинное интервью.
Новизна исследования заключается в разработке новых патисипативных социальных технологий, адаптированных к различным типам муниципальных образований, в частности для сельского муниципального района.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных социальных технологий в практике Администрации Томского района и подобных муниципальных образованиях.
Работа состоит из 3 глав. Первая глава посвящена патисипативности как основному принципу современного публичного управления, вторая посвящена лучшим патисипативным социальным технологиям в публичном управлении России и зарубежных странах. В третьей рассматриваются социальные технологии патисипативного принятия муниципальных решений в Томском районе Томской области, предложены новые социальные технологии и формы участия населения в Томском районе. В заключении резюмируются результаты проделанной работы. Список литературы включает 102 источника.
По теме работы опубликованы 2 статьи:
Агеева А.Н. Ожидания молодежи, связанные с деятельностью органа МСУ, в контексте «сервисной» модели государственного и муниципального управления // Juvenis scientia . 2015. №1 С.46-49.
Агеева А.Н. Партисипативные социальные технологии принятия муниципальных управленческих решений в зарубежных странах // Juvenis scientia. 2017. №8. С. 38-41.
Изменения экономики в постиндустриальный период повлекли за собой изменения личности и общества в целом, и как следствие - взглядов на социальное управление. Современное общество - это общество активное и инициативное, обладающее достаточными знаниями, для того чтобы участвовать в управлении государством или муниципальным образованием. Государственное и муниципальное управление сегодня, в условиях демократии, просто невозможно без участия населения. Поэтому патисипативный стиль управления является наиболее адекватным современному состоянию общества. Патисипативность - это активное участие граждан, их вовлеченность в управлении общественными и государственными делами.
Во многих развитых странах патисипативный стиль государственного и муниципального управления используется давно, и уже успел доказать свою эффективность. Что касается Российской Федерации, то здесь о необходимости внедрения патисипавного публичного управления задумались относительно недавно, но несмотря на это в России уже имеются все необходимые предпосылки для формирования патисипавного управления. В целях вовлечение граждан в управление в России были приняты соответствующие нормативные правовые акты, программы, создаются и развиваются различные формы взаимодействия граждан и органов государственного и муниципального управления. Кроме того, различные города России демонстрируют успешный опыт вовлечения граждан в управление.
Для успешного внедрения патисипавного управления, необходимо наличие определенных технологий социального участия граждан в управлении. Под социальными технологиями понимается совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем. Использование социальных технологий позволяет принимать управленческие решения более рационально, исключая неэффективные операции. В России успешно используются такие социальные технологии как: «Открытое пространство» - технология, которая представляет собой площадку для обсуждения наиболее значимых вопросов, и выработку совместных с гражданами управленческих решений; выставки в формате «Глазами граждан» - где вовлечение граждан в управление происходит с помощью творчества; проект «Городской форум», на котором любой гражданин может выдвинуть свои предложения по вопросам улучшения среды, в которой он проживает; «Школа активный граждан» -проект, позволяющий гражданам получить знания, которые касаются их непосредственной жизнедеятельности; «Молодежный банк» - социальная технология, с помощью которой осуществляется финансирование молодежных проектов; «Форсайт» - технология построения образа будущего нацеленная на координацию совместных действий.
Помимо технологий, мировой и российский опыт демонтирует применение различных форм вовлечения граждан в управление. А именно: использование краутсорсинга, позволяющий привлечь интеллект и ресурсы большого количества людей к решению определенных проблем; патисипативное бюджетирование - где проект бюджета разрабатывается и утверждается с участием общественности; различные формы вовлечения граждан посредством сети Интернет, такие как «электронные петиции», «интерактивные выборы», мобильные приложения, позволяющие сообщать местным органам управления о городских проблемах и многое другое.
На данный момент на территории Томского района имеется опыт вовлечения населения в принятии управленческих решений. В частности, используются такие формы и технологии вовлечения граждан в местное управление как: Интернет обращение к Главе Томского района, опрос населения, программа “Команда эффективных решений", Сход граждан, Сельский совет, Совет ветеранов, Проект по благоустройству общественных территорий. Анализ форм и технологий участия населения Томского района показал, что часть из них являются эффективными, о чем свидетельствует активность граждан при участии в отдельных проектах, а также результат, полученный от этого участия. Но тем не менее, в управленческой практике Администрации Томского района уделяется мало внимания взаимодействию с населением. Большая часть проектов и программ, связанных с участием населения Томского района в управлении, имеют федеральный или региональный характер.
