🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВУШЕК, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №192744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения 12
1.1 Преступность несовершеннолетних девушек в россии как актуальная
социально-педагогическая проблема 12
1.2 Психолого-педагогический портрет личности несовершеннолетних осужденных девушек в процессе адаптации к условиям пенитенциарного
учреждения 21
1.3 Этапы и направления психолого-педагогической деятельности в адаптационный период 29
Выводы по главе I 33
2 Исследование и апробации программы психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения 36
2.1 Описание хода и результатов констатирующего исследования 36
2.2 Описание содержания и хода реализации программы психолого­педагогического сопровождения процесса адаптации несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения
44
2.3 Описание результатов формирующего исследования 61
Выводы по главе II 69
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 86
Приложение Г

В настоящее время проблема увеличения числа преступлений, совершенными несовершеннолетними девушками, занимает особое место. Именно в момент подросткового возраста происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным опозданием. Преступность несовершеннолетних, по сравнению с взрослой, отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в раннем возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Такое состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе .
С темпом развития общества меняются все сферы жизни человека, в том числе и межличностные отношения. В связи с этим рушатся ценности, увеличивается число неблагополучных семей, что приводит к резкому увеличению правонарушений среди несовершеннолетних. Наблюдается тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних. Отмечается рост преступлений на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Возрастает криминальный профессионализм несовершеннолетних преступников. Всё чаще дети попадают в места лишения свободы, после чего не могут адаптироваться к нормальной жизни, поэтому попадают повторно. Проблемы
несовершеннолетних осужденных зависят от особенностей подросткового возраста, так как в разные возрастные периоды у ребенка определенные жизненные приоритеты.
Старших подростков характеризует развитие самосознания, которое приводит подростка к обнаружению противоречивости своего положения в социуме. Возросшее самосознание усиливает стремление к идеалам, сформированным под воздействием ближайшего окружения, приводит к переориентации общения от окружения взрослых (семьи) к новым каналам информации и формам межличностного общения и привязанности к группам сверстников. При этом развитие абстрактного мышления рождает интерес к проблемам жизни, заставляет определяться с жизненными ценностями, что приводит к поиску новых авторитетов, нередко с отрицательными установками, поэтому большое количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых, ранее судимых, происходит активное внедрение «авторитетов» преступного мира в подростковую среду.
Несовершеннолетние юношеского возраста характеризуются многими чертами подросткового возраста. Юноши проявляют сосредоточенность на социальном самоопределении и стремление к самоутверждению. Развитие социального кругозора формирует мировоззрение юноши, оценку себя и окружающих на соответствие этим представлениям. Происходит определенный «снимок» отношения к социальному устройству и его нормам, который сохраняется долгое время и обусловливает поведение индивида. Однако социальная незрелость не позволяет несовершеннолетним эффективно взаимодействовать с другими людьми в соответствии с собственными ценностями и адекватно социальным условиям, поэтому происходят правонарушения, которые в дальнейшем переходят в преступные действия.
Заметный рост преступности в России фиксируется с конца 80-х годов. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних девушек: в течение последнего десятилетия примерно в 2 раз быстрее изменялась общая численность этой возрастной группы. Растет и количество несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы в Воспитательной колонии .
По данным ФСИН РФ на 01.01.2017 г. в двух Воспитательных колониях (далее - ВК) для несовершеннолетних девушек содержалось 119 осужденных . Самый пик преступлений приходится на возраст от 16 до 17 лет включительно - 83 человека, на втором месте дети от 18 до 19 лет включительно - 29 человек, и третье место занимают несовершеннолетние от 14 до 15 лет включительно - 7 человек. Ранее отбывали наказание в ВК 28 человек. В Томской ВК в настоящий момент содержится 67 осужденных девушек. В 2016 году содержалось 32 человека.
Воспитательная работа с осужденными в ВК придерживается положения
1.2 (приказа Министерства юстиции РФ от 28 февраля 2000 г. № 77)
осуществляется в соответствии законодательством РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ и Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы показал, что проблеме подготовки несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в теории и практике воспитательной деятельности в пенитенциарных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
Несовершеннолетние девушки, отбывающие наказание в условиях пенитенциарного учреждения - это несовершеннолетние, которые совершили противоправное виновное деяние, носящие общественно опасный характер и посягающие на установленный порядок общественных отношений противоправное, виновное действие или бездействие субъектов права.
Изучение психолого-педагогической деятельности по подготовке к процессу адаптации к условиям Воспитательной колонии позволяет отметить, что подготовка в пенитенциарных учреждениях, являлась компонентом всей исправительной системы и должна иметь воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурную направленность.
