АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ПРОЦЕССОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МО ЗАТО СЕВЕРСК)
|
Аннотация
Введение 3
1 Описание предметной области к программному обеспечению 7
1.1 Анализ предметной области 7
1.2 Анализ существующих решений по автоматизации предметной области 10
1.3 Моделирование финансовых процессов в ИТ системах 13
1.4 Моделирование требований к автоматизации бюджетных процессов 20
1. 5 Функциональные возможности заполнения РРО в ИТ системах 29
2 Автоматизация бюджетного процесса 33
2.1 Возможности подсистемы интеграции 33
2.2 Спецификация состояний системы 36
2.3 Обоснование выбора СУБД 40
2.3 Достоинства и недостатки внедрения ИТ систем 46
2.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
3. Программная реализация системы 52
3.1 Аттестация требований к программной системе 52
3.2 Разработка отчета в программном комплексе 54
3.3 Архитектура работы ИС АЦК 57
3.4 Разработка пользовательского интерфейса 60
3.5 Тестирование отчета в ИТ системе 62
3.6 Создание структуры пооперационного перечня работ 67
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложение A VBA структура отчета Реестра расходных обязательств 74
Введение 3
1 Описание предметной области к программному обеспечению 7
1.1 Анализ предметной области 7
1.2 Анализ существующих решений по автоматизации предметной области 10
1.3 Моделирование финансовых процессов в ИТ системах 13
1.4 Моделирование требований к автоматизации бюджетных процессов 20
1. 5 Функциональные возможности заполнения РРО в ИТ системах 29
2 Автоматизация бюджетного процесса 33
2.1 Возможности подсистемы интеграции 33
2.2 Спецификация состояний системы 36
2.3 Обоснование выбора СУБД 40
2.3 Достоинства и недостатки внедрения ИТ систем 46
2.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий 50
3. Программная реализация системы 52
3.1 Аттестация требований к программной системе 52
3.2 Разработка отчета в программном комплексе 54
3.3 Архитектура работы ИС АЦК 57
3.4 Разработка пользовательского интерфейса 60
3.5 Тестирование отчета в ИТ системе 62
3.6 Создание структуры пооперационного перечня работ 67
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложение A VBA структура отчета Реестра расходных обязательств 74
На сегодняшний день эффективность функционирования информационных систем в бюджетно-финансовой сфере зависит от оптимально выстроенного процесса внедрения на основе решений, удовлетворяющих современным требованиям. Повышение качества финансовых решений с помощью внедрения современных ИС является одним из главных компонентов экономической политики любого участника бюджетного процесса. Будь то главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), получатель бюджетных средств (ПБС) или органы Федерального казначейства (ОФК). В современных информационных системах исполнения бюджета поддерживается централизация финансовых процессов региона (муниципального образования), которая достигается сосредоточением абсолютно всей первичной, производной и отчетной финансовой информации в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования). При этом должны быть учтены требования законодательства, а также реальная практика работы Финансового управления Администрации ЗАТО Северск [8]. Мировой и российский опыт говорит о том, что применение современных информационных автоматизированных решений позволяет значительно повысить эффективность работы государственных структур, обеспечить прозрачность процессов управления. Наиболее ответственным разделом государственного управления является управление финансами, в котором, в свою очередь, первое место занимает комплекс проблем, связанных с бюджетом - его формированием и утверждением, исполнением, анализом и контролем финансовых потоков. Весь этот комплекс действий, регламентированный законодательством РФ и упорядоченный во времени, принято называть бюджетным процессом. Одной из особенностей бюджетного процесса является то, что он регулируется по одним составляющим - федеральным законодательством, нормативными и инструктивными документами Министерства финансов РФ, по другим - законодательством субъектов РФ и нормативными актами муниципалитетов, под которые, как правило, инструктивных материалов создается крайне мало. Возможно, как раз поэтому автоматизация бюджетного процесса силами специализированных ИТ-компаний охватывала долгое время именно процессы исполнения бюджета в регионах. Однако специалисты финансовых органов нуждаются в комплексной автоматизации бюджетного процесса. И, несмотря на то, что на рынке систем бюджетирования для предприятий имеется целый ряд неплохо зарекомендовавших себя продуктов, бюджетный процесс в региональных финансовых органах в принципе другой, и требует специальных методов и инструментов. Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск поставило перед собой задачу автоматизации всего бюджетного процесса, определив ее как создание механизма, обеспечивающего многовариантность расчетов проекта бюджета, а также оперативность и точность расчетов параметров бюджета с учетом формированием новых отчетных форм.Таким образом, задача была поставлена сразу достаточно широко - речь идет о внедрении автоматизированной централизованной системы управления бюджетным процессом, предоставляющей сотрудникам финансового управления оперативный распределенный доступ к бюджетным данным, возможность сопоставления этих данных за различные временные периоды и по разным объектам. При этом система должна позволять оперативно вносить изменения и обеспечивать одновременную работу большого количества пользователей.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усовершенствования нового программного комплекса Автоматизированного центра контроля (далее АПК), внедренного на территории ЗАТО Северск по формированию бюджета и составлению всех необходимых отчетных форм, направленных на повышение контроля над эффективным целевым использованием бюджетных средств. Используя методику управления ИТ сервисов, можно систематизировать и организовать хорошо отлаженный инструмент реализации новых отчетов в программных комплексах на примере отчета Реестра расходных обязательств.