Что касается существующей технологии принятия решений, то можно утверждать о том, что она не является патисипативной, то есть данная технология не позволяет местному населению оказывать влияние на разработку и принятие решений. Поэтому необходимо внедрение как новых форм вовлечения населения в муниципальное управление, так и внедрение новых технологий принятия решений.
В данной работе, была предложена базовая патисипативная технология принятия решений, которая позволяет вырабатывать решения совместно с местным населением. Алгоритм технологии включает этапы:
1. Исследование среды;
2. Определение проблемы;
3. Информирование населения о результатах социологического исследования.
4. Выбор технологий и форм совместного принятия решений;
5. Информирование населения о возможности участия;
6. Организация взаимодействия;
7. Нормативное закрепление принятых решений;
8. Реализация принятых решений;
9. Контроль за выполнением договоренностей;
10. Мониторинг ситуации;
11. Корректировка действий по результатам мониторинга;
Также, с учетом специфики Томского района, были разработаны следующие патисипативные технологии принятия муниципальных решений: технология «Мозговой штурм», технология «Патисипативный бюджет Томского района», технология «Форсайт Томского района».
В качестве форм участия населения Томского в принятии муниципальных управленческих решений предлагается создание краутсорсингового Интернет-портала «Томский район» и проведение опросов граждан на регулярной основе.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // СПС
КонсультантПлюс.
2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02.05.2006 № 59 // СПС КонсультантПлюс.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента от 7 мая 2018 г. №204 // СПС КонсультантПлюс.
4. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента от 7 мая 2012 г. № 601 // СПС КонсультантПлюс.
5. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах: расп. Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р // СПС КонсультантПлюс.
6. Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Томской области: постановление Администрации Томской области от 28.12.2012 № 545а // Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 24.04.2018).
7. Об утверждении Административного регламента предоставления
муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан в Администрации Томского района»: постановление Администрации Томского района от 15.06.2012 № 167 // Официальный сайт Томского района. URL:
http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 24.04.2018).
8. О порядке организации и проведения рейтингового голосования по
отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной среды в Томском районе на 2018-2022 годы»: постановление Администрации Томского района от 02.03.2018 № 61 //
Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата
обращения: 24.04.2018).
9. О назначении рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2019 году в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной среды в Томском районе на 2018-2022 годы»: постановление Администрации Томского района от 02.03.2018 № 62 // Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 24.04.2018).
10. Об утверждении дизайн-проектов по благоустройству дворовых
территорий многоквартирных домов и наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования Томского района в 2018 году»: постановление Администрации Томского района от 30.03.2018 № 96// Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата
обращения: 24.04.2018).
11. Об утверждении бюджета Томского района на 2018 год и плановый период 2019, 2020 годов: решение Думы Томского района от 14.12.2017 № 192// Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).
12. Об утверждении Положения «О порядке назначении и проведения опроса граждан в муниципальном образовании «Томский район»: решение Думы Томского района от 25.05.2017 № 154// Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 25.05.2018).
13. О разработке порядка подготовки и публикации информации о бюджете Томского района и отчете о его исполнении в доступной для граждан форме («Бюджет для граждан»): распоряжение Администрации Томского района от 20.04.2016 № 143-П // Официальный сайт Томского района. URL: http://www.tradm.ru/ (дата обращения: 24.04.2018).
14. Авзалова Э.И. Интернет-участие как новая форма политического
участия граждан // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2015. №1. - С.187-193. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/internet-uchastie-kak-novaya-
forma-politicheskogo-uchastiya-grazhdan (дата обращения: 24.02.2017).
15. Активный гражданин [Электронный ресурс]. URL: https://ag.mos.ru/(Дата обращения: 11.04.2018).
16. Ахрамеева О.В. Российское сервисное государство: теоретические основы и государственная стратегия обеспечения частных и публичных интересов // NB: Вопросы права и политики. — 2014. - № 4. - С.1-28.:http://e-notabene.ru/lr/article_11485.html.
17. Бадьина Л.П., Миньков С.Л. Краудсорсинг: синергия интернет-
сообществ // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 5-2. - С. 63¬66. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=33946(дата
обращения: 20.03.2018).
18. Белова Л.И. Участие граждан в процессе государственного управления:
опыт проекта «Активный гражданин» // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №4. - С. 61-67. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-grazhdan-v-protsesse-gosudarstvennogo- upravleniya-opyt-proekta-aktivnyy-grazhdanin(дата обращения: 19.04.2018).
