АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Религиозные подходы к формированию и эволюции морали 12
1.1. Мораль в авраамических религиях: иудаизм, христианство, ислам 13
1.2. Мораль в восточных традициях: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм 31
Глава 2. Научные и философские подходы к формированию и эволюции морали 45
2.1. Этическая мысль в исторической ретроспективе 45
2.2. Научные концепции и подходы к возникновению и развитию морали как феномена
культуры 54
Глава 3. Мораль в науке и религии: современные вызовы и перспективы взаимодействия 68
3.1. Современное положение и вызовы, стоящие перед наукой и религией в вопросах морали .
68
3.2. Перспективы взаимодействия религии и науки в вопросах морали 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Актуальность исследования
Снижение интереса к религии и уменьшение числа верующих в XX веке в развитых западных странах породило мнение, что религия как неотъемлемый элемент духовной культуры постепенно исчезает. Однако события последних десятилетий прошлого века заставили пересмотреть эту точку зрения. Например, известный социолог религии Питер Бергер кардинально изменил свое мнение и заявил, что современный мир остается таким же религиозным, каким был всегда , подчеркнув вечность и постоянство религиозности как характеристики человеческого существования.
Берем шире. В социально-политическом контексте многие современные конфликты, в той или иной степени, имеют религиозное измерение. Так, задолго до 2022 года Украина в противовес России конструирует альтернативную церковь, борется с каноническими структурами УПЦ, в последние годы с небывалой силой вспыхнул израильско-палестинский конфликт, который неотделим от религиозной тематики.
Тем не менее, современное общество, в отличие от средневекового, уже не руководствуется преимущественно религиозными нормами. Вместо этого большую роль играет мораль - важнейший регулятор человеческого поведения, который формирует систему ценностей и обеспечивает нормативное управление обществом. Мораль помогает гармонизировать отношения между людьми и социальными группами, снижает напряженность и сглаживает конфликты в различных областях жизни. В условиях возрастающего технологического могущества человечества моральные ограничения становятся едва ли не главным гарантом стабильности и будущего человечества, поэтому важно осознавать влияние морали на мировоззрение и поведение людей.
При этом нельзя недооценивать в этом процессе роль науки. Научные достижения оказали глубокое влияние на все аспекты общественной жизни. На фоне современных социальных и политических кризисов возникает вопрос о роли науки и религии в формировании моральных устоев. Этот процесс обретает новые формы в эпоху постнеклассической науки, где социальные и этические факторы оказывают все большее влияние на научные исследования. Вызовы современности, такие как нейроэтика и трансгуманизм, требуют комплексного анализа с учетом как научного, так и религиозного контекста морали. Это поможет лучше понять развитие моральных норм в обществе, учитывая исторические и культурные особенности разных народов.
Сейчас, когда технологическое развитие еще не приняло необратимо катастрофического характера, особенно актуально рассмотреть вопросы формирования и развития морали через призму таких важных форм общественного сознания, как религия и наука. В отличие от эпохи Просвещения мы не ограничены упрощенным восприятием этих форм как несовместимых оппозиций и можем исследовать пути их взаимного обогащения и сотрудничества в области морали.
Для изучения этой проблемы необходим комплексный междисциплинарный подход, включающий методы истории, философии, социологии и психологии. Такие исследования позволят глубже понять взаимосвязь науки и религии, разработать образовательные программы и стратегии, способствующие укреплению взаимопонимания между учеными и верующими, а также содействовать формированию гармоничного общества, уважающего разнообразие мнений и признающего ценность различных подходов.
Степень разработанности проблемы и теоретико-методологические основания исследования.