Объект исследования - ИТ сервисы АЦК-Финансы и АЦК-Планирования в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск.
Предмет исследования - анализ управления ИТ сервисов в системах АПК по формированию отчетности.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка решений направленных на совершенствование процессов функционирования информационных систем в бюджетно-финансовой сфере, в проведенном анализе программных комплексов, предназначенных для автоматизации деятельности Финансового управления Администрации ЗАТО Северск в части организации бюджетного процесса по формированию бюджета и контроля над его исполнением.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Проанализировать существующие системы управления ИТ сервисов;
— Проанализировать основные концепты автоматизации бюджетного процесса, обеспечивающие поддержку и предоставление ИТ сервисами;
— Провести анализ управления системами внутри Финансового управления Администрации ЗАТО Северск на основе информационного обмена между системами АЦК;
— Выбрать средства, которые необходимо задействовать в разработке новой отчетности по формированию бюджета в системах АПК;
— Разработать новую отчетную форму, участвующую в формировании бюджета в Финансовом управлении.
Результат диссертационного исследования - применение разработанного в рамках данного исследования нового отчета Реестра расходных обязательств, который повысит уровень формирования бюджета внутри систем АПК
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие теоретические методы для более глубокого понимания предметной области: анализ, классификация, прогнозирование. А также практические методы: сравнение, наблюдение и моделирование для разработки нового отчета по формированию бюджета с помощью управления ИТ сервисами АПК систем в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск.
Новизна исследования заключается в детальном анализе предметной области, оценке имеющегося программного обеспечения на предмет выявления необходимости разработки новой отчетной формы в ИС АПК, что позволило усовершенствовать информационную поддержку принятия решений в автоматизации управления бюджетном процессом в Финансовом управлении ЗАТО Северск.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения предлагаемого отчета Реестра расходных обязательств во внедренной системе АЦК-Планирование на территории ЗАТО Северск, как отчет составления бюджета, являющейся технической поддержкой пользователей для учета расходных обязательств городского округа.
Основные этапы исследования: исследование проводилось в 2022 году на территории ЗАТО Северск в несколько этапов:
На первом этапе была сформирована тема исследования, произведён сбор данных по теме исследования из различных источников, сформулирована гипотеза, поставлена цель, задачи, выявлен предмет исследования и объект исследования.
На втором этапе исследования была детально проанализирована структура и принципы работы управления ИТ сервисами в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск. Рассмотрены основные информационные системы, используемые в работе.
На третьем этапе осуществлялась разработка нового отчета в ИТ системах АПК Разработанный отчет была апробирован путём внедрения его в информационные системы АЦК.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В заключении приводится общее описание исследования, в Приложение А представлена структура отчета Реестра расходных обязательств, реализованного в системе АПК в виде кода VBA.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усовершенствования нового программного комплекса Автоматизированного центра контроля (далее АПК), внедренного на территории ЗАТО Северск по формированию бюджета и составлению всех необходимых отчетных форм, направленных на повышение контроля над эффективным целевым использованием бюджетных средств. Используя методику управления ИТ сервисов, можно систематизировать и организовать хорошо отлаженный инструмент реализации новых отчетов в программных комплексах на примере отчета Реестра расходных обязательств.
Объект исследования - ИТ сервисы АЦК-Финансы и АЦК-Планирования в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск.
Предмет исследования - анализ управления ИТ сервисов в системах АПК по формированию отчетности.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка решений направленных на совершенствование процессов функционирования информационных систем в бюджетно-финансовой сфере, в проведенном анализе программных комплексов, предназначенных для автоматизации деятельности Финансового управления Администрации ЗАТО Северск в части организации бюджетного процесса по формированию бюджета и контроля над его исполнением.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— Проанализировать существующие системы управления ИТ сервисов;
— Проанализировать основные концепты автоматизации бюджетного процесса, обеспечивающие поддержку и предоставление ИТ сервисами;
— Провести анализ управления системами внутри Финансового управления Администрации ЗАТО Северск на основе информационного обмена между системами АЦК;
— Выбрать средства, которые необходимо задействовать в разработке новой отчетности по формированию бюджета в системах АПК;
— Разработать новую отчетную форму, участвующую в формировании бюджета в Финансовом управлении.
