Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи преобладающих культурно-экономических характеристик и выраженности психологических потребностей личности

Работа №192539

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация на английском языке 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретический обзор основных понятий исследования 10
1.1 Анализ понятия психологические потребности личности 10
1.1.1 Анализ теории базовых психологических потребностей Э. Деси и
Р. Райана 17
1.1.2 Анализ классификации психогенных потребностей Д. Джексона 25
1.2 Обзор теоретических подходов определения понятия культуры 29
1.2.1 Анализ параметрической модели измерения культур Г. Хофстеде 32
1.2.2 Анализ теории модернизации Р. Инглхарта и К. Вельцеля 38
1.3 Анализ понятия «открытость» 42
2 Эмпирическое исследование межгрупповых различий и особенностей
соотношения культурно-экономических характеристик и психологических потребностей личности 44
2.1 Организационная структура и ход исследования 44
2.2 Анализ межгрупповых различий параметров психологических
потребностей личности и культурно-экономических характеристик 50
2.3 Анализ взаимосвязи параметров психологических потребностей и
культурно-экономических характеристик 54
2.4 Факторный анализ показателей психологических потребностей и
культурно-экономических характеристик 60
2.5 Психологическая интерпретация полученных в ходе эмпирического
исследования результатов 64
3 Рекомендации по практическому использованию полученных результатов .. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97


Ни для кого не секрет, что в современном мире насчитывается огромное количество различных культур. Причём понятие «культура» можно рассматривать не только на уровне государств, но и на более локальных - уровне регионов, городов, или общественных институтов, при этом каждая из культур определённым образом оказывает влияние на человека, в неё входящего. И, так как одной из характеристик современного мира является переход к модернизации, в процессе которой происходят масштабные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, можно отметить трансформацию ценностных ориентаций. В обществе повышаются роль личной независимости, самовыражения и свободы выбора, тем самым демонстрируя переход к обществу гуманистического типа.
Однако, кроме предоставления личностных прав и свобод, общество взамен требует от своих членов принятия личной ответственности и мобилизации и актуализации собственных ресурсов. Особенно это актуально для студентов современных университетов, поскольку, помимо академической успеваемости, от них требуется готовность к социальному взаимодействию, самостоятельной деятельности и принятию решений, тем самым обуславливая процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и её профессионализма, осуществляемого в процессе саморазвития, т.е. личностно-профессионального развития [1, 17]. Для соответствия этим требованиям студентам, несомненно, необходим определённый уровень мотивации, в качестве условия возникновения которой могут выступать базовые психологические потребности личности, которые, впрочем, мы считаем необходимым изучать в связке с культурно¬экономическими характеристиками, поскольку, как было указано ранее, культура оказывает влияние в том числе и на личность человека.
В данном случае, разные культуры могут предоставлять разный уровень возможности для выражения и удовлетворения психологических потребностей. Однако, можно предположить так же и то, что психологические потребности, будучи способными привести к личностно-профессиональному развитию, могут выступать движущей силой и социально-экономического развития. Помимо этого, на успешную самореализацию личности в условиях изменяющегося мира может влиять интерес человека к получению новых знаний, и его способность рассматривать информацию с различных точек зрения [40].
Таким образом, данное исследование посвящено изучению взаимосвязи культурно-экономических характеристик и психологических потребностей личности.
Актуальность исследования обеспечивается недостаточным уровнем освещённости проблемы разной выраженности психологических потребностей студентов, обучающихся в различных культурных условиях, как в зарубежной [57, 62, 82], так и в отечественной литературе [11, 25]. Также изучаемые нами психологические потребности являются составным элементом теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана [12], что позволяет рассматривать проблему с точки зрения этой теории, что ранее не производилось. Кроме того, так как период ранней взрослости, на который и приходится обучение в университете, является периодом, в который становятся более актуальными потребности в самореализации, и в который, согласно теории Р. Инглхарта, формируются ценности [55], одним из возможных вариантов использования результатов исследования является использование их для содействия самореализации студентов.
