Введение 3
1. Высшее образование в Индии 15
1.1 Особенности Индийского высшего образования 15
1.2 Система образования Индии. Регулирование системы высшего
образования 17
1.3 Основные вызовы и проблемы высшего образования Индии 22
2. Высшее образование в штате Западная Бенгалия 26
2.1 Особенности высшего образования в штате 26
2.2Качество высшего образования в штате 28
2.3 Высшее образование и трудоустройство 30
2.4Расходы на высшее образование в штате 31
2.5Вызовы и проблемы высшего образования в Западной Бенгалии 32
3. Калькуттский университет. Особенности университета и его место в системе
высшего образования Индии и Западной Бенгалии 40
3.1История образования Калькуттского университета. Основные
направления деятельности 40
3.2Типичные и специфичные черты Калькуттского университета. Его
место в системе высшего образования Индии и штата 43
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
«Учение - проявление совершенства, уже содержащегося в человеке.» Свами Вивекананда, индийский философ, поделился этим знаменитым изречением в 19 веке. Однако индийский народ, казалось, всегда руководствовался этой мудростью и продолжает ссылаться на нее и сейчас. Индия была и остается родиной ученых, выдающихся профессоров, нобелевских лауреатов и людей, стремящихся к знаниям, совершенствованию и развитию.
Высшее образование является ключевым сектором для развития людских ресурсов. Высшее образование воспитывает и выявляет в людях те качества, которые после могут помочь людям взять на себя ответственность за экономическое, социальное и научное развитие общества и государства. Система высшего образования в Индии особенно разрослась и стала массовой в период после приобретения независимости, после чего стала одной из крупнейших систем в мире. В системе существует ряд нерешенных проблем, вызывающих обеспокоенность, таких как финансирование образования, качество образования, доступ к образованию и другие. Образование - важнейший инструмент для построения современного информационного общества, и потому в решении проблем в этой сфере заинтересованы как центральное правительство, так и правительство штатов.
Система высшего образования, высшие учебные заведения и качество преподаваемого в них образования всегда были явными преимуществами Западной Бенгалии. Западная Бенгалия долгое время оставалось лидером в Индии в сфере информационного развития, и лишь некоторое время назад она начала сдавать позиции, уступив лидерство другим штатам. Однако этот факт не мешает университетам Западной Бенгалии оставаться в топах среди университетов Индии и даже среди мировых вузов, поскольку главная цель штата не заключается не только в том, чтобы стать ведущим игроком в научно - техническом секторе, его цель - отстаивать свои интересы в сегменте высшего образования, улучшать его качество, обеспечивать себя ценными кадрами. В штате работает 46 университетов, из которых Калькуттский университет, деятельность и особенность которого будут рассмотрены в данной выпускной работе, является одним из старейших университетов. Калькуттский университет является одним из передовых университетов Западной Бенгалии, он имеет многолетнюю историю, включает множество различных факультетов и направлений, преподаватели университета - профессионалы своего дела. С точки зрения международных рейтингов Калькуттский университет является университетом среднего уровня, но именно этим обусловлена заинтересованность в изучении данного учебного заведения. Это позволит взглянуть на то, как типичный университет вписывается в систему высшего образования.
