Введение 6
1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
предприятия 8
1.1 Сущность, принципы, содержание и функции организации
коммерческой деятельности 8
1.2 Особенности коммерческой деятельности оптового
предприятия 26
1.3 Особенности оценки эффективности коммерческой деятельности
торгового предприятия 38
2 Анализ организации коммерческой деятельности ООО ТД «Мегаполис»...46
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ТД
«Мегаполис» 46
2.2 Материально-техническое обеспечение коммерческой деятельности
ООО ТД «Мегаполис» 56
2.3 Анализ показателей коммерческой деятельности ООО ТД
«Мегаполис» 64
3 Совершенствование организации коммерческой деятельности торгового
предприятия ООО ТД «Мегаполис» 69
3.1 Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности
ООО ТД «Мегаполис» 69
3.2 Обоснование эффективности мероприятий на организации ООО ТД
«Мегаполис» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Актуальность анализа коммерческой деятельности в современных условиях развития коммерческих процессов состоит в том, что она выступает как система отношений, по поводу актов купли-продажи на взаимовыгодной основе.
Новые рыночные условия торговой деятельности потребовали подготовки нового универсального типа коммерческого работника - инициативного, самостоятельного, предприимчивого: коммерсанта широкого профиля, способного успешно осуществлять свою деятельность в новых экономических условиях.
В связи с этим резко возрастает роль профессиональной подготовки специалиста-коммерсанта, обладающего глубокими знаниями теории коммерческой деятельности, а также практическими умениями и навыками успешного осуществления этой деятельности.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях предполагает полное равноправие торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственную самостоятельность поставщиков и покупателей, строгую материальную и финансовую ответственность сторон за выполнение принятых обязательств. Возросла роль коммерческих служб предприятий, на деятельность которых в настоящее время оказывают влияние различные факторы окружающей среды, такие как экономические, политические, технологические и т.д.. Таким образом, целесообразно рассмотреть современные тенденции в деятельности коммерческих служб предприятия.
Одним из факторов, определяющих успешное функционирование торгового предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, выступает анализ коммерческой деятельности, систематическое проведение которого способствует осуществлению быстрой, качественной и профессиональной оценке результативности коммерческой работы предприятия; точному и своевременному выявлению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров; выбору оптимальных путей решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Целью данной работы является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии ООО ТД «Мегаполис» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы заключаются в следующем:
- Сформировать теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия;
- Раскрыть сущность, принципы, содержание и функции организации коммерческой деятельности;
- Определить особенности коммерческой деятельности оптового предприятия и оценки эффективности коммерческой деятельности;
- Дать анализ организации коммерческой деятельности ООО ТД «Мегаполис»;
- Разработать практические рекомендации, способствующие совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО ТД «Мегаполис». Предметом исследования являются совокупность отношений, возникающих на торговом предприятии по поводу организации и осуществления коммерческой деятельности. Базой для анализа являются информационные, статистические, аналитические материалы, бухгалтерский отчет за 2015-2016 гг, отчет о прибылях и убытках, периодические издания.
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерческой деятельности, маркетинга.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объём работы 86 стр. Список использованных источников включает в себя 46 источников.
Коммерческая деятельность - это совокупность отношений по поводу купли-продажи, которая не представляет собой набор исключительно случайных взаимосвязей. Они причинно - следственно детерминированы.
Место коммерческого предприятия в системе общественного воспроизводства обусловливают следующие его функции: финансовая, материально-техническая, информационная, покупка рабочей силы, продажа (сбыт) товаров - услуг. Сердцевиной каждой функции являются товарообменные отношения. Финансовая связана с взаимоотношениями данного предприятия с субъектами рынка капитала, материально¬техническая- рынка средств производства, наем рабочей силы - рынка труда, информационная - рынка информации, продажа товаров и предоставление дополнительных услуг - с рынком покупателей.
Для того чтобы совершить закуп какого-либо товара, необходимо: рабочая сила, материально-техническое обеспечение, информация и конечно же финансы. Это подтверждает, что без остальных функций коммерческой деятельности закупить товар не возможно.
Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью ТД «Мегаполис». Основной вид деятельности: оптовая торговля алкогольными напитками. Основной целью создания и деятельности предприятий является получение прибыли.