Анализ проблемы формирования и эволюции морали под влиянием науки и религии обычно раскрывается отдельно в контексте соотношения морали и религии, науки и морали, например, в рамках соответствующих разделов этики. Вопрос о соотношении морали и религии начал изучаться уже древними философами вроде Сократа, Платона, Аристотеля и Плотина, продолжая развиваться во всех последующих исторических эпохах. В Средневековье эту тему активно разрабатывали такие богословы и мыслители, как Августин Блаженный, Исаак Сирин, Макарий Великий и Фома Аквинский. Новое время дало развитие этой проблематике в сочинениях западных авторов - от Э.Э.К. Шефтсбери до Иммануила Канта, Людвига Фейербаха, Уильяма Джеймса, Николая Гартмана и Макса Шелера. Русская философия конца Х1Х-ХХ веков тоже уделяла внимание взаимодействию морали и веры, среди исследователей выделяются имена Владимира Соловьева, Льва Толстого, Николая Бердяева, Семена Франка, Бориса Чичерина и многих других. Примат науки над религией обосновывают в своих работах Р. Докинз,
Современные исследования включают работы А.П. Скрипника («Религия и мораль», 2001), В.И. Гараджи («Мораль и религия», 1996), а также труды М.А.О. Алиева, А.А. Гусейнова, У. Джеймса, Н.Н. Добкиной, Н.Д. Зотова-Матвеева, М.Л. Клюзовой, Г.В. Кузнецовой, П.Т.Ж. Луоманена, Г.Г. Майорова, Л.В. Максимова, Е.Д. Мелешко, Л.Н. Митрохина, В.Н. Назарова, Н.Г. Панфиловой, В.Н. Сагатовского, А.К. Судакова,
В.П. Фетисова, Е.Н. Ярковой. Особо стоит отметить монографию Г.А. Завалько «Проблема соотношения морали и религии в истории философии» (2006), которая рассматривает исторические аспекты данной темы.
Значимое представление о взаимосвязи науки, религии, морали вносят такие религиозные мыслители, как Тснзин Гьяцо (Далай Лама XIV) (буддизм), А. Айзенштадт, А.Е. Бродецкий, М. Гинзбург (иудаизм), Р.З. Магдеева, А. Михалева, Е.В. Музыкина (ислам), Ф. Дж. Айяла, Г. Бенсон, О. Гингерих, Д.Б. Ларсон, С.С. Ларсон, П.Т.Дж. Луоманен, Д. Г. Майерс, П. Майерс, Р.Дж. Рассел, Дж. дель Ре, Ф.Р. Стэннард, Дж.М. Темплтон, К. Уэр, Ф.Уоттс, Р. Херман, Ч. Л. Хзрпер-мл, И.М. Цибизова (христианство).
Современная наука также обращалась к морали как компоненту культуры и социокультурному феномену. Исследования проводились культурологами, этиками и философами, среди которых выделяются Р.Г. Апресян, Н.В. Голик, А.Н. Ермакова, А.Е. Зимбули, А.С. Кармин, Н.В. Кузнецов, Д.С. Лихачев, А. Макинтайр, Л.З. Немировская, В.С. Степин, А.И. Титаренко, А.Я. Флиер, С. Харрис, М.В. Черепанова, А. Швейцер и Б.Р. Юлдыбаев.
Теория морали, технологии прикладной этики и этическая экспертиза нашли отражение в трудах А.Г. Апресяна, И.И. Ашмарина, В.И. Бакштановского, Е.Н. Викторука, Л.А. Громовой, А.А. Гусейнова, А.Е. Зимбули, А.Я. Кибанова, Л.В. Коноваловой, Л.В. Максимова, В.Н. Назарова, А.В. Прокофьева, А.В. Разина, А.Ю. Согомонова, Г.Л. Тульчинского, Д. Фритцшс, Ю. Хабермаса, У. Эко и Б.Г. Юдина.
Непосредственно феномен морали в контексте эволюционной теории исследуется в трудах Ф. де Вааля, Т. Гексли, Ч. Дарвина, Д. Деннета, Р. Докинза, П. Кропоткина, Г. Спенсера. Социокультурные аспекты морали исследуются в работах Л Выготского, Р. Джойса, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, С. Пинкера. Психологический подход к морали наиболее полно отражен в работах К. Гиллиган, Л. Кольберг, Ж. Пиаже. Комбинация разных факторов при рассмотрении вопроса о формировании морали учитывается в работах Р. Апресяна, К. Бинмора, Р. Сапольски, И. В. Фотиевой, Дж. Хайдта, М. Хаузера, Г. Часовских.