Актуальность данной работы заключается в нескольких ключевых аспектах. Во-первых, Индия с каждым годом развивается все быстрее, каждый год учреждаются новые учебные заведения, однако за пределами Индии мало известно об особенностях индийской системы образования, ее передовых университетах. Для многих - и для жителей России в том числе - Индия остается только туристическим местом, загадочной страной со своеобразной историей, однако это не все, чем она может быть интересна. Система высшего образования в Индии является одной из крупнейших в мире, не стоит это игнорировать. Данной работой мы намереваемся посмотреть на Индию под другим углом и понять, что эта страна обладает огромным потенциалом, и это нельзя недооценивать. Кроме того, Индия является перспективным партнером России в политическом и экономическом плане, партнерство в научной сфере - важная составляющая взаимовыгодного партнерства. Для развития сотрудничества необходимо проанализировать процессы, происходящие в сфере науки, образования, инновационного развития данного партнера. Во-вторых, высшее образование является одним из важнейших секторов в развитии и функционировании любого общества и государства. Изучив особенности высшего образования в Индии, мы можем сделать выводы, которые помогут нам разобраться в проблемах и вызовах в системе образования любого другого государства, ее особенностях. Такие выводы, в свою очередь, станут импульсом для дальнейших действий и исследований, что всегда является неоспоримым преимуществом. В-третьих, стоит отметить, что Индия является отнюдь не самым распространенным выбором с точки зрения написания исследовательских работ (особенно бакалаврских выпускных работ), это касается и Западной Бенгалии. Следовательно, результаты настоящей работы могут стать определенным вкладом в изучение Индии, ее штатов и особенностей.
...
Система высшего образования важна для развития людских ресурсов и государства в целом. Общество давно осознало, что социальное развитие государств, экономический успех, культурный облик страны напрямую зависит от системы образования и его качества. Образование можно назвать силой нации. Развитая нация - нация образованная. Уделять ключевое внимание образовательному сектору крайне важно. В азиатской культуре образованию всегда уделялось важное место, и Индия не исключение. Это государство на протяжении столетий считается родиной учеников и ученых.
Индийская система высшего образования является третьей по величине в мире, после США и Китая. Индия - развивающееся государство, однако в последние годы можно наблюдать экономический подъём, научно-технический прогресс, что связано с достижениями, реформами и изменениями в области образования, особенно - высшего.
В введении исследовательской работы было указано, что результатом проделанной работы должен стать «трехуровневый анализ» системы высшего образования. Такой результат был достигнут. Система высшего образования в Индии стремительно разрасталось в годы после приобретения страной независимости. В индийской системе образования существует немало проблем, которые были рассмотрены в настоящей выпускной работе. Однако не стоит пренебрегать достижениями и прогрессом, которые демонстрирует Индия. Кроме очевидных количественных показателей, демонстрирующих рост учебных заведений и увеличения финансирования, наиболее значительными являются качественные изменения. В последние годы Индия совершила настоящий прорыв. С каждым годом открывается все больше лабораторий, научно-исследовательских центров. Индия демонстрирует выдающиеся результаты в сфере научных разработках, строительстве, фармацевтической сфере. Если еще несколько лет назад Индия считалась медленно развивающейся страной с глубоко укоренившимися традициями, то сейчас эту страну считают своим конкурентом в научном сфере и сфере разработок такие государства, как Китай или США. Почти во всех крупнейших мировых компаниях, бизнес предприятиях среди сотрудников можно увидеть жителей Индии, получивших образование в своей собственной стране. Индийские ученые запускают инновационные проекты, синтезируют лекарства, которым нет аналогов в мире. Все это подтверждает тот факт, что несмотря на проблемы, существующие в сфере образования, у Индии есть огромный потенциал, которым она умело пользуется. Индийские университеты - настоящая сила Индии, которая позволит стране добиться еще больших результатов.
Западная Бенгалия является одним из передовых штатов Индии в области инновационных исследований. На протяжении долгих лет еще до приобретения независимости штат занимал лидирующие позиции в государстве с точки зрения качества образования и университетов. Только недавно Западная Бенгалия начала сдавать позиции, что в первую очередь связано со сменой правительства, которое привело к смене курса политики в данном направлении. Одной из современных и неутешительных тенденций в современной системе образования в Западной Бенгалии является направленность на увеличение количественных показателей и игнорирование качественных. Однако у штата есть все шансы вновь занять лидирующие позиции. Это обусловлено историческими традициями штата, а также реформами, которые предлагает и проводит бенгальское правительство. Западная Бенгалия делает упор на научно - инновационное развитие, что делает ее роль для развития государства невосполнимой.
