Объект исследования - Муниципальное учреждение по работе с подростками и молодёжью по месту жительства «Вариант» (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Сургут).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ 9
1.1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности……............9
1.2. Особенности функционирования социально-культурной сферы………..18
1.3. Специфика организации социально-культурной деятельности в муниципальных учреждениях культуры 27
Выводы по главе I 34
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБУ «ВАРИАНТ», Г. СУРГУТ 36
2.1. Общая характеристика деятельности МБУ «Вариант»…………………...36
2.2. Диагностика уровня организации социально-культурной деятельности в МБУ «Вариант»…45
2.3. Проект совершенствования социально-культурной деятельности МБУ «Вариант»…63
Выводы по главе II 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Актуальность темы исследования связана с тем, что деятельность муниципальных учреждений культуры особо значима для молодежи, которая все быстрее и быстрее развивается. Так исторически сложилось, что в результате эволюционного прогресса поколений всё ярче заметна психоэмоциональная акселерация молодых людей. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе. Однако мало кто из исследователей сопоставляет ускорение развития молодёжи с необходимостью регулярного введения более современных, интересных, усовершенствованных форм, методов и средств социально-культурной деятельности.
Социокультурная сторона жизни города является неким идеологическим каркасом, на котором уже в свою очередь выстраиваются остальные компоненты социального пространства [17, с. 73]. Жизнь граждан напрямую зависит от развития культурных сегментов, включенности в них, что придает социокультурной сфере масштабный, комплексный характер. В связи с тем, что социокультурный контекст городской среды имеет столь весомое влияние на жизнь города в целом, актуализируется вопрос об управлении данной стороной общественной жизни [17, с. 73].
Результативность таких действий в учреждениях культуры зависит от некоторых факторов, например, это управление данными учреждениями. Для обеспечения грамотного управления нужно разрабатывать эффективные механизмы управления и своевременно вносить коррекционные изменения в уже существующие схемы управления, которые способны обеспечить грамотный и результативный менеджмент. В компетенции именно грамотного управления создать условия для успешного функционирования социально-культурной системы на всех уровнях города, посредством организации структуры социальных отношений, способной обеспечить своевременное и оптимальное решение актуальных проблем в рассматриваемой области [17, с. 73]. Организованное согласно всем правилам управление социально-культурной сферой города способно обеспечивать оптимальное условие успешного функционирования и в целом развития всего города в целом.
Стоит выделить и следующее – в Основах государственной культурной политики одной из важнейших для нашего исследования задач в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий — значатся государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества, подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций и поддержка создания таких организаций с целью осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи [37, с. 127]. Разработка вышеупомянутых задач Основ государственной культурной политики подтверждает, что в стране на государственном уровне есть необходимость совершенствования системы социально-культурной деятельности и проведения регулярного мониторинга состояния общества и его культурного развития на основе специально разработанной системы целевых показателей.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью совершенствования организации социально-культурной деятельности и недостатке финансирования для применения интерактивных форм, методов и средств организации социально-культурной деятельности в муниципальном учреждении.
Цель исследования обосновать потенциал применения муниципальным учреждением культуры социально-культурных технологий для совершенствования системы организации социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности организации социально-культурной деятельности в учреждениях культуры.
2. Рассмотреть специфику функционирования социально-культурной сферы.
3. Определить роль муниципального учреждения культуры в системе организации социально-культурной деятельности.
4. Провести диагностику деятельности учреждения культуры и досуговых предпочтений целевой аудитории МБУ «Вариант».
5. Выявить проблемы в работе многофункционального досугового центра, влияющие на организацию и реализацию социально-культурной деятельности.
6. Разработать проект, направленный на совершенствование организации и реализации социально-культурной деятельности в МБУ «Вариант».
Объект исследования: организация социально-культурной деятельности в муниципальном учреждении культуры.
Предмет исследования: деятельность муниципального учреждения культуры как субъекта организации социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования - реализация потенциала муниципального учреждения культуры в организации социально-культурной деятельности может быть обеспечена при выполнении следующих условий:
1. Повышение престижа должности работников муниципальных учреждений.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности и зарплаты работников муниципальных учреждений.
3. Применение современных маркетинговых коммуникаций.
4. Применение разнообразных интерактивных форм, методов и средств социально-культурной деятельности.
Теоретическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составили положения теоретических концепций, раскрывающих:
–понятие «социально-культурная деятельность» и её формы (М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Т. Г. Киселева, А. А. Сукало, Н. Н. Ярошенко и др.);
– особенности применения социально-культурных технологий (Е. И. Григорьева, Г. Ю. Литвинцева, Т. Г. Киселева, Г. Н. Новикова и др.);
– организацию деятельности муниципальных учреждений культуры (Е. Л. Игнатьева, Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова, В. В. Чижиков и др.).
Степень разработанности проблемы.
М. А. Ариарский, А. И. Арнольдов, В. П. Беспалько, И. Н. Ерошенков, Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, Т. Г. Киселева исследовали область совершенствования социально-культурной деятельности и способы повышения эффективности ее организации.
Основные принципы и модели управления сферой культуры находят отражение в трудах Д. П. Барсукова, Л. Е. Вострякова, Н. А. Носковой, К. С. Холодковой и др. Значительный вклад в теоретические аспекты управления культурным развитием и сферой культуры с помощью правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов отражены в трудах Е. М. Акулич, М. В. Асаиновой, Г. Г. Карповой.
В работах Л. С. Азаренкова, Л. Н. Боронина, Е. А. Васильченко, З. В. Сенук, И. Ф. Симоновой, Е. В. Соколова рассмотрены особенности и основные проблемы проектного управления в сфере культуры.
Вопросы реализации культурной политики изучаются в работах Л. Е. Вострякова, Н. Г. Федотовой, С. В. Шишкина. Проблемам рассмотрения принципов формирования, а также целей и механизмов управления развитием социально-культурной сферы на муниципальном уровне посвящены исследования К. В. Вишневской, В. Чурбанова и др.
Несмотря на наличие большого числа трудов отечественных исследований, публикаций, раскрывающих особенности управления развитием социально-культурной деятельности в муниципальном учреждении культуры не так много, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.
База исследования муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства «Вариант» г. Сургут.
Методика и организация исследования включала в себя три этапа:
1. Теоретический. На данном этапе исследования были проведены отбор и теоретический анализ источников по теме исследования, изучены теоретические аспекты особенностей организации социально-культурной деятельности в муниципальном учреждении культуры, охарактеризована специфика социально-культурной деятельности муниципального бюджетного учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства г. Сургут, сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, использованы методы сбора первичной информации и синтез.
2. Диагностический. Рассмотрены направления организации социально-культурной деятельности на примере учреждения культуры - МБУ «Вариант». Дана общая характеристика деятельности учреждения, изучена целевая аудитория МБУ «Вариант», проведено анкетирование. На этом этапе были использованы методы наблюдения, опроса и анализа документов, официального сайта и специальной литературы.
3. Формирующий этап. На основе выводов, полученных на основе анкетирования и изучения официального сайта и т.п., был разработан проект по совершенствованию социально-культурной деятельности в МБУ «Вариант».
Методы исследования.
Теоретические методы исследования: синтез, анализ, обобщение, конкретизация.
Эмпирические методы исследования: описание, метод анкетирования, оценка результатов, а также методы проектирования.
Практическая значимость исследования.
Выводы и выработанные практические решения, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы при разработке и реализации проектов МБУ «Вариант», другими муниципальными учреждениями культуры, а также педагогами и специалистами социально-культурной деятельности при разработке и реализации проектов в качестве методических рекомендаций по усовершенствованию социально – культурной деятельности в многофункциональных досуговых центрах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности организации социально-культурной деятельности в муниципальных учреждениях культуры; роль муниципального учреждения культуры в системе активизации социально-культурной деятельности.
2. Результаты исследования деятельности МБУ «Вариант».
3. Проект по совершенствованию социально-культурной деятельности молодежи в МБУ «Вариант».
Структура выпускной квалификационной работы определена в соответствии с выдвигаемой гипотезой и поставленными задачами, раскрывает содержание рассматриваемой проблемы и ход исследования, которое включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы и приложения.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению и обоснованию необходимости совершенствования социально-культурной деятельности в муниципальном досуговом учреждении. Проведенное исследование имеет теоретико-эмпирический характер.
При работе над теоретической частью исследования был использован междисциплинарный подход при обращении к научным знаниям в области педагогики, психологии и теории социально-культурной деятельности. Раскрыто понятие, сущность и специфика социально-культурной деятельности в муниципальном досуговом учреждении. Муниципальное бюджетное учреждение было рассмотрено как субъект организации социально-культурной деятельности. В данном вопросе раскрыта сущность муниципальных учреждений культуры. Удалось доказать, что именно они являются прямым исполнителем задач государственной культурной политики через формы, методы и средства социально-культурной деятельности.
