Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретико-методические основы финансового обеспечения системы
здравоохранения 9
1.1 Финансирование деятельности медицинских учреждений: сущность,
содержание, структура 9
1.2 Анализ моделей финансирования медицинских учреждений в развитых
зарубежных странах 15
1.3 Анализ модели финансирования медицинских учреждений в Российской
Федерации 19
1.4 Применяемый механизм финансирования деятельности медицинских
учреждений 22
1.5 Экономико-правовые основы финансирования медицинских
учреждений в Российской Федерации 39
2 Анализ финансового обеспечения медицинских учреждений (на примере
Томской области) 51
2.1 Оценка финансового обеспечения здравоохранения на территории
Томской области 51
2.2 Анализ финансирования деятельности муниципальных медицинских
учреждений (на примере ТОКБ) 58
2.3 Анализ финансирования деятельности частных медицинских
учреждений (на примере Частная клиника) 63
3 Совершенствование финансирования деятельности медицинских
учреждений в современных условиях (на примере Томской области) 68
3.1. Совершенствование финансового обеспечения деятельности
медицинских учреждений в современных условиях 68
3.2. Совершенствование механизма финансирования в современных
условиях в целях повышения уровня эффективности здравоохранения и деятельности медицинских учреждений 74
Заключение 82
Литература 85
Приложение 1 Структура системы здравоохранения в Российской
Федерации 97
Приложение 2 Классификация механизма финансирования 98
В современных условиях развития страны и постоянных изменениях экономической ситуации актуальным и важным остается вопрос здоровья нации, так как это является основой социального благополучия и стабильного функционирования государства. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы, представляет важнейшую цель для любой страны.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что актуальность данной темы действительно неоспорима, так как совершенствование системы финансирования медицинских учреждений напрямую влияет на качество оказываемой медицинской помощи, что так же, непосредственно, влияет на качество жизни населения и ее продолжительность. Изменения в механизме финансирования медицинских учреждений позволит эффективнее использовать денежные средства и направлять их на реально существующие проблемы.
Одной из проблем финансового обеспечения системы здравоохранения является отсутствие эффективного финансового механизма. Отрасль здравоохранения - одна из важнейших сфер современной социально¬экономической системы, обеспечивающей сохранение и преумножение потенциала здоровья населения страны. Обеспечение эффективности финансирования системы здравоохранения в условиях ограниченных ресурсов продолжает оставаться дискуссионным вопросом теории и практической организации.
Так же, помимо совершенствования механизма финансирования медицинских учреждений, России необходима эффективная модель здравоохранения, которая гарантировала бы права пациентов и обеспечивала равные возможности получения медицинской помощи во всех регионах.
Необходимо создать эффективную модель здравоохранения и страхования, заняться гарантированием прав пациентов, развитием конкуренции в отрасли, развитием самих медицинских учреждений, что, в теории, должно привести к повышению доступности качественных медицинских услуг, а также эффективности финансирования деятельности медицинских учреждений.
Можно выделить несколько проблем, приводящих к существующим недостаткам здравоохранения:
- неэффективное использование выделяемых ресурсов при финансировании посредством бюджета РФ, а также слабый контроль за расходованием денежных средств;
- из предыдущей проблемы возникает следующая: отсутствие действенных механизмов, побуждающих к повышению эффективности использования денежных средств;
- низкий уровень материально-технической базы медицинских учреждений;
- недоработка применяемого механизма одноканальной системы здравоохранения, недофинансировании тех или иных медицинских учреждений (посредством ФФОМС) и прочие.
Все эти проблемы и недостатки в большей степени зависят от механизма финансирования медицинских учреждений в современных условиях, а также от целесообразности распределения и использования выделяемых средств. Для решения данных проблем необходимо рассмотреть механизм финансирования медицинских учреждений в современных условиях, выявить проблемы при освоении выделяемых средств и их реализации, внести изменения в существующую модель механизма финансирования здравоохранения с целью повышения ее эффективности и многое другое, что позволит повысить качество жизни населения и ее продолжительность.
Целью магистерской диссертации является разработка
соответствующего современным условиям механизма финансирования региональных медицинских учреждений (на примере Томской области),
функционирования.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить структуру финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений.
2. Проанализировать источники, механизмы и модели финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений в развитых зарубежных странах и на территории Российской Федерации.
