СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические особенности налогообложения полезных ископаемых в Российской
Федерации 5
1.1 История налогообложения полезных ископаемых в Российской Федерации 5
1.2 Налог на добычу полезных ископаемых 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения добычи полезных ископаемых 16
2 Реформирование налогообложения НДПИ на примере ПАО «Газпром нефть» 22
2.1 Анализ влияния НДПИ на уровень налоговой нагрузки ПАО «Г азпром нефть» 22
2.2 Оценка уровня изъятия рентного дохода ПАО «Газпром нефть» 28
2.3 Участие ПАО «Газпром нефть» в новых проектах. 33
3 Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых 38
3.1 Анализ эффективности налоговых реформ в нефтяном секторе 38
3.2 Анализ авторских предложений по совершенствованию налогообложения добычи
полезных ископаемых 41
3.3 Перспективы совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические особенности налогообложения полезных ископаемых в Российской
Федерации 5
1.1 История налогообложения полезных ископаемых в Российской Федерации 5
1.2 Налог на добычу полезных ископаемых 10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения добычи полезных ископаемых 16
2 Реформирование налогообложения НДПИ на примере ПАО «Газпром нефть» 22
2.1 Анализ влияния НДПИ на уровень налоговой нагрузки ПАО «Г азпром нефть» 22
2.2 Оценка уровня изъятия рентного дохода ПАО «Газпром нефть» 28
2.3 Участие ПАО «Газпром нефть» в новых проектах. 33
3 Совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых 38
3.1 Анализ эффективности налоговых реформ в нефтяном секторе 38
3.2 Анализ авторских предложений по совершенствованию налогообложения добычи
полезных ископаемых 41
3.3 Перспективы совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Российская Федерация одна из богатейших стран по запасам природных ресурсов и платежи за пользование природными ресурсами составляют многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. В первую очередь расчет ресурсных платежей содержит и назначается конкретному виду природного ресурса.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Данный налог один из важных платежей, который уплачивается в бюджет Российской Федерации и является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий, так и на всю экономику России в целом.
Налогообложения добычи полезных ископаемых в перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Поэтому постепенного реформирование системы налогообложения добычи полезных ископаемых, государство старается максимально использовать ресурсный потенциал России. С одной стороны, это помогает поддерживать доходную часть бюджета, с другой стороны, все больше усиливает зависимость экономики от нефтегазового сектора. На сегодняшний момент нефтегазовая отрасль играет основную роль в России и является одной из устойчивых развивающихся производственных комплексов российской экономики.
Проблемы реформирования системы по налогу на добычу полезных ископаемых, нуждается в дальнейшем научном исследовании и формирование предложений по совершенствованию механизма реформирования. Также необходимы решение вопросов о справедливости и эффективности налогообложения в нефтегазовом секторе.
Целью данной работы является выработка направлений совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Для поставленной цели необходимо решения взаимосвязанных задач:
• Изучить теоретические основы налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Рассмотреть зарубежный опыт налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Проанализировать влияние НДПИ на уровень налоговой нагрузки ПАО «Газпром нефть»;
• Оценить уровень изъятия рентного дохода ПАО «Газпром нефть»;
• Проанализировать эффективность налоговых реформ в нефтяном секторе;
• Проанализировать предложения по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Предложить направления совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Объектом исследования является налог на добычу полезных ископаемых.
Предметом исследования является эффективность налоговых реформ в нефтяном секторе Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы в качестве информационной базы использованы официальные данные Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, ФНС России, Росстата, научная литература, инструктивный и законодательный материалы, материалы периодической печати российских и зарубежных авторов.
Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр. Данный налог один из важных платежей, который уплачивается в бюджет Российской Федерации и является центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий, так и на всю экономику России в целом.
Налогообложения добычи полезных ископаемых в перспективе планируется сбалансировать уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли. Поэтому постепенного реформирование системы налогообложения добычи полезных ископаемых, государство старается максимально использовать ресурсный потенциал России. С одной стороны, это помогает поддерживать доходную часть бюджета, с другой стороны, все больше усиливает зависимость экономики от нефтегазового сектора. На сегодняшний момент нефтегазовая отрасль играет основную роль в России и является одной из устойчивых развивающихся производственных комплексов российской экономики.