19. Биккулов А.С., Салазкин М.Г. Форсайт в Канаде: два уровня // Форсайт. 2007. №2. - С. 68-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/forsayt-v- kanade-dva-urovnya(дата обращения: 19.04.2018).
20. Биргит Бём. Выставка в формате «глазами граждан». Методическое руководство в десяти шагах [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasimr.ru/userfiles/lib/18/525e3bcf0807b.pdf(дата обращения: 13.03.2018).
21. Богашевское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogashevo.tomsk.ru/(дата обращения: 13.03.2018).
22. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие. - СПб.: Книжный Дом, 2007. - С. 57-59.
23. Буравой М. Великая инволюция: реакция России на рынок. - Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар, 2000.
24. Вагин В.В. Инициативное бюджетирование в странах БРИКС / В.В. Вагин, С.В. Романов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 4 (38). - С. 113-121.
25. Вагин В.В. Факторы, возможности и ограничения развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации / В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова, Н.В. Гаврилова // Научно- исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 1 (35). - С. 103-113.
26. Воронинское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://www.voronadm.ru/(Дата обращения: 11.04.2018).
27. Гаврилова И. Н. Гражданское участие в России и Нидерландах:
проблемы и перспективы // Проблемный анализ и государственно¬управленческое проектирование. 2012. №5 (25). - С. 6-13. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/grazhdanskoe-uchastie-v-rossii-iniderlandah- problemy-i-perspektivy (дата обращения: 28.02.2018).
28. Гасиев В. И., Кабисов С. А., Нугзарова М. Р. Преимущества интервью как метода социологических исследований //Профессионал года 2017. - 2017. - С. 118-121.
29. Глотов, М. Б. Общая социология : учеб. пособие / М. Б. Глотов. - М. : Академия, 2010. - 332 с.
30. «Гражданский патруль» в Новосибирске: официальные жалобы можно подать через мобильное приложение [Электронный ресурс]. URL: https ://te- st.ru/apps/civil-patrol-app.
31. Давидов Ю.Н. [и др.] Современная западная социология: словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 432 с.
32. Давыдова М.Л., Гончарова А.А. Проблемы и перспективы реализации
проекта «Российская общественная инициатива» // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция . 2015. №2. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-i- perspektivy-realizatsii-proekta-rossiyskaya-obschestvennaya-initsiativa (дата
обращения: 11.04.2018).
33. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород, 1993.
34. Епина В.С. Становление партисипативного стиля публичного управления и его преимуществах в современных условиях / В. С. Епина// Ключови въпроси в съвременната наука.-2013. -Том 12. -С. 65-69.
35. Епинина В. С. К вопросу о необходимости партисипативного
механизма в системе публичного управления // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2012. №28. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-
neobhodimosti-partisipativnogo-mehanizma-v-sisteme-publichnogo-upravleniya(дата обращения: 17.02.2016).
36. Епинина В. С. Реализация принципов формирования и развития партисипативного механизма в системе публичного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопастность. — 2013. - № 1. - С.21¬27.
37. Епинина В. С., Кайль Я. Я. Трехуровневая система повышения результативности использования партисипативного механизма публичного управления субъектом РФ // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология .
2013. №1. - С. 56-64. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trehurovnevaya- sistemapovysheniyarezultativnostiispolzovaniya-partisipativnogo-mehanizma- publichnogo-upravleniya-subektom-rf(дата обращения: 17.02.2016).
38. Епинина В.С. Приоритетные направления развития партисипативного
механизма российского публичного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №3. - С. 53-59 URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/prioritetnye-napravleniya-razvitiya-
partisipativnogo-mehanizma-rossiyskogo-publichnogo-upravleniya (дата
обращения: 20.04.2018).
39. Заречное сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://zar.tomsk.ru/ (Дата обращения: 11.12.2017).
40. Захаров В.А. Управление взаимодействия общественных объединений и муниципальных органов власти при реализации проектов местного значения: автореф.дис. ...канд.соц. наук/ В.А. Захаров.-М,2009. - 23 с.
41. Зональненское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://www.admzsp.ru/(Дата обращения: 11.12.2017).
42. Кайль Я. Я., Епинина В.С. Зарубежный опыт партисипативной ориентации публичного управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. - № 2. - С.42-48.
43. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуализация партисипативного подхода к формированию системы публичной власти в современной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 33. - С. 57-63.
44. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Партисипация как важный фактор повышения эффективности и результа- тивности публичного управления субъектом Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика.-2013. -№16. -С. 30-38.