В рамках эмпирической части исследования был проведен анализ работы многофункционального досугового центра по работе с молодежью и диагностированы проблемы организации социально-культурной деятельности в многофункциональном досуговом центре.
В практической части тщательно рассматривалась социально-культурная деятельность муниципального бюджетного учреждения, проблемы, возникающие в ходе её реализации и варианты для её совершенствования.
Как результат на основе выявленных проблем учреждения был разработан проект по совершенствованию социально-культурной деятельности муниципального учреждения
Так, предложенный проект предусматривает правильную логико-структурную схему, которая соответствует имеющимся материально-техническим, кадровым ресурсам. Цели и задачи проекта поставлены в соответствии с целями и задачами Постановления Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2013 г. №8976 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городе Сургуте на период до 2030 года» (с изменениями и дополнениями) .В проекте применены художественно-зрелищные средства социально-культурной деятельности: тема, идея, содержательный материал мероприятия соответствует профилю учреждения. Форма мероприятия обусловлена выявленными досуговыми предпочтениями посетителей.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи исследования выполнены, а гипотеза нашла подтверждение:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности руководителей коллективов художественной самодеятельности и клубных формирований приведет к улучшению степени организации и реализации социально-культурной деятельности молодежи в муниципальном бюджетном учреждении.
2. Развитие рекламно-маркетинговых коммуникаций повысит уровень посещаемости и узнаваемости молодёжно-подростковых клубов.
3. Повышение заработной платы специалистов повысит престиж должности специалиста по работе с молодежью, и как следствие, привлечет к работе молодых специалистов, использующих интерактивные методы обучения.
4. Повышение престижа должности специалиста по работе с детьми и молодежью поспособствует привлечению молодых специалистов, что напрямую повлияет на качество оказываемых услуг, совершенствование организации и реализации потенциала социально-культурной деятельности муниципального учреждения.
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2001. – 287 с.
2. Ариарский М. А. Педагогическая культурология в 2 томах. Том I. Методология и методика постижения / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург : Концерт, 2012. – 400 с.
3. Ариарский М. А. Педагогическая культурология в 2 томах. Том II. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург : Концерт, 2012. – 448 с.
4. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург : Концерт, 2008. – 792 с.
5. Берестова Л. И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие / Л. И. Берестова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юриспруденция, 2015. – 104 с.
6. Бирженюк Г. М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / Г. М. Бирженюк, А. П. Марков. – Санкт-Петербург, 1999. – 128 с.
7. Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе / М. В. Блохина. Тверь: ТГТУ, 200 с.
8. Большой юридический словарь/ авт. и сост. А. Б. Борисов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Книжний мир, 2012 — 847 с.
9. Бундин Ю. И. Экономическая политика и культура: поиск взаимности / Ю. И. Бундин // Развитие и безопасность. – 2019. – №1. – 176 с.
10. Востряков Л. Е. К проблеме разработки критериальной модели оценки реализации государственной культурной политики / Л. Е. Востряков, И. А. Ивлиева // Вестник СПбГИК. – 2019. – № 1. – 6-10 с.
11. Востряков Л. Е. Новая модель государственной культурной политики России / Л. Е. Востряков, А. С. Тургаев // Вестник СПбГИК. – 2018. – №3. – С. 6-16.
12. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. – Москва: МИРОС, 2002. – 296 с.
13. Грибкова Г. И. Некоторые особенности управления проектами
в социально-культурной сфере / Г. И. Грибкова // Международный академический вестник. – 2015. – № 2. – С. 56-59.
14. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками / И. Н. Ерошенков. Москва : МГУКИ, 2001. 202 с
15. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А. Д. Жарков. – Москва : Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
16. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография / А. Д. Жарков ; Федеральное
гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусств». – Москва : МГУКИ, 2013. – 455 с.
17. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л.С. Жаркова. – Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 396 с.
18. Запесоцкая Н. А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : защищена 27.06.2007 / Запесоцкая Наталия Александровна. – Санкт-Петербург, 2007. – 152 с.
19. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов / Л. Г. Ионин. – Москва : Логос, 2000. – 431 с.
20. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – Санкт-Петербург : Петрополис, 1996. – 416 с.
21. Каменская Н. Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Г. Каменская. – Москва: Изд. центр «Академия», 2002. – 156 с.
