Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования выразительности речи младших школьников 7
1.1. Характеристика изобразительно-выразительных средств русского языка 7
1.2. Фразеологизмы как средство художественной выразительности речи 11
Глава 2. Методические основы формирования выразительности речи младших школьников в процессе начального языкового образования
2.1. Проблема формирования выразительности речи учащихся (обзор методической литературы) 16
2.2. Организация экспериментальной работы по проблеме исследования 24
Заключение 49
Библиографический список 51
Важнейшее направление работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. И поэтому в современных программах по русскому языку для начальной школы вопросы развития речи, формирования речевых умений и навыков находятся в центре внимания. Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно-выразительных средств.
Фразеологические единицы - важнейшая составляющая лексического состава русского языка, использование которых в устных и письменных высказываниях является показателем высокого уровня речевого развития.
Фразеологизмы являются важнейшим изобразительно-выразительным средством языка, поэтому необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию у учащихся навыков использования в устных и письменных высказываниях фразеологических единиц языка и формирования на этой основе выразительности речи в процессе начального языкового образования.
Необходимость специальной работы с фразеологизмами как средством обогащения и совершенствования лексикона давно отмечалась педагогами и методистами (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова).
В настоящее время проблема организации работы с фразеологизмами сохраняет свою актуальность, о чем свидетельствуют многочисленные публикации таких авторов, как М.Р. Львов, Г.В. Михеева, А.Ф. Прокофьева, Е.В. Баурина, Е.И. Рогалева, Т.В. Гриднева, Г.М. Ставская, О.И. Еременко, В.В. Демичева, Л.С. Бушуева, О.В. Федосеева, Е.В. Вальчук. и другие.
В последние десятилетия вопросам фразеологической работы в процессе начального языкового образования уделяется большое внимание. Одна из причин этого - внедрение в образовательный процесс культуроведческого подхода, который применительно к урокам русского языка предполагает со- изучения языка и культуры народа, а также формирование у обучаемых представления о русской языковой картине мира. Несомненно, что фразеологические обороты - важная часть русской языковой картины мира, так как они содержат в своей семантике культурный компонент. В лингвокультурологических работах фразеологизмы характеризуются как хранители культурной информации «Фразеологизм - кладезь премудрости народа, сохраняющий и воспроизводящий менталитет народа, его культу от поколения к поколению» (В.В. Воробьев).
Кроме того, именно в период начального языкового образования следует уделять серьезное внимание работе с фразеологизмами, поскольку в этот возрастной период идет активное формирование лексикона учащихся, и фразеологизмы должны стать важной составной частью лексикона младшего школьника. Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
В процессе анализа методической литературы было выявлено следующее противоречие. В начальной школе необходимо проводить специальную работу, по формированию такого качества речевой культуры как выразительность. Фразеологизмы являются одним из наиболее ярких средств выразительности в русском языке, которым следует уделять внимание на уроках русского языка в начальной школе. Однако нет соответствующего дидактического материала, специальных пособий, в которых бы эта работа описывалась.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в формировании выразительности речи младших школьников на материале фразеологии. Решение названной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования я - процесс формирования выразительности речи младших школьников.
Предмет исследования - содержание фразеологической работы, направленной на формирование выразительности речи младших школьников (упражнения, задания, дидактический материал к урокам русского языка)...
Вопросы формирования выразительности речи учащихся являются актуальными в современном обучении русскому языку. Обусловлено это тем, что выразительность речи усиливает ее эффективность, поскольку яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие слушателей или читателей. Изобразительно-выразительные средства языка расширяют возможности говорящего. С помощью таких средств с наибольшей полнотой и выразительностью могут передаваться особенности мировосприятия мироощущения, образа жизни, быта, явлений природы. Обогащение словарного запаса младших школьников выразительными средствами дает огромные возможности для умственного, речевого и эмоционального развития. Включение изобразительно - выразительных средств в словарь детей активизирует их умственную деятельность, заставляет задуматься над значением слов и выражений, повышает уровень и мыслительную деятельность.
Однако в программах и учениках для начальной школы не уделяется должного внимания фразеологической работе, направленной на формирование выразительности речи обучаемых.
