Влияние НБИКС-технологий на человека: философский анализ
|
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика НБИКС - технологий 8
Глава 2. Этическая проблематика внедрения НБИКС-технологий в общество 10
2.1. Закончилась ли биологическая эволюция человека? 10
2.2. Человек как объект биомедицинских исследований 11
Глава 3. Критический анализ трансгуманизма 19
3.1 Деятельность трансгуманистов 19
3.2. Бессмертие как цель трансгуманистов 26
Заключение 32
Список литературы 34
Глава 1. Общая характеристика НБИКС - технологий 8
Глава 2. Этическая проблематика внедрения НБИКС-технологий в общество 10
2.1. Закончилась ли биологическая эволюция человека? 10
2.2. Человек как объект биомедицинских исследований 11
Глава 3. Критический анализ трансгуманизма 19
3.1 Деятельность трансгуманистов 19
3.2. Бессмертие как цель трансгуманистов 26
Заключение 32
Список литературы 34
Актуальность. Развитие техники с самых ранних времен было направлено на преобразование окружающего мира, создание искусственной материальной среды для достижения комфортного существования человека. Сейчас в качестве цели технических воздействий выступает сам человек. Появились технологии, с помощью которых можно быстро и радикально вмешиваться в природу человека и менять ее. Примером такого воздействия можно считать НБИКС-технологии, которые являются ведущими технологиями современности. Они представляют собой конвергентное взаимодействие нано-, био-, информационных, когнитивных, социальных технологий. Анализируя различные материалы, доклады и прогнозы ученых, можно выделить наиболее важные области улучшения природы человека, на которые оказывают влияние НБИКС- технологии: повышение интеллектуального и когнитивного потенциала человека, борьба со старением и смертью, манипуляции с геномом человека. Таким образом, данные технологии способны модифицировать человека.
Философы с давних времен пытались объяснить, что представляет собой человек. В связи с появлением таких технологий вновь появились вопросы: Что представляет собой сущность человека? Есть ли у человека устойчивая природа? Можем ли мы безнаказанно вмешиваться в природу человека? И есть ли здесь какие-либо этические пределы такого вмешательства?
Проблема. Сегодня конвергентные технологии интенсивно развиваются. Некоторые из них имеют потенциальную возможность изменять природу человека. К таким можно отнести репродуктивные технологии, технологии излечения от генетических заболеваний, технологии улучшения когнитивных способностей и другие. Среди потребителей появляется спрос на технологии улучшения человеческой природы, поэтому они становятся массовым продуктом. Но опасность заключается в том, что указанные технологии являются не только терапевтическим методом, но и обладают большим потенциалом для изменения природы и сущности человека. Поэтому сегодня нельзя обойтись без осмысления последствий воздействий НБИКС -технологий на человека. В этом и заключается задача философского сообщества - критически анализировать возможности применения НБИКС-технологий, особенно в целях усовершенствования человеческой природы.
Проблемным также в XXI веке является поле «человек-технология-цивилизация». Оно обусловлено интенсивным развитием НБИКС-технологий, распространением трансгуманизма как социального движения и мировоззрения, существованием тесной связи науки, инженерии и бизнеса.
В связи с появлением НБИКС-технологий возникает еще одна проблема - вопрос о границах человеческой природы. Граница между природной и искусственной жизнью постепенно исчезает. Если человек будет вживлять в себя ранее не свойственное его телу, например, нанокомпьютер, чипы для управления техникой, если он сможет перенести сознание на электронный носитель, то означает ли это «потерю» природы человека? Провозглашаемая цель развития НБИКС-технологий - улучшение человеческих возможностей. Но она может быть интерпретирована и иначе - овладение природой человека с помощью технологических средств.
Итак, поскольку сегодня объектом технического воздействия является не только окружающий мир, но и природа человека, то важно определять границы возможного вмешательства в неё. Изменяя себя, человек испытывает не только телесную, но и духовную трансформацию, меняет систему ценностей. В ситуации совершенно различного отношения к влиянию НБИКС-технологий на человека необходимо произвести разумный анализ возможных последствий.