22. Киселева Т. Г. Реалии и перспективы теории и практики культурнодосуговой деятельности / Т. Г. Киселева // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: сборник научных трудов. – Москва : МГИК, 1990. – 237 с.
23. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – Москва : МГУКИ, 2004. – 539 с.
24. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. – Орел : ОГИИК, 1997. – 172 с.
25. Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление : Исторические аспекты развития: учебное пособие / С. С. Комиссаренко. – Санкт-Петербург : СПбГАК, 1997. – 157 с.
26. Кравченко А. И. Культурология : словарь / А. И. Кравченко. – Москва : Академический проект, 2000. – 278 с.
27. Лучанкин А. И., Сняцкий А. А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. / А. И. Лучанкин,А. А. Сняцкий – Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ,1996. – 262 с.
28. Макарова Е. А. Теория социально-культурной деятельности как область научного познания / Е. А. Макарова // Культура. Наука. Творчество : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, БГУКИ, май 2012 г. – С. 299–304.
29. Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. пособие
в помощь осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева, Л. В. Полагутина. – Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
30. Михайлова Л. И. Социология культуры. - М.:Академия, 2009. - 500 с.
31. Муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростками «Вариант» [сайт]. — 2019. — URL: https://surgutvariant.ru/
32. Мурзина И. Я. Человек креативный и его роль в развитии социокультурного потенциала региона / И. Я. Мурзина // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту : материалы V Международной научно-практической конференции : в 2 частях / под редакцией С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара : Самар. ГИК, 2017. С. 91–95. Мухина, В. С. Возрастная психология : Феноменология развития / В. С. Мухина. – Москва : Academia, 2011. – 608 с.
33. Новикова Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – Москва : МГУКИ, 2010. – 158 с.
34. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №1288 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – №45. – Ст. 6947.
35. Рылеева А. С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России : учебное пособие / А. С. Рылеева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет». – Курган : Курганский гос. ун-т, 2016. – 222 с.
36. Селиверстова Л. Н. Анализ влияния факторов внешней среды на деятельность муниципального учреждения культуры / Л.Н. Селиверстова // Вестник ТИУиЭ. – 2016. – №2. – С. 55-58.
37. Симонова И. Ф. Современные подходы к проблеме формирования имиджа культурно – досугового учреждения: анализ зарубежного опыта / И.Ф. Симонова // Культура и цивилизация. – №1. – 2019. – С. 56–59.
38. Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии : учебное пособие / И. Ф. Симонова. – Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2020. – 250 с.
39. Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования : учебное пособие / И. Ф. Симонова – Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2019. – 330 с.
40. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100- Соц.- культур. деятельность / Е. И. Григорьева, В. А. Монастырский, И. И. Алпацкий и др.; под науч. ред. Е. И. Григорьевой. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – Тамбов : Першина, 2004. – 511 с.
41. Соколов А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург : СПбГУП, 2003. – 204 с.
42. Стратегия государственной культурной политики на период
до 2030 г. : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февр. 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 11. – Ст. 1552.
43. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации :
утв. указом Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собрания законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1, ч. 2. – 212 с.
44. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации :
утв. Указом Президента Российской Федерации № 400 от 2 июля 2021 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 27. – 5351 с.
45. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга : учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. – Москва : МГУКИ, 2003 – 296 с.
46. Суртаев В. Я. Миры культуры глазами молодых : учебное пособие / В. Я. Суртаев. – Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2004. – 288 с.
47. Трапезникова Е. С. Проектная деятельность учреждений социально-культурной сферы / Е. С. Трапезникова // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 379-382.
48. Устав муниципального бюджетного учреждения «Вариант» (новая редакция) №254 [утвержден распоряжением Администрации г. Сургута] – г. Сургут. – 2022г.
49. Флиер А. Я. Культурная среда и ее социальные черты / А.Я. Флиер // Информ. гуманитар. портал «Знание. Понимание. Умение». – 2013. – № 2. – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Flier_Cultural-Milieu (дата обращения: 28.09.2023).
50. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д. В. Шамсутдинова. – Казань : Изд-во КГУ, 2001. – 216 с.
51. Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях : учебное пособие / Е. Л. Шекова. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. – 416 с.
52. Щеглов В. В. Методика разработка стратегии развития муниципального бюджетного учреждения культуры / В.В. Щеглов // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2017. – №3. – С. 20-33.
53. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Москва : МГУКИ, 2013. – 456 с.
54. Ярошенко Н. Н. Социально–культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. – Москва : МГУКИ, 2000. – 204 с.