Таким образом, описанное выше позволяет считать изучение взаимосвязи культурных характеристик с психологическими потребностями личности студентов и их открытостью опыту актуальной и значимой научной проблемой современной психологии.
Объект исследования: культурно-экономические ценности как факторы в структуре личностно-профессионального развития;
Предмет исследования: взаимосвязь психологических потребностей и культурно-экономических ценностей студентов университетов Караганды и Томска.
Цель исследования: путём анализа межгрупповых различий выявить взаимосвязи психологических потребностей личности с открытостью опыту и культурно-экономическими характеристиками у студентов, обучающихся в предположительно разных культурах.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Сформулировать понятийный аппарат, в рамках которого далее будет обсуждаться поставленная проблема;
2. Сформулировать и научно обосновать гипотезы исследования;
3. Выявить взаимосвязи между культурными характеристиками, психологическими потребностями личности и открытостью опыту студентов, учитывая особенности исследуемых культур;
4. Провести анализ различий показателей культурных характеристик, психологических потребностей личности и открытости студентов;
5. Разработать методические рекомендации для использования полученных результатов в дальнейших исследованиях.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что преобладающие в культуре характеристики взаимосвязаны с психологическими потребностями. Из этого предположения исходит дополнительная гипотеза, согласно которой преобладание в культуре характеристик, обеспечивающих культурное развитие, ведёт к большей степени выраженности психологических потребностей и открытости опыту.
Теоретико-методологические обоснования исследования:
Данное исследование базируется на следующих теоретико-методологических моделях: модель измерения культур Г. Хофстеде, теория модернизации Р. Инглхарта, теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, системно-деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).
Для исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ проблемы был выполнен с помощью методов анализа и синтеза, относящихся к общенаучным;
2. Сбор данных был проведён с помощью следующих методик:
Для измерения культурных характеристик были использованы методика измерения ценностей Г. Хофстеде (Values Survey Module - VSM, 2013) и опросник Р. Инглхарта в модификации Р. К. Хабибулина (2015) [67, 49];
Для измерения уровня выраженности психологических потребностей были использованы методика Balanced measures of psychological needs (BMPN, K. M. Sheldon, J. C. Hilpert, 2012) в апробации Д. А. Леонтьева и шкалы потребности в достижении и общении (PRF, Jackson, 1984) в модификации И. М. Кондакова (1998) [84, 24];
Для измерения уровня открытости опыту была использована шкала «открытость опыту» личностного опросника B5 в адаптации Е. Н. Осина [38].
3. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ статистической обработки Статистика 6.0 и SPSS 20.0, и включала в себя статистический анализ с помощью t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона, и факторный анализ с применением метода главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера.
Эмпирическая база исследования:
Исследование проводились среди 177 студентов 3-4 курсов ряда государственных университетов г. Томска и г. Караганды, а именно Национального исследовательского Томского государственного университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова и Карагандинского государственного технического университета.
Научная новизна исследования:
В настоящем исследовании впервые произведено изучение соотношения культурных характеристик студентов университетов г. Томска и г. Караганды со степенью выраженности психологических потребностей личности и открытостью опыту. Также были получены результаты, подтверждающие различия в показателях выборок и наличие взаимосвязи культурных характеристик и степени выраженности психологических потребностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании в настоящей работе гипотезы о влиянии культурных характеристик на степень выраженности психологических потребностей.
Практическая значимость исследования обеспечивается возможностью использования результатов для создания методического руководства, направленного на содействие исследователям, работающим в направлении исследования культурных и психологических факторов социально-экономического развития.
Апробация результатов. Основные положения данного исследования обсуждались на международных конференциях в рамках следующих публикаций:
1. Кириченко К. А., Цыганов С. А. Кросс-культурный анализ взаимосвязи культурно-экономических и ценностных факторов с потребностями личности. XXIV международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2017» секция «Психология». Москва, 10-14 апреля 2017 г. [22].
2. Цыганов С. А. Культурно-экономические характеристики как определяющий фактор мотивированности личности на достижение цели. Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования. Материалы международной научной конференции молодых ученых. Санкт- Петербург, 18-20 апреля. [52].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, можно заключить, что в ходе исследования были выполнены все поставленные задачи.
