🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Влияние НБИКС-технологий на человека: философский анализ

Работа №192759

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы39
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Общая характеристика НБИКС - технологий 8
Глава 2. Этическая проблематика внедрения НБИКС-технологий в общество 10
2.1. Закончилась ли биологическая эволюция человека? 10
2.2. Человек как объект биомедицинских исследований 11
Глава 3. Критический анализ трансгуманизма 19
3.1 Деятельность трансгуманистов 19
3.2. Бессмертие как цель трансгуманистов 26
Заключение 32
Список литературы 34

Актуальность. Развитие техники с самых ранних времен было направлено на преобразование окружающего мира, создание искусственной материальной среды для достижения комфортного существования человека. Сейчас в качестве цели технических воздействий выступает сам человек. Появились технологии, с помощью которых можно быстро и радикально вмешиваться в природу человека и менять ее. Примером такого воздействия можно считать НБИКС-технологии, которые являются ведущими технологиями современности. Они представляют собой конвергентное взаимодействие нано-, био-, информационных, когнитивных, социальных технологий. Анализируя различные материалы, доклады и прогнозы ученых, можно выделить наиболее важные области улучшения природы человека, на которые оказывают влияние НБИКС- технологии: повышение интеллектуального и когнитивного потенциала человека, борьба со старением и смертью, манипуляции с геномом человека. Таким образом, данные технологии способны модифицировать человека.
Философы с давних времен пытались объяснить, что представляет собой человек. В связи с появлением таких технологий вновь появились вопросы: Что представляет собой сущность человека? Есть ли у человека устойчивая природа? Можем ли мы безнаказанно вмешиваться в природу человека? И есть ли здесь какие-либо этические пределы такого вмешательства?
Проблема. Сегодня конвергентные технологии интенсивно развиваются. Некоторые из них имеют потенциальную возможность изменять природу человека. К таким можно отнести репродуктивные технологии, технологии излечения от генетических заболеваний, технологии улучшения когнитивных способностей и другие. Среди потребителей появляется спрос на технологии улучшения человеческой природы, поэтому они становятся массовым продуктом. Но опасность заключается в том, что указанные технологии являются не только терапевтическим методом, но и обладают большим потенциалом для изменения природы и сущности человека. Поэтому сегодня нельзя обойтись без осмысления последствий воздействий НБИКС -технологий на человека. В этом и заключается задача философского сообщества - критически анализировать возможности применения НБИКС-технологий, особенно в целях усовершенствования человеческой природы.
Проблемным также в XXI веке является поле «человек-технология-цивилизация». Оно обусловлено интенсивным развитием НБИКС-технологий, распространением трансгуманизма как социального движения и мировоззрения, существованием тесной связи науки, инженерии и бизнеса.
В связи с появлением НБИКС-технологий возникает еще одна проблема - вопрос о границах человеческой природы. Граница между природной и искусственной жизнью постепенно исчезает. Если человек будет вживлять в себя ранее не свойственное его телу, например, нанокомпьютер, чипы для управления техникой, если он сможет перенести сознание на электронный носитель, то означает ли это «потерю» природы человека? Провозглашаемая цель развития НБИКС-технологий - улучшение человеческих возможностей. Но она может быть интерпретирована и иначе - овладение природой человека с помощью технологических средств.
Итак, поскольку сегодня объектом технического воздействия является не только окружающий мир, но и природа человека, то важно определять границы возможного вмешательства в неё. Изменяя себя, человек испытывает не только телесную, но и духовную трансформацию, меняет систему ценностей. В ситуации совершенно различного отношения к влиянию НБИКС-технологий на человека необходимо произвести разумный анализ возможных последствий.
Степень разработанности проблемы. Возможность применения НБИКС - технологий для модификации природы человека исследуется многими учеными, в том числе и философами, которые фиксируют необходимость переосмысления понятия «человек». Предполагается, что технологии смогут превратить человека в киборга. Возникает граница между человеком, тело которого не оснащено техническими средствами и человеком, в чье тело они имплантируется. Появляется вопрос: может ли такое искусственно сконструированное существо именоваться человеком? В.С. Стёпин считает, что технологии лишь могут усовершенствовать человека искусственными органами, но не изменить сущность человека. Такой же точки зрения придерживаются И.Ю. Алексеева и В.И. Аршинов. Они считают, что биологическая эволюция человека вовсе не означает превращение человека в постчеловека. Технобиоэволюция - это уже реальность, и от нее человек не перестает быть человеком, а становится более технологизированным человеческим существом. Технолочеловек не приходит на смену человеку разумному, но является следующей ступенью его развития - технологизированным человеком разумным.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был исследован современный человек, находящийся под влиянием НБИКС-технологий.
Были рассмотрены технологии генной инженерии, которые позволяют избавиться от генетических заболеваний, репродуктивные технологии, технологии, улучшающие когнитивный потенциал человека и другие. Результаты исследования показали, что НБИКС-технологии представляют собой продукт, который способен не только улучшить качество жизни, но и сущностно изменить самого человека. Поэтому и существует мнение, что биологическая эволюция человека не закончилась, наше тело представляется как незавершенный проект, что средствами современной науки можно добиться не только терапевтического эффекта, но и трансформации, улучшения человека.
Теоретический анализ литературы позволил выявить основные социально - философские проблемы, которые связаны с использованием НБИКС-технологий. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу приводят к этическим проблемам. Сегодня у нас есть шанс на излечение от генетических заболеваний с помощью средств современных технологий, но велик процент мутаций генов, которые, хоть и частично, но влияют на человеческое поведение. Новые репродуктивные технологии - это возможность иметь детей бесплодным парам, но именно с ними связывают понятие «дизайнерских детей», где тело овеществляется, манипуляции происходят на генном уровне с еще не рожденным ребенком. Появляются новые вопросы о том, когда начинается жизнь, с момента рождения или с момента зачатия, как решается судьба «лишних» эмбрионов. Заслуживает быть отмеченным и вопрос о судьбе несовершеннолетних детей в связи с увеличением репродуктивного возраста. Новые когнитивные ассистенты, электронные устройства помогают жертвам аварий и неприятных происшествий справиться с отсутствием какой -либо части тела. Этими устройствами можно управлять мозгом, и порой они по своим возможностям превосходят обычные конечности. Это говорит о размытие границ живого и неживого.
Интенсивное развитие НБИКС-технологий приводит к тому, что они «обрастают» мифами. Во многом это происходит благодаря средствам массовой информации, которые ставят своей целью не просветить людей, а увеличить рейтинги. Порой возможности НБИКС-технологий преувеличиваются, так появляются новые идеологические течения. Были изучены идеи трансгуманистических движений «Россия 2045» и «Российское 32
Трансгуманистическое Движение». Были проанализированы конференции, доклады, сайты этих сообществ с целью рассмотрения целей их деятельности. Анализ
трансгуманистических движений позволил сделать вывод о том, что прямое отношение этих организаций к науке вызывает сомнение, несмотря на то, что они пытаются доказать обратное. Действительно, некоторые ученые ведут разработки, связанные с проектами трансгуманистических организаций. Но деятельность трансгуманистов связана скорее с фандрайзингом, «продажей бессмертия», нежели с конкретными разработками для реализации научных проектов. Как было показано в работе, на сегодняшний день проект движения «Россия 2045» не осуществим не только из-за отсутствия финансирования, поддержки со стороны научного сообщества, но и из-за сложности реализации самой идеи переноса сознания на электронный носитель.
Был произведен философский анализ проекта «Бессмертие» Д. И. Ицкова. В результате был сделан вывод, что перенести сознание человека на электронный носитель не только невозможно, но и нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, высока вероятность того, что бессмертное существо перестанет быть живым, его поступки станут чистой механикой, регулируемой электронным устройством. У него не останется ни чувств, ни эмоций. Во-вторых, смерть для человека является некой преградой, но в то же время делает жизнь более осмысленной и наполненной духовно. Будут ли поступки бессмертного человека наполнены высокими смыслами - большой вопрос.
Таким образом, мы видим, что развитие НБИКС-технологий требует внимания не только со стороны представителей философского, науч ного сообществ, государственных деятелей, но и обычных рядовых граждан-потребителей.


1. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. - 2013. - №3. С. 12-21.
2. Анохин К. Проблема сознания и мозга. [Электронный ресурс]
URL : https://postnauka.ru/video/23829 (дата обращения 02.04.17)
3. Аршинов В.И., Горохов В.Г. Социальное измерение NBIC- междисциплинарности // Философские науки. - 2010. - № 6. - С. 22-35.
4. Асеева И.А, Пащенко Е.Н. НБИК-технологии в инновационной цивилизации: проблемы формирования общественного мнения // Сетевой научно-практический журнал. - 2014. - № 1. - С. 36-45.
5. Биоэтика и гуманитарная экспертиза: сб. научн. ст / под ред. Ф.Г. Майленовой. - М., ИФ РАН, 2008. - Вып.2. - 232 с.
6. Брызгалина Е.В.. Технонаука и перспективы улучшения человека: «Я уже вижу наш мир, который покрыт паутиной лабораторий» // Epistemology & Philosophy of Science. - 2016. - №2. - С. 28-33.
7. Взгляд. Деловая газета. Выпуск от 24.2.2011. [Электронный ресурс] URL: http://vz.ru/society/2011/2/24/470964.html (дата обращения: 21.11.2016).
8. Глобальное будущее 2045 Конвергентные технологии (НБИКС) и
трансгуманистическая эволюция / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. - М.: ООО
«Издательство МБА», 2013. - 272 с.
9. Дьяконова В. Сколько стоят когнитивные способности? Комментарий к статье А.Л. Крушинского «Плата за решение задачи: биофизические предпосылки и возможные эволюционные последствия» // Российский журнал когнитивной науки. - 2015. - Т. 2. - С. 70-77.
10. Ицков Д.И. Бессмертие должно стать национальной идеей // Голос Америки. [Электронный ресурс] URL: http://www.golos-ameriki.ru/media/video/1685331.html (дата обращения: 23.11.2016).
11. Казанцев А.К., Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века / Под ред. А.К. Казанцева и Д.А. Рубвальтера - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
12. Князев В.Н., Федорин В.В. Развитие генетики и философско-этическое понимание человека // Философия и культура. - 2016. - №2. - С. 206-213.
13. Константинов А. Ум и машины. Как меняет людей эволюция технологий [Электронный ресурс] URL: http://kot.sh/statya/2433/um-i-mashiny
14. Кувакин В.А. Характеристики гуманистического мировоззрения // Сайт Российского
Гуманистического Общества. [Электронный ресурс] URL:
http://www.humanism.ru/xapakmepucmiku.htm (дата обращения 15.04.17)
15. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. - 320 с.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