МЕЦЕНАТСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение
1 Историография российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв 11
1.1 История формирования меценатства и его функции в период II пол.
XIX - нач. XX вв 11
1.2 Историографический обзор деятельности известных меценатов в
России 18
2 Государственная культурная политика поддержки меценатства: история и
современность 26
2.1 Анализ форм государственного регулирования меценатской
деятельности в период II пол. XIX - нач. XX вв 26
2.2 Анализ форм государственной поддержки меценатской деятельности
в Российской Федерации нач. XXI вв 32
3 Презентация феномена меценатства в пространстве российской культуры
XXI вв 40
3.1 Ключевые характеристики феномена меценатства в современных
условиях XXI в 40
3.2 Презентация феномена меценатства на примере благотворительного
Фонда Михаила Прохорова 45
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
1 Историография российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв 11
1.1 История формирования меценатства и его функции в период II пол.
XIX - нач. XX вв 11
1.2 Историографический обзор деятельности известных меценатов в
России 18
2 Государственная культурная политика поддержки меценатства: история и
современность 26
2.1 Анализ форм государственного регулирования меценатской
деятельности в период II пол. XIX - нач. XX вв 26
2.2 Анализ форм государственной поддержки меценатской деятельности
в Российской Федерации нач. XXI вв 32
3 Презентация феномена меценатства в пространстве российской культуры
XXI вв 40
3.1 Ключевые характеристики феномена меценатства в современных
условиях XXI в 40
3.2 Презентация феномена меценатства на примере благотворительного
Фонда Михаила Прохорова 45
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Актуальность. Институт меценатства сыграл важную роль в формировании русской культуры. На протяжении многих веков состоятельные люди поддерживали талантливых, образуя взаимосвязь материального и духовного, и их неразрывную зависимость друг от друга. Институт меценатства всегда был значимым для культуры и в большинстве случаев получал одобрительную поддержку от государства. Почва для деятельности меценатов менялась в зависимости от исторического периода, как и менялось отношение государства к этому институту. Однако, невозможно оспорить тот факт, что благоприятная среда, созданная государством для существования меценатства, в значительной степени сказывается на развитие культуры. Институт меценатства, согласно стратегии государственной культурной политики до 2030 г., является приоритетным направлением развития культуры России. Таким образом, данное исследование направлено на анализ современного состояния меценатства сквозь призму прошедших эпох и выявление его трансформации в XXI веке.
Степень изученности. Меценатская деятельность - значимое явление в истории Российского государства, представляющее собой обширное поле для всестороннего изучения. Более ранние источники, датируемые девяностыми- нулевыми годами, в большей части относятся к публицистическим изданиям и направлены на глубокое изучение истории меценатства в лицах и биографиях. В последующие года к данной теме обращаются в первую очередь ученые, исследуя явление меценатства в рамках разных наук. Все материалы по данной теме можно условно разделить на четыре направления: история развития, периодизация и особенности русского меценатства; социально¬культурный аспект меценатства; влияние меценатства на экономику страны; правовое обеспечение меценатства на уровне государства; прогнозирование развития меценатства в будущем.
На протяжении ни одного десятилетия, меценатство рассматривается в научной и публицистической среде. Самое обширное направление для исследовательской деятельности — это история зарождения меценатства, его периодизация и особенности. Историки и культурологи отмечают особенно важную роль меценатства в становлении русской культуры. Буданцева С. В., Белякова О. Б., Воробьева О.Б., Саитова 3. Р., Свердлова А.Л., Федорова М.В. рассматривают становление меценатства на всех этапах истории России, начиная со славянских общин, где милосердие и взаимопомощь рассматривается как первая форма благотворительности, и, заканчивая советским периодом, где государство становится единственным покровителем культуры.
Особенно важными периодами в истории меценатства выделяются вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. и вторая половина XIX - первая половина XX вв. Именно в эти два периода появляются великие покровители искусства, имена которых вызывают восхищения по сей день. Биографии знаковых фигур в истории меценатства описывают Аронов А.А., Левочкина А.В. Популярное среди дворянства XVIII века увлечение коллекционированием, в последствии в некоторых случаях трансформировавшееся в меценатскую деятельность, рассматривает Игнатьева О. В.