В процессе воспитания личности осужденной, с одной стороны происходят нравственное и духовное развитие, а с другой - идет дифференциация способностей, так как раскрываются интересы и потребности.
Осуществление различных направлений подготовки способствует положительной адаптации несовершеннолетней осужденной девушки к жизни в колонии, а также положительной ресоциализации и жизни в социокультурном обществе после отбывания срока наказания.
Характер социальной адаптации воспитанников определяет дальнейшее поведение личности на свободе.
Процесс психолого-педагогической деятельности по подготовке несовершеннолетних девушек, отбывающих наказание в условиях пенитенциарного учреждения, предполагает повышение уровня толерантности, разрешение конфликтных ситуаций с девушками внутри колонии, решение жизненных проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством; усвоение социально-полезных ролей при наличии психологических и нравственных трудностей осужденной; правовую адаптацию, ориентированную на утверждение в психике нужных и полезных ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов.
Подготовка к адаптации считается успешной, когда социально-полезные связи осужденной в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных.
Нами выявлены понятия «несовершеннолетние девушки, отбывающие наказание в условиях пенитенциарного учреждения» из общей категории «несовершеннолетние осужденные».
В процессе воспитания личности несовершеннолетней осужденной девушки, с одной стороны, происходит нравственное и духовное развитие, а с другой - идет дифференциация способностей, так как раскрываются интересы и потребности.
Специфика подготовки к процессу адаптации воспитанниц обусловлена некоторыми ограничениями их деятельности, так как они находятся в пенитенциарных учреждениях, а в частности режимом, личностными особенностями, интересами, разным культурно-образовательным уровнем. Подготовка несовершеннолетних осуществляется в рамках школы, но она регламентирована.
Исследование проходило на базе Томской Воспитательной колонии №2. В нем приняли участие 32 несовершеннолетние осужденные девушки в возрасте 15-18 лет.
В ходе констатирующего исследования было выявлено, что у несовершеннолетних осужденных девушек, в основном, высокий уровень к отклоняющемуся поведению и уровню субъективного контроля, низкий уровень смысла жизненных и ценностных ориентаций, низкий уровень адаптации и толерантности, что дало нам возможность для дальнейшей работы по проблеме.
Формирующее исследование проводилось с целью проверки гипотезы исследования.
...


1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской
Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 № 1772-р //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. : указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
3. Европейский опыт исполнения уголовных наказаний: информационный обзор. - М. : НИИ ФСИН России, 2012. - 233 с.
4. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для
несовершеннолетних [Электронный ресурс] // ФСИН России. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Xar-
ka%20v%20VK/ (дата обращения: 02.02.2016).
5. Авдеев В. Актуальные вопросы лишения свободы несовершеннолетних // Уголовное право. - М. : Интел-Синтез, 2001. - № 2. - С. 3-6.
6. Актуальные вопросы организации социальной, психологической и
воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях [Электронный ресурс] // Доклад на международной научно-практической конференции по теме: «Актуальные вопросы организации работы с несовершеннолетними осужденными». Москва, 17-21 июня 2013 г. - М., 2013. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://pda.nii.fsin.su/upload/territory/Nii/nits-2/kruglyy-stol-2013 (дата обращения: 26.05.2017)
7. Александров А. С. Социально-правовое назначение общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы // Вестник Кузбасского института. - 2014. - №1. - С. 17-24.
8. Андреев Н. А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учебное пособие / Н.
A. Андреев. - М., 2001. - 216 с.
9. Балаева О. Е. Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарной системе: социальные технологии / О. Е. Балаева. - М. : Изд-во СОТИС, 2005. - С. 85-110.
10. Ветрова И. В. Проблемы исполнения наказания в отношении женщин, осужденных к лишению свободы / И. В. Ветрова, Б. А. Спасенников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 2. - С. 22-25.
11. Галямова Д. С. Международно-правовые нормы, связанные с исполнением наказания в отношении женщин // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 35. - С. 97-102.
12. Голодов П. В. Проблемы применения системы «социального лифта» в условиях исправительных учреждений для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2012. - № 18. - С. 26-33.
13. Горина Е. Е. Особенности процесса исправления
несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] / Е. Е. Горина, К. В. Капустин, С. В. Ершов // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 4. - Ч. 3. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10628 (дата обращения: 26.05.2017).
14. Григорова З. Н. Социальное сопровождение подростков в местах лишения свободы и после освобождения: метод. пособие / З. Н. Григорова, Ю.
B. Никитина, Н. Н. Кузнецова. - М. : Лепта-Книга, 2012. - 96 с.
15. Громов М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях. // Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. - С. 19.
... всего 58 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