Аннотация на английском языке 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы исследования культурных и психологических факторов социально-экономического развития 12
1.1 Анализ понятия ценностей в современной психологии 12
1.2 Анализ подходов к измерению культурных ценностей 16
1.2.1 Психологические измерения культур Г. Хофстеде 19
1.2.2 Подход к измерению культурных ценностей Ш. Шварца 27
1.2.3 Теория измерения культурных ценностей Р. Инглхарта 28
1.2.4 Культурные синдромы Г. Триандиса 32
1.2.5 Социальные аксиомы М. Бонда и К. Леунга 34
1.3 Анализ концепции базовых индивидуальных ценностей личности Ш. Шварца 38
1.4 Определение понятия «личностный потенциал» в системно-деятельностном подходе 43
2 Результаты эмпирического исследования 52
2.1 Характеристика выборки и эмпирическая база исследования 52
2.2 Методологическая база эмпирического исследования 55
2.3 Анализ межгрупповых различий параметров личностного потенциала, культурно-экономических и базовых индивидуальных ценностей студентов
г. Томска и г. Караганды 62
2.4 Особенности взаимосвязи параметров культурно-экономических
ценностей и базовых индивидуальных ценностей студентов 71
2.5 Особенности взаимосвязи культурно-экономических ценностей и
параметров личностного потенциала студентов 77
2.6 Особенности взаимосвязи параметров личностного потенциала и
базовых индивидуальных ценностей студентов 82
2.7 Анализ взаимосвязи параметров личностного потенциала, культурно-экономических и базовых индивидуальных ценностей на основе факторного анализа 86
2.8 Психологическая интерпретация результатов и выводы эмпирического
исследования 90
3 Методические рекомендации по практическому использованию результатов
исследования 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 128
ПРИЛОЖЕНИЕ В 132
Для современного мира характерны масштабные изменения в сфере единого процесса человеческого развития. Эти изменения предъявляют определенные требования к личности человека, и, несомненно, оказывают влияние на ее формирование, определяя дальнейший вектор ее становления.
Движущей силой процесса единого человеческого развития, согласно теории модернизации, является экономический и культурный рост, который ведет к увеличению ресурсов и возможностей человека, позволяющих ему эффективно осуществлять деятельность на разных уровнях, а также играет важную роль в профессиональном становлении личности [17]. Это находит отражение в утверждении новых ценностей, ведущих к гуманистической трансформации общества, в котором существует возможность самовыражения и самореализации людей.
При этом встает вопрос о том, что А. Г. Асмолов назвал, так сказать, «изменяющейся личностью в изменяющемся мире» - насколько человек способен выполнять задуманное и быть эффективным в той или иной области, когда внешние условия далеки от стабильности и зачастую являются неблагоприятными [2]. Особенно актуален этот вопрос для молодых людей, к деятельности которых современный мир предъявляет высокие требования. Чтобы соответствовать нынешним реалиям, им необходимо иметь возможность менять стратегию и тактику своего поведения, прогнозировать будущие события в условиях изменяющегося мира, проявлять надситуативную активность и эффективно справляться с новыми задачами.
Для того чтобы оказывать содействие в профессиональном становлении современных молодых людей в обстоятельствах динамично развивающегося мира, нам представляется важным оценить особенности культурных и индивидуальных ценностных характеристик, а также каким образом они связаны с личностным потенциалом.
Актуальность исследования проблемы культурно-экономических и базисных ценностей современного общества подтверждается тем, что она активно обсуждается в зарубежном научном сообществе в работах таких исследователей как Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Ш. Шварц, Г. Триандис, М. Бонд и К. Леунг [28]. При этом предметной областью данных исследований является измерение культурных отличий на государственном уровне и их связей с социально-экономическим развитием.
В отечественной кросс-культурной психологии данным вопросом занимается, например, Н. М. Лебедева, которая в своих исследованиях уже доказала, что существует взаимосвязь между ценностями индивидов и их отношением к инновациям, обусловленная культурой [27]. Также были изучены взаимосвязи культурных ценностей с профессиональной мотивацией [13] и направленностью личности [5]. В данном же исследовании предлагается изучить взаимосвязь культурных ценностей социально-экономического развития, которые доминируют в обществе, и личностных особенностей.
