СПЕЦИФИКА ТЕКСТА НОВЫХ МЕДИА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Текст как инструмент электронных коммуникаций 9
1.1. Текст как инструмент электронных коммуникаций: теоретикометодологические аспекты 9
1.2. Сущностные характеристики новых медиа: эпоха Веб 2.0 18
1.3. Подходы к пониманию текста и дискурса новых медиа 25
Глава 2. Тексты в информационном сопровождении специальных мероприятий в новых медиа 36
2.1. Информационное сопровождение специальных мероприятий в новых медиа..36
2.2. Выявление специфики текста новых медиа, используемых для
информационного сопровождения ивентов 44
2.3. Разработка алгоритма анализа текстов новых медиа для информационного
сопровождения ивентов 51
Глава 3. Анализ кейсов: тексты новых медиа, используемые для информационного сопровождения специальных мероприятий в образовательных организациях 56
3.1. Общая характеристика кейсов специальных мероприятий в образовательных
организациях (АмГУ, ПГГП, ВШЭ, ТГУ) 56
3.2. Апробация алгоритма анализа текста новых медиа для информационного
сопровождения специальных мероприятий образовательных организаций 65
3.3. Рекомендации по использованию алгоритма для авторов текстов новых
медиа 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Глобальная сеть Интернет, аудитория которой постоянно растет, способствует перемещению жизнедеятельности человека в электронное пространство. Оно обладает такими характеристиками, как способность к самоорганизации и саморегуляции, горизонтальная организация, гибкость и мобильность (М. Кастельс, Т. ван Дейк, Н. Больц и др.). Это способствует трансформации контента, который попадает в интернет-среду. Особенно актуальным это положение становится в контексте новых медиа, подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента.
Меняющаяся социокультурная реальность, предоставляя как человеку в частности, так и специалистам по коммуникациям, новые уникальные возможности взаимодействия и воздействия, одновременно требует от них освоения новых знаний и норм. Например, специалисты по организации мероприятий в качестве основного канала коммуникации все чаще выбирают новые медиа, а основной формой сообщения, передаваемого от организатора мероприятия к аудитории, является текст, содержащий информацию о событии.
В связи с этим актуальность темы данного исследования определяется ключевой ролью текста при информационном сопровождении ивентов и растущей популярности новых медиа как канала коммуникации с аудиторией мероприятия.
Рассматривая степень изученности данной темы, мы можем говорить о том, что идеи электронных коммуникаций нашли первое отражение у М. Маклюэна, книги которого, использующие понятия «электронное общество» и «электронная (инфо-) коммуникация», вышли еще во второй половине XX века. С тех пор исследования электронных социальных коммуникаций развивались и расширялись. Специфику информационного сопровождения и медиакоммуникаций изучали такие исследователи, как И.М. Дзялошинский, Д.П. Гавра, О.А.Гулевич, А.Н. Назайкин и др. В англоязычной литературе тематика информационного сопровождения рассмотрена в работах Ф. Котлера, Ф. Джефкинса, С.Катлипа, А.Сентера.
В последние годы появилось много книг о технике написания текстов, например, «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» М.Ильяхова и Л.Сарычевой, «Автор, ножницы, бумага» Н.Кононова, «Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текста» Д. Каплунова и др. Если говорить об электронных текстах или текстах новых медиа, авторы научных работ посвящают свои исследования определению таких понятий, как креолизованный рекламный текст, жанрология интернет-текстов, трансформация СМИ в новых медиа, роль писательства в новых медиа. Одним из близких данному исследованию направлений является разработка темы «Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды» (А.Амзин, М.Лукина и др.). Однако в этих книгах в большей степени мы находим рекомендации, опирающиеся на использование письменного языка для разных целей. Эти работы имеют прикладной характер. В них не всегда учитывается специфика социальных интернет-платформ, где сегодня «обитает» массовая аудитория. Так, в рамках медиарилейшнз чётко описаны требования к классическому пресс-релизу для СМИ, и они широко используется специалистами. А.Н.Чумикова дал определение социомедиарелиза, а требования к созданию текста для новых медиа, используемых для сопровождения специальных мероприятий - открытый вопрос.