Оптовый оборот предприятия в действующих ценах возрос на тыс. руб. и составил тыс. руб. Данный факт, является положительным моментом в деятельности ООО ТД «Мегаполис», он объясняется в первую очередь низкими ценами на предлагаемые товары и широким ассортиментом продукции.
В целом работу предприятия ТД «Мегаполис» в рассматриваемом периоде можно оценить удовлетворительно. На фоне того, что оптовый оборот предприятия возрос, конечным результатом деятельности предприятия стало увеличение чистой прибыли. В отчетном году предприятие ТД «Мегаполис» имело значительный объем доходов и расходов, не относимых к издержкам обращения. В результате прибыль до налогообложения предприятия составила тыс. руб., а чистая прибыль равнялась тыс. руб.
На сегодняшний день ООО ТД «Мегаполис» работает с пятью основными поставщиками по всему ассортименту товаров. Все поставщики территориально расположены в стране: г. Москва, Краснодар, Екатеринбург.
Со всеми поставщиками ООО ТД «Мегаполис» работает по договору поставки. При равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности, резко повышается роль договоров поставки, которые являются основным документом определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров.
Для ООО ТД «Мегаполис» наиболее приемлемыми поставщиками являются: ООО «Глобал Трейд», г. Москва - баллов, ООО ПКФ «Корк - С», г. Краснодар - баллов и ООО «Авангард», г. Екатеринбург - баллов. Максимально возможный балл -, оценки, полученные рассмотренными поставщиками довольно близки к максимуму, например, ООО ПКФ «Корк - С» на % соответствуют максимальным значениям.
Поскольку эти предприятия входят в перечень постоянных поставщиков для ООО ТД «Мегаполис» необходимо выстраивать с ними более долгосрочные отношения, заключать более долгосрочные контракты.
За исследуемый период снизилась скорость обращения товарных запасов на оборота, что характеризует деятельность предприятия с негативной стороны, также произошел незначительный рост времени обращения товарных запасов предприятия.
При принятии ООО ТД «Мегаполис» решения о переходе на работу по предоплате с ООО «Авангард» снижение общей суммы выручки на тыс.руб. компенсируется ростом суммы чистой прибыли на тыс.руб. Кроме того, переход на предоплату позволит снизить кредиторскую задолженность, а также будет способствовать более доверительным отношениям с партнерами.
Эффективность использования товарных запасов определяется с помощью такого показателя, как время товарного обращения. Оптимальное значение времени товарного обращения составляет 20-25 дней. На исследуемом предприятии были зафиксированные следующие данные (время товарного обращения составляет 15,9 дней).
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 1 октября 2016 г.). М.: Проспект: КНОРУС, 2017. 544 с.;
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.12.2014 N 369-ФЗ) - [Электронный ресурс]. Доступ из справочно - правовой системы «Консультант Плюс»;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая и вторая: по состоянию на 2016г. М.: Библиотека налогоплательщика, 2017г. 679с.;
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ. М.: ОТиСС, 2016. 142 с.;
5. ГОСТ Р 51303 - 99. Торговля. Термины и определения. - Введ. 11. 08. 99. - М. : Издательство стандартов, 1999. - 12с.
6. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р 51304-99 ; введ. 01.01.2011. М.: Стандартинформ, 2011. - Режим доступа : protect.gost.ru.;
7. ГОСТ Р 51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу [Электронный ресурс], - Взамен ГОСТ Р 51305-99 ; введ. 01.01.2011. М. : Стандартинформ, 2011. - Режим доступа : protect.gost.ru.;
8. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли [Электронный ресурс]. - Взамен ГОСТ Р 51773-2001 ; введ. 01.01.2011. М.ч: Стандартинформ, 2011. - Режим доступа : protect.gost.ru.;
9. Абчук В. А. Коммерция: Учебник - СПб: издательство Михайлова В. А., 2014. - 475 с.
10. Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятий торговли / О.Г. Аниськова., О.В. Пигунова. - М. : Экономика, 2015. - 186 с.
11. Абоймова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник / Н.Э. Абоймова. - Москва: Академия, 2013. - 256 с.
12. Бакаева В.В. Организация и технология розничной торговли: учебник для вузов /В.В. Бакаева; Центросоюз РФ; Сибирский университет потребительской кооперации. - Новосибирск, 2015. - 132с.
13. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. - 2013. - № 2. -С.111-113.
14. Бланк Н.А. Управление финансовыми ресурсами / Н.А. Бланк. - Москва: Омега-Л, 2014. - 768 с.
15. Борбодоев М.М. Методологические аспекты организации коммерческой деятельности потребительских рынков / М.М. Борбодоев // Молодой ученый. - 2016. - № 25. - С. 248-251.
16. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (Современные мето-дики расчетов): монография / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 184 с.
17. Брагин Л. А. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л. А. Брагин, Т.П. Данько. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 259 с.
18. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградов. - Минск: Высшая школа, 2014. - 176с.
19. Гуняков Ю.В. Коммерциология: Теория коммерческой деятельности. Т. 2. Предмет познания: монография/ Ю.В.Гуняков; Краснояр. гос.торг.-экон. ин-т.-Красноярск, 2008.-220С.
20. Гуняков Ю.В. Начала коммерциологии: функциональный аспект: монография / Ю.В. Гуняков; Краснояр. гос. торгово-экон. ин-т. - Красноярск, 2008.-322 с.
21. Гуняков Ю.В. Экономические отношения коммерческой деятельности: сущность, структура, механизмы, функции (теоретический аспект) / Ю.В. Гуняков. - Новосибирск, 2005 - 336с.
22. Голова А.Г. Управление продажами: учебник / А.Г. Голова. - Москва: Дашков и К, 2013. - 277 с.
23. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли : учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2012. - 699с.
24. Джоббер Д. Продажи и управление продажами: учеб. пособие для вузов / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. - 622 с.
25. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер с англ. М.: Фаир - Пресс, 2015. 528с.;
26. Егоров В. Е. Организация торговли: учеб.для вузов. - СПб: Питер, 2013. - 352 с.
27. Елагин Ю.А. Технология и коммерческая деятельность: учеб. пособие / Ю.А. Елагин, Т.П. Николаева. - Екатеринбург, 2015. - 207 с.
28. Ерохина Л.П. Экономика предприятия (в сфере товарного обраще-ния): учебник / Л.П. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.П. Марченко. - Москва: КНОРУС, 2016. - 304 с.
29. Куимов В.В. Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Прак-тика. Результаты: монография / В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, ДЮ. Гуняков. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. - 204 с.
30. Калиева О.М. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности / О.М. Калиева, М.С. Разумова, М.И. Дергунова // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 99-103.
31. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие. М.: Феникс, Ростов-на-дону, 2014. - 416 с.
32. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия,организация, управление: учебное пособие для вузов / под ред. В.К. Козлова, С. А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2015. - 322с.
33. Короткова Т. Л. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов / под ред. Н. К. Моисеевой. - Москва: «Финансы и статистика», 2007. - 7 с.
34. Линдере Майкл Р. Управление закупками и поставками / Майкл Р. Линдере. - М.: Юнити - Дана, 2015. - 365 с.
35. Николаева Т.Н. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Т.Т. Николаева//Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №4. - С. 97-104
36. Организация и технология торговых процессов: учебник / Ф.Г Панкратов, [и др.]. - М.: Экономика, 2014. - 304с.
37. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / под.ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Высшая школа, 2015. - 464с.
38. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности. : учеб. для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2015. - 623 с.
39. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник. / О. В. Памбухчиянц. М.: Дашков и Ко, Москва, 2015. 638 с.;
40. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: учебник. / О.В. Памбухчиянц. М.: Дашков и Ко, Москва, 2014. - 287с.
41. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. Гриф МО РФ. - М.: НТК Дашков и Ко, 2014.-580С.
42. Патров В.В. Розничная торговля/ В.В. Патров, М.Л.Пятов, В. А. Липатова, М.: Маркетинг, 2013. - 241с.
43. Платонов В. Н. Организация торговли: учеб.пособие для вузов. М.: БГЭУ, Москва, 2015. - 317 с.
44. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник. М.: ИНФА - М, Москва, 2014. - 248 с.
45. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика, Москва, 2015. - 456 с.
46. Ястребова И.Л. Коммерческая деятельность / И.Л. Ястребова. -
М.: Орион, 2014. - 324с.