Современные этические вызовы отражены у 3. Баумана, А. Макинтайра, А.В. Разина, И.В. Черниковой.
Оригинальное структурирование научных подходов к морали осуществляли И.С. Пасешниченко (по источнику морали), А.В. Разин (историко-этический подход), Дж. Хайдт (моральная психология), Е.В. Якимова (биология, нейронаука).
Методологическая база исследования включает в себя: системно-эволюционный подход; структурно-исторический метод; структурно-функциональный метод; сравнительно-исторический метод; метод сравнительного анализа; всеобщий диалектический метод познания, включая общие и частные научные методы исследования (синтез, индукция, дедукция, классификация).
Объект исследования: мораль как феномен культуры
Предмет исследования: формирование и эволюция морали как феномена культуры
Проблема: может ли религиозный подход к определению морали быть актуален для решения вопросов, связанных с развитием науки и общества?
Это обусловило выбор цели и задач исследования.
Цель исследования: определить соотношение науки и религии в вопросах морали в исторической ретроспективе и на современном этапе развития общества.
Для осуществления обозначенной цели в рамках исследования решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать этические основания, исторический путь и современные позиции разных религиозных систем в вопросах морали;
2. Выявить и осуществить анализ научных и философских подходов к возникновению и развитию морали;
3. Определить современное положение и вызовы, стоящие перед наукой и религией в вопросах морали;
4. Обозначить перспективы взаимодействия религии и науки в вопросах морали.
Объем и структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, содержащие в общей сложности шесть параграфов, заключение, список использованной литературы. Основное содержание работы изложено на 95 страницах. Список использованной литературы включает 75 источников, из них 12 наименований источников на иностранных языках.
Научная новизна исследования и вклад автора.
1. Интегративный подход к исследованию морали во взаимосвязи морали, науки и религии, позволяющий установить специфику и динамику развития морали в контексте двух важнейших форм общественного сознания.
2. Критический взгляд на традиционные подходы: работа преодолевает узкую постановку вопроса о несопоставимости науки и религии, вводя идею их потенциального взаимообогащения в вопросах морали.
3. Проведен сравнительно-исторический анализ религиозных и научных представлений о морали, показано, как они трансформировались в разные исторические эпохи, а также выделены тенденции их развития в XXI веке.
4. Использованы междисциплинарные методы, позволяющие рассматривать мораль как сложный социальный и культурный феномен, встроенный в исторический и научный контекст.
5. Разработаны рекомендации по построению образовательных программ и стратегий, направленные на укрепление взаимопонимания между наукой и религией, что актуально в условиях усложнившегося информационного пространства и повышения глобальной неопределенности.
Автор осуществил комплексный анализ исторических, философских и социологических аспектов морали, позволивший представить полнокровную картину ее эволюции, предложил решение проблемы актуальности религиозных подходов к морали в условиях ускорившегося научно-технического прогресса. Были обоснованы возможности для конструктивного взаимодействия науки и религии в формировании моральных ориентиров, что может способствовать снижению напряжения в обществе и достижению большей гармонии.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Анализ взаимосвязи морали, науки и религии позволяет сформировать целостное представление о механизмах формирования моральных норм и ценностей в различных сферах общественного сознания. Выделение исторических тенденций и особенностей эволюции морали дает возможность понять, как изменялась роль религии и науки в формировании морали в разные эпохи. Обосновывается возможность продуктивного взаимодействия науки и религии в вопросах морали, что способно вывести обсуждение этических вопросов на принципиально новый уровень. Подробный анализ философских, социологических и психологических аспектов морали обогащает исследовательскую литературу в области этики и социальной философии.
