ВВЕДЕНИЕ 5
1. Специфика программы дополнительной профессиональной
подготовки «Менеджмент в образовании» 9
1.1 Специфика дополнительной профессиональной подготовки 9
1.2 Специфика программы «Менеджмент в образовании» 13
1.3 Педагогические технологии для программы «Менеджмент в
образовании» 18
2. Обоснование и разработка методического обеспечения программы
дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании» 28
2.1 Обоснование и разработка программы «Менеджмент в образовании» 2 8
2.2 Обоснование и разработка лекционных и практических занятий 32
по программе «Менеджмент в образовании» 32
2.3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса по
программе дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании» 45
3. Экспертиза электронного курса «Менеджмент в образовании» 58
3.1 Разработка программы экспертизы электронного обучающего курса
«Менеджмент в образовании» 58
3.2 Анализ и результаты экспертизы электронного курса программы
«Менеджмент в образовании» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Актуальность деятельности педагога дополнительной профессиональной подготовки очевидна. Этим определяются высокие требования к нему. Профессия педагога дополнительной профессиональной подготовки еще только складывается. В ней много неопределенного и неизученного. Но широкий диапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильно возрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог дополнительной профессиональной подготовки призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе дополнительного профессионального образования, а так же в не государственной сфере подготовки рабочих. Система дополнительной профессиональной подготовки в нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральных и социальных качеств. Так же важно отметить, что в настоящее время в мире происходит технологическая революция в образовании, вызванная быстрым прогрессом информатики и средств коммуникации. Последствия этой революции не обошли стороной и Россию, расширяя спектр дидактических средств и увеличивая возможности применения мультимедиа средств в образовании.
Дополнительная профессиональная подготовка уже работающих преподавателей во многом определяется степенью их готовности к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, и в то же время обладающим развитым чувством гражданственности и ответственности. Становление такого педагога происходит в период обучения по программе дополнительной профессиональной подготовке. Освоенные в процессе обучения знания, умения и навыки выступают не только в качестве предмета учебной деятельности, но и в качестве средства профессиональной деятельности.
Одним из элементов подготовленности педагогов по программе дополнительной профессиональной подготовки является умение грамотно устно и письменно выражать свои мысли, вести профессиональные диалоги, педагог должен иметь лидерские качества, уметь руководить коллективом, обладать чувством долга, организаторскими способностями, планировать свою работу и четко контролировать ее выполнение.
Значимость дополнительной профессиональной подготовки в современных условиях, сложившихся в связи с переходом на профессиональные стандарты, очень велика.
Еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности [31].
Анализируя профессиональный стандарт педагога [31], применение профстандарта должно решить следующие задачи: установить чёткие требования к квалификации преподавателей различных направлений и сфер деятельности. Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников. Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей. Активно привлекать преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Современное общество переживает новый этап развития, характеризующийся социально-культурными и технологическими преобразованиями, которые отличают его от всех предыдущих масштабностью и высокой степенью динамики. Вполне естественно, что образование как неотъемлемая составляющая культуры в целом не может пребывать вне зоны передовых исследований и технологий. В связи с этим всё большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности обучающихся, на создание условий, способствующих облегчению процесса их социальной адаптации и самореализации.
В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. “Отработка” применяемых в сфере образования ИТ должна ставить своей целью реализацию следующих задач:
поддержку и развитие системности мышления обучаемого;
поддержку всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, спектр которых заметно расширился: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, формирования новых средств обучения.
Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.
Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные - это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого обучающего, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения.
Менеджмент в сфере образования - это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности.
Изучение программы «Менеджмент в образовании» позволит сформировать у будущего специалиста навыки использования основных принципов, методов и механизмов управления, что позволит повысить профессиональные качества будущих педагогов и поможет им в профессиональном росте.
Программа «Менеджмент в образовании» предназначена для формирования и расширение знании и компетенций’ в области теории и практики управления образовательными учреждениями.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения для программы«Менеджмент в образовании», и успешностью его применения в процессе обучения.
Вышесказанное определило цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: обосновать и разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании».
Объект исследования: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании».
Предмет исследования: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы.
3) Выявить теоретические основы разработки методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки.
4) Разработать методическое обеспечение и электронный обучающий курс программы дополнительной профессиональной подготовки ««Менеджмент в образовании».
5) Провести экспертизу методического обеспечения программы «Менеджмент в образовании».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы.