Анализ литературы свидетельствует о востребованности данного исследования, так как существует определённый дефицит знания в вопросах о трансформации рекламных и пиар-текстов в условиях новых медиа.
Проблема, исследуемая в данной работе, состоит в невыявленности специфики текста новых медиа, используемого для информационного сопровождения специальных мероприятий.
Объектом исследования являются тексты новых медиа. Предмет исследования - специфика текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что информационное сопровождение специальных мероприятий в новых медиа будет эффективным, если при создании текста копирайтер будет следовать правилам создания текста, учитывающим специфику коммуникативных платформ новых медиа.
Цель настоящей магистерской работы - выявить специфику текста новых медиа и разработать алгоритм анализа текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий.
Задачи, которые необходимо решить:
1. Изучение теоретико-методологических аспектов текста как инструмента электронных коммуникаций;
2. Выделение сущностных характеристик новых медиа;
3. Определение «текста новых медиа» как единицы дискурса новых медиа;
4. Характеристика информационного сопровождения мероприятий в новых медиа;
5. Определение специфики текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий;
6. Разработка алгоритма анализа текстов новых медиа для информационного сопровождения ивентов;
7. Апробация алгоритма анализа на текстах, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий в образовательных организациях, оценка эффективности промежуточных результатов.
Теоретико-методологической базой на фундаментальном уровне послужили идеи М.Кастельса об информационной эпохе, в которой главная роль в функционировании современного общества отведена электронным коммуникациям, образующим коммуникативное пространство социальных сетевых структур. Концепция Т. Терранова о сетевой культуре, сформированной на основе сетевых принципов нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма. А также семиотический подход к пониманию текста Ю.М. Лотмана.
Методологическая база общенаучного уровня сформирована под влиянием концепций Ю. Хабермаса и Т. Ван Дейка, рассматривающих понятие дискурса и разграничивающих концепты дискурса и текста, а также идей представителей Русской школы анализа дискурса - В.И. Карасик, В.В. Красных, В.Е. Чернявская. Кроме того, общенаучный уровень представлен интерпретацией теории речевых актов Дж.Р. Сёрла, продолжив труд своего учителя Дж.Л. Остина, который в качестве основных единиц человеческой коммуникации выделяет не отдельные слова, предложения, а многоплановые по своей структуре и производству определенные речевые действия (локуции), которые выступают в качестве носителей определенных конкретными условиями коммуникативных заданий (илокуции) направлены на достижение коммуникативно-воздействующего эффекта (перлокуций).
Специально-научный уровень представлен лингвистическими положениями А.И. Леонтьева, раскрывающего понятие «текст», а также других лингвистов и психолингвистов. За определением «ивента» исследователи обращаются к идеям Г.Л. Тульчинского, И.В. Алешиной, Е.А. Кавериной, У.Хальцбаура и Э.Йеттингера.
На прикладном уровне в исследовании рассматривалась работа А.Амзина «Новостная интернет-журналистика», в которой автор делает акцент на написание новостей для СМИ, но дает достаточно универсальные практические советы по написанию эффективных текстов. Кроме того, при написании диссертации использовалось исследование, посвященное характеристикам текста в современном медиальном пространстве В.Е. Чернявской и других исследователей электронного текста - Балахонская Л.В., Быкова Е.В., Луканина М.В., а также концепт социомедиарелиза А.Н.Чумикова. Полезными также оказались наиболее прикладные публикации: книга «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» М. Ильяхова и Л.Сарычевой и «Слово живое и мертвое» Норы Галь.
В теоретической части работы были использован традиционные методы исследования: изучение источников и литературы и их анализ: насколько достоверны, логичны и актуальны полученные сведения. При составлении алгоритма анализа дискурса (четвертый пункт первой главы) использованы метод классификации (необходимый для выделения параметров жанрового анализа) и метод аналогии (при определении концепта «дискурс новых медиа»). В практической части диссертационной работы использован метод эксперимента для апробации результатов исследования.