На смену дворянству в XIX веке приходит купечество - начинающие предприниматели, которые также оказывают существенную поддержку развитию культуры. Участие предпринимателей в меценатской деятельности изучают Комлева Е. В., Гениберг Т. В. Мотивы альтруизма меценатов и генезис предпринимательской филантропии описывают Павлова Н. П., Панова Ю. А., Тимофеева Ю. В., Дмитриенко Н. М., Шулимова А. А.
Послереволюционная Россия не представляет богатого поля для изучения меценатства среди ученых. Историю благотворительности в советский период разбирает Высотских И. К.
В области культурологии меценатство, как важный социально-культурный феномен исследуют Федорова М. В. и Чиглинцев Е. А. Особенностям благотворительной деятельности в сфере культуры посвящены работы Карагодиной О. А., Соколова А. Н. Все авторы считают меценатство одним из лучших инструментов сохранения, поддержания и развития культуры.
Большое количество исследований направлено на изучение места меценатства в предпринимательской среде России и влияние этого феномена на развитие экономики страны. По данной теме найдены работы Щитовой Н. Г., Черняева А. Л., Радзецкая О. В., Чудиновских М. В.
Государство всегда поощряло благотворительные инициативы. Современное регулирование меценатства и права меценатов прописаны в Федеральном Законе «О меценатской деятельности». Также особое внимание уделяется меценатству в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и в Основах в основах государственной культурной политики. Исследованием взаимосвязи меценатства и государства занимаются Карпова Г. Г., Кожевников О. Г., Липатов Э. Г., Гаджиев М. X., Пинская М. Р., Сафина Г. Ф., Шабуров А.С. Аспекты нормативно-правового регулирования меценатской деятельности в Российской Федерации и современный проблемы этой области изучают Замай В. В., Крамарова Е. Н., Любимов А. П., Медведева Е. А., Нигматуллин Р. В., Пронин А. А., Шулимова А.А., Щитова Н.Г.
Филантропия играет важную роль в формировании культуры. Существует не мало исследователей, анализирующих нынешнее состояние меценатства в России, и высказывающих гипотезы о возможных путях улучшения функционирования данной сферы в культуре. Прогнозированием и определением проблем современного положения меценатства занимаются Астафьева О. Н., Гениберг Т. В., Толкова М. Л., Горшенева-Долунц И. К., Гудима Т. М., Митин Д. В., Куликова Ю. П., Быкасова Л. В.
Довольно многим зарубежным исследователям России интересен вклад женщин в развитие меценатства царской эпохи (Bradley, 2009; Meehan, 1998) и женская роль покровителей искусства на посткоммунистическом пространстве (Milam, 2013). Фундаментальные научные труды по истории описывают разные периоды меценатства имперской России (Zacek, 1975; Hartley, 1990). Также, рассматривается состоянии филантропии в России при политическом режиме президента В.В. Путина (Livshin, Weitz, 2005)
Таким образом, можно заметить, что большинство отечественных исследований относится к области историография; правового регулирования меценатской деятельности; существующим проблемам меценатства и перспективам развития в будущем. Зарубежные ученые касаются, как и периодизации меценатства в целом, так и отдельных личностей - меценатов, в особенности женщин.
Проблема исследования заключается в отсутствии современных исследований и определений ключевых характеристик меценатской деятельности, как феномена российской культуры в начале XXI века.
Объект исследования - институт меценатства в России в период сер. XIX века - нач. XXI вв.
Предмет исследования - культурно-правовые особенности института меценатства в России в период сер. XIX века - нач. XXI вв.
Цель исследования: выявление специфики меценатства и его ключевых характеристик в современном обществе, как феномена культуры XXI века.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести историографический обзор Российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв.
2. Провести историографический обзор деятельности известных меценатов в России
3. Проанализировать формы государственного регулирования меценатской деятельности в период II пол. XIX - нач. XX вв.
