Введение 6
1. Теоретические основы формирования стратегии маркетинга
предприятия 8
1.1. Маркетинг как концепция рыночного управления на предприятии
1.2. Методические подходы к организации маркетинговой 16
деятельности предприятия 23
1.3. Классификация и процесс разработки стратегии маркетинговой
деятельности предприятия 29
Заключение
Библиографический список
Приложения
Маркетинг как концепция управления разработкой, производством и реализацией востребованных обществом товаров и услуг несет в себе системный подход к решению проблем получения максимального эффекта для продуцента и потребителя от продажи результатов труда с минимальными и коммерческими рисками и является в этом качестве определенным источником поступления платежных средств, в том числе и валюты, в скудные пока фонды наших предприятий. Однако для того, чтобы реально использовать как надежный инструмент для достижения успеха в предпринимательской, коммерческой и любой другой хозяйственной деятельностью, необходимо овладеть его современной методологией.
При этих условиях маркетинг становится фундаментом для долгосрочного и оперативного планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой работы коллектива предприятия, а разработка стратегии маркетинга - важнейшим элементом системы управления предприятием.
В связи со всем вышеизложенным выбранная тема дипломной работы является актуальной в современных условиях работы предприятия.
Предметом изучения в данной работе является стратегия маркетинговой деятельности предприятия.
Объект исследования - Химический завод Филиал ОАО «Красмаш».
Цель написания настоящей дипломной работы состоит в обосновании стратегии и разработке плана маркетинговой деятельности на анализируемом предприятии.
Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы формирования стратегии маркетинга предприятия;
- проведен анализ реализации функции маркетинга на предприятии;
- осуществлена разработка стратегии маркетинга предприятия.
Теоретической основой написания дипломной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, а также материалы периодической печати по маркетингу. Кроме того, при написании работы использовались материалы собственных исследований, полученные в результате наблюдения, а также данные анализа бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.
Методологической основой исследования в работе является совокупность общенаучных, аналитико-прогностических методов, а также методических приемов, заимствованных из различных областей знаний.
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и 2-х приложений. Включает 51 таблица и 21 рисунок.
Общий объём составил 98 страниц.
Список литературы включает в себя 51 источник.
Цель написания работы состояла в обосновании стратегии и разработке плана маркетинговой деятельности на анализируемом предприятии.
Объект исследования - *****.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- предприятием выпускается 507 наименований продукции;
- в 2012-2014 году наблюдается рост по всем ассортиментным позициям, производимым предприятием. Максимальное увеличение в отчетном году, так же как и в прошлом выявлено по группе «криогенная продукция»;
- выручка не подвержена сезонным колебаниям, и во всех кварталах наблюдается рост производства;
- маркетинговая политика предприятия ограничивается стимулированием клиентов путем предоставления скидок, размещением рекламы в интернет, участием в выставках и ярмарках, и стимулированием сотрудников отдела продаж;
- сумма затрат на маркетинг за 3 года изменилась с **** до **** тыс.руб.;
- затраты на маркетинг стали более эффективными - об этом свидетельствует уменьшение доли затрат на маркетинг в общей сумме коммерческих расходов при росте выручки, и чистой прибыли, приходящихся на 1 рубль маркетинговых затрат.
Также был проведен анализ для разработки стратегии маркетинговой деятельности предприятия, который показал:
- уровень системы управления в 2015 г. выше, чем 2014 г. В целом уровень развития ***** достаточно высокий;
- основными сильными сторонами организации являются: уровень цен на продукцию, наличие собственных складов и система контроля качества продукции;
Предприятию для совершенствования маркетинговой деятельности предлагается стратегия роста, а именно усиление своей позиции на рынке путем совершенствования имиджа, расширения ассортимента кислородных баллонов для дыхания и создания нового направления по производству баллонов для технических газов.
Результаты реализации стратегии:
- чистая текущая стоимость проекта = *******. Данный показатель принимает положительное значение, следовательно, подтверждается целесообразность инвестирования денежных средств в проект;
- индекс доходности = ***, свидетельствует о доходности проекта при данной ставке дисконтирования;
- срок окупаемости проекта = *** мес., ввиду того, что срок окупаемости меньше срока жизни проекта, вложения инвестиций являются выгодными и риск реализации проекта минимален;
- внутренняя норма доходности = *** проект является эффективным, а вышеуказанная расчетная ставка - это ставка, при которой все затраты, с учетом временной стоимости денег, окупаются.
На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что реализация стратегии роста для ***** является эффективным проектом, позволяющим достичь поставленных целей.
Акулич, И. Л. Маркетинг: учебное пособие / И. Л. Акулич. - Москва: Дело, 2010-350с.
Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник/ В.А.Алексунин - Москва: Дашков и К, 2010. - 204 с.
Алёшина, Н.В. Маркетинг для менеджера: учебное пособие / И.В. Алёшина. - Москва: ФАИР - ПРЕС С. 2011. - 456 с.
Альбеков, А. У. Логистика коммерции / А. У. Альбеков, В. П. Федько, О. А.
Митько. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 512 с.
