🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Просветительский медиаресурс «Arzamas»: методические возможности в обучении русскому языку как иностранному

Работа №192465

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость5760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы исследования просветительского медиадискурса и просветительский медиатекст в обучении русскому языку как иностранному 9
1.1. Медиалингвистика. Основные понятия 9
1.2. Современный российский просветительский медиадискурс: общая характеристика
12
1.3. Просветительские медиатексты в обучении русскому языку как иностранному 16
1.4. Аудирование как вид речевой деятельности в обучении языку 18
Глава 2. Просветительский проект «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному 24
2.1. Характеристика проекта «Arzamas» как медиаресурса для изучения русского
языка как иностранного 24
2.2. Просветительские медиатексты в микрорубриках проекта «Arzamas» как разные
элементы урока по русскому языку как иностранному 28
2.3. Просветительские медиатексты проекта «Arzamas» как основа уроков для
спецкурсов по русскому языку как иностранному: «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ» 33
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 64
Приложение 70


Актуальность исследования медиадискурса связана со следующими причинами. Во-первых, медиа являются доступным источником информации, и в настоящее время они интересуют многих людей. Медиаресурсы поставляют новую информацию, на которую носители языка обращают внимание, поэтому медиа стали популярными каналами для получения знаний. Во-вторых, медиаресурсы содержат естественную речь, которую носители языка используют ежедневно, поэтому медиа всегда отражают настоящее состояние языка. В-третьих, медиа активно используются в обучении. Современные технологии обучения иностранным языкам активно используют медиаресурсы в качестве материала, поэтому медиаресурсы являются важным источником изучения языка в методике преподавания русского языка как иностранного.
Цель данного исследования - изучить методические возможности просветительского медиаресурса «Arzamas» и разработать ряд занятий по русскому языку как иностранному на основе просветительских медиатекстов проекта «Arzamas». Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) выполнить аналитический обзор научной литературы в области медиа, медиадискурса, медиалингвистики, медиатекста;
2) охарактеризовать современный российский просветительский медиадискурс;
3) описать возможности просветительского медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного;
4) охарактеризовать аудирование как вид речевой деятельности;
5) отобрать материалы с просветительского проекта «Arzamas» для разных элементов урока в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ»;
6) разработать уроки по русскому языку как иностранному на основе медиатекстов просветительского проекта «Arzamas».
Объект исследования - «Arzamas» как просветительский медиаресурс.
Предмет исследования - методические возможности просветительского
медиаресурса в преподавании русского языка как иностранного.
Материал для исследования - просветительский медиапроект «Arzamas» (https://arzamas.academy/). С сентября 2018 г. по апрель 2020 г. проанализировано более 30 медиатекстов, содержащих языковые, лингвокультурные, страноведческие,
социокультурные знания.
«Arzamas» - это просветительский проект, посвящённый истории культуры. В проекте размещаются и популяризируются разные материалы о литературе, искусстве, истории и других гуманитарных науках.
Методы исследования. Метод лингвистического описания, который включает в себя ряд приёмов, используемых на разных этапах анализа. При отборе материала уроков использованы приём дискурсивного анализа и приём лингводидактического анализа; при отборе лексико-грамматических единиц из медиатекстов использован приём лингвистического и коммуникативно-прагматического анализа.
Научная новизна исследования связана с тем, что просветительский медиадискурс не используется на уроках по русскому языку как иностранному, несмотря на обилие интересных и познавательных материалов по русской истории, культуре, русскому языку. Современные технологии позволяют создавать красочные видео и интересные статьи с интерактивными возможностями, что, безусловно, позволит повысить мотивацию к изучению русского языка как иностранного.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории дискурс-анализа, поскольку в работе анализируется просветительский медиадискурс, являющийся малоизученным типом дискурса. Исследование доказывает, что просветительский медиадискурс имеет потенциал включения в педагогический дискурс. В исследовании также выделены признаки просветительского медиаресурса: во-первых, просветительские медиаресурсы содержат разные каналы восприятия (аудио, видео, текст, картинки, фотографии и др.); во-вторых, они передают лингвокультурные, страноведческие, социокультурные сведения о стране изучаемого языка; в-третьих, разные объёмы позволяют выбрать материалы различной продолжительности в соответствии с потребностями изучающих русский язык; в-четвёртых, они бесплатно открываются для всех, кто хочет получить информацию.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования помогут уточнить принципы отбора материала для преподавания русского языка как иностранного и методики его включения в учебный процесс. Они могут быть использованы в процессе обучения русскому языку как иностранному при разработке курсов, посвящённых аудированию или практикуму по речевому общению. Они также могут быть использованы в учебном процессе с иностранными обучающимися как филологического профиля, так и других специальностей, поскольку просветительские медиаресурсы включают как общеразвивающие, так и узкоспециальные материалы.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации были апробированы на следующих конференциях: VI (XX) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 18 - 20 апреля 2019 г.), IX Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» (Томск, 24 - 26 апреля 2019 г.), VII (XXI) Международная научно-практическая конференция молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 16 - 18 апреля 2020 г.).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В магистерской диссертации описан методический потенциал просветительского медиаресурса «Arzamas» в преподавании русского языка как иностранного.
В первой главе описано состояние медиа и медиадискурса в настоящее время в русском языке, уточнены основные понятия медиадискурса и его признаки, изложена общая характеристика современного российского просветительского медиадискурса, описан методический опыт использования просветительского медиадискурса при обучении русскому языку как иностранному: его преимущества; как выбирать и использовать медиаресурс для уроков по русскому языку как иностранному, изложены особенности аудирования: как выбирать материал для аудирования и как проводить аудирование.
Во второй главе охарактеризован просветительский проект «Arzamas» как медиаресурс для изучения русского языка как иностранного, какие имеются блоки и их особенности, как они использованы на уроках по русскому языку как иностранному. Продемонстрированы микрорубрики проекта «Arzamas» как разные элементы урока по русскому языку как иностранному. Продемонстрирован методический потенциал просветительского медиадискурса на примере проекта «Arzamas», он был использован как основа спецкурсов для уроков по русскому языку как иностранному в рамках спецкурсов «Практикум по аудированию» и «Русский язык в текстах СМИ». Изложены приемы использования просветительского медиаресурса «Arzamas» на уроках по русскому языку как иностранному; показаны уроки и результат обучения на примере спецкурсов.