4. Проанализировать формы государственной поддержки меценатской деятельности в Российской Федерации нач. XXI вв.
5. Выявить ключевые характеристики феномена меценатства в современных условиях XXI в.
6. Рассмотреть феномен меценатства на примере благотворительного Фонда Михаила Прохорова.
Методы научного исследования:
1. Метод анализа научных источников для проведения историографического обзора меценатства и деятельности меценатов в период II пол. XIX - нач. XX вв.
2. Метод анализа нормативно-правовой документации для изучения законодательных форм в период II пол. XIX - нач. XX вв. и XXI вв.
3. Сравнительный метод анализа для выявления ключевых характеристик феномена меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв. и XXI вв.
4. Метод анализа информационных источников для рассмотрения феномена меценатства на примере фонда Михаила Прохорова.
Научная новизна исследования Дипломная работа восполняет недостаточность исследования меценатства как культурного явления и актуального современного социокультурного процесса. В связи с этим, предложен историографический анализ меценатства со II пол. XIX вв. для определения современных актуальных ключевых характеристик.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы.
В исследовании поставлены шесть задач, которые позволяют решить проблему отсутствия характеристик меценатства как феномена российской культуры в начале XXI вв. Анализ культурно-исторической ситуации и историографический анализ нормативно-правовой документации в период II пол. XIX - нач. XX вв. позволяет рассмотреть специфику меценатства в культурном сообществе XXI вв. Изученные научные исследования доказывают значимость этого феномена в культуре России. Современные характеристики меценатства не поддаются значительному вниманию со стороны научного сообщества. Анализ актуального примера меценатской деятельности современности демонстрирует особенности этого феномена.
Объем диплома составляет 64 страницы.
Структура включает в себя введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список литературы и одно приложение.
Степень изученности. Меценатская деятельность - значимое явление в истории Российского государства, представляющее собой обширное поле для всестороннего изучения. Более ранние источники, датируемые девяностыми- нулевыми годами, в большей части относятся к публицистическим изданиям и направлены на глубокое изучение истории меценатства в лицах и биографиях. В последующие года к данной теме обращаются в первую очередь ученые, исследуя явление меценатства в рамках разных наук. Все материалы по данной теме можно условно разделить на четыре направления: история развития, периодизация и особенности русского меценатства; социально¬культурный аспект меценатства; влияние меценатства на экономику страны; правовое обеспечение меценатства на уровне государства; прогнозирование развития меценатства в будущем.
На протяжении ни одного десятилетия, меценатство рассматривается в научной и публицистической среде. Самое обширное направление для исследовательской деятельности — это история зарождения меценатства, его периодизация и особенности. Историки и культурологи отмечают особенно важную роль меценатства в становлении русской культуры. Буданцева С. В., Белякова О. Б., Воробьева О.Б., Саитова 3. Р., Свердлова А.Л., Федорова М.В. рассматривают становление меценатства на всех этапах истории России, начиная со славянских общин, где милосердие и взаимопомощь рассматривается как первая форма благотворительности, и, заканчивая советским периодом, где государство становится единственным покровителем культуры.
Особенно важными периодами в истории меценатства выделяются вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. и вторая половина XIX - первая половина XX вв. Именно в эти два периода появляются великие покровители искусства, имена которых вызывают восхищения по сей день. Биографии знаковых фигур в истории меценатства описывают Аронов А.А., Левочкина А.В. Популярное среди дворянства XVIII века увлечение коллекционированием, в последствии в некоторых случаях трансформировавшееся в меценатскую деятельность, рассматривает Игнатьева О. В.
На смену дворянству в XIX веке приходит купечество - начинающие предприниматели, которые также оказывают существенную поддержку развитию культуры. Участие предпринимателей в меценатской деятельности изучают Комлева Е. В., Гениберг Т. В. Мотивы альтруизма меценатов и генезис предпринимательской филантропии описывают Павлова Н. П., Панова Ю. А., Тимофеева Ю. В., Дмитриенко Н. М., Шулимова А. А.
Послереволюционная Россия не представляет богатого поля для изучения меценатства среди ученых. Историю благотворительности в советский период разбирает Высотских И. К.