Интерес к фразеологическому составу языка с методической точки зрения проявляли Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский, затем вопросам изучения фразеологии в начальном обучении языку уделяли внимание К.Б. Бархин, М.А. Рыбникова и др.
Проведенный констатирующий эксперимент помог выявить типичные ошибки учащихся в употреблении фразеологизмов, а также описательно и статистически доказал необходимость ведения фразеологической работы в начальных классах, направленных на формировании выразительности речи. Таким образом, анализ программ и учебных пособий для начальной школы, изучение и обобщение передового учительского опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали целесообразность и необходимость специальной фразеологической работы и правомерность выделения ее в качестве особого аспекта обучения, входящего в единую систему речевого развития младших школьников.
Нами отобраны методы и приемы изучения фразеологизмов, способствующие речевому развитию младших школьников. При структурировании системы упражнений была использована последовательность и типология, предложенная Г.Н. Приступой. В связи с этим отобранный дидактический материал был распределен в соответствии с тремя выделенными нами этапами фразеологической работы: пропедевтическим, репродуктивным и продуктивным.
В ходе исследования подтвердилась рабочая гипотеза о том, фразеологическая работа будет способствовать формированию выразительности речи младших школьников при соблюдении следующих условий: 1) фразеологическая работа будет проводиться систематически на уроках как русского языка, так и литературного чтения; 2) фразеологическая работа будет осуществляться современными методами и приемами, способствующими речевому развитию младших школьников; 3) обучение использованию фразеологизмов будет проходить на основе специально разработанных упражнений, проводимых в определенной последовательности.
Экспериментальная работа не только подтвердила мнение ведущих методистов о необходимости начинать фразеологическую работу в начальных классах. Наблюдение за речью детей в конце формирующего эксперимента позволяет сделать выводы о том, что в ходе проделанной экспериментальной работы дети научились находить устойчивые сочетания в текстах, определить смысл фразеологизмов, подбирать фразеологические обороты к свободным сочетаниям, а следовательно, без затруднений использовать фразеологизмы в своей речи, что делает ее точной, меткой и выразительной.
1. Алиференко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка: учебное пособие / Н.Ф. Алиференко. - Волгоград, 1993. - 274 с.
2. Андронова Е.В. О проблемах изучения русской фразеологии современными школьниками и культурологическом образовании / Е.В. Андронова // Русский язык и учитель-словесник в современной России: материалы VII Международной научно-методической конференции - Воронеж: Научная книга,2009. - С. 43-45.
3. Андронова Е.В. Традиционная русская фразеология в структуре языковой личности современных школьников / Е.В. Андронова // Известия Научно-координационного центра по профилю «филология» (ВГПУ -ВОИПКРОиПРО). - Выпуск VI. - Воронеж: ВОИПКРОиПРО, 2008 - С. 42¬47.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистической терминологии / О.С. Ахманова - М.: Академия, 2004. - 527 с.
5. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники / А.М. Бабкин. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 264 с.
6. Бакина М.А. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в современной поэзии / М.А. Бакина // Русский язык в школе. - 1980. - № 3. - С. 68 - 73.
7. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе: пособие для учителей / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1984. - 145 с.
8. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в 4-8 классах / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1985. - 134 с.
9. Баурина Е.В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школ / Е.В. Баурина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филогическиенауки». - 2011. - № 4. - С.102-106.
10. Бекшенева Г.Х. Изучение сравнений как средство формирования выразительной речи учащихся / Г.Х. Бекшенева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Филогическиенауки». - 2011. - № 4. - С. 106-112.
11. Богданова А.В. Совершенствование интонационной выразительности диалогической речи младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Богданова. - Елец, 2013. - 24 с.
12. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка/ Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1999. - 342 с.
13. Бушуева Л.С. Использование фразеологических единиц с целью обогащения и активизации словарного запаса третьеклассников на внеклассных занятиях по русского языку // Л.С. Бушуева, О.В. Федосеева / Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 8. - С. 1-8.
14. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе: пособие для учителя / Е.В. Вальчук. - М., 1989. - 90 с.
15. Введенская Л.А. Культура речи: пособие для студентов / Л.А. Введенская. - М.: Изд. Феникс, 2014. - 161 с....(72)