Теоретические методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ литературы по вопросам педагогических технологий;
- анализ научной литературы по вопросам разработки электронных обучающих курсов;
Эмпирические методы:
- метод экспертных оценок.
Современное общество переживает новый этап развития, характеризующийся социально-культурными и технологическими преобразованиями, которые отличают его от всех предыдущих масштабностью и высокой степенью динамики. Вполне естественно, что образование как неотъемлемая составляющая культуры в целом не может пребывать вне зоны передовых исследований и технологий. В связи с этим всё большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности обучающихся.
Становится очевидным, что при «изменении образовательного мира» изменяется и сектор технологий дополнительной профессиональной подготовки - он обогащается инструментарием интерактивных форм обучения взрослых, использование которых нельзя не учитывать.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в разработке методического обеспечения для программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании».
Дополнительная профессиональная подготовка востребована лишь в том случае, когда она направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. В соответствии с темой исследования были определены цель, объект, предмет исследования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки, подобрать педагогические технологии для образовательного процесса, а также разработать методическое обеспечение.
Решая первую задачу исследования, мы изучили понятие дополнительной профессиональной подготовки, которая осуществляется посредством реализации программ, определили целевую аудиторию и виды Дополнительной профессиональной подготовки. (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).
Одним из базовых документов дополнительной профессиональной подготовки является Профессиональный стандарт, он адресован работодателям для формирования кадровой политики и в управлении персоналом, для организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций.
Определяя специфику программы мы не могли не коснуться вопросов связанных со специфическими закономерностями освоения знаний и умений взрослыми, а также особенностью руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.
Необходимо отметить, что для этого контингента обучающихся характерна высокая мотивированность обучения и простраивание индивидуальной траектории обучения.
На сегодняшний день применение профессионального стандарта для занятия педагогической деятельностью в части определения требований к квалификации, является обязательным.
В Профессиональном стандарте определены трудовые функции, которые представлены через трудовые действия, необходимые знания и умения.
Специфика программы «Менеджмент в образовании» определяется выделенными в профессиональном стандарте функциями, и целевой аудиторией.
Решая следующую задачу нашего исследования мы рассмотрели понятие педагогической технологии нескольких авторов (Пальчевский, Цветков, Беспалько, Лихачев, Кларин) и в качестве базового понятия взяли определение Монахова.
Анализируя существующие классификации педагогических технологий, мы остановились на классификации Селевко. Из этой классификации были выделены педагогические технологии для преподавания программы «Менеджмент в образовании».
Выделяя технологии мы руководствовались трудовыми функциями, которые должны быть сформированы в процессе обучения по программе и особенностями обучения целевой аудитории.
Нами были взяты: традиционная технология обучения, технология проблемного обучения, игровая технология, технология проектного обучения.
Следующей задаче исследования - была разработка методического обеспечения. В работе мы рассматривали методическое обеспечение как процесс - это планирование, разработка и создание методической документации, необходимых для организации образовательного процесса в рамках содержания, определяемого дополнительной профессиональной программой.
И методическое обеспечение как результат - это программа, методики занятий и задания, представляющих собой системное описание образовательного процесса, который предназначен для обучающихся дополнительной профессиональной программы. В этом смысле методическое обеспечение является средством управления подготовкой специалистов, моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
Раскрыв сущность понятия «Методическое обеспечение» и учитывая выделенные ранее педагогические технологии, мы разработали методическое обеспечение лекционных занятий, практических и итоговое занятие.
Методические разработки занятий и примеры заданий представлены на слайде.
Проведя анализ понятия педагогические программные средства и изучив их классификацию, мы определили, что разработанное нами педагогическое программное средство относится к Электронному обучающему курсу.
Электронный обучающий курс по целевому назначению является:
Формирующей программой. Формирующие знания, это информационно-справочные и поисковые программы.
По функциональному назначению - не линейная. Изучение программного материала происходит последовательно.
По степени активности - активная, так как предусмотрен интерактивный диалог учащегося и преподавателя. Учебный материал представлен в свободном доступе.
При разработке электронного обучающего курса мы учитывали дидактические принципы и принципы разработки, предъявляемые к таким средствам.
Электронный обучающий курс «Менеджмент в образовании» предназначен как для первоначального изучения данной программы.
Разработанный электронный обучающий курс позволяет в полном объёме обеспечить доступ обучающихся к учебному материалу посредством теоретической части и глоссария, организовать контроль и подготовку при выполнении практических заданий.
Информационно-справочный блок представлен в виде лекций в 3- х форматах.