3. Изучить экономико-правовые основы финансового
обеспечения медицинских учреждений.
4. Оценить финансовое обеспечение здравоохранения на территории Томской области.
5. Провести анализ источников финансирования деятельности муниципальных и частных медицинских учреждений, дать оценку.
6. Разработать соответствующий современным условиям механизм финансирования региональных медицинских учреждений (на примере Томской области), повышающий социально - экономическую результативность их функционирования.
Объектом исследования является механизм финансирования медицинских учреждений в современных условиях.
Предметом исследования являются методы и инструменты финансового обеспечения медицинских учреждений.
Информационной основой исследования являются научные труды и публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам финансирования здравоохранения. При написании работы использовались федеральные законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие деятельность всей системы здравоохранения РФ, Конституция РФ, положения и распоряжения на федеральном и региональных уровнях, статистические данные, различные электронные сайты, иностранные и иные источники.
Направление совершенствования механизма финансирования отраслей социальной сферы в современных российских условиях, в том числе и сферы здравоохранения рассматривается у автора Магомедовой М. А. Автор множества статей на тематику финансирования здравоохранения Махнова Н. А. более подробно освещает совершенствование финансового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации в современных условиях. Тема финансовых ресурсов медицинских организаций более подробно затрагивается у таких авторов как, Кулакова Е. В., Альтман Н. Н., Белоконева Ф. Н. Также существенный вклад в написании работы внесли научные труды таких ученых, как Гринкевич Л. С., Банин С. А., Омельяновский В. В., Гусева С. Л. и другие.
Научная новизна исследования отражается в следующих научных результатах:
- выявлены и систематизированы факторы, влияющие на эффективность финансирования медицинских учреждений Томской области;
- предложен авторский механизм финансирования региональных медицинских учреждений, особенностью которого является изменение порядка взаимодействия участников в механизме финансирования, что позволит оптимизировать финансовые расходы и повысить качество предоставления медицинских услуг населению;
- систематизированы подходы к понятию механизма финансирования медицинских учреждений.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма финансирования медицинских учреждений в современных условиях, которые могут быть реализованы на территории РФ.
Представленная магистерская диссертация структурирована в главах, каждая из которых раскрывает основные вопросы финансирования медицинских учреждений. В первой главе рассмотрены теоретические основы, такие как: сущность, содержание и структура финансирования деятельности медицинских учреждений, анализ моделей и механизма финансирования, а также экономико-правовые основы финансирования медицинских учреждений в РФ. Также особое внимание уделено зарубежному опыту финансового обеспечения системы здравоохранения. Во второй главе более подробно представлен анализ финансового обеспечения медицинских учреждений на примере Томской области. В третьей главе представлены основные проблемы финансирования здравоохранения, предложены варианты их решения, а также представлены способы совершенствования механизма финансирования в целях повышения уровня эффективности здравоохранения и деятельности медицинских учреждений.
В современных условиях динамичности населения и общества в целом, система здравоохранения должна соответствовать всем потребностям ее элементов и отвечать критериям равнодоступности и качественности.
Полноценное, целесообразное, эффективное, экономически - обоснованное финансирование медицинских учреждений на территории всей страны, в том числе и на региональном уровне, должно решить часть существующих проблем здравоохранения:
- неэффективное использование выделяемых ресурсов;
- слабый контроль за расходованием денежных средств;
- отсутствие действенных механизмов финансирования;
- низкий уровень материально-технической базы медицинских учреждений;
- недоработка применяемого механизма одноканальной системы здравоохранения и прочие.
Медицинские учреждения, оказывающие медицинскую помощь населению нашей страны зависят от действующего механизма финансирования. Недоработка данного механизма приводит к не совершенствованию системы здравоохранения в целом.
На практике, одноканальная система финансирования показала себя оптимальной для финансового обеспечения системы здравоохранения. На мой взгляд, данная система не имеет существенных недостатков, а соответственно, не нуждается в кардинальных изменениях или в переходе на новую систему. Все имеющиеся недостатки и проблемы можно решить и внутри используемой системы финансирования.
