Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования

Работа №192560

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы102
Год сдачи2024
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ 9
1.1 История становления и развития прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания в дореволюционный и советский периоды 9
1.2 История становления и развития прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в современной России . 29
2 ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ПОДНАДЗОРНЫЕ СУБЪЕКТЫ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Понятие, задачи прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования 36
2.2 Поднадзорные субъекты, предмет, пределы прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования 43
3 ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 56
3.1 Надзорные полномочия прокурора за процессуальной деятельностью
органов дознания на стадии предварительного расследования 56
3.2 Акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102


Актуальность. Актуальность данного исследования опосредуется через роль прокурора. Прокурор в уголовном судопроизводстве представляет собой должностное лицо органа прокуратуры Российской Федерации и одновременно с этим является участником со стороны обвинения, принимает участие без исключения во всех стадиях уголовного судопроизводства. Ещё один важный аспект заключается в том, что действующее законодательство возлагает на прокуратуру РФ важную обязанность по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, потому как их деятельность также реализуется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Активное противоборство с преступностью в настоящий промежуток времени является одной из главных задач, которая стоит перед государством.
Тем не менее особенно важное значение имеет участие прокурора в ходе реализации предварительного расследования, это объясняется тем, что он выполняет надзорную функцию за законностью и обоснованностью деятельности органов и иных должностных лиц органов, осуществляющих производство по конкретному уголовному делу в форме дознания.
В теоретических источниках научного характера существует огромное количества мнений касаемо того, какой конкретно из перечня функций прокурор в рамках уголовного процесса соответствует по своему предназначению, другими словами должен ли он в большей мере осуществлять уголовное преследование или же надзор за органами предварительного расследования, в том числе и за органами дознания. Исходя из этого возникает ещё один проблемный вопрос о функциях прокурора при осуществлении надзора за органами, осуществляющими дознание, так как необходимо разграничивать, где осуществляется надзор, где контроль, где руководство. Для этого нужно иметь четкое представление о том, какие есть функции у прокурора при осуществлении данной деятельности, и какие полномочия помогают раскрыть ему представленные функции.
Цель работы. Целью магистерской диссертации является проведение комплексного анализа правового положения прокурора в процессе реализации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования.
Задачи работы. Достижение поставленной цели возможно исключительно посредством решения следующих задач:
1) изучить исторический аспект развития правовой регламентации прокурорского надзора в рамках общего направления и специфического, а если конкретизировать, то за процессуальной деятельностью органов дознания;
2) исследовать функции прокурора касающиеся осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания;
3) провести анализ основных полномочий прокурора при осуществлении надзора за реализацией, исполнением установленных и предписанных правил и норм органами, производящими дознание на стадии предварительного расследования и установленный порядок их применения;
4) изучить понятие надзора прокурора за действиями и решениями органа дознания на стадии предварительного расследования.
Объект исследовательской работы включает в себя уголовно-процессуальные отношения, которые складываются в области реализации прокурором функции надзора за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования.
Предметом представленной работы является совокупность норм, регламентирующих производство прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования..
Теоретической основой данной работы стали труды , В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, О.В. Воронина, В.Н. Григорьева, О.А. Кожевникова, Д.А.
Мезинова , М.В. Серебрянниковой, А.Я. Сухарева, Д.А. Сычева, К.А. Таболиной, и многих других.
Эмпирическую базу исследования составляют официально опубликованные статистические данные с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации за период с 2021 по 2023 год, уголовные дела, находящиеся в отделе делопроизводства по уголовным делам и архиве Советского районного суда г. Томска, статистические данные, надзорные производства за вышеуказанный период, а также акты прокурорского реагирования, находящихеся в нарядах в канцелярии прокуратуры Советского района г. Томска. Полученная информация оформлена в качестве приложения к исследовательской работе.
Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «Об оперативно - розыскной деятельности», Приказы Генеральной Прокуратуры РФ и иные действующие нормативно-правовые акты, а также для обоснования отдельных видов вопросов использовались статистические данные, приводимые в официальных источниках, изданиях и внутренних отчётах Генеральной Прокуратуры РФ.