Для изучения учебного материала достаточно выбрать нужный пункт и просмотреть интересующую информацию, открыть нужную страницу и изучить материал самостоятельно.
Блок диагностики предназначен для оценки знаний.
Блок управления обучением представлен в : индикаторе выполнения заданий, рефлексивным блоком, анкетой и экспертизой с помощью Google form.
Структура нашего электронного курса представлена на слайде ЭОК прошел экспертизу.
Результаты экспертизы доказывают, что ЭОК разработан в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, что может свидетельствовать о педагогической обоснованности его применения в процессе преподавания программы «Менеджмент в образовании».
Он прост в использовании, не требует больших возможностей от компьютера, рассчитан на обучающихся с любым уровнем подготовки. С помощью средств визуализации электронный курс привлекает внимание и способствует лучшему усвоению и запоминанию материала.
1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. - М., Казань : 2012.
2. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.
3. Аргунова, Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета / Т. Г. Аргунова. - М.: НПЦ «Профессионал», 2000.
4. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
5. Бертон, Р. Кларк. Система высшего образования. - М.: Логос, 2011. -
6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.
7. Борцовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Борцовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
8. Генике, Е. А. Активные методы обучения. Новый подход. - М.:Национальный книжный мир, 2015
9. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 c.
10. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.
11. Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА [Электронный ресурс]//Режим доступа: http: //www.kgau.ru/distance/mf_01 /ped-asp/09_01.html
12. Колычев ИМ. Лекция о лекции: Учебное пособие Омск 2014.-9с
13. Коробко В.И. Теория управления. - М.: ЮНИТИ, 2009.
14. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / ИЮ. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. ИЮ. Солдатова, М.А. Чернышева.
- М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
15. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова.- М.: Проспект, 2016. - 320 c.
16. Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007. - 114 с.
17. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения. - М.: ЭКСМО, 2009.
18. Лунту Б.Д. Исследование различных подходов в методике построен
ия учебных пособий // квалификационная работа [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html
19. Мескон, M.X. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. О.И. Медведь. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.
20. Научно-практические конференции ученых и студентов; [Электронный ресурс]//Режим доступа:https://sibac.info/studconf7social/xiv/35000
21. Научный журнал: современные наукоемкие технологии; [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.top-
technologies.ru/ru/article/view?id=25948
22. Новиков, А. М. Основания педагогики: [Электронный ресурс]//Режим доступа:http://anovikov.ru/books/op.pdf.
23. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации образования; [Электронный ресурс]//Режим доступа:
http: //vio. uchim.info/Vio_ 22/cd_site/articles/art_1_2 .htm
24.Образование и педагогика; [Электронный ресус]//Режим доступа: http: //www.eduneed.ru/ededs-207-1 .html
25. Образовательный менеджмент: [Электронный ресурс]//Режим доступа https://solncesvet.ru/obrazovatelnyiy-menedzhment-pomoshh-2/
26. Панкратова О.П. Использование электронных учебных пособий
вучреждениях профессионального образования [Электронный ресурс]//Режим доступа:
http://www.moluch.ru/conf/ ped/archive/72/4050/
27. Педагогический словарь [Электронный ресурс]//Режим доступа: https: //www.anovikov.ru/dict/ped_sl .pdf
28. Педагогические технологии. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https: //superinf.ru/view_helpstud.php?id=2230
29. Попов, С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2013. - 176 c.
30. Портал «Школа жизни» [Электронный ресурс]//Режим доступа:
https://potencial-school.ru/tradicionnye-texnologii-obucheniya-tto.html
31. Профессиональный стандарт педагога, 2015г. [Электронный ресурс]//
Режим доступа https://xn--80abucj iibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/3071/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15-
%D0%9F%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%28%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%29.pdf
32. Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр,2013. - 240 c.
33. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение. - М.: Вузовский
34. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
35. Текст научной статьи по специальности «Народное образование.
Педагогика» [Электронный ресурс]//Режим доступа:
https: //cyberleninka.ru/article/n/pedago gicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-
i- praktika-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom
36. Файловый архив студентов. Педагогические технологии в
образовательном процессе. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2494027/
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]//Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1efl37f01615/
38. Электронная библиотека «КиберЛенинка» " [Электронный
ресурс]//Режим доступа:https://cyberleninka.ru/
39.Электронный учебник «педагогические технологии» [Электронный ресурс]// режим доступаhttp://scibook.net/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/ponyatie-pedagogicheskaya-tehnologiya-56371.html