Проблемы реформирования системы по налогу на добычу полезных ископаемых, нуждается в дальнейшем научном исследовании и формирование предложений по совершенствованию механизма реформирования. Также необходимы решение вопросов о справедливости и эффективности налогообложения в нефтегазовом секторе.
Целью данной работы является выработка направлений совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Для поставленной цели необходимо решения взаимосвязанных задач:
• Изучить теоретические основы налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Рассмотреть зарубежный опыт налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Проанализировать влияние НДПИ на уровень налоговой нагрузки ПАО «Газпром нефть»;
• Оценить уровень изъятия рентного дохода ПАО «Газпром нефть»;
• Проанализировать эффективность налоговых реформ в нефтяном секторе;
• Проанализировать предложения по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых;
• Предложить направления совершенствования налогообложения добычи полезных ископаемых в Российской Федерации.
Объектом исследования является налог на добычу полезных ископаемых.
Предметом исследования является эффективность налоговых реформ в нефтяном секторе Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы в качестве информационной базы использованы официальные данные Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, ФНС России, Росстата, научная литература, инструктивный и законодательный материалы, материалы периодической печати российских и зарубежных авторов.
Подводя итоги в исследуемой работе можно сказать о том, что в настоящее время среди множества инструментов управления экономикой, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, основную роль играют налоги и налоговые платежи.
В России проводилась реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, но ее основной задачей является - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этих задач реформы в законах, принятых в 2013 -2014 годах, получила название налогового маневра.
Мнение специалистов в системе налогообложения на данный период времени негативно влияет на привлечение вложений в разработке новых месторождений и не стимулирует поддержание объемов добычи на истощенных участках. Система ориентируется на зрелые месторождения, для того, чтобы у компании был стимул для поиска новых месторождений, необходимо улучшить законодательство.
Исходя из проведенного анализа следует обратить внимание на сопоставимость доходов государства и недропользователей. И можно сказать, что государство находится в более выигрышном положение. Так как доходы от НДПИ в бюджет Российской Федерации составляет 40-50% по сравнению с доходом недропользоваелей. Также основные направления налоговой политики Российской Федерации, где утверждается, что налоговая политика Российской Федерации столкнулась с такими проблемами, как санкции, которые введены против России, а также низкие цены на нефть.
Исследуемый анализ влияния НДПИ на уровень налоговой нагрузки в ПАО «Газпром нефть», показывает нам, что в связи со снижением цен на нефть, ставка налога по НДПИ с каждым годом продолжает расти, что увеличивает налоговую нагрузку компании в нефтегазовом секторе. Несмотря на неблагоприятные условия, компания «Газпром нефть» продолжает показывать достаточно положительную и устойчивую динамику производственных и операционных показателей и смело идёт к стратегическим целям.
Налогообложение нефтегазовой отрасли является одной из важнейших составляющих формирования всех уровней бюджетов государства. Поступления в федеральный бюджет от нефтегазовой отрасли достигают 35-40%, что является негативным фактором, т.к. ставит экономику страны в зависимость от мировых цен на нефть.
Высокая степень налоговой нагрузки предприятий нефтегазовой отрасли ставит перед ними задачу оптимизации налоговой нагрузки, причем зачастую данные меры приобретают не совсем законный характер.
Мерой в налогообложении нефтегазового комплекса со стороны государства может стать разработка дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых, в зависимости от условий добычи, размеров компаний и их ориентированности на поиск зарубежных рынков сбыта, разработке новых месторождений.
Для того, чтобы поддерживать или наращивать добычу и экспорт энергоресурсов, России необходимо приступить к разработкам в неосвоенных районах, прежде всего в Сибири и на шельфе северных морей. Это требует политического решения по привлечению инвестиций (в том числе иностранных).
Несмотря на лидирующие позиции в том, что касается масштабов добычи и транспортировки углеводородов, Россия значительно отстает по уровню использования наиболее перспективных технологий. Руководство страны фактически делает ставку на нефть, уголь и газ как на основные инструменты, позволяющие достичь и сохранить в перспективе статус великой энергетической державы. Между тем изменяющаяся структура мировой энергетики к 2030-2050 годам существенно снизит конкурентные возможности России.
Таким образом, основной задачей, стоящей перед Россией в ближайшие 10 лет, является создание условий для того, чтобы минимизировать ожидаемые потери, во-первых, от снижения ее присутствия на мировых рынках нефти и трубопроводного газа, а во-вторых, от снижения мировых цен на энергоносители.