Говоря о теоретической значимости, важно отметить, что данная магистерская работа способствует расширению и приращению объема знаний в области социологии коммуникации, теории социальных коммуникаций в интернет. Кроме того, исследование, посвященное текстам в новых медиа, может дополнить теоретический блок дисциплины «Работа с текстами в PR и рекламе» и дисциплины «Организация специальных мероприятий». Работа может представлять интерес для систематизации, классификации, развития теоретико-методологической базы анализа текстов новых медиа, определения их особенностей на теоретическом уровне. Кроме того, исследование служит развитию знаний о новых медиа в общем и их роли в изменении социально-коммуникативного пространства современного общества.
Под влиянием особенностей интернет-среды и характеристик аудитории в Сети текст, попадая в систему новых медиа, меняется и приобретает новые свойства. Использование алгоритма анализа текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий, поможет специалистам сферы социальных коммуникаций наиболее успешно использовать характеристики текстов для привлечения внимания аудитории к мероприятию.
Работа представляет практический интерес для специалистов по работе с текстами новых медиа - копирайтеров, контент-менеджеров, интернет-журналистов, блогеров. Ее ценность заключается в комплексном описании сущностных характеристик текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий. Разработанные алгоритм и чек-лист анализа текстов новых медиа, а также рекомендации, данные авторами работы после апробации продукта, помогут специалистам по работе с текстами в написании эффективных публикаций.
В рамках настоящей магистерской диссертации текст новых медиа в контексте социальных коммуникаций стал предметом исследования. Выделены сущностные характеристики текстов новых медиа, а также специфика текста в информационном
сопровождении специальных мероприятий в новых медиа. В исследовании проанализированы факторы, из-за которых изменяется текст, попадая в систему новых медиа: особенности электронной среды, установки и ценности аудитории в Сети, влияние разных поколений, правовые и этические нормы в интернете. Вышесказанным определяется научная новизна настоящей магистерской работы.
Результаты исследования
1. Текст новых медиа - это дискретная единица дискурса новых медиа, обладающая всеми признаками текста, характеризующаяся нелинейностью, мультимедийностью, интерактивностью и являющаяся частью электронной коммуникации.
2. Специфика текста новых медиа определяется технологическими параметрами коммуникации (под воздействием технологии Веб 2.0): поликодовость текста, то есть обязательное наличие нескольких видов знаков - вербальных и невербальных (определяется мультимедийностью среды); интерактивность и виральность, то есть побуждение к комментированию, репостам, лайкам и другому распространению информации (определяется интерактивностью среды); нелинейность - наличие гиперссылок, брендовых хештегов, ключевых слов (определяется гипертекстуальностью среды).
3. Жанровая специфика текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий, определяет их стилистику: неформальность, использование элементов разговорного стиля и средств субъективной модальности, эмоциональность и экспрессивность речи.
4. Тексты новых медиа, используемые для информационного сопровождения ивентов, имеют особую прагматику - продлить время присутствия события и удлинить информационный след. Цель таких текстов - вовлечь аудиторию. Пользователь должен захотеть пригласить друзей и прийти сам. Кроме вовлечения текст должен работать на имидж базисного субъекта-организатора мероприятия.
Продуктом работы является разработанный алгоритм анализа текстов, используемых для информационного сопровождения ивентов, а также аналогичный чек- лист для проверки текста.
Работа содержит 3 главы, 9 параграфов и приложения. Первая глава посвящена поиску и анализу существующих подходов к исследованию электронных социальных коммуникаций и определению «текста новых медиа» и «дискурса новых медиа», а также уточнению основных понятий и обоснованию методологического инструментария. Во второй главе описана специфика текстов новых медиа, используемых для 7
информационного сопровождения мероприятий, а также разработан алгоритм анализа текстов новых медиа для информационного сопровождения ивентов. В третьей главе апробирован продукт проекта, сделаны выводы и подведены некоторые промежуточные итоги апробации результатов, содержащие в себе критерии эффективности.