1. Путём анализа зарубежных и отечественных исследований и концепций сформулирован понятийный аппарат, в рамках которого нами обсуждается проблема зависимости выраженности психологических потребностей от преобладающих в обществе культурных характеристик. В ходе анализа выявлено, что культурные характеристики имеют достоверную корреляцию с объективными экономическими показателями стран, что позволило сделать вывод об их влиянии на социально-экономическое развитие. Психологические же потребности, будучи компонентами внутренней мотивации человека, способны вести к личностно-профессиональному развитию индивида.
Также сформирована теоретико-методологическая база, в рамках которой проводилось настоящее исследование. Теоретико-методологическими основаниями исследования стали параметрическая модель Г. Хофстеде, теория модернизации Р. Инглхарта, теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и системно-деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).
2. Путём анализа существующей проблемы сформулирована гипотеза исследования, заключающаяся в предположении о наличии взаимозависимости между уровнем выраженности психологических потребностей личности у индивидов и преобладающего в обществе типа культурно-экономических характеристик. Также была сформулирована дополнительная гипотеза, заключающаяся в предположении о наличии взаимосвязи между культурными характеристиками, способствующими экономическому развитию и уровнем выраженности психологических потребностей.
3. Были выявлены различия в показателях параметров преобладающих культурных характеристик исследуемых культур и выраженности психологических потребностей и открытости опыту у входящих в них индивидов. Полученные результаты демонстрируют, что культура, в которой обучаются карагандинские студента, является более традиционной и коллективистичной, то есть делает упор на объединение индивидов в группы, уважение традиций и некоторую консервативность. Помимо этого, данную культуру можно назвать толерантной к нерегламентированным ситуациям.
4. Были выявлены существующие взаимосвязи между показателями преобладающих в обществе культурных характеристик и выраженностью психологических потребностями личности. Результаты исследования подтверждают, что преобладание в культуре традиционных ценностей обеспечивает большую выраженность потребностей индивидов в достижении и аффилиации. Объяснить это можно особенностями традиционных культур, делающих упор на взаимодействие коллективов, способных обеспечивать входящим в них индивидам поддержку и удобную среду для достижения необходимых им внешних и внутренних результатов. Преобладание же в обществе толерантного отношения к нерегламентированным ситуациям положительно влияет на стремление индивидов достигать внешних и внутренних результатов, совершая деятельность, что можно объяснить склонностью подобных культур к предпочтению эмпирического подхода и отсутствию ограничений, не позволяющих индивидам развиваться.
5. На основе полученных результатов были разработаны и описаны методические рекомендации по практическому применению полученных результатов. Они были внесены в методическое руководство, предназначенное для его дальнейшего использования в будущих исследованиях культурных и психологических факторов социально-экономического развития.
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Обнаружено, что студенты г. Караганды и г. Томска имеют статистически значимые различия по всем показателям психологических потребностей и таким параметрам культурно-экономических характеристик как «Избегание неопределённости», «Дистанция власти», «Индивидуализм/коллективизм» и «Традиционные/секулярно-рациональные ценности»;
2. Установлено, что у студентов г. Караганды показатели психологических потребностей выражены в большей степени, чем у студентов г. Томска;
3. Выявлено, что такая культурно-экономическая характеристика как «Традиционные/секулярно-рациональные ценности» значимо положительно взаимосвязана с показателями потребностей в достижении и аффилиации;
4. Выявлено, что такая культурно-экономическая характеристика как «Избегание неопределённости» значимо отрицательно взаимосвязана с показателем потребности в компетентности.
В результате можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования частично подтверждена, поскольку проведённое исследование доказало, что некоторые из преобладающих в обществе культурных характеристик действительно оказывают влияние на выраженность психологических потребностей личности. Также были получены некоторые результаты, не в полной мере соотносящиеся с нашими предположениями. Так, показатели открытости, которые вводились нами в исследование в рамках предположения об их взаимосвязи с показателями выраженности психологических потребностей личности, оказались не имеющими значимых статистических различий у обеих частей выборок, в то время как выборка карагандинских студентов показала более высокие результаты в сравнении с выборкой томских студентов. В связи с этим, можно выдвинуть предположение о том, что уровень открытости личности знаниям и опыту способен оказывать влияние на психологические потребности личности, однако же не является зависимым от них конструктом.
