Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка системы мониторинга региональных потребительских рынков на примере Эвенкийского муниципального района

Работа №19232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
899
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 Анализ уровня социально-экономического развития Эвенкийского
муниципального района 9
1.1 Исследование показателей уровня экономического развития
Эвенкийского муниципального района 9
1.2 Анализ показателей уровня жизни населения Эвенкийского
муниципального района 21
1.3 Сравнительный анализ социально-экономического развития
Эвенкийского муниципального района и других территорий Крайнего севера 31
2 Разработка системы мониторинга потребительских рынков территории 37
2.1 Исследования факторов, влияющих на формирование
потребительских рынков территории 37
2.2 Анализ показателей конъюнктуры рынка и инфраструктуры
локальных потребительских рынков территории 47
2.3 Определение целей, задач и структуры системы мониторинга
локальных потребительских рынков 62
3 Разработка системы мониторинга потребительских рынков Эвенкийского
муниципального района 74
3.1 Анализ показателей конъюнктуры и инфраструктуры
потребительских рынков Эвенкийского муниципального района 74
3.2 Оценка влияния показателей системы мониторинга на уровень социально-экономического развития Эвенкийского муниципального
района 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91


В российской экономики одно из важнейших мест занимают потребительские рынки. Анализ спроса и предложения, обеспеченность инфраструктурой, удовлетворения потребностей, который определяет уровень и качество жизни населения в регионах РФ. Как правило, потребительские рынки локализованы в пределах конкретной территории и зависят от доходов населения, местных условий, территориальной расположенности региона и отраслевой специализации.
Кризисные явления в экономике России, регионах и муниципалитетах отражаются на состоянии и динамике территориальных потребительских рынков: для них характерны неоднородность в уровне обеспечения товарами и услугами, отличия в снабжении продовольственными и непродовольственными товарами, что в условиях нестабильности экономики и реальных доходов населения является источником социальных рисков.
С момента создания первых государств и до настоящего времени проблемы мониторинга и последующего регулирования уровня развития отдельных территорий находились среди приоритетов государственного менеджмента. При этом следует отметить, что в отдельные периоды выравнивание социально-экономического развития отдельных территорий не являлось прямой функцией государства, а в значительной степени выполнялась самим населением.
Конечной и логически завершенной целью проведения мониторинга социально-экономического развития региона является разработка региональных программ развития, которые на основе выявленных структурных дисбалансов способствовали бы выравниванию социально¬экономических условий развития отдельных территорий, на основе выработки комплексного механизма решения проблем повышения эффективности функционирования отдельных отраслей и комплексов региональной экономики.
Для современных условий хозяйствования в регионах России характерно формирование рынков, имеющих конкретную специализацию. Специализация рынков проявляется в изменении рыночной конъюнктуры, увеличении объема и ассортимента товаров и услуг, растущем уровне конкуренции. Учитывая данные характерные черты формирования рынков, в том числе локального потребительского рынка необходимо совершенствование методики оценки рынка для создания наиболее четкого представления о тенденциях и проблемах его развития.
Актуальность темы состоит в том, что кризисное явление в экономике собой снижение уровня жизни населения (увеличение цен, продовольственных и непродовольственных товаров). Для мероприятий социальной защиты и разработки программ социально-экономического развития, необходимо построение системы методов сбора и обработки информации для принятия решений.
Целью дипломной работы является разработка системы мониторинга региональных потребительских рынков на примере Эвенкийского муниципального района.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать уровень социально-экономического развития района;
- определить цели, задачи и структуру системы мониторинга локальных потребительских рынков;
- исследовать факторы, влияющие на формирование инфраструктура потребительских рынков;
- разработать систему мониторинга локальных потребительских рынков;
- оценить влияния показателей системы мониторинга на уровень социально-экономического развития района.
Объектом исследования является Эвенкийский муниципальный район. Предметом исследования является система мониторинга региональных потребительских рынков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Региональный потребительский рынок представляет собой сложную систему взаимосвязей. На развитие региональных потребительских рынков оказывает влияние множество факторов, таких как природно-климатические, экономические, демографические и другие. Для определения уровня развития потребительских рынков региона необходим подробный анализ данных показателей и определение уровня их влияния на производство потребительских товаров.