Как государство, так и крупнейшие нефтегазовые компании в первую очередь должны сосредоточиться на внутреннем нефтегазовом секторе. Потребуется стимулировать инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений. При этом важно временно отойти от концепции глобальной энергетической экспансии в пользу инвестиций в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т. п.
В России проводилась реформа налогообложения в нефтяной сфере. В разные периоды времени декларировались различные цели этой реформы, но ее основной задачей является - это снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этих задач реформы в законах, принятых в 2013 -2014 годах, получила название налогового маневра.
Мнение специалистов в системе налогообложения на данный период времени негативно влияет на привлечение вложений в разработке новых месторождений и не стимулирует поддержание объемов добычи на истощенных участках. Система ориентируется на зрелые месторождения, для того, чтобы у компании был стимул для поиска новых месторождений, необходимо улучшить законодательство.
Исходя из проведенного анализа следует обратить внимание на сопоставимость доходов государства и недропользователей. И можно сказать, что государство находится в более выигрышном положение. Так как доходы от НДПИ в бюджет Российской Федерации составляет 40-50% по сравнению с доходом недропользоваелей. Также основные направления налоговой политики Российской Федерации, где утверждается, что налоговая политика Российской Федерации столкнулась с такими проблемами, как санкции, которые введены против России, а также низкие цены на нефть.
Исследуемый анализ влияния НДПИ на уровень налоговой нагрузки в ПАО «Газпром нефть», показывает нам, что в связи со снижением цен на нефть, ставка налога по НДПИ с каждым годом продолжает расти, что увеличивает налоговую нагрузку компании в нефтегазовом секторе. Несмотря на неблагоприятные условия, компания «Газпром нефть» продолжает показывать достаточно положительную и устойчивую динамику производственных и операционных показателей и смело идёт к стратегическим целям.
Налогообложение нефтегазовой отрасли является одной из важнейших составляющих формирования всех уровней бюджетов государства. Поступления в федеральный бюджет от нефтегазовой отрасли достигают 35-40%, что является негативным фактором, т.к. ставит экономику страны в зависимость от мировых цен на нефть.
Высокая степень налоговой нагрузки предприятий нефтегазовой отрасли ставит перед ними задачу оптимизации налоговой нагрузки, причем зачастую данные меры приобретают не совсем законный характер.
Мерой в налогообложении нефтегазового комплекса со стороны государства может стать разработка дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых, в зависимости от условий добычи, размеров компаний и их ориентированности на поиск зарубежных рынков сбыта, разработке новых месторождений.
Для того, чтобы поддерживать или наращивать добычу и экспорт энергоресурсов, России необходимо приступить к разработкам в неосвоенных районах, прежде всего в Сибири и на шельфе северных морей. Это требует политического решения по привлечению инвестиций (в том числе иностранных).
Несмотря на лидирующие позиции в том, что касается масштабов добычи и транспортировки углеводородов, Россия значительно отстает по уровню использования наиболее перспективных технологий. Руководство страны фактически делает ставку на нефть, уголь и газ как на основные инструменты, позволяющие достичь и сохранить в перспективе статус великой энергетической державы. Между тем изменяющаяся структура мировой энергетики к 2030-2050 годам существенно снизит конкурентные возможности России.
Таким образом, основной задачей, стоящей перед Россией в ближайшие 10 лет, является создание условий для того, чтобы минимизировать ожидаемые потери, во-первых, от снижения ее присутствия на мировых рынках нефти и трубопроводного газа, а во-вторых, от снижения мировых цен на энергоносители.
Как государство, так и крупнейшие нефтегазовые компании в первую очередь должны сосредоточиться на внутреннем нефтегазовом секторе. Потребуется стимулировать инвестиции в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений. При этом важно временно отойти от концепции глобальной энергетической экспансии в пользу инвестиций в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т. п.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В СЕКТОРЕ ДОБЫЧИ,
ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗА
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ОТ ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налогообложение нефтяных компаний и его совершенствование
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016 - Определение экономического эффекта от перехода на новую систему налогообложения в нефтегазовой компании на основе финансового результата
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Анализ налоговой нагрузки нефтегазовых предприятий на примере ПАО Лукойл.
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016