Методологическую основу исследования составляет всестороннее комплексное применение не только общенаучных, но и частноправовых методов. Что касается применения общенаучных методов исследования, то в рамках основных были выбраны диалектический и логический методы (формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) и системно - структурный. Из группы частноправовых методов исследования превалирующее значение было отдано формально-логическому, историческому,сравнительно-правовому и статистическому методам.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках представленной магистерской диссертации было проведено исследование, касающееся темы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания на стадии предварительного расследования. На основании полученных мною данных, считаю возможным сделать следующие выводы.
Проанализировав огромное количество теоретических положений, источников научной литературы, методических пособий, можно с уверенностью сказать о том, что прокуратура всегда была и остается значимым и необходимым органом государственного контроля над исполнением законодательства, свою роль она не теряет. Принципы работы и функционирования в целом отражают её структурную обособленность, широту полномочий, тем самым несомненно дают прокурорам реальную возможность оказывать ведущее влияние на ведение расследований, в том числе, дознания.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания представляет собой один из видов надзора в общем его понимании, который осуществляется прокурором или прокуратурой Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре РФ», а если конкретизировать, то на основе положений ст.1 основное предназначение прокуратуры РФ сокрыто в осуществлении надзора за обеспечением соблюдения положений Конституции нашего государства и исполнения законов, действующих на территории нашей страны.
В исследовательской работе была рассмотрена проблема в области функций прокурора, а именно при осуществлении надзора за органами, осуществляющими дознание. Подобного рода вопрос носит дискуссионный характер. Такая особенность объясняется тем, что в этом виде надзора не реализуется идея “чистого” надзора, в отличии от прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей. Значительным отличием полномочий, которые реализует прокурор в отношении органов дознания, является их властно-распорядительный характер. Ещё одним отличием прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователей от надзора за процессуальной деятельностью дознавателей является то, что прокурор во втором случае осуществляет процессуальное руководство дознанием. При этом за процессуальной деятельностью следователей прокурор уполномочен осуществлять лишь надзор.
В определенный промежуток времени прокуроров лишили полномочий по даче указаний следственным органам, и с ликвидацией аппарата следователей прокуратуры функция процессуального руководства расследованием утратила придававшийся ей ранее самостоятельный смысл. С этого момента времени стало возможно говорить о таком направлении деятельности прокурора только применительно к органам дознания.
В общих чертах прокурорский надзор стоит рассматривать с ракурса обеспечения действия законов на территории Российской Федерации и прав человека и гражданина. Одновременно с тем прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания составляет ту часть прокурорской деятельности в общем смысле, которая реализуется в области уголовного судопроизводства, урегулированного УПК РФ, ст. 37 которого предусмотрены полномочия прокурора по уголовному делу, состоящие в осуществлении уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознании и органов предварительного следствия. Ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» обобщает в себе надзорные полномочия и устанавливает на их основе разделение на три базовые группы: во -первых, надзорные полномочия по выявлению нарушений закона, а также причин и условий им способствовавших, во-вторых, те, которые касаются устранения нарушений закона и в-третьих, по предупреждению таких нарушений закона.
Исходя из положений закона касающихся прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания можно определить его как надзорную деятельность прокурора на основании закона «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ по обеспечению законности действий и решений органов дознания, предпринимаемых в рамках производства по уголовному делу: при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании в целях достижения назначения уголовного судопроизводства согласно ст. 6 УПК РФ в защите потерпевших от преступлений, а также любой личности, вовлеченной в уголовный процесс, от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Кроме того, в представленном исследовании была проведена работа над установлением четкой формулировки задач прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в стадии предварительного расследования. Нижеследующая интерпретация не носит исчерпывающий и исключительно всеобъемлющий характер, но несмотря на это она способствует осуществлению целенаправленного и поступательного надзора прокурора. Задачи заключаются в положениях приведенных ниже:
1. выявить совершенные нарушения закона, которые были допущены со стороны органов дознания в ходе реализации процессуальной деятельности в стадии предварительного расследования;
2. своевременно принимать необходимый объем мер прокурорского реагирования по устранению нарушений законов, допущенных органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности в стадии предварительного расследования и их последствий;
3. осуществлять деятельность по предупреждению нарушений законов, органами дознания в ходе реализации процессуальной деятельности в стадии предварительного расследования, выявляя причины и условия, которые так или иначе способствовали нарушениям законов, в том числе путем привлечения к ответственности должностных лиц органов дознания, допустивших или способствовавших нарушениям законов;
4. реализовывать успешный симбиоз выявления и своевременного устранения нарушений требований УПК РФ по производству следственных действий, включая в данную область их производство, в рамках осуществления уголовного преследования органом дознания;
5. обеспечить принятие органом дознания одного из предусмотренных УПК РФ итогового процессуального решения с использованием всех возможностей для направления уголовного дела в суд для разрешения его по существу в целях наказания виновного в совершении преступления лица и привлечения его к уголовной ответственности.