Степень разработанности проблемы. Возможность применения НБИКС - технологий для модификации природы человека исследуется многими учеными, в том числе и философами, которые фиксируют необходимость переосмысления понятия «человек». Предполагается, что технологии смогут превратить человека в киборга. Возникает граница между человеком, тело которого не оснащено техническими средствами и человеком, в чье тело они имплантируется. Появляется вопрос: может ли такое искусственно сконструированное существо именоваться человеком? В.С. Стёпин считает, что технологии лишь могут усовершенствовать человека искусственными органами, но не изменить сущность человека. Такой же точки зрения придерживаются И.Ю. Алексеева и В.И. Аршинов. Они считают, что биологическая эволюция человека вовсе не означает превращение человека в постчеловека. Технобиоэволюция - это уже реальность, и от нее человек не перестает быть человеком, а становится более технологизированным человеческим существом. Технолочеловек не приходит на смену человеку разумному, но является следующей ступенью его развития - технологизированным человеком разумным.
...
Философы с давних времен пытались объяснить, что представляет собой человек. В связи с появлением таких технологий вновь появились вопросы: Что представляет собой сущность человека? Есть ли у человека устойчивая природа? Можем ли мы безнаказанно вмешиваться в природу человека? И есть ли здесь какие-либо этические пределы такого вмешательства?
Проблема. Сегодня конвергентные технологии интенсивно развиваются. Некоторые из них имеют потенциальную возможность изменять природу человека. К таким можно отнести репродуктивные технологии, технологии излечения от генетических заболеваний, технологии улучшения когнитивных способностей и другие. Среди потребителей появляется спрос на технологии улучшения человеческой природы, поэтому они становятся массовым продуктом. Но опасность заключается в том, что указанные технологии являются не только терапевтическим методом, но и обладают большим потенциалом для изменения природы и сущности человека. Поэтому сегодня нельзя обойтись без осмысления последствий воздействий НБИКС -технологий на человека. В этом и заключается задача философского сообщества - критически анализировать возможности применения НБИКС-технологий, особенно в целях усовершенствования человеческой природы.
Проблемным также в XXI веке является поле «человек-технология-цивилизация». Оно обусловлено интенсивным развитием НБИКС-технологий, распространением трансгуманизма как социального движения и мировоззрения, существованием тесной связи науки, инженерии и бизнеса.
В связи с появлением НБИКС-технологий возникает еще одна проблема - вопрос о границах человеческой природы. Граница между природной и искусственной жизнью постепенно исчезает. Если человек будет вживлять в себя ранее не свойственное его телу, например, нанокомпьютер, чипы для управления техникой, если он сможет перенести сознание на электронный носитель, то означает ли это «потерю» природы человека? Провозглашаемая цель развития НБИКС-технологий - улучшение человеческих возможностей. Но она может быть интерпретирована и иначе - овладение природой человека с помощью технологических средств.
Итак, поскольку сегодня объектом технического воздействия является не только окружающий мир, но и природа человека, то важно определять границы возможного вмешательства в неё. Изменяя себя, человек испытывает не только телесную, но и духовную трансформацию, меняет систему ценностей. В ситуации совершенно различного отношения к влиянию НБИКС-технологий на человека необходимо произвести разумный анализ возможных последствий.
Степень разработанности проблемы. Возможность применения НБИКС - технологий для модификации природы человека исследуется многими учеными, в том числе и философами, которые фиксируют необходимость переосмысления понятия «человек». Предполагается, что технологии смогут превратить человека в киборга. Возникает граница между человеком, тело которого не оснащено техническими средствами и человеком, в чье тело они имплантируется. Появляется вопрос: может ли такое искусственно сконструированное существо именоваться человеком? В.С. Стёпин считает, что технологии лишь могут усовершенствовать человека искусственными органами, но не изменить сущность человека. Такой же точки зрения придерживаются И.Ю. Алексеева и В.И. Аршинов. Они считают, что биологическая эволюция человека вовсе не означает превращение человека в постчеловека. Технобиоэволюция - это уже реальность, и от нее человек не перестает быть человеком, а становится более технологизированным человеческим существом. Технолочеловек не приходит на смену человеку разумному, но является следующей ступенью его развития - технологизированным человеком разумным.