Так, одним из важнейших условий профессионального развития молодых людей является такая интегральная характеристика личности как личностный потенциал. Понятие личностного потенциала в отечественной психологии рассматривается в работах Т. О. Гордеевой, А. А. Лебедевой, Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, Е. Н. Осина, С. А. Богомаза, однако сущность личностного потенциала остается открытым вопросом, давая возможность изучения его структурных компонентов [10].
Таким образом, данное исследование является актуальным, так как в нем не только исследуются культурные и ценностные характеристики и их различия, но и в исследовательскую модель включается такая психологическая переменная как личностный потенциал, параметры которого ранее не рассматривались как условие социально-экономического развития.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему исследования: каким образом связаны культурные характеристики, базовые индивидуальные ценности и параметры личностного потенциала студентов. Поэтому нам кажется важным и возможным исследовать взаимосвязь ценностных характеристик с параметрами личностного потенциала как психологической переменной для того чтобы выявить возможность его влияния на социально-экономическое развитие.
Объект исследования: культурные и психологические факторы социально-экономического развития.
Предмет исследования: взаимосвязь культурных факторов, базовых индивидуальных ценностей и личностного потенциала студентов университетов Томска и Караганды.
Цель исследования - проанализировать межгрупповые различия и выявить особенности соотношения культурных характеристик, базовых индивидуальных ценностей и личностного потенциала студентов с предположительно разными культурно-ценностными приоритетами.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Сформировать понятийный аппарат исследования, в рамках которого будет изучаться поставленная проблема;
2) Изучить специфику исследуемых культур, сформулировать и научно обосновать гипотезу исследования;
3) Сравнить показатели личностного потенциала, культурных и индивидуальных ценностей у студентов томских и карагандинских вузов;
4) Выявить взаимосвязи между личностным потенциалом, культурно¬экономическими и базовыми индивидуальными ценностями студентов;
5) Разработать методические рекомендации для реализации исследований в области кросс-культурной и экономической психологии, целью которых будет изучение личностных детерминант развития общества.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что студенты, обучающиеся в культурах с передовыми и оказывающими влияние на социально-экономическое развитие ценностными характеристиками, имеют более высокий уровень личностного потенциала по параметрам самоорганизации деятельности, удовлетворенности жизнью и склонности к рефлексии.
Теоретико-методологические основания исследования:
Теоретическими моделями, на которых базируется данное исследование, являются теория функциональных систем П. К. Анохина, системно¬деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов), модель измерения культур Г. Хофстеде, теория модернизации Р. Инглхарта, концепция базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца, концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева.
В работе использовались следующие методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ проблемы был проведен при помощи общенаучных методов анализа и синтеза;
2. Сбор первичной информации был проведен с использованием опросных методов. В исследовании применялись следующие методики:
Для измерения культурных характеристик были использованы методики измерения ценностей Г. Хофстеде «Values Survey Module 2013» (VSM 2013) и опросник Р. Инглхарта в модификации Р. К. Хабибулина [72, 56].
Для изучения базовых индивидуальных ценностей была использована методика Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник — Пересмотренный (Portrait Values Questionnaire-Revised - PVQ-R)» [61].
Для исследования параметров личностного потенциала использовались:
• опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова) [41];
• опросник «Дифференциальный тест рефлексии» (Д. А. Леонтьев) [36];
• шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина) [46].
3. Методы статистической обработки результатов:
• Анализ межгрупповых различий (с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок);
• Анализ корреляционных связей (с использованием коэффициента корреляции r-Пирсона);
• Факторный анализ (метод главных компонент с вращением Варимакс c нормализацией Кайзера).
Компьютерная обработка результатов проводилась при помощи Microsoft Excel и пакета SPSS 20.0.
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводилось на базе томских и карагандинских вузов. В частности, в исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в таких вузах Томска как Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет. В городе Караганда исследование проводилось на базе Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова и Карагандинского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 180 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Средний возраст респондентов составил 20,14 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Впервые был проведен анализ взаимосвязи феномена ведущих культурных факторов социально-экономического развития, базовых индивидуальных ценностей и личностного потенциала в рамках системного подхода у студентов старших курсов вузов г. Томска и г. Караганды.