Результат диссертационного исследования - применение разработанного в рамках данного исследования нового отчета Реестра расходных обязательств, который повысит уровень формирования бюджета внутри систем АПК
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие теоретические методы для более глубокого понимания предметной области: анализ, классификация, прогнозирование. А также практические методы: сравнение, наблюдение и моделирование для разработки нового отчета по формированию бюджета с помощью управления ИТ сервисами АПК систем в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск.
Новизна исследования заключается в детальном анализе предметной области, оценке имеющегося программного обеспечения на предмет выявления необходимости разработки новой отчетной формы в ИС АПК, что позволило усовершенствовать информационную поддержку принятия решений в автоматизации управления бюджетном процессом в Финансовом управлении ЗАТО Северск.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического применения предлагаемого отчета Реестра расходных обязательств во внедренной системе АЦК-Планирование на территории ЗАТО Северск, как отчет составления бюджета, являющейся технической поддержкой пользователей для учета расходных обязательств городского округа.
Основные этапы исследования: исследование проводилось в 2022 году на территории ЗАТО Северск в несколько этапов:
На первом этапе была сформирована тема исследования, произведён сбор данных по теме исследования из различных источников, сформулирована гипотеза, поставлена цель, задачи, выявлен предмет исследования и объект исследования.
На втором этапе исследования была детально проанализирована структура и принципы работы управления ИТ сервисами в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск. Рассмотрены основные информационные системы, используемые в работе.
На третьем этапе осуществлялась разработка нового отчета в ИТ системах АПК Разработанный отчет была апробирован путём внедрения его в информационные системы АЦК.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В заключении приводится общее описание исследования, в Приложение А представлена структура отчета Реестра расходных обязательств, реализованного в системе АПК в виде кода VBA.
В настоящее время проблема совершенствования автоматизации управления бюджетным процессом является одной из самых актуальных задач для большинства муниципальных организаций.
Наличие автоматизированной системы управления бюджетным процессом позволяет повысить финансово-экономическую эффективность МО, обеспечить его финансовую устойчивость, сохранить и усилить свою позицию в экономике и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, но, к сожалению, решает не все существующие проблемы в автоматизации формирования бюджета.
Развитие информационной системы управления бюджетным процессом является особой задачей для большинства МО. Одним из примеров является Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск, на территории которого был внедрен информационный комплекс АЦК, способствующий автоматизации управления бюджетным процессом.
В выпускной квалификационной работе была достигнута цель повышения бюджетно-экономических показателей бюджетного планирования за счет разработки нового пользовательского отчета Реестра расходных обязательств, предназначенного для учета расходных обязательств и определения объемов бюджетных ассигнований, который является одним из основных отчетов при планировании бюджета.
Под автоматизацией управления бюджетным процессом в МО подразумевается разработка решений направленных на совершенствование процессов функционирования информационных систем в бюджетно-финансовой сфере для повышения качества их функционирования, т.е. обеспечения поддержки всех бюджетных процессов с помощью автоматизации, связанных со сбором, обработкой и хранением больших объемов данных, а также с реализацией различных методик прогнозирования, планирования и анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проведен анализ управления бюджетными процессами в Финансовом управлении;
- исследованы существующие ИС АЦК;
- осуществлено совершенствование модели управления бюджетным процессом в Финансовом управлении;
- разработана и протестирована бизнес-архитектура отчета РРО, используемого в планировании и исполнении бюджета МО;
- проведены технико-экономическое обоснование разработки и анализ эффективности, установленных автоматизированных информационных систем АЦК.
Исследование особенностей бизнес-процессов в Финансовом управлении и изучение существующих подходов в ИС АПК по управлению бюджетными процессами дало возможность осуществить постановку задачи автоматизации.
Одним из важнейших этапов стало проектирование функциональных и информационных моделей. Диаграмма бизнес-процессов и сущности процесса составления бюджета является основой разработки бизнес-архитектуры отчета.
Для построения диаграмм бизнес-процессов и концептуальной модели бюджетной классификации отчета использовалось применение объектно-ориентированное моделирование с использованием UML и анализ прецедентов.
Модели данных помогли визуализировать структуру данных, обеспечивали эффективный процесс организации бюджетного процесса, управления и администрирования таких аспектов деятельности МО, как уровень сложности данных, технологии баз данных и среды развертывания.