...
В данной работе был исследован современный человек, находящийся под влиянием НБИКС-технологий.
Были рассмотрены технологии генной инженерии, которые позволяют избавиться от генетических заболеваний, репродуктивные технологии, технологии, улучшающие когнитивный потенциал человека и другие. Результаты исследования показали, что НБИКС-технологии представляют собой продукт, который способен не только улучшить качество жизни, но и сущностно изменить самого человека. Поэтому и существует мнение, что биологическая эволюция человека не закончилась, наше тело представляется как незавершенный проект, что средствами современной науки можно добиться не только терапевтического эффекта, но и трансформации, улучшения человека.
Теоретический анализ литературы позволил выявить основные социально - философские проблемы, которые связаны с использованием НБИКС-технологий. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу приводят к этическим проблемам. Сегодня у нас есть шанс на излечение от генетических заболеваний с помощью средств современных технологий, но велик процент мутаций генов, которые, хоть и частично, но влияют на человеческое поведение. Новые репродуктивные технологии - это возможность иметь детей бесплодным парам, но именно с ними связывают понятие «дизайнерских детей», где тело овеществляется, манипуляции происходят на генном уровне с еще не рожденным ребенком. Появляются новые вопросы о том, когда начинается жизнь, с момента рождения или с момента зачатия, как решается судьба «лишних» эмбрионов. Заслуживает быть отмеченным и вопрос о судьбе несовершеннолетних детей в связи с увеличением репродуктивного возраста. Новые когнитивные ассистенты, электронные устройства помогают жертвам аварий и неприятных происшествий справиться с отсутствием какой -либо части тела. Этими устройствами можно управлять мозгом, и порой они по своим возможностям превосходят обычные конечности. Это говорит о размытие границ живого и неживого.
Интенсивное развитие НБИКС-технологий приводит к тому, что они «обрастают» мифами. Во многом это происходит благодаря средствам массовой информации, которые ставят своей целью не просветить людей, а увеличить рейтинги. Порой возможности НБИКС-технологий преувеличиваются, так появляются новые идеологические течения. Были изучены идеи трансгуманистических движений «Россия 2045» и «Российское 32
Трансгуманистическое Движение». Были проанализированы конференции, доклады, сайты этих сообществ с целью рассмотрения целей их деятельности. Анализ
трансгуманистических движений позволил сделать вывод о том, что прямое отношение этих организаций к науке вызывает сомнение, несмотря на то, что они пытаются доказать обратное. Действительно, некоторые ученые ведут разработки, связанные с проектами трансгуманистических организаций. Но деятельность трансгуманистов связана скорее с фандрайзингом, «продажей бессмертия», нежели с конкретными разработками для реализации научных проектов. Как было показано в работе, на сегодняшний день проект движения «Россия 2045» не осуществим не только из-за отсутствия финансирования, поддержки со стороны научного сообщества, но и из-за сложности реализации самой идеи переноса сознания на электронный носитель.
Был произведен философский анализ проекта «Бессмертие» Д. И. Ицкова. В результате был сделан вывод, что перенести сознание человека на электронный носитель не только невозможно, но и нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, высока вероятность того, что бессмертное существо перестанет быть живым, его поступки станут чистой механикой, регулируемой электронным устройством. У него не останется ни чувств, ни эмоций. Во-вторых, смерть для человека является некой преградой, но в то же время делает жизнь более осмысленной и наполненной духовно. Будут ли поступки бессмертного человека наполнены высокими смыслами - большой вопрос.