• Помимо этого, были выявлены различия между ведущими культурными и индивидуальными ценностями и личностным потенциалом карагандинских и томских студентов.
• Полученные данные говорят о существовании наличия взаимосвязей между изучаемыми конструктами, что позволяет отнести такую интегральную характеристику личности как личностный потенциал к психологическим условиям социально-экономического развития.
Теоретическая значимость работы заключается в предположении о том, что на социально-экономическое развитие оказывают влияние такие факторы как культурные и индивидуальные ценности и личностный потенциал вузовской молодежи. В данном исследовании производится попытка продемонстрировать роль психологических переменных в обеспечении устойчивого развития общества через выявление личностных детерминант, способствующих данному развитию.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные показывают особенности параметров личностного потенциала у студентов с разными культурными ценностями, обусловленными социально¬экономическим развитием, и дают возможность в дальнейшем содействовать профессиональному становлению студентов. Также опыт проведенного исследования позволил разработать методические рекомендации для реализации исследований в области кросс-культурной и экономической психологии, целью которых будет изучение личностных детерминант развития общества.
Апробация основных положений. Основные результаты исследования были представлены в рамках следующих научных мероприятий:
1 XXIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017». Тема доклада: «Кросс-культурный анализ взаимосвязи культурно-экономических и ценностных факторов с потребностями личности» (Москва, апрель 2017 г.) [22].
2 Международная научная конференция молодых ученых «Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования». Тема доклада: «Анализ взаимосвязи культурных факторов социально-экономического развития и личностного потенциала» (Санкт- Петербург, апрель 2017 г.) [21].
Данное исследование было направлено на изучение особенностей культурно-психологических факторов социально-экономического развития. В ходе исследования были выполнены следующие задачи.
На основании анализа исследований зарубежных и отечественных ученых определен понятийный аппарат, в рамках которого изучается проблема психологических составляющих социально-экономического развития. Выявлено, что существует прямая связь между количественным социально¬экономическим развитием и динамикой основополагающих ценностей при помощи анализа моделей измерения культур. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованными являются модели понимания культурных ценностей Г. Хофстеде и Р. Инглхарта. Современное же состояние изучения проблемы базовых индивидуальных ценностей наиболее полно отражено в концепции Ш. Шварца.
При этом все еще остается актуальной проблема человеческих свойств, обеспечивающих развитие экономики, одним из которых является личностный потенциал, трактовка которого в разных подходах также является различной. Адекватным цели нашего исследования является определение данного понятия, сформулированное Д.А. Леонтьевым в рамках-системно-деятельностного подхода.
В результате теоретического анализа специфики культур томских и карагандинских университетов было установлено, что представители данных культур могут иметь разные ценностные приоритеты. Данные различия могут быть обусловлены сформировавшейся культурой университетов: политикой руководства, особенностями внутренней среды и др.; и принадлежностью к государствам с различной направленностью по условной типологии «Запад- Восток». Основываясь на этом и используя модель Г. Хофстеде, который говорит о том, что ценности, соответствующие «западному» типу, ведут к социально-экономическому развитию общества, была сформулирована гипотеза исследования.
В ходе сравнительного анализа были выявлены межгрупповые различия студентов г. Томска и г. Караганды. Культурно-экономические и базовые индивидуальные ценности студентов г. Караганды можно отнести к полюсу традиционализма, а ценности студентов г. Томска - к полюсу модернизма. При этом карагандинские студенты отличаются от томских студентов более высоким уровнем параметров личностного потенциала.
Установлено, что культурные, базовые индивидуальные ценности и параметры личностного потенциала взаимосвязаны. Между такой культурно-экономической характеристикой как избегание неопределенности и параметрами личностного потенциала существует обратная взаимосвязь. Это позволяет рассматривать параметры личностного потенциала, которые отвечают за личностно-профессиональное развитие, как детерминанты социально-экономического развития.
Проведенное исследование позволило разработать методические рекомендации для реализации исследований в области кросс-культурной и экономической психологии, целью которых будет изучение личностных детерминант развития общества. Методические рекомендации предназначены для содействия организации эмпирического исследования, содержат описание нюансов методик и нормативные показатели, которые стоит учитывать при проведении исследований.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Обнаружены значимые межкультурные различия в культурных
ценностях: у карагандинских студентов преобладают ценности
традиционализма и коллективизма наряду с толерантностью к неопределенности, а у томских - ценности рационализма, индивидуализма и избегания неопределенности.