В области культурологии меценатство, как важный социально-культурный феномен исследуют Федорова М. В. и Чиглинцев Е. А. Особенностям благотворительной деятельности в сфере культуры посвящены работы Карагодиной О. А., Соколова А. Н. Все авторы считают меценатство одним из лучших инструментов сохранения, поддержания и развития культуры.
Большое количество исследований направлено на изучение места меценатства в предпринимательской среде России и влияние этого феномена на развитие экономики страны. По данной теме найдены работы Щитовой Н. Г., Черняева А. Л., Радзецкая О. В., Чудиновских М. В.
Государство всегда поощряло благотворительные инициативы. Современное регулирование меценатства и права меценатов прописаны в Федеральном Законе «О меценатской деятельности». Также особое внимание уделяется меценатству в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и в Основах в основах государственной культурной политики. Исследованием взаимосвязи меценатства и государства занимаются Карпова Г. Г., Кожевников О. Г., Липатов Э. Г., Гаджиев М. X., Пинская М. Р., Сафина Г. Ф., Шабуров А.С. Аспекты нормативно-правового регулирования меценатской деятельности в Российской Федерации и современный проблемы этой области изучают Замай В. В., Крамарова Е. Н., Любимов А. П., Медведева Е. А., Нигматуллин Р. В., Пронин А. А., Шулимова А.А., Щитова Н.Г.
Филантропия играет важную роль в формировании культуры. Существует не мало исследователей, анализирующих нынешнее состояние меценатства в России, и высказывающих гипотезы о возможных путях улучшения функционирования данной сферы в культуре. Прогнозированием и определением проблем современного положения меценатства занимаются Астафьева О. Н., Гениберг Т. В., Толкова М. Л., Горшенева-Долунц И. К., Гудима Т. М., Митин Д. В., Куликова Ю. П., Быкасова Л. В.
Довольно многим зарубежным исследователям России интересен вклад женщин в развитие меценатства царской эпохи (Bradley, 2009; Meehan, 1998) и женская роль покровителей искусства на посткоммунистическом пространстве (Milam, 2013). Фундаментальные научные труды по истории описывают разные периоды меценатства имперской России (Zacek, 1975; Hartley, 1990). Также, рассматривается состоянии филантропии в России при политическом режиме президента В.В. Путина (Livshin, Weitz, 2005)
Таким образом, можно заметить, что большинство отечественных исследований относится к области историография; правового регулирования меценатской деятельности; существующим проблемам меценатства и перспективам развития в будущем. Зарубежные ученые касаются, как и периодизации меценатства в целом, так и отдельных личностей - меценатов, в особенности женщин.
Проблема исследования заключается в отсутствии современных исследований и определений ключевых характеристик меценатской деятельности, как феномена российской культуры в начале XXI века.
Объект исследования - институт меценатства в России в период сер. XIX века - нач. XXI вв.
Предмет исследования - культурно-правовые особенности института меценатства в России в период сер. XIX века - нач. XXI вв.
Цель исследования: выявление специфики меценатства и его ключевых характеристик в современном обществе, как феномена культуры XXI века.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести историографический обзор Российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв.
2. Провести историографический обзор деятельности известных меценатов в России
3. Проанализировать формы государственного регулирования меценатской деятельности в период II пол. XIX - нач. XX вв.
4. Проанализировать формы государственной поддержки меценатской деятельности в Российской Федерации нач. XXI вв.
5. Выявить ключевые характеристики феномена меценатства в современных условиях XXI в.
6. Рассмотреть феномен меценатства на примере благотворительного Фонда Михаила Прохорова.
Методы научного исследования:
1. Метод анализа научных источников для проведения историографического обзора меценатства и деятельности меценатов в период II пол. XIX - нач. XX вв.
2. Метод анализа нормативно-правовой документации для изучения законодательных форм в период II пол. XIX - нач. XX вв. и XXI вв.
3. Сравнительный метод анализа для выявления ключевых характеристик феномена меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв. и XXI вв.
