Просветительский медиаресурс «Arzamas»: методические возможности в обучении русскому языку как иностранному
|
Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы исследования просветительского медиадискурса и просветительский медиатекст в обучении русскому языку как иностранному 9
1.1. Медиалингвистика. Основные понятия 9
1.2. Современный российский просветительский медиадискурс: общая характеристика
12
1.3. Просветительские медиатексты в обучении русскому языку как иностранному 16
1.4. Аудирование как вид речевой деятельности в обучении языку 18
Глава 2. Просветительский проект «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному 24
2.1. Характеристика проекта «Arzamas» как медиаресурса для изучения русского
языка как иностранного 24
2.2. Просветительские медиатексты в микрорубриках проекта «Arzamas» как разные
элементы урока по русскому языку как иностранному 28
2.3. Просветительские медиатексты проекта «Arzamas» как основа уроков для
спецкурсов по русскому языку как иностранному: «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ» 33
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 70
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы исследования просветительского медиадискурса и просветительский медиатекст в обучении русскому языку как иностранному 9
1.1. Медиалингвистика. Основные понятия 9
1.2. Современный российский просветительский медиадискурс: общая характеристика
12
1.3. Просветительские медиатексты в обучении русскому языку как иностранному 16
1.4. Аудирование как вид речевой деятельности в обучении языку 18
Глава 2. Просветительский проект «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному 24
2.1. Характеристика проекта «Arzamas» как медиаресурса для изучения русского
языка как иностранного 24
2.2. Просветительские медиатексты в микрорубриках проекта «Arzamas» как разные
элементы урока по русскому языку как иностранному 28
2.3. Просветительские медиатексты проекта «Arzamas» как основа уроков для
спецкурсов по русскому языку как иностранному: «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ» 33
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 70
Актуальность исследования медиадискурса связана со следующими причинами. Во-первых, медиа являются доступным источником информации, и в настоящее время они интересуют многих людей. Медиаресурсы поставляют новую информацию, на которую носители языка обращают внимание, поэтому медиа стали популярными каналами для получения знаний. Во-вторых, медиаресурсы содержат естественную речь, которую носители языка используют ежедневно, поэтому медиа всегда отражают настоящее состояние языка. В-третьих, медиа активно используются в обучении. Современные технологии обучения иностранным языкам активно используют медиаресурсы в качестве материала, поэтому медиаресурсы являются важным источником изучения языка в методике преподавания русского языка как иностранного.
Цель данного исследования - изучить методические возможности просветительского медиаресурса «Arzamas» и разработать ряд занятий по русскому языку как иностранному на основе просветительских медиатекстов проекта «Arzamas». Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) выполнить аналитический обзор научной литературы в области медиа, медиадискурса, медиалингвистики, медиатекста;
2) охарактеризовать современный российский просветительский медиадискурс;
3) описать возможности просветительского медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного;
4) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;
5) отобрать материалы с просветительского проекта «Arzamas» для разных элементов урока в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ»;
6) разработать уроки по русскому языку как иностранному на основе медиатекстов просветительского проекта «Arzamas».
Объект исследования - «Arzamas» как просветительский медиаресурс.
Предмет исследования - методические возможности просветительского
медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного.
Материал для исследования - просветительский медиапроект «Arzamas» (https://arzamas.academy/). С сентября 2018 г. по апрель 2020 г. проанализировано более 30 медиатекстов, содержащих языковые, лингвокультурные, страноведческие,
социокультурные знания.
«Arzamas» - это просветительский проект, посвящённый истории культуры. В проекте размещаются и популяризируются разные материалы о литературе, искусстве, истории и других гуманитарных науках.
Методы исследования. Метод лингвистического описания, который включает в себя ряд приёмов, используемых на разных этапах анализа. При отборе материала уроков использованы приём дискурсивного анализа и приём лингводидактического анализа; при отборе лексико-грамматических единиц из медиатекстов использован приём лингвистического и коммуникативно-прагматического анализа.
Научная новизна исследования связана с тем, что просветительский медиадискурс не используется на уроках по русскому языку как иностранному, несмотря на обилие интересных и познавательных материалов по русской истории, культуре, русскому языку. Современные технологии позволяют создавать красочные видео и интересные статьи с интерактивными возможностями, что, безусловно, позволит повысить мотивацию к изучению русского языка как иностранного.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории дискурс-анализа, поскольку в работе анализируется просветительский медиадискурс, являющийся малоизученным типом дискурса. Исследование доказывает, что просветительский медиадискурс имеет потенциал включения в педагогический дискурс. В исследовании также выделены признаки просветительского медиаресурса: во-первых, просветительские медиаресурсы содержат разные каналы восприятия (аудио, видео, текст, картинки, фотографии и др.); во-вторых, они передают лингвокультурные, страноведческие, социокультурные сведения о стране изучаемого языка; в-третьих, разные объёмы позволяют выбрать материалы различной продолжительности в соответствии с потребностями изучающих русский язык; в-четвёртых, они бесплатно открываются для всех, кто хочет получить информацию.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования помогут уточнить принципы отбора материала для преподавания русского языка как иностранного и методики его включения в учебный процесс. Они могут быть использованы в процессе обучения русскому языку как иностранному при разработке курсов, посвящённых аудированию или практикуму по речевому общению. Они также могут быть использованы в учебном процессе с иностранными обучающимися как филологического профиля, так и других специальностей, поскольку просветительские медиаресурсы включают как общеразвивающие, так и узкоспециальные материалы.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации были апробированы на следующих конференциях: VI (XX) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 18 - 20 апреля 2019 г.), IX Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» (Томск, 24 - 26 апреля 2019 г.), VII (XXI) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 16 - 18 апреля 2020 г.).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Цель данного исследования - изучить методические возможности просветительского медиаресурса «Arzamas» и разработать ряд занятий по русскому языку как иностранному на основе просветительских медиатекстов проекта «Arzamas». Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) выполнить аналитический обзор научной литературы в области медиа, медиадискурса, медиалингвистики, медиатекста;
2) охарактеризовать современный российский просветительский медиадискурс;
3) описать возможности просветительского медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного;
4) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;
5) отобрать материалы с просветительского проекта «Arzamas» для разных элементов урока в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ»;
6) разработать уроки по русскому языку как иностранному на основе медиатекстов просветительского проекта «Arzamas».
Объект исследования - «Arzamas» как просветительский медиаресурс.
Предмет исследования - методические возможности просветительского
медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного.
Материал для исследования - просветительский медиапроект «Arzamas» (https://arzamas.academy/). С сентября 2018 г. по апрель 2020 г. проанализировано более 30 медиатекстов, содержащих языковые, лингвокультурные, страноведческие,
социокультурные знания.
«Arzamas» - это просветительский проект, посвящённый истории культуры. В проекте размещаются и популяризируются разные материалы о литературе, искусстве, истории и других гуманитарных науках.
Методы исследования. Метод лингвистического описания, который включает в себя ряд приёмов, используемых на разных этапах анализа. При отборе материала уроков использованы приём дискурсивного анализа и приём лингводидактического анализа; при отборе лексико-грамматических единиц из медиатекстов использован приём лингвистического и коммуникативно-прагматического анализа.
Научная новизна исследования связана с тем, что просветительский медиадискурс не используется на уроках по русскому языку как иностранному, несмотря на обилие интересных и познавательных материалов по русской истории, культуре, русскому языку. Современные технологии позволяют создавать красочные видео и интересные статьи с интерактивными возможностями, что, безусловно, позволит повысить мотивацию к изучению русского языка как иностранного.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории дискурс-анализа, поскольку в работе анализируется просветительский медиадискурс, являющийся малоизученным типом дискурса. Исследование доказывает, что просветительский медиадискурс имеет потенциал включения в педагогический дискурс. В исследовании также выделены признаки просветительского медиаресурса: во-первых, просветительские медиаресурсы содержат разные каналы восприятия (аудио, видео, текст, картинки, фотографии и др.); во-вторых, они передают лингвокультурные, страноведческие, социокультурные сведения о стране изучаемого языка; в-третьих, разные объёмы позволяют выбрать материалы различной продолжительности в соответствии с потребностями изучающих русский язык; в-четвёртых, они бесплатно открываются для всех, кто хочет получить информацию.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования помогут уточнить принципы отбора материала для преподавания русского языка как иностранного и методики его включения в учебный процесс. Они могут быть использованы в процессе обучения русскому языку как иностранному при разработке курсов, посвящённых аудированию или практикуму по речевому общению. Они также могут быть использованы в учебном процессе с иностранными обучающимися как филологического профиля, так и других специальностей, поскольку просветительские медиаресурсы включают как общеразвивающие, так и узкоспециальные материалы.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации были апробированы на следующих конференциях: VI (XX) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 18 - 20 апреля 2019 г.), IX Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» (Томск, 24 - 26 апреля 2019 г.), VII (XXI) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 16 - 18 апреля 2020 г.).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В магистерской диссертации описан методический потенциал просветительского медиаресурса «Arzamas» в преподавании русского языка как иностранного.
В первой главе описано состояние медиа и медиадискурса в настоящее время в русском языке, уточнены основные понятия медиадискурса и его признаки, изложена общая характеристика современного российского просветительского медиадискурса, описан методический опыт использования просветительского медиадискурса при обучении русскому языку как иностранному: его преимущества; как выбирать и использовать медиаресурс для уроков по русскому языку как иностранному, изложены особенности аудирования: как выбирать материал для аудирования и как проводить аудирование.
Во второй главе охарактеризован просветительский проект «Arzamas» как медиаресурс для изучения русского языка как иностранного, какие имеются блоки и их особенности, как они использованы на уроках по русскому языку как иностранному. Продемонстрированы микрорубрики проекта «Arzamas» как разные элементы урока по русскому языку как иностранному. Продемонстрирован методический потенциал просветительского медиадискурса на примере проекта «Arzamas», он был использован как основа спецкурсов для уроков по русскому языку как иностранному в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ». Изложены приемы использования просветительского медиаресурса «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному; показаны уроки и результат обучения на примере спецкурсов.
В первой главе описано состояние медиа и медиадискурса в настоящее время в русском языке, уточнены основные понятия медиадискурса и его признаки, изложена общая характеристика современного российского просветительского медиадискурса, описан методический опыт использования просветительского медиадискурса при обучении русскому языку как иностранному: его преимущества; как выбирать и использовать медиаресурс для уроков по русскому языку как иностранному, изложены особенности аудирования: как выбирать материал для аудирования и как проводить аудирование.
Во второй главе охарактеризован просветительский проект «Arzamas» как медиаресурс для изучения русского языка как иностранного, какие имеются блоки и их особенности, как они использованы на уроках по русскому языку как иностранному. Продемонстрированы микрорубрики проекта «Arzamas» как разные элементы урока по русскому языку как иностранному. Продемонстрирован методический потенциал просветительского медиадискурса на примере проекта «Arzamas», он был использован как основа спецкурсов для уроков по русскому языку как иностранному в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ». Изложены приемы использования просветительского медиаресурса «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному; показаны уроки и результат обучения на примере спецкурсов.