Амблер, Т. Практический маркетинг: пер. с англ. / Т. Амблер; под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург : Питер, 2008 - 400 с.
Андреева, О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: учебное пособие/ О.Д.Андреева. - Москва: Дело, 2010-350с.
Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - Москва : Экономика, 2011. - 583 с.
Багиев, Г. А. Маркетинг: учебник для ВУЗов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ.ред. Г. Л. Багиева. - Москва : Экономика, 2013. - 703 с.
Беклешов, Д. М. Практическое использование маркетинга: Учебное пособие / Д. М. Беклешов. - Москва : ВКШ, 2009. - 279 с.
Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - Москва : Книжный мир, 2012. - 537 с.
Бушуева, Л. И. Методы прогнозирования объема продаж / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 1. - С.18.
Виноградова, С. Н. Организация и технология торговли: учебник / С. Н. Виноградова. - Минск :Выш. школа, 2008. - 224 с.
Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. - Москва :Гардарика, 2012. - 296 с.
Галкин В. В. Спрос как основа маркетинга [Электронный ресурс] / В. В.
Галкин. - Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/business-basics/marketing- business-basics/spros-kak-osnova-marketinga/
Гилберт, А. Ч. Маркетинговые исследования / А. Ч. Гилберт. - Санкт- Петербург : Питер, 2007. - 752 с.
Герчикова И. Н. Методика проведения маркетинговых исследований / И. Н. Герчикова // Маркетинг. - 2015. - №3. - С.21-24.
Голощапов, Н. А. Цена и ценообразование. Словарь-справочник / Н. А. Голощапов. - Москва : Викинг, 2013. - 436 с.
Голубков, Е. П. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е П. Голубков, Е. Н. Голубкова, В. Д.Секерин. - Москва : Экономика, 2013. - 221 с.
Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник - 2-е изд. / Е. П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2014. - 688 с.
Данченко Л. А. Конкурентоспособные цены: вопросы анализа / Л.А. Данченко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - №4. - С.28¬35.
Данченко, Л. А. Маркетинг: учебник и практикум / Л. А. Данченко. - Москва :Юрайт, 2014. - 486 с.
Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли / Д. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц - Москва : Маркетинг, 2011. - 596 с.
Дурович, А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А. П.
Дурович. - Москва: Финансы, учет, аудит, 2012. - 320 с.
Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П. С. Завьялов. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 496 с.
Казаков, С. П. Сбытовая политика фирмы / С. П. Казаков. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 496 с.
Кимбол, Б. Торговля: секреты успеха / Б. Кимбол. - Москва :Внешсигма, 2014. - 221 с.
Киселев, В. М. Формирование ассортимента в сфере торговли / В. М. Киселев // Маркетинг. - 2013. - №2. - С.41-43.
Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - Москва : Вильямс, 1998 - 105 с.
Крипак, Е. М. Методы и модели формирования сбытовой стратегии предприятия / Е. М. Крипак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 257-262.
Лифиц, И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. - Москва :Юрайт, 2011. - 224 с.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / под ред. В.А. Алексунина. - Москва : Дашков и К., 2012. - 716 с.
Мартынов, А.В. Разработка стратегии предприятия [Электронный ресурс] / А.В. Мартынов - Режим доступа:
http://www.cfin.ru/management/strategy.shtml/
Мексон, М. Х. Основы менеджмента: пер.с англ. / М. Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури - Москва : Дело, 2009. - 800 с.
Оганесян А. А. Цены и ценообразование. Конспект лекций / А. А. Оганесян - Москва : ПРИОР, 2014. - 312 с.
Парсяк, В.Н. Маркетинговые исследования: учебник / В. Н. Парсяк, Г. К. Рогов. - Киев: Наук. Думка, 2010. - 144с.
Петросян А. А. Некоторые аспекты тактического ценообразования / А. А. Петросян // Маркетинг в России и за рубежом.- 2016. - № 1. - С.12 - 22. Посыпанова, О. С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. монография / О. С. Посыпанова - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - 296 с.
Романов А. Н. Маркетинг: учебник / под ред. А. Н. Романова. - Москва : Банки и биржи, 2016. - 560 с.
Собственное производство в супермаркете: новогодний всплеск продаж [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.retail.ru/articles/77754/
Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов.- Москва: Интек-синтез, 2008. - 640 с.
Федорец, М. Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг / М. Н. Федорец // Маркетинг в России и за рубежом.- 2010. - №6. - С.32-37.
Федько, В. П. Основы маркетинга: учебное пособие для вузов / В. П. Федько, Н. Г.Федько, О. Л. Шапор. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 512 с. Цацулин, А. Н. Ценообразование в системе маркетинга / А. Н. Цацулин. - Москва :Филинъ, 2011. - 296 с.
Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 464 с.
49 Черчилль, А. Гилберт. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Гилберт А. Черчилль.- Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 752с.: ил.
50 Чурбаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия / Г. Н. Чурбаков. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
51 Эванс, Дж. Р. Маркетинг: сокр. пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман - Москва : Экономика, 2013. - 335 с.