Калькуттский университет - один из старейших университетов Индии. Он стал первым учебным заведением в Южной Азии, которое было создано в качестве междисциплинарного и светского университета западного стиля. Однако основное внимание было уделено периоду с 2010 по 2020 год, поскольку именно этот временной промежуток отображает наиболее актуальную информацию и позволяет выделить наиболее точные характеристики и черты университета. Калькуттский университет является примером типичного индийского университета, который, в свою очередь, обладает некоторыми характерными, отличительными чертами. Тем не менее, именно благодаря таким университетам, как Университет Калькутты, Западная Бенгалия и Индия в будущем смогут добиться значительных результатов в области инноваций, технологий и науки. Калькуттский университет выпустил и продолжает выпускать выдающихся ученых, университет предлагает множество различных программ обучения, которые соотносятся с проблемами и потребностями штата и государства. Калькуттский университет больше типичный индийский университет, чем уникальный, но он вносит значительный вклад в развитие своего штата, а значит - и всей страны.
Таким образом, система высшего образования Индии и, в частности, Западной Бенгалии уникальна и интересна своими особенностями, тенденциями и историей. Несмотря на ряд проблем, существующих в данном секторе, Индия демонстрирует значительные успехи и прогресс. Это значит, что, скоординировав усилия и решив эти проблемы, Индия способная догнать и обойти самые развитые государства. Индийские университеты, такие как Университет Калькутты, сыграют в этом не последнюю роль.
1. Ваджпаи А. Б. Индия на пути в будущее : сборник речей и выступлений (март 1998 - сентябрь 2001 г.) / А. Б. Ваджпаи. - М. : Институт востоковедения РАН, 2001. - 294 с.
2. Всемирный Банк [Электронный ресурс]: Данные и исследования. - URL: http://www5.worldbank.org/eca/russian/data/ (дата обращения: 7.03.2020)
3. Ганди И. Статьи, речи, интервью / И. Ганди. - М. : Наука, 1975. - 431 с.
4. Департамент высшего образования Западной Бенгалии - Department of Higher Education, Government of West Bengal [Электронный ресурс] - URL: https://wbhed.gov.in/ (дата обращения: 03.04.2020)
5. Закон о независимости Индии 1947г. [Electronic resource]// закон об
обязательном школьном образовании URL:
http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1947/30/pdfs/ukpga 19470030 en.pdf
6. Комиссия по университетским грантам - University Grants Commission (UGC)-[Электронный ресурс] - URL: https://www.ugc.ac.in (дата обращения: 30.03.2020)
7. Статистические данные об Индии [электронный ресурс] режим доступа: https://www.india.gov.in (дата обращения: 30.04.2020)
8. Agarwal P. Higher Education in India: The Need for Change // ICRIER Working
9. Analysis of budgeted expenditure on education in India 2014-2015 to 2016-2017
[Electronic resource] - URL:
https://mhrd.gov.in/sites/upload files/mhrd/files/statistics-new/ABE2014- 17.pdf
10. British Council, Understanding India: The Future of higher education and
opportunities for international cooperation, 2014 [Electronic resource]// Official website URL: https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/understanding india report.p df
11. Contract Labour Regulation and Abolition Act, 1970[Electronic resource]// Official website URL: https://www.india.gov.in/contract-labour-regulation- and-abolition-act-1970-1
12. Early childhood education UNICEF India [Electronic resource]// Official
website URL: http://unicef.in/Whatwedo/40/Early-Childhood-Education
(access date: 15.05.2020)
13. Government of India [Electronic resource] - URL: www.india.gov.in (access date 10.04.2020)
14. Govt. of India. Annual Reports of the Department of Education: 1994-95, 199596, 1999-2000 and 2000-01, MHRD, New Delhi.
15. Government of India, Ministry of Human Resource Development [Electronic resource] URL: https://mhrd.gov.in/ (date access 10.04.2020)
16. Government of West Bengal [Электронный ресурс] - URL: https://wb.gov.in/ (дата обращения: 15.05.2020)
... всего 53 источника