Результаты исследования могут применяться в образовательном процессе для улучшения содержания учебных курсов по этике, философии и социологии. Выводы позволяют создать оптимальные методики укрепления взаимопонимания между сторонниками науки и религии, снижая напряжение в обществе и повышая уровень доверия между разными группами. Формируемые рекомендации полезны для разработчиков государственных программ, специалистов в области образования и лидеров религиозных организаций, стремящихся наладить эффективную коммуникацию и
совместное регулирование моральных аспектов в обществе. Основанный на полученных результатах подход способствует разработке эффективных мер по профилактике конфликтов, смягчению поляризации в обществе и усилению устойчивости моральных ориентиров в условиях растущего технологического и культурного разнообразия.
Апробация результатов исследования.
Основные положения магистерского исследования были представлены в качестве доклада с последующей научной публикацией на международной научно-практической конференции «Перспективы продвижения российской модели мировоззренческих ценностей в зарубежной социокультурной среде в условиях информационной безопасности» (г. Екатеринбург, 12 апреля 2024 г.), Круглом столе «Философия права: социальные и духовные ценностные ориентиры. К 100-летию С.С. Алексеева» в рамках XVII сессии Европейско-Азиатского правого конгресса (г. Екатеринбург, май 2025 г.), Всероссийском научно-методическом форуме с международным участием «Образовательные и воспитательные технологии суверенной системы образования», организованного ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь, октябрь 2024г.), VIII всероссийской научно-практической конференции «Образование России и актуальные вопросы современной науки» (г. Пенза, май 2025 г.), Круглом столе «Семейные ценности в междисциплинарном дискурсе» в рамках XVIII сессии Европейско-Азиатского правого конгресса (г. Екатеринбург, 6 июня 2025 г.).
Проведенное исследование позволило всесторонне проанализировать сложную взаимосвязь между моралью, наукой и религией в контексте формирования и эволюции морали как важного элемента культуры, показало, что мораль представляет собой сложное явление.
В работе была дана характеристика этических оснований, исторического пути и современных позиций разных религиозных систем в вопросах морали. Выявлены и проанализированы научные и философские подходы к возникновению и развитию морали. Определено современное положение и вызовы, стоящие перед наукой и религией в вопросах морали. Обозначены перспективы взаимодействия религии и науки в вопросах морали.
Анализ показал, что мораль, как культурный феномен, прошла длительный путь развития и оставалась важным предметом рассмотрения в рамках как религиозных систем, так и философских и научных исследовательских программ. В каждой исторической эпохе религия и наука вносили уникальный вклад в изучение и непосредственно формирование моральных норм и ценностей.
Исторически мораль была неотъемлемой частью религиозных традиций, которые придавали ей сакральный характер, но наука и философия позволили систематизировать и критически осмыслить моральные установки, освободив их от чрезмерной зависимости от религиозных авторитетов.
Было доказано, что религиозные подходы к морали сохраняют свою актуальность в современном мире. Хотя наука открыла новые горизонты понимания морали, религиозные идеи все еще служат фундаментом для многих людей, помогая формировать нравственные ориентиры и принципы поведения. Важно подчеркнуть, что наука и религия не обязательно противостоят друг другу, а скорее дополняют друг друга, предлагая различные, но одинаково ценные перспективы на мораль.
Сегодня человечество в этической сфере сталкивается с новыми вызовами, такими как:
• Биотехнологии и медицина, где научные достижения требуют этических ограничений.
• Искусственный интеллект и робототехника, где встает вопрос о моральных аспектах машинного поведения.
• Экологические проблемы, требующие глобальной этики, основанной на ответственном отношении к планете.
Показано, что они могут эффективно взаимодействовать, предлагая совместные решения этих проблем, продвигая идеи, соответствующие интересам всего человечества.
Комплексный подход позволил выявить широкий спектр факторов, влияющих на формирование морали. Был использован метод историко-сравнительного анализа, структурно-функциональный подход и диалектический метод познания, что обеспечило полноту и точность исследования.