Дополнительная гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что психологические потребности в большей степени будут выражены в культурах, преобладать в которых будут характеристики, по параметрической модели Г. Хофстеде и концепции Р. Инглхарта соответствующие характеристикам, ведущим к развитию культуры, также подтвердилась частично. Согласно результатам нашего исследования, психологические потребности более выражены у карагандинских студентов, в то время как данные свидетельствуют о том, что культура, в которой они обучаются, является более традиционной и коллективистичной. Однако культура, в которой обучаются казахстанские студенты, имеет более высокий уровень толерантности к неопределённости, чем культура российских студентов, а данный показатель, как было доказано в ходе анализа, значимо взаимосвязан с показателями потребности в компетентности. Данный показатель, согласно Г. Хофстеде, как раз являются характеристикой, свойственной развивающимся культурам.
Исходя из наличия подобных характеристик и выраженности психологических потребностей индивидов, мы предполагаем, что культура, в которой обучаются карагандинские студенты, находится в процессе развития и преобразования культурных ценностей. Данный процесс является долгосрочным, поскольку культурные характеристики представляют собой устойчивые образования, медленно реагирующие на воздействие внешней среды. Данное предположение соотносится с концепцией Р. Инглхарта, в которой описан процесс перехода характеристик культуры от материалистических к постматериалистическим. Кроме того, Казахстан, внутри которого и существует описываемая культура, является динамично развивающимся государством, что подтверждается экономическими показателями, такими как устойчивый рост ВВП на душу населения и суперприоритетность экономической безопасности как общественной ценности.



1. Агапова Н. Г. Образование как феномен культуры с позиций системно-деятельностного подхода / Н. Г. Агапова // Вестник Рязанского государственного университета им. СА Есенина. - 2013. - № 2 (39) - С. 51¬60.
2. Апиш Ф. Н. Соотношение мотивов и потребностей: теоретический анализ научных подходов / Ф. Н. Апиш // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 190-192.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - 3-е. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2007. - 526 с.
4. Бадмаева Н. Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека / Н. Ц. Бадмаева // Вестник БГУ. - 2011. - №5 -С. 3-6.
5. Бахтигулова Л. Б. Потребности, мотивы, направленность личности и учебно-педагогическая деятельность / Л. Б. Бахтигулова // Вестник МГУЛ
- Лесной вестник. - 2001. - №3 - С. 160-164
6. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии / Ф. Боас // Антология исследований культуры. - 1997. - Т. 1. - С. 509-518.
7. Богомаз С. А. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи / С. А. Богомаз, В. В. Мацута // Психология обучения.
- 2010. - Т. 12. - С. 77-88.
8. Бузарова Е. А. Психология личностного и профессионального развития, самовоспитания и самообразования / Е. А. Бузарова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - №3 - С. 136-142.
9. Гафиятуллина Л. А. О подходах к изучению понятия «Культура» / Л. А. Гафиятуллина //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 4-7.
10. Гладнева Е. В. C. Л. Рубинштейн: от деятельностной концепции человека к целостной философской антропологии / Е. В. Гладнева // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2010. - Т. 2. - № 2. - С. 35-44.
11. Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель / Т. О. Гордеева // Вестник московского университета. - 2014. - № 3. - С. 63-78.
12. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации : коллективная монография ; под ред. Д. А. Леонтьева.- М. : Смысл, 2002. - С. 47-102.
13. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития : автореф. дис. ... докт. психол. наук / Т. О. Гордеева - М., 2013. - 46 с.
14. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 1:
Проблемы развития теории [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 4. - С. 12. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-
gordeeva12.html (дата обращения: 16.01.2017)
15. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 5 (13) - Т. 20106. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5- 13/378-gordeeva13.html#e3 (дата обращения: 24.02.2017)...85



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