45. Копыченко Г. С. Управление конкурентоспособностью муниципальных образований: дис.канд. эконом.наук / Копыченко Галина Сергеевна. — М.,
2014. - 232 с.
46. Коробова А. Краудсорсинг для государственного управления. Журнал "Технологии и средства связи" №6, 2012. - С. 12-13.
47. Кошт Урада-сервис, который показывает, как тратятся деньги в бюджете республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://te- st.ru/apps/koshturada/.
48. Крымова Э.И., Желтов В.В. Форсайт как технология политики
городского развития // Вестник КемГУ. 2011. №2. - С. 117-120. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/forsayt-kak-tehnologiya-politiki-gorodskogo- razvitiya(дата обращения: 23.02.2018).
49. Крюков С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего //
Пространство экономики . 2010. №3-2. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/forsayt-ot-prognoza-k-formirovaniyu-buduschego(дата обращения: 23.02.2018).
50. Кутергина Г.В., Паздникова Н.П. О развитии форм организационной
поддержки инициативного бюджетирования в регионе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. №1. - С. 171-185. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-razvitii-form-organizatsionnoy-podderzhki- initsiativnogo-byudzhetirovaniya-v-regione(дата обращения: 29.05.2018).
51. Лукин, В. М. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии / В. М. Лукин // Вестн. С.-Петерб. ун¬та. Сер. 6. 1993. Вып. 1 (№ 6).
52. Лыска, А.Г. Концепция строительства местного сообщества в работах зарубежных ученых / А.Г. Лыска // Социологические исследования. 2013. № 7.- С. 99-103.
53. Майкова Э.Ю. Участие жителей муниципальных образований в практиках инициативного бюджетирования как фактор роста гражданской активности населения / Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2017. - № 1. - С. 7-18
54. Майоров А. С. Сущность и структура социальных инновационных технологий // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2011. №3. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-i-struktura-sotsialnyh-innovatsionnyh- tehnologiy(дата обращения: 04.03.2018).
55. Мартынова С.Э. «Сервисная» модель муниципального управления в
социологической интерпретации: Монография - СПб.: Социально¬
гуманитарное знание, 2015. - 348 с.
56. Мерзляков А. А. Гражданское социальное участие как универсальная технология социального управления: на материалах разработки и реализации градостроительных проектов: автореф. дис. .. .канд.социол. наук// А. А. Мерзляков. -М.,2007. - 25 с.
57. Мехова, А. А. Форсайт как современная технология социального участия [Текст] / А. А. Мехова // Социальная политика и социология. - 2011. - № 8. - С. 120-128.
58. Миронова С. М. Зарубежный опыт участия граждан в финансовой деятельности муниципалы ных образований // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 2 (39).- С. 275-280.
59. Молодежный Банк [Электронный ресурс]. URL: http://molbank.ru/#sel1(дата обращения: 09.03.2018).
60. Моряковское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://moryakovka.ru/(Дата обращения: 11.12.2017).
61. МП "Социальное развитие Томского района на 2016-2020 годы"
[Электронный ресурс]. URL: http://www.tradm.ru/dokumenty/normativno-
pravovye-akty/ (Дата обращения: 15.12.2018).
62. МП «Развитие информационного общества в Томском районе на 2016 -
2020 годы» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tradm.ru/dokumenty/normativno-pravovye-akty/ (Дата обращения: 15.12.2018).
63. Муниципальные практики [Электронный ресурс] / Патисипативный
бюджет. URL: http://www.selfgov.ru/opyt-proekt-medison (дата обращения:
15.03.2018).
64. Муниципальные практики [Электронный ресурс] / Проект Мэдисон. —
Электрон. дан. URL: http://www.selfgov.ru/opyt-proekt-medison (дата
обращения: 15.03.2018)
65. Муниципальные практики [Электронный ресурс] / Сервис Jolitics в Великобритации. — Электрон. дан. URL: http://www.selfgov.ru/britanskoe-prilozhenie-po-gorodskim-problemam (дата обращения: 15.03.2018)
66. Насыров И.Р., Савельев И.Л. Технологии краудсорсинга в
государственном управлении // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2012. №6. - С. 120-128. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologii-
kraudsorsinga-v gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 20.03.2018).
67. Наталья Костенко, Валерий Иванов. Опыт контент-анализа: модели и практики: Монография. - М.: свободной прессы, 2003. - 44 с.
68. Нечаева Е.О. Социальные технологии: история становления и версии
понимания // Вестник РГГУ. 2014. №4. - С. 55-64. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnye-tehnologii-istoriya-stanovleniya-i-versii- ponimaniya(дата обращения: 04.03.2018).