Актуальность настоящего магистерского исследования заключалась в том, что «текст новых медиа» - неизученное понятие, но специалисты в области социальных коммуникаций в современных реалиях практически ежедневно вынуждены генерировать сообщения, при передаче которых целевой аудитории каналом выступают новые медиа. В связи с этим, была поставлена цель - изучить специфику текста новых медиа и предложить алгоритм анализа текстов новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий.
Для достижения цели были поставленные исследовательские задачи, решение которых описано в трех главах диссертации. Для раскрытия концепта «текста новых медиа» были даны рабочие определения текста и медиатекста.
Текст - сложная, иерархически организованная многоплановая структура, представляющая собой речевое произведение, характеризующееся целостностью, связностью и завершенностью. Медиатекст - разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского я), рассчитанная на массовую аудиторию.
Выяснилось, что попытка типологизировать явления внутри системы новых медиа составляет проблему, поскольку их разнообразие постоянно увеличивается вместе с техническим прогрессом. В контексте разговора о текстах новых медиа, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий, мы, однозначно, можем говорить про социальные сети и интернет-СМИ. В любом случае, все типы и форматы коммуникационных средств, которые можно отнести к новым медиа, они имеют схожие черты и обозначенные родовые признаки: дигитализация, интерактивность, мультимедийность, конвергентность, гипертекстуальность, изменяемость.
Тексты системы новых медиа и требования, предъявляемые к ним, также обладают особыми признаками. В рамках данной исследовательской работы текст новых медиа должен быть рассмотрен через изучение лингвистических и дискурсивных особенностей текстов новых медиа (орфография или типография), изучение устно-письменной речи, появляющейся в среде конвергентных медиа, а также анализ конвертирования оффлайновых практик в онлайновые и наоборот.
При этом задача исследователя состояла в том, чтобы посмотреть на текст в исходном его виде, на его вербализированную часть, с точки зрения копирайтинга или написания текстов для конкретных целей автора или заказчика.
Итак, выполняя одну из задач, поставленных в начале исследования, мы получили рабочие определения дискурса новых медиа и текста новых медиа.
Дискурс новых медиа - это институциональный тип дискурса, который понимается как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности, являющейся содержанием электронной коммуникации, основанной на принципе партиципарности.
Текст новых медиа - дискретная единица дискурса новых медиа, обладающая всеми признаками текста, характеризующаяся нелинейностью, мультимедийностью, интерактивностью и являющаяся частью электронной коммуникации.
По итогам первой теоретической части исследования были уточнены понятия, связанные с текстом, и разработана схема анализа дискурса новых медиа и принадлежащих ему текстов, включающая в себя методы дискурсивного, лингвистического, жанрового и социолингвистического анализа. Разработанная схема анализа может быть использована специалистами в сфере социальных коммуникаций, которые в качестве одной из задач своих исследований также ставят анализ текстов, принадлежащих системе новых медиа.
Вторая часть диссертационной работы была посвящена исследованию специфики информационного сопровождения специальных мероприятий в новых медиа. Для этого были рассмотрены новые медиа как специфический канал коммуникации, а также определены этапы информационного сопровождения ивентов в новых медиа.
Выяснилось, что специфика текста новых медиа определяется технологическими параметрами коммуникации (под воздействием технологии Веб 2.0): поликодовость текста, то есть обязательное наличие нескольких видов знаков - вербальных и невербальных (определяется мультимедийностью среды); интерактивность и виральность, то есть побуждение к комментированию, репостам, лайкам и другому распространению информации (определяется интерактивностью среды); нелинейность - наличие гиперссылок, брендовых хештегов, ключевых слов (определяется гипертекстуальностью среды).
Кроме того, жанровая специфика текстов новых медиа используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий определяет их стилистику: неформальность, использование элементов разговорного стиля и средств субъективной модальности, эмоциональность и экспрессивность речи.
Тексты новых медиа, используемые для информационного сопровождения ивентов, имеют особую прагматику - продлить время присутствия события и удлинить информационный след. Поэтому цель таких текстов - вовлечь аудиторию. Пользователь должен захотеть пригласить друзей и прийти сам. Кроме вовлечения текст должен работать на имидж базисного субъекта-организатора мероприятия.