6. принимать меры прокурорского реагирования по обеспечению своевременного и поступательного уголовного преследования органом дознания по уголовному делу с учетом принципа разумных сроков уголовного судопроизводства.
Установлено, что в рамках объекта прокурорского надзора стоит выделять органы дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и несомненно самого дознавателя, осуществляющего процессуальную деятельность в процессе производства по конкретному уголовному делу и несомненно при проведении проверки сообщения о преступления на первоначальном этапе.
Полномочия прокурора, составляющие содержание прокурорского надзора за действиями и решениями дознавателя, органа дознания продолжают реализовываются на второй стадии - предварительного расследования, подчиняясь единой цели обеспечения законности процессуальной деятельности, прав и законных интересов участников уголовного процесса. В этих целях прокурору предоставлены разнообразные средства осуществления надзора в отношении дознавателя (органа дознания и других его должностных лиц), нашедшие отражение в его полномочиях, урегулированных в ст. 37 УПК РФ. К указанным полномочиям относятся: требование устранения нарушений закона, изучение материалов уголовного дела, дача по ним указаний в письменном виде, проверка обоснованности ходатайств дознавателя на обращение в суд за получением разрешения путем
дачи согласия или отказа в даче согласия, отвод и отстранение дознавателя от дела, отмена незаконных и необоснованных постановлений, возвращение уголовного дела на дополнительное дознание и многие другие.
Официальный документ, представляющий собой внешнее проявление основных направлений деятельности прокурора, в частности, по осуществлению прокурорского надзора именуется актом прокурорского реагирования.
Акт прокурорского реагирования выражается в виде различных актов прокурора, к примеру, постановление, требование об устранении нарушений и т.д. Особое внимание стоит обратить к требованию об устранении нарушений. Учитывая, что прокурор вправе давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), то указанное и в целом результаты эмпирического исследования говорят о ненадобности применения такого акта по отношению к органам дознания в рамках предварительного расследования.
Изложенные выводы относительно требования прокурора, как самостоятельного акта прокурорского реагирования, позволяют сделать вывод о необходимости изменения в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ положениями следующего содержания: «требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве предварительного следствия».
Следует отметить также и письменные указания прокурора в письменной форме, потому как именно они направляют дознавателя, это объясняется тем, что в них находят своё отражение отдельные обстоятельства, которые подлежат проверке. Они способствуют реализациюи прав граждан на уголовное судопроизводство обязательно в разумные сроки.
В ситуациях, когда прокурор осуществляет полномочие давать письменные указания, то создается правоприменительная и законодательная неопределенность, это объясняется тем, что в законодательстве отсутствует понятие данного акта прокурорского реагирования, не регламентированы требования к его форме содержанию.
Прокурорский надзор является важнейшим инструментом в сфере обеспечения законности и правопорядка в сфере дознания, это опосредовано возможностью вынесения актов прокурорского реагирования при реализации прокурорского надзора за органами и должностными лицами, осуществляющими дознание, данные акты могут спровоцировать возбуждение уголовного дела, изменение хода дознания, а также привлечение к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства
Прокурор в ходе осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и дознавателя должен стремиться устранять не только конкретные нарушения законов, но и стремиться создать условия для недопущения данных нарушений в будущем.
Статистические данные, которые размещены в приложении представленной исследовательской работы отражают тенденцию увеличения количество нарушений в том числе и производстве дознания на стадии предварительного расследования. Реагирование же на факты нарушения уголовно-процессуального закона не только направлено на восстановление прав и законных интересов, но и способствует устранению ряда вредных последствий, в частности таких как невосполнимая неполнота предварительного расследования.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // онсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.10.2024 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.09.2024) «О прокуратуре Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403 -ФЗ (последняя редакция) "О Следственном комитете Российской Федерации" // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 октября 2023 г. № 730 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия»// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. № 11 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
10. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
11. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
12. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
13. «Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун¬та.
14. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 г. «Положение о прокурорском надзоре» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та.
15. Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки.Том. гос. Ун-та...75



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