На экономическое развитие Эвенкии оказывают влияние отдаленность от центральных районов края и климатические особенности. Население ЭМР стабильно сокращается. В последние годы увеличились инвестиции в основной капитал, главным образом, за счет добывающих отраслей. Малый бизнес представлен в основном торговлей и услугами. Число предприятий малого бизнеса и численность работающих на них в динамике сокращается. Бюджет региона в 2015 году является дефицитным за счет большой доли расходов, в том числе на социальную сферу.
Демографическая ситуация района характеризуется естественной прибылью и миграционной убылью населения.
Уровень заработной платы работающих находится выше среднероссийского уровня. Однако темы роста потребительских цен выше темпов роста заработной платы. В динамике увеличивается численность работников организаций разных сфер деятельности. Наибольший прирост численности работников в сфере строительства, что связано с активным освоением района по причине роста добычи полезных ископаемых. Уровень и число безработных в районе снижается. Наибольшая численность работников при этом занята в сфере строительства и в бюджетных отраслях (здравоохранение, образование).
Анализ конъюнктуры и инфраструктуры локальных потребительских рынков Эвенкийского муниципального района показал, что потребительский рынок района отстает в своем развитии от ближайших основных рынков.
Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, обеспечивающую на основе развитых товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при минимальных издержках обращения.
Система мониторинга потребительского рынка в настоящее время затрагивает только поверхностные проблемы региона. Для функционирования рынка на уровне двадцать первого максимально глубоко рассматривать его инфраструктуру
Отсталость потребительского рынка Эвенкийского муниципального района очевидна, даже в сравнении с близ лежащими крупными рынками. Для улучшения его состояния или хотя бы для объективного видения ситуации следует доработать систему мониторинга. Что даст толчок муниципальной власти действовать для улучшения жизни населения.
Анализ показал, что в ЭМР отсутствует долгосрочная концепция развития потребительского рынка с возможными вариантами его функционирования, выбор которых определялся бы конкретными условиями. Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость разработки основных направлений развития потребительского рынка района на долгосрочную перспективу.
Основные направления в сфере развития сектора розничной торговли, специализированной розничной торговли, сектора общественного питания, секторы бытового обслуживания населения в ЭМР:
- создание эффективной конкурентной среды;
- упорядочение размещения;
- создание условий для модернизации;
- совершенствование развития мелкорозничной торговли;
- стимулирование развития торгово-сервисных комплексов (рынков).
Реализация перечисленных направлений позволит получить следующие результаты:
- формирование реестра объектов потребительского рынка;
- схемы рационального распределения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в ЭМР с учетом потребностей населения;
- сокращение доли уличной и мелкорозничной торговли в общей структуре товарооборота;
- формирование эффективной системы защиты прав потребителей (за счет совершенствования правовых стандартов торговли и потребления);
- активное использование прогрессивных форм и методов обслуживания (магазины самообслуживания; комплексность услуг, предоставляемых населению: возможность заказа товаров на дом, расчета пластиковыми карточками, использования различных форм потребительского кредитования, покупки и оплаты услуг через Интернет и др.);
- создание дифференцированных комплексов сервисного обслуживания (торгово-развлекательные комплексы с благоустроенными, озелененными прилегающими территориями, детскими площадками, автостоянками);
- активное развитие выставочно-ярмарочного комплекса.
Таким образом, все предложенные направления являются обоснованными и целесообразными



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016)
8. Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 № 799 (ред. от 28.07.2005) «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров»
9. Постановление Правительства РФ от 12.10.1998 № 1190 (ред. от 26.07.2004) «О мерах по стабилизации потребительского рынка Российской Федерации»
10. Акулич И. Л, Демченко E. В. Основы маркетинга: учебное пособие. - Москва: Высшаяшкола, 2008. - 236с.
11. Антонюк В.С., Данилова И.В., Пасешник Н.П. Функционирование и развитие территориальных потребительских рынков: теоретические,методические и прикладные аспекты // Экономика региона. - 2013. - № 4. - С. 237-249.
12. Анненкова А.А., Артемьева Л.В. Региональный потребительский рынок: приоритеты развития и государственного регулирования // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии . 2012. №2. С.45-47.
13. Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник / А.Ф. Барышев. - Москва: Академия, 2012. - 208 с.
14. Бухтиярова Т.И., Павленко Е.Л. Разработка стратегии развития потребительского рынка региона // Современные проблемы науки и образования . 2012. №2. С.325.
15. Батыршина Э. Р., Симйонка Г. Ю. Потребительский рынок: механизмы координации // АВУ . 2012. №12 (104). С.54-58.
16. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб.пособие. / И. К. Беляевский - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 320с.: ил.
17. Бобрышев А.Н., Казаков М.Ю. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона // 1<а№1. - 2011. - № 2. С. 97-100.
18. Бутова Т.Г., Мутовин С.И., Судьин К.Н. Туризм как фактор устойчивого развития северных территорий // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 65-73.
19. Голубков Е.П. Маркетинговыеисследования. / E. П. Голубков. // Маркетинг в России и зарубежом. - 2011. - №1. - C.120-122.
20. Губин В.В. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации // УЭкС. 2012. №40 (40). С.68.
21. Данилов А.А., Данилова В.А. Совершенствование организационно¬экономических механизмов управления региональным потребительским рынком // Сервис + . - 2012. - № 3. - С. 107-113.
22. Данилов А.А., Данилова В.А., Литвинова Е.В. Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на макро- и мезоуровнях // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 5 (52). - С. 18¬
30.
23. Егорушкина Т.Н. Актуальные проблемы развития инфраструктуры региональной оптовой торговли в условиях конкурентного рынка // ЕГИ. 2013. №2. С.43-48.
24. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Текст] / Т. В. Епифанова // Учет и статистика. - 2011. - № 4. - С. 102-107
25.Зверева Е.В. Понятие потребительского рынка // Безопасность бизнеса.2015. № 3. С. 3 - 7.
26. Иневатова О.А. Цели, принципы и методы регионального управления потребительским рынком // Известия ОГАУ. 2014. - № 3. - С. 204-206.
27. Иневатова О.А., Прокофьева Е.П. Механизм управления развитием потребительского рынка региона в современных условиях // Вестник ОГУ. 2011. №13 (132). С.210-215.
28. Ковалев A. И. Маркетинговыйанализ / A. И. Ковалев. - Москва: Центрэкономики и маркетинга, 2012. - 256с.: ил.
29. Котлер Ф. Основымаркетинга / Ф. Котлер. - Москва: Прогресс, 2010. - 736с.
30. Малкова Т.Б., Балашова Е.А. Развитие потребительского рынка как основа повышения качества жизни населения региона // МНИЖ. 2015. №2-3 (33). С.7-14.
31. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - 640 с.
32. Потребительский рынок города: состояние и перспективы [Текст]: монография / кол.авт. под рук. Т.В. Усковой. - Вологда:ИСЭРТ РАН, 2012. - 111 с.
33 Пантелеев В.Ю. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2015. № 3. С. 151 - 156.
34. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов : науч. изд. / М. Портер. - М. :Альпина Паблишер, 2016. - 716 с.
35. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России)
36. Рябов В. Н. Экономическая безопасность и механизмы ее обеспечения
// МНКО. 2013. №2 (39). С.287-288.
37. Семенов А.С. Факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве // Вестник Ульяновской ГСХА. - 2014. - № 3 (27). - С. 156-159.
38. Семенихин В.В. Защита прав потребителей. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 197 с.
39. Совик Л.Е. Бизнес-мониторинг как элемент системы инновационного менеджмента // Территория науки. 2015. №6. С.134-138.
40 . Суслова Ю.Ю., Жигалин С.П. Методические подходы к исследованию предпринимательских структур в инфраструктуре рынка // Проблемы современной экономики. 2012. №4. С.182-186.
41 .Харитонов Е.М. Потребительское поведение россиян как фактор развития финансовой деятельности // Гуманитарные, социально¬экономические и общественные науки. 2015. №11-2. С.81-85.
42.Черчилль А. Гилберт. Маркетинговые исследования. / Гилберт А. Черчиль. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 752с
43 .Черкасов В.А. Методика оценки локального продовольственного рынка в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12. С.344-347.
44.Черемисина Т.Н. Экономическая диагностика как инструмент регулирования регионального потребительского рынка товаров // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №4 (050). С.229¬234.
45.Черемисина Т.Н. К вопросу о сущности потребительского рынка товаров как социально-экономической подсистемы региона // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №2 (048). С.131¬137.
46.Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eve№kya.ru.
47.Официальный сайт МСУ Таймырского Долгано-ненецкого муниципального района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :/Лаітуг24.ги/.
48.Официальный сайт: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.
49.Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru.
50.Официальный сайт: Автоматизированная система мониторинга муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aismmo.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