🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦИФРОВАЯ КАРТОГРАФИЯ»

Работа №192132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
1 Организация внеурочной деятельности в средней школе 9
1.1 Нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность 9
1.2 Особенности, виды и направления внеурочной деятельности 10
1.3 Организация и результаты внеурочной деятельности 14
2 Значение карты в школьном курсе географии 20
2.1 Система картографических знаний и умений в школьном курсе географии 20
2.2 Эволюция географической карты в школьном курсе географии 22
2.3 Картографические сервисы для изучения географии в школе 27
3 Разработка рабочей программы курса по внеурочной деятельности «Цифровая
картография» 31
3.1 Обоснование разработки курса внеурочной деятельности
«Цифровая картография» 31
3.2 Психолого-возрастные особенности обучающихся 10 классов 34
3.3 Рабочая программа курса по внеурочной деятельности
«Цифровая картография» 35
3.4 Примеры занятий по курсу