Исходя из всего вышсказанного, а также опираясь на алгоритм анализа дискурса новых медиа был составлен алгоритм (последовательность действий) анализа текста, используемого в информационном сопровождении события. Алгоритм начинается с более общих, фундаментальных, стратегических положений, далее действия укрупняются, детализируются, исследователь переходит к анализу конкретных частей текста.
Составленный алгоритм, как продукт исследования, был апробирован на анализе текстов, использованных для информационного сопровождения специальных мероприятий для образовательных организаций (Международный фестиваль «Арт пространство Амур» Амурского госуниверситета, ЭТНО-ФЕСТ «Нас подружила Пермская земля ПГГП, мероприятия для HSE ART GALLERY Высшей школы экономики, Арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства» ТГУ).
В результате апробации были выявлены характерные особенности текстов, специфичных для информационного сопровождения мероприятий, и даны рекомендации по использованию алгоритма анализа таких текстов. Для упрощения процедуры анализа будущим пользователям предложен чек-лист для проверки читаемости и логичности текста. Чек-лист содержит все этапы анализ, этапы проверки текста оценены по балльной системе. Сверившись с чек-листом, автор текста может вывести оценку читаемости текста и принять решение - оставить текст неизменным или доработать.
Чек-лист может быть использован преподавателями и студентами на практических занятиях по дисциплине «Работа с текстами в PR и рекламе», а также может быть полезен для специалистов по работе с текстами новых медиа - копирайтеров, контент-менеджеров, интернет-журналистов, блогеров в процессе написания и проверки текстов для информационного сопровождения специальных мероприятий и других публикаций.
Проведенное исследование, а также разработка по результатам работы подробного алгоритма анализа текстов с рекомендациями и чек-листом для проверки, подтверждает гипотезу исследования о том, что информационное сопровождение специальных мероприятий в новых медиа будет эффективным, если при создании текста копирайтер будет следовать правилам создания текста, учитывающим специфику коммуникативных платформ новых медиа.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования (анализ подходов к определению «текста» и «медиатекста» в электронных коммуникациях, выделение сущностных характеристик новых медиа, определение «текста новых медиа» как единицы дискурса новых медиа, характеристика информационного сопровождения мероприятий в новых медиа, определение специфики информационного сопровождения мероприятий в новых медиа и используемых для этого сопровождения текстов, разработка алгоритма анализа текстов новых медиа для информационного сопровождения ивентов, апробация алгоритма анализа на текстах, используемых для информационного сопровождения специальных мероприятий в образовательных организациях, оценка эффективности промежуточных результатов) выполнены, а цель - достигнута.
1. Manovich, L. (2011), Kul'turnyi soft [Cultural software], URL: http://cultlook. org/lm_cultural_software (дата обращения: 25.01.2020).
2. Terranova T. Network Culture: Politics for the Information Age. L.: Pluto Press, 2004. - 191
3. А.Н. Чумиков, Е.И.Горошко Связи с общественностью и реклама в системе Интернет-коммуникаций: теоретические обоснования и профессиональные практики
4. Алешина И.В. «Паблик Рилейшнз для менеджеров» М.: ИКФ «ЭКМОС».
2000. — 212 с.
5. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на матер. креолизованных текстов. М.: Академия, 2003.
6. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). M.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 17
7. Балахонская Л. В (2016-а) Современные подходы к определению PR-текста // Российская школа связей с общественностью. 2016. Т. 8. С. 30 - 41.
8. Балдина О.Д. Русские народные картинки. M.: Молодая гвардия, 1972. - С. 3
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
10. Богоявленский А. Е. Типы текстов паблик рилейшенз и носители ПР- сообщений // Вестн. ВГУ. Сер. Филология, журналистика. 2004. № 1. С. 150-157.
11. Бузинова А. А. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015. 27 с.
12. Быкова Е. В. Принципы речевой организации Web-текста //Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2016. №2 (30). С. 99-106.
13. Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Концепции современных российских интернет-изданий // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 44-55 ; Землянова Л. М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 5. С. 57-71.
14. Валгина, Н.С. Теория текста; М.: Логос - Москва, 2004. - С.6
15. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
..82