Для более углубленного анализа и более точного выявления факторов, влияющих на возникновение недостатков здравоохранения РФ, был рассмотрен зарубежный опыт функционирования системы здравоохранения и принципов финансирования. Из результатов исследования, сделан вывод, что в развитых зарубежных странах при любой модели финансирования здравоохранения основным источником средств является население страны, механизм сбора средств может варьировать, а полное покрытие расходов на здравоохранение обеспечиваются изысканием средств из различных источников финансирования. При этом эффективность систем здравоохранения определяется не столько источниками финансирования, сколько результативным распределением расходуемых средств. Именно поэтому актуальность данной темы неоспорима.
В целях совершенствования финансирования медицинских учреждений был разработан соответствующий современным условиям механизм финансирования региональных медицинских учреждений (на примере Томской области).
Вариант совершенствования применяемого механизма финансирования здравоохранения РФ представляет собой вывод страховых медицинских организаций из системы ОМС, а ее администрирование полностью бы возлагалось на ТФОМС. Данные меры позволили бы:
- увеличить объемы средств ОМС, остающихся в системе и перераспределяющихся на новые периоды финансирования;
- повысить прозрачность распределения и использования денежных средств и прочее.
Также, в данной работе, был предложен дополнительный вариант совершенствования механизма финансирования здравоохранения, можно рассмотреть исключение права СМО применять санкции, штрафы в отношении медицинских учреждений, а передать данные полномочия в ведение ТФОМС. Ведь часть средств ОМС, после применения штрафных санкций к медицинской организации остается именно на балансе СМО и является еще одним способом их дохода. Если данные функции будет выполнять ТФОМС, то и средства ОМС будут оставаться нераспределёнными и использоваться в дальнейших периодах на финансирование здравоохранения.
Реализацию любых, даже наиболее убедительных предложений в такой сфере, как здравоохранение, целесообразно проводить сначала в формате пилотных проектов (внедряя новые механизмы финансирования), как правило, на уровне небольшого числа регионов. Апробация с помощью таких проектов новых механизмов финансирования здравоохранения и взаимодействия участников системы (государственных органов, фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, граждан) может вывести систему здравоохранения РФ на новый, более качественный, уровень. А после получения эффективных результатов в последующие годы целесообразно проводить тщательную настройку финансовых механизмов для продолжения развития и достижения эффективности здравоохранения.
Учитывая вышеперечисленное, можно сказать, что основным практическим результатом проведенного исследования является разработанный механизм финансирования, направленный на повышение социально - экономической результативности функционирования медицинских учреждений. Учет предложенных рекомендаций будет способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи, реализация ее в полноценных объемах, а также развитию системы здравоохранения в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. -
Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 17.02.2018)
2. Бюджетный кодекс Российской федерации [Электронный ресурс]: фед.
закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 21.03.2018)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 21.03.2018)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 21.03.2018)
5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Консультант Плюс: справ. правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.04.2018)
6. Об утверждении Государственной программы «Развитие здравоохранения Томской области на 2013-2022 годы»// Консультант
Плюс: справ. правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон. дан.
- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 25.04.2018)
7. Распоряжение администрации Томской области от 01.01.2013 г. №142- ра «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Томской области»» // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 05.05.2018)
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от
28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия проф., сетевая. - Электрон. дан. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения 15.05.2018)
9. Айзинова И. М. Европейская социальная политика в период кризиса: обзор систем пенсионного обеспечения и здравоохранения в странах ЕС // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - 2013. - № 1. - С. 7 - 35.
10. Аймалетдинов Т. А., Моженкова Е. М. Угрозы принципам социальной справедливости в российской системе здравоохранения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015.
- № 6. - С. 67 - 78.
11. Александров Г. А. Антикризисное управление системой здравоохранения: теория, практика, инфраструктура. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Бек», 2015. - 544 с.
12. Алимбекова А. С. Финансирование здравоохранения как вектор реализации прав граждан на охрану здоровья: реалии и перспективы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2017. - № 8. - С. 31 - 33.
13. Альтман Н. Н. Финансирование здравоохранения в свете
государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью // Здравоохранение. - 2012. - № 2. - С. 34 - 41.
14. Андреева О. В., Самойлова К. Н., Такмазян А. С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. - 2015. - № 2. - С. 89 - 98.
15. Андреева О. В., Такмазян А. С., Отришко М. О. Основные направления финансирования здравоохранения региона в условиях усиления реализации страховых принципов его организации // Финансовые исследования. - 2016. - № 4. - С. 171 - 181...105