4. Метод анализа информационных источников для рассмотрения феномена меценатства на примере фонда Михаила Прохорова.
Научная новизна исследования Дипломная работа восполняет недостаточность исследования меценатства как культурного явления и актуального современного социокультурного процесса. В связи с этим, предложен историографический анализ меценатства со II пол. XIX вв. для определения современных актуальных ключевых характеристик.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы.
В исследовании поставлены шесть задач, которые позволяют решить проблему отсутствия характеристик меценатства как феномена российской культуры в начале XXI вв. Анализ культурно-исторической ситуации и историографический анализ нормативно-правовой документации в период II пол. XIX - нач. XX вв. позволяет рассмотреть специфику меценатства в культурном сообществе XXI вв. Изученные научные исследования доказывают значимость этого феномена в культуре России. Современные характеристики меценатства не поддаются значительному вниманию со стороны научного сообщества. Анализ актуального примера меценатской деятельности современности демонстрирует особенности этого феномена.
Объем диплома составляет 64 страницы.
Структура включает в себя введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список литературы и одно приложение.
Целью данного исследования явилось выявление специфики меценатства как культурного феномена на сравнительном анализе вт. пол. XIX - нач. XX вв. и нач. XXI вв., и ключевых характеристик меценатства в культуре XXI в. Теоретическая проблема анализа феномена меценатства заключается в отсутствии самого определения в научных источниках. В связи с этим было необходимо провести исследование феномена путем анализа и сравнения этих периодов, в которых меценатство проявилось наиболее ярко. Последовательно решены шесть задач:
Первая задача состояла в проведении историографического обзора российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв. Выявлено, что этот исторический период в научной литературе обозначается «золотым веком» меценатства, поскольку именно в то время происходит активный рост частных филантропических инициатив. Это обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными, духовными предпосылками. Ключевую роль в развитии культуры и искусства во вт. пол. XIX - нач. XX вв. заняли крупные предприниматели дворянского меценатства того времени: купцы и промышленники. Меценатство как культурный феномен выполняет следующие функции: коммуникативную, аксиологическую, социальной памяти. Следующим исследовательским шагом стало обращение к истории меценатства на примерах деятельности выдающихся меценатов в сфере культуры вт. пол. XIX - нач. XX вв.
Вторая задача: провести историографический обзор деятельности известных меценатов в России. На материале анализа существующих источников о меценатстве в России, определены наиболее значимые фигуры меценатов: И.А. Морозов, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков, А.А. Бахрушин. Выявлены «точки роста» в культуре благодаря меценатству: художественная и театральная сферы.
Опираясь на полученные данные, определились специфические особенности феномена меценатства вт. пол. XIX - нач. XX вв.:
1. Предпринимательская среда развития меценатства;
2. Коллекционирование и покровительство определенным личностям как формы проявления меценатства;
3. Тесный контакт меценатов с получателями меценатской поддержки («Абрамцевский кружок») и их обоюдное участие в развитии сферы театрального искусства и культуры (театральная коллекция А.А. Бахрушина, художественная коллекция П.М. Третьякова). Как следствие - развитие меценатства преимущественно в художественной и театральной сферах;
4. Сочетание меценатской деятельности с благотворительной (строительство школ, приютов, богаделен, детских садов и т.д.);
5. Тенденция увековечивания меценатами своего имени в созданных ими учреждениях (Мамонтовская опера, Галерея Павла и Сергея Третьяковых, музей им. Бахрушина).
Третьей задачей явилось выявление роли государства в меценатской деятельности вт. пол. XIX - нач. XX.
Анализ позволил выявить прямые и косвенные формы государственного влияния на меценатство. К прямым формам относятся: система наград и поощрений, закрепленная в Правилах о наградах 1859 года; указ 1877 года «Относительно порядка присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным»; указ 1862 года о передаче дел, касающихся общественного призрения и благотворительности в компетенцию Министерства внутренних дел.
Косвенными формами являлись: Земская реформа 1864 года; отмена крепостного права в 1861 году; «Комиссия Грота», которая занималась решением возникающих проблем благотворительности.