69. Официальный интернет-портал Администрации Томской области [Электронный ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZtomsk.gov.ru/(Дата обращения: 11.12.2017).
70. Павлова Н.И., Синицын А.Е. Проблемы привлечения граждан к
участию в бюджетном процессе Российской Федерации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/problemy-
privlecheniya-grazhdan-k-uchastiyu-v-byudzhetnom-protsesse-rossiyskoy- federatsii (дата обращения: 01.05.2018).
71. Плотников М.В. Социальные технологии менеджмента. Hi-tech в управлении: модели, методы, практики. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. -148 с.
72. Пясецкая Е.Н. Проблема качества участия граждан в местном самоуправлении// Государственное и муниципальное управление в XXI веке:теория, методология, практика. 2015. № 18.
73. Российская общественная инициатива: [Электронный ресурс]. 2012¬2016. URL: https://www.roi.ru/(дата обращения: 11.04.2018).
74. Санжиев Д. Когда инициатива не наказывается, а поощряется деньгами / Д. Санжиев // Экономика и жизнь. - 2017. - 13 окт. - C. 22
75. Сборник лучших практик взаимодействия населения и власти в решении местных проблем. Под ред. К.В. Малова., - Новосибирск: АСДГ, 2009. - 222 с.
76. Сентоме Ив. Партисипативный бюджет: концепция, тенденция и перспективы: Доклад, на научно-практическом семинаре: «Партисипативный (открытый) бюджет: Европейский опыт и российская реальность». Екатеринбург, 11 июня 2013 г.
77. Скалабан И.А. Общественное участие: теоретико-методологические
проблемы интерпретации // Современные исследования социальных проблем: матер. IV Общерос. науч. - практ. конф. «Современные
исследования социальных проблем» с международным участием. Красноярск, 2011. №2 (06). - С. 216-220.
78. Содействие развитию институтов гражданского общества // Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/public society/ (дата обращения: 11.12.2017).
79. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред. Я. А. Маргуляна. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 436 с.
80. Спасское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://spasskoe.tomsk.ru/(Дата обращения: 11.12.2017).
81. Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье) [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/ iphras/library (дата обращения: 11.12.2017).
82. Тарасова Е. В. Краудсорсинг - технология использования интеллектуального потенциала граждан в государственном и муниципальном упарвлении / Е. В. Тарасова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 1970. Т. 2. №. 1. - С. 19-21.
83. Теплица социальных технологий [Электронный ресурс]. М.,2016. URL: https://te-st.ru/ (дата обращения: 20.03.2018).
граждан и власти. — М.: Издательство «Знание», 2015. - 200 с.
85. Турунтаевское сельское поселение [Электронный ресурс]. URL: http://www.admzsp.ru/(Дата обращения: 11.12.2017).
86. Успешные практики социального партнерства: Практический опыт Иркутской области. Практическое пособие. - Иркутск, 2011. - 195 с.
87. Цуркан М.В. Анализ региональных практик инициативного бюджетирования / М.В. Цуркан // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2017. - № 3(37). - С. 119-132
88. Экспериментальный электронный опрос избирателей с использованием сети Интернет в единые дни голосования 12 октября 2008 года и 1 марта 2009 года. М.:РЦОИТ при ЦИК России, 2009. - С. 64.
89. Яндекс. Исследования. Развитие интернета в регионах России [Электронный ресурс].
URL: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 (дата обращения: 01.03.2018).
90. Betri Reykjavikhttps [Электронный ресурс].URL: https://
betrireykjavik.is/ (дата обращения:01.03.2018).
91. Future Melbourne [Электронный ресурс]. URL:
http://www.melbourne.vic.gov.au(дата обращения: 01.03.2018).
92. My Council Services [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mycouncilservices.com/ (дата обращения: 24.02.2016).
93. Мeieraha [Электронный ресурс]. URL: http://kalkulaator.meieraha.eu/(дата обращения: 24.02.2016).
94. Ourmk [Электронный ресурс]. URL: https://ourmk.org/(дата обращения: 01.03.2018).
95. Pauline Veron, Why Paris is Building the World's Biggest Participatory Budget [Электронный ресурс]. URL: https://newcities.org/why-paris-is-building-the-worlds-biggest-participatory-budget
96. Statistics about Internet Voting in Estonia. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vvk.ee/voting-methods-in-estonia/engindex/statistics (дата
обращения: 01.03.2018)