Таким образом, мы видим, что развитие НБИКС-технологий требует внимания не только со стороны представителей философского, науч ного сообществ, государственных деятелей, но и обычных рядовых граждан-потребителей.
Были рассмотрены технологии генной инженерии, которые позволяют избавиться от генетических заболеваний, репродуктивные технологии, технологии, улучшающие когнитивный потенциал человека и другие. Результаты исследования показали, что НБИКС-технологии представляют собой продукт, который способен не только улучшить качество жизни, но и сущностно изменить самого человека. Поэтому и существует мнение, что биологическая эволюция человека не закончилась, наше тело представляется как незавершенный проект, что средствами современной науки можно добиться не только терапевтического эффекта, но и трансформации, улучшения человека.
Теоретический анализ литературы позволил выявить основные социально - философские проблемы, которые связаны с использованием НБИКС-технологий. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу приводят к этическим проблемам. Сегодня у нас есть шанс на излечение от генетических заболеваний с помощью средств современных технологий, но велик процент мутаций генов, которые, хоть и частично, но влияют на человеческое поведение. Новые репродуктивные технологии - это возможность иметь детей бесплодным парам, но именно с ними связывают понятие «дизайнерских детей», где тело овеществляется, манипуляции происходят на генном уровне с еще не рожденным ребенком. Появляются новые вопросы о том, когда начинается жизнь, с момента рождения или с момента зачатия, как решается судьба «лишних» эмбрионов. Заслуживает быть отмеченным и вопрос о судьбе несовершеннолетних детей в связи с увеличением репродуктивного возраста. Новые когнитивные ассистенты, электронные устройства помогают жертвам аварий и неприятных происшествий справиться с отсутствием какой -либо части тела. Этими устройствами можно управлять мозгом, и порой они по своим возможностям превосходят обычные конечности. Это говорит о размытие границ живого и неживого.
Интенсивное развитие НБИКС-технологий приводит к тому, что они «обрастают» мифами. Во многом это происходит благодаря средствам массовой информации, которые ставят своей целью не просветить людей, а увеличить рейтинги. Порой возможности НБИКС-технологий преувеличиваются, так появляются новые идеологические течения. Были изучены идеи трансгуманистических движений «Россия 2045» и «Российское 32
Трансгуманистическое Движение». Были проанализированы конференции, доклады, сайты этих сообществ с целью рассмотрения целей их деятельности. Анализ
трансгуманистических движений позволил сделать вывод о том, что прямое отношение этих организаций к науке вызывает сомнение, несмотря на то, что они пытаются доказать обратное. Действительно, некоторые ученые ведут разработки, связанные с проектами трансгуманистических организаций. Но деятельность трансгуманистов связана скорее с фандрайзингом, «продажей бессмертия», нежели с конкретными разработками для реализации научных проектов. Как было показано в работе, на сегодняшний день проект движения «Россия 2045» не осуществим не только из-за отсутствия финансирования, поддержки со стороны научного сообщества, но и из-за сложности реализации самой идеи переноса сознания на электронный носитель.
Был произведен философский анализ проекта «Бессмертие» Д. И. Ицкова. В результате был сделан вывод, что перенести сознание человека на электронный носитель не только невозможно, но и нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, высока вероятность того, что бессмертное существо перестанет быть живым, его поступки станут чистой механикой, регулируемой электронным устройством. У него не останется ни чувств, ни эмоций. Во-вторых, смерть для человека является некой преградой, но в то же время делает жизнь более осмысленной и наполненной духовно. Будут ли поступки бессмертного человека наполнены высокими смыслами - большой вопрос.
Таким образом, мы видим, что развитие НБИКС-технологий требует внимания не только со стороны представителей философского, науч ного сообществ, государственных деятелей, но и обычных рядовых граждан-потребителей.
Подобные работы
- Философский анализ генной инженерии как фактора эволюции природы
человека
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭТИКЕ ПОСТНЕЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023