Государство на протяжении всей истории России так или иначе оказывало влияние на все сферы жизни общества. Однако понятия меценатство, как отдельного вида благотворительности не было зафиксировано на законодательном уровне и специальных регулирующих актов именно этой деятельности тоже не существовало.
Таким образом, государство осуществляло функцию стимулирования меценатской деятельности с помощью наград. Меценатство считалось значимым занятием и повышало престиж образа самих меценатов в обществе. Законодательных актов, касающихся меценатской деятельности вт. пол. XIX - нач. XX. создано не было. Государство не обладало ведущей ролью в развитии меценатства в России того периода.
Анализ форм государственной поддержки меценатской деятельности в Российской Федерации нач. XXI вв. (четвертая задача) позволил прийти к выводу, что современные взаимоотношения государства и меценатской деятельности отличаются от исторических. Во-первых, длительный период существования Советского союза и перестройки перенастроил государственную политику в отношении экономических и социальных процессов. Во-вторых, только в 2014 г. меценатство вновь становится феноменом культуры в России на государственном уровне. Меценатская деятельность закрепляется посредством Федерального закона «О меценатской деятельности» от 04.11.2014 г.; в «Основах государственной культурной политики»; в «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года». В этих документах указывается о необходимости возрождать традицию меценатства в России, что обусловлено критически низким поступлением частных филантропических финансов в культурную среду. В 2014 году учреждена государственная премия «Меценат года» за большие достижения в развитии русской культуры.
Сравнительный анализ роли государства во вт. пол. XIX и на рубеже XX¬XXI вв. позволил увидеть, что в имперской России государство почти не вмешивалось в филантропические инициативы общества, не существовало законов, которые бы регулировали эту деятельность. Единственным поощрением со стороны императора были разнообразные награды и подарки. В XXI веке наблюдается активная позиция государства, которое создает благоприятные условия для развития частного финансирования - меценатства. Однако, государство на сегодня ограничивает свое поощрение филантропии в сфере культуры только моральными стимулами - наградами. Экономических или налоговых льгот для меценатов не предусмотрено. И если в XIX веке было достаточно со стороны власти только наград, то в современной ситуации с меценатской деятельностью этого становится мало для привлечения большего числа частных лиц к этому занятию. Роль государства в XXI веке носит более руководящий характер по отношению к меценатству нежели в XIX веке. Государство заинтересовано в распространении этой деятельности и создает законодательные и поощрительные условия для привлечения меценатов в культуру. Главным достижением современности можно на уровне государства можно считать вынесение меценатства в отдельную нишу от благотворительности. В результате выявился парадокс - расцвет меценатства в XIX веке при минимальном государственном регулировании, и активное государственное участие в создании условий для развития меценатства в XXI веке при неразвитости этой сферы. Можно сделать вывод, что государственная поддержка не является определяющей в формировании феномена меценатства.
Пятая и шестая задачи дипломного исследования, а именно рассмотрение феномена меценатства в XXI в. на основе научных работ и на примере благотворительного фонда Михаила Прохорова позволили определить ключевые характеристики феномена меценатства в пространстве современной культуры:
1. Развитие меценатской деятельности в организации благотворительных фондов;
2. Меценаты - крупные предприниматели;
3. Реализация благотворительными фондами как культурных, так и социальных проектов;
4. Региональная направленность благотворительных фондов;
5. Международные проекты благотворительных фондов;
6. Конкурсная основа финансирования;
7. Поддержка фондами преимущественно научной гуманитарной среды;
8. Неиспользование понятия «меценатство» фондами, которые осуществляют именно меценатскую деятельность;
9. Свободный доступ к отчетной работе благотворительных фондов;
10. Присутствие имени учредителя в названии благотворительного фонда в большинстве случаев;
11. Почти полное отсутствие коллекционеров в меценатстве.
Несмотря на то, что фонды занимаются деятельностью, которая подходит под описание понятия меценатство, слово это нигде не упоминается. В названиях фондов в большинстве случаев указывается социальное понятие «благотворительность». В процессе работы выявлено, что ниша меценатства в России имеет ряд слабых мест таких как: декларативное законодательство; отсутствие экономических стимулов для меценатов; невостребованность самого понятия «меценатство» в социуме - замена его на понятие «благотворительность»; внутренняя и внешняя инфраструктура благотворительных фондов; отсутствие аналитики со стороны государства.
В заключении можно наметить пути дальнейшего изучения феномена меценатства в современных междисциплинарных исследованиях, поскольку данный феномен отражает развитие современной действительности в сфере государственных и социально-культурных отношений.
Первая задача состояла в проведении историографического обзора российского меценатства в период II пол. XIX - нач. XX вв. Выявлено, что этот исторический период в научной литературе обозначается «золотым веком» меценатства, поскольку именно в то время происходит активный рост частных филантропических инициатив. Это обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными, духовными предпосылками. Ключевую роль в развитии культуры и искусства во вт. пол. XIX - нач. XX вв. заняли крупные предприниматели дворянского меценатства того времени: купцы и промышленники. Меценатство как культурный феномен выполняет следующие функции: коммуникативную, аксиологическую, социальной памяти. Следующим исследовательским шагом стало обращение к истории меценатства на примерах деятельности выдающихся меценатов в сфере культуры вт. пол. XIX - нач. XX вв.
Вторая задача: провести историографический обзор деятельности известных меценатов в России. На материале анализа существующих источников о меценатстве в России, определены наиболее значимые фигуры меценатов: И.А. Морозов, С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков, А.А. Бахрушин. Выявлены «точки роста» в культуре благодаря меценатству: художественная и театральная сферы.
Опираясь на полученные данные, определились специфические особенности феномена меценатства вт. пол. XIX - нач. XX вв.:
1. Предпринимательская среда развития меценатства;
2. Коллекционирование и покровительство определенным личностям как формы проявления меценатства;
3. Тесный контакт меценатов с получателями меценатской поддержки («Абрамцевский кружок») и их обоюдное участие в развитии сферы театрального искусства и культуры (театральная коллекция А.А. Бахрушина, художественная коллекция П.М. Третьякова). Как следствие - развитие меценатства преимущественно в художественной и театральной сферах;
4. Сочетание меценатской деятельности с благотворительной (строительство школ, приютов, богаделен, детских садов и т.д.);
5. Тенденция увековечивания меценатами своего имени в созданных ими учреждениях (Мамонтовская опера, Галерея Павла и Сергея Третьяковых, музей им. Бахрушина).
Третьей задачей явилось выявление роли государства в меценатской деятельности вт. пол. XIX - нач. XX.
Анализ позволил выявить прямые и косвенные формы государственного влияния на меценатство. К прямым формам относятся: система наград и поощрений, закрепленная в Правилах о наградах 1859 года; указ 1877 года «Относительно порядка присвоения особых наименований всякого рода учреждениям благотворительным и общеполезным»; указ 1862 года о передаче дел, касающихся общественного призрения и благотворительности в компетенцию Министерства внутренних дел.
Косвенными формами являлись: Земская реформа 1864 года; отмена крепостного права в 1861 году; «Комиссия Грота», которая занималась решением возникающих проблем благотворительности.
Государство на протяжении всей истории России так или иначе оказывало влияние на все сферы жизни общества. Однако понятия меценатство, как отдельного вида благотворительности не было зафиксировано на законодательном уровне и специальных регулирующих актов именно этой деятельности тоже не существовало.
Таким образом, государство осуществляло функцию стимулирования меценатской деятельности с помощью наград. Меценатство считалось значимым занятием и повышало престиж образа самих меценатов в обществе. Законодательных актов, касающихся меценатской деятельности вт. пол. XIX - нач. XX. создано не было. Государство не обладало ведущей ролью в развитии меценатства в России того периода.
Анализ форм государственной поддержки меценатской деятельности в Российской Федерации нач. XXI вв. (четвертая задача) позволил прийти к выводу, что современные взаимоотношения государства и меценатской деятельности отличаются от исторических. Во-первых, длительный период существования Советского союза и перестройки перенастроил государственную политику в отношении экономических и социальных процессов. Во-вторых, только в 2014 г. меценатство вновь становится феноменом культуры в России на государственном уровне. Меценатская деятельность закрепляется посредством Федерального закона «О меценатской деятельности» от 04.11.2014 г.; в «Основах государственной культурной политики»; в «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года». В этих документах указывается о необходимости возрождать традицию меценатства в России, что обусловлено критически низким поступлением частных филантропических финансов в культурную среду. В 2014 году учреждена государственная премия «Меценат года» за большие достижения в развитии русской культуры.
Сравнительный анализ роли государства во вт. пол. XIX и на рубеже XX¬XXI вв. позволил увидеть, что в имперской России государство почти не вмешивалось в филантропические инициативы общества, не существовало законов, которые бы регулировали эту деятельность. Единственным поощрением со стороны императора были разнообразные награды и подарки. В XXI веке наблюдается активная позиция государства, которое создает благоприятные условия для развития частного финансирования - меценатства. Однако, государство на сегодня ограничивает свое поощрение филантропии в сфере культуры только моральными стимулами - наградами. Экономических или налоговых льгот для меценатов не предусмотрено. И если в XIX веке было достаточно со стороны власти только наград, то в современной ситуации с меценатской деятельностью этого становится мало для привлечения большего числа частных лиц к этому занятию. Роль государства в XXI веке носит более руководящий характер по отношению к меценатству нежели в XIX веке. Государство заинтересовано в распространении этой деятельности и создает законодательные и поощрительные условия для привлечения меценатов в культуру. Главным достижением современности можно на уровне государства можно считать вынесение меценатства в отдельную нишу от благотворительности. В результате выявился парадокс - расцвет меценатства в XIX веке при минимальном государственном регулировании, и активное государственное участие в создании условий для развития меценатства в XXI веке при неразвитости этой сферы. Можно сделать вывод, что государственная поддержка не является определяющей в формировании феномена меценатства.
Пятая и шестая задачи дипломного исследования, а именно рассмотрение феномена меценатства в XXI в. на основе научных работ и на примере благотворительного фонда Михаила Прохорова позволили определить ключевые характеристики феномена меценатства в пространстве современной культуры:
1. Развитие меценатской деятельности в организации благотворительных фондов;
2. Меценаты - крупные предприниматели;
3. Реализация благотворительными фондами как культурных, так и социальных проектов;
4. Региональная направленность благотворительных фондов;
5. Международные проекты благотворительных фондов;
6. Конкурсная основа финансирования;
7. Поддержка фондами преимущественно научной гуманитарной среды;
8. Неиспользование понятия «меценатство» фондами, которые осуществляют именно меценатскую деятельность;
9. Свободный доступ к отчетной работе благотворительных фондов;
10. Присутствие имени учредителя в названии благотворительного фонда в большинстве случаев;
11. Почти полное отсутствие коллекционеров в меценатстве.
Несмотря на то, что фонды занимаются деятельностью, которая подходит под описание понятия меценатство, слово это нигде не упоминается. В названиях фондов в большинстве случаев указывается социальное понятие «благотворительность». В процессе работы выявлено, что ниша меценатства в России имеет ряд слабых мест таких как: декларативное законодательство; отсутствие экономических стимулов для меценатов; невостребованность самого понятия «меценатство» в социуме - замена его на понятие «благотворительность»; внутренняя и внешняя инфраструктура благотворительных фондов; отсутствие аналитики со стороны государства.
В заключении можно наметить пути дальнейшего изучения феномена меценатства в современных междисциплинарных исследованиях, поскольку данный феномен отражает развитие современной действительности в сфере государственных и социально-культурных отношений.
Подобные работы
- Благотворительность как форма социальной поддержки разных категорий населения (Право и организация социального обеспечения, Открытый Социально-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ВОЛОНТЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Механизмы управления проектами формирования системы рекрутинга и обучения волонтеров
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДЕТСКИЕ ПРОГРАММЫ КОТЛАССКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОЮ МУЗЕЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