Следующим шагом был осуществлен выбор среды разработки. Для этого был проведен анализ информационных систем АПК, в результате которого было принято решение об оптимальности использования продукта Microsoft Excel с поддержкой языка программирования Visual Basic for Applications. Кроме того, была проведена оценка эффективности предложенных мероприятий по автоматизации управления бюджетным процессом в МО.
Результатом дипломного проекта является совершенствование автоматизации управления бюджетным процессом в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск, полностью охватывающее первую часть бюджетного процесса - составление и утверждение проекта бюджета, и реализация нового пользовательского отчета Реестра расходных обязательств.
В качестве перспективы развития автоматизации управления бюджетным процессом можно предложить дальнейшее расширение ее функциональных возможностей и постепенный охват оставшихся стадий бюджетного процесса, путем реализации числа аналитических отчетов, а также формирование отчетов сводного бюджета. Кроме того, предполагается интеграция отчета РРО из АЦК в систему СМАРТ-ПРО, предназначенную для проведения многомерного анализа финансовой и бюджетной информации по планированию бюджета.
Наличие автоматизированной системы управления бюджетным процессом позволяет повысить финансово-экономическую эффективность МО, обеспечить его финансовую устойчивость, сохранить и усилить свою позицию в экономике и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, но, к сожалению, решает не все существующие проблемы в автоматизации формирования бюджета.
Развитие информационной системы управления бюджетным процессом является особой задачей для большинства МО. Одним из примеров является Финансовое управление Администрации ЗАТО Северск, на территории которого был внедрен информационный комплекс АЦК, способствующий автоматизации управления бюджетным процессом.
В выпускной квалификационной работе была достигнута цель повышения бюджетно-экономических показателей бюджетного планирования за счет разработки нового пользовательского отчета Реестра расходных обязательств, предназначенного для учета расходных обязательств и определения объемов бюджетных ассигнований, который является одним из основных отчетов при планировании бюджета.
Под автоматизацией управления бюджетным процессом в МО подразумевается разработка решений направленных на совершенствование процессов функционирования информационных систем в бюджетно-финансовой сфере для повышения качества их функционирования, т.е. обеспечения поддержки всех бюджетных процессов с помощью автоматизации, связанных со сбором, обработкой и хранением больших объемов данных, а также с реализацией различных методик прогнозирования, планирования и анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проведен анализ управления бюджетными процессами в Финансовом управлении;
- исследованы существующие ИС АЦК;
- осуществлено совершенствование модели управления бюджетным процессом в Финансовом управлении;
- разработана и протестирована бизнес-архитектура отчета РРО, используемого в планировании и исполнении бюджета МО;
- проведены технико-экономическое обоснование разработки и анализ эффективности, установленных автоматизированных информационных систем АЦК.
Исследование особенностей бизнес-процессов в Финансовом управлении и изучение существующих подходов в ИС АПК по управлению бюджетными процессами дало возможность осуществить постановку задачи автоматизации.
Одним из важнейших этапов стало проектирование функциональных и информационных моделей. Диаграмма бизнес-процессов и сущности процесса составления бюджета является основой разработки бизнес-архитектуры отчета.
Для построения диаграмм бизнес-процессов и концептуальной модели бюджетной классификации отчета использовалось применение объектно-ориентированное моделирование с использованием UML и анализ прецедентов.
Модели данных помогли визуализировать структуру данных, обеспечивали эффективный процесс организации бюджетного процесса, управления и администрирования таких аспектов деятельности МО, как уровень сложности данных, технологии баз данных и среды развертывания.
Следующим шагом был осуществлен выбор среды разработки. Для этого был проведен анализ информационных систем АПК, в результате которого было принято решение об оптимальности использования продукта Microsoft Excel с поддержкой языка программирования Visual Basic for Applications. Кроме того, была проведена оценка эффективности предложенных мероприятий по автоматизации управления бюджетным процессом в МО.
Результатом дипломного проекта является совершенствование автоматизации управления бюджетным процессом в Финансовом управлении Администрации ЗАТО Северск, полностью охватывающее первую часть бюджетного процесса - составление и утверждение проекта бюджета, и реализация нового пользовательского отчета Реестра расходных обязательств.
В качестве перспективы развития автоматизации управления бюджетным процессом можно предложить дальнейшее расширение ее функциональных возможностей и постепенный охват оставшихся стадий бюджетного процесса, путем реализации числа аналитических отчетов, а также формирование отчетов сводного бюджета. Кроме того, предполагается интеграция отчета РРО из АЦК в систему СМАРТ-ПРО, предназначенную для проведения многомерного анализа финансовой и бюджетной информации по планированию бюджета.