1. Алексеевский М. Анекдот дня [Электронный ресурс]. - URL: https://arzamas.academy/micro/anekdot (дата обращения: 30.05.2020).
2. Арсеньева Т.Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского радиодискурса (на материале программы «Говорим по-русски»): дис ... канд. филол. наук: 10.02.01. / ТГУ - Томск, 2013. - 179 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
4. Барабаш В.В. Тема культуры в эфире государственного радиовещания постсоветской России: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). - М., 2006. - 29 с.
5. Белова Т.Е. Чередниченко Л.В. Функционально-типологические особенности просветительских медиа // Межкультурный диалог в пространстве стран азиатско-тихоокеанского региона / сборник научных статей по материалам II Международной студенческой научно-практической заочной конференции. - ТОГУ - 2018. - С. 121-127.
6. Богомолов А.Н. Новости из России: русский язык в средствах массовой информации: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. - М.: Рус. яз. Курсы, 2016.
7. В газетах пишут.: [учеб. пособие для иностранцев, изучающих рус. язык] / С. И. Дерягина, Е. В. Мартыненко, И. И. Гадалина и др. - М.: Рус. яз. Курсы, 2012.
8. Гегелова Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: автореферат дис ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2012. - 30 с.
9. Гончар И.А. Звучащий текст как объект методики в аспекте РКИ // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 2 (225). - С. 25-32.
10. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. - Серия 10. Журналистика. - 2006. - №2. - С.20-33.
11. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь): учеб. пособие. - М.: Наука, 2008. - 264 с.
12. Желтухина М.Р. О содержании дискурса масс-медиа / М. Р Желтухина // Вкник
Луганського педагогичного ушверситету 1мен1 Тараса Шевченка. - Сер1я «Фшолопчш науки».
- Луганськ, 2007. - № 11 (128), Ч. 1. - С. 29-42.
13. Жирков Г.В. Просветительская функция журналистики в исторической
ретроспективе [Электронный ресурс]. - 2004. - URL:
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level 2=articles (дата обращения: 30.05.2020).
14. Зачем быть грамотным? Подкаст // Проект «Arzamas» [Электронный ресурс]. - URL: https://arzamas.academy/likbez/ruslang?e=5 (дата обращения: 30.05.2020).
15. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с... 64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