Данное исследование отличается интегративным характером, совмещая философские, социологические и религиозные аспекты морали. Авторский вклад заключается в следующем:
• Показана специфика и динамика развития морали в контексте взаимодействия науки и религии.
• Продемонстрировано, что традиционные религиозные подходы могут гармонично вписываться в современную реальность.
• Определены перспективы взаимодействия науки и религии, способствующие повышению эффективности в разрешении этических вопросов.
Результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике, при подготовке учебных курсов по этике, философии и социологии. Они также окажут полезное влияние на разработку государственных программ, направленных на укрепление взаимопонимания между различными социальными группами и предотвращение конфликтов.
Мораль, сформированная на основе религиозных и научных подходов, остается актуальной и необходимой для современного общества. Взаимодействие науки и религии способно усилить качество моральных норм и способствовать гармонизации общества. Применение междисциплинарных методов и подходов дает возможность глубже понять феномен морали и раскрыть его многослойность.
Таким образом, данное исследование продемонстрировало необходимость внимательного изучения и учета опыта прошлого, а также потребность в открытой коммуникации между представителями науки и религии, доказывает, что религиозные и научные подходы к морали могут гармонично взаимодействовать, улучшая способность отвечать на вызовы современности, эффективно решать различные этические трудности, укреплять моральные основы общества и стремится к более стабильной и справедливой социокультурной перспективе.
1. Berger Р. L. The desecularization of the world: a global overview 11 Thcdesecularization of the world: Resurgent religion and world politics / Ed. By P. L. Berger. Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999
2. Binmore, Ken (2005). Natural justice. New York: Oxford University Press.
3. Haidt J. Morality //Perspectives on psychological science. - 2008. - T. 3. - №. 1. -C. 65-72.
4. Haidt J. Morality. Oxford University Press, 2012
5. Hedoin, Cyril. Review of: The Structural Evolution of Morality, by McKenzie Alexander 11 Weboeconomia, The OEconomia Book Review Online, April 2011
6. Jennifer A. Doudna, Samuel H. Sternberg. A Crack in Creation: Gene Editing and the Unthinkable Power to Control Evolution Hardcover - 2017.
7. Joyce Richard Morality: The Evolution of a Myth. Introduction to Essays in Moral Skepticism (Oxford University Press, 2016)
8. Luomanen , P T J 2017 , Morality and the Evolution of Christianity . in P Luomanen , A В Pessi & I Pyysiainen (eds) , Christianity and the Roots of Morality : Philosophical, Early Christian, and Empirical Perspectives . Philosophical Studies in Science and Religion , no. 8, Brill , Leiden , pp. 115-139.
9. Polotzek, Lia. How does Richard Joyce argue for Moral Fictionalism?
10. Richard Joyce Moral fictionalism / Penultimate draft of the paper appearing in M.E. Kalderon (ed.), Fictionalism in Metaphysics (OUP: 2005) 287-313
11. Richard Joyce Moral fictionalism / Penultimate draft of the paper appearing in M.E. Kalderon (ed.), Fictionalism in Metaphysics (OUP: 2005) 287-313.
12. Slurink Pouwel The Evolution of Morality By Richard Joyce The MIT Press, Cambridge, MA & London, England, 2007, 271pp. ISBN 978-0-262-60072-9.
13. Апресян P. Г. Нейроэтика: вызовы и недосмотры // Философия. Журнал Высшей школы экономики.
14. Бауман 3. Моральная слепота: утрата чувствительности в эпоху текучей современности. Издательство Ивана Лимбаха. 2019; Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали/ Пер. с англ. В. В. Целищева — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.— 384с.
15. Бродецкий Александр Евгеньевич Этико-ценностные маркеры иудаизма: возможности гуманистической действенности И Studia Humanitatis. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiko-tsennostnye-markery-iudaizma-vozmozhnosti- gumanisticheskoy-deystvennosti (дата обращения: 17.03.2025).
..75