2. Существуют различия в индивидуальных ценностных профилях представителей разных городов: у студентов г. Караганды преобладают ценности сохранения и самопреодоления, в то время как у студентов г. Томска более выражены ценности открытости изменениям и самоутверждения.
3. Показатели личностного потенциала значительно выше у студентов карагандинских вузов.
4. Показана взаимосвязь между ведущими культурно-экономическими характеристиками, базовыми индивидуальными ценностями и параметрами личностного потенциала.
5. Обнаружена значимая взаимосвязь между толерантностью к неопределенности, самоорганизацией личности и удовлетворенностью жизнью, что позволяет говорить о взаимосвязи параметров личностного потенциала с социально-экономическим развитием.
Полученные в ходе исследования результаты частично подтвердили первоначально выдвинутую гипотезу о том, что студенты, обучающиеся в культурах с передовыми и оказывающими влияние на социально-экономическое развитие ценностными характеристиками, имеют более высокий уровень личностного потенциала по параметрам самоорганизации деятельности, удовлетворенности жизнью и склонности к рефлексии. Такой основополагающей культурно-экономической характеристикой является «избегание неопределенности».
Таким образом, материалы данного исследования направлены на реализацию исследовательских программ для изучения психологических детерминант социально-экономического развития. Исследование данной предметной области имеет теоретическое и практическое значение, поскольку может являться основой для разработки психологических программ по содействию профессионально-психологическому развитию молодых специалистов. Полученные в ходе исследования данные с одной стороны соответствуют эмпирическим данным зарубежных исследователей, а с другой имеют свою специфику, которая объясняет актуальность исследований взаимосвязей культурно-экономических характеристик и психологических параметров личности.
1. Александров Ю. Г. Казахстан: форсированная модернизация в действии / Ю. Г. Александров // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность - 2015. - № 3. - с. 80-91.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2007. - 526 с.
3. Аузан А. А. Долгосрочная экономическая динамика: роль неформальных институтов / А. А. Аузан, Е. Н. Никишина // Журнал экономической теории. - 2013. - № 4. - С. 48-57.
4. Аузан А. А. и др. Культурные факторы модернизации: доклад [Электронный ресурс] / А. А. Аузан // М., СПб. - 2011. - URL: http://www.intelros.ru/pdf/kulturnye_faktory_modernizacii.pdf
5. Баянова Л. Ф. Взаимосвязь культурных ценностей и личностной направленности / Л. Ф. Баянова, Д. Р. Галеев, Б. Н. Массаров // Казанский педагогический журнал. -2011. - № 4. - С. 145-154.
6. Белова И. М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И. М. Белова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-3.
7. Белякова И.И. Факторы, препятствующие реализации личностного потенциала студента и его успешной интеграции в процессе обучения в ВУЗе / И. И. Белякова // Вторая Всероссийская Internet-конференция. «Потенциал личности: комплексная проблема». Тамбов, 2003.
8. Бескова И. А. Феномен сознания / И. А. Бескова, И. А. Герасимова, И. П. Меркулов. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. -366 с.
9. Богомаз С. А. Инновационный потенциал личности и его оценка / С. А. Богомаз // Социальный мир человека. - 2014. - № 5. - С. 275-279.
10. Богомаз С. А. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи / С. А. Богомаз, В. В. Мацута // Психология обучения. - 2010. - Т. 12. - С. 77-88.
11. Богомаз С. А. Типологические особенности самоорганизации деятельности / С. А. Богомаз // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344. - С. 163-166.
12. Будакова А. В. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала / А. В. Будакова, Ю. В. Сметанова, С. А Богомаз // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 338. - С. 156-159.
13. Гавронова Ю. Д. Ценности культуры и их взаимосвязь с профессиональной мотивацией студентов / Ю. Д. Гавронова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - № 2. - С.101-104.
14. Галиахметова Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи / Л. И. Галиахметова // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 3. - С. 1114-1117.
15. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов // Современная психология: материалы III международной научой конференции. Казань, октябрь 2014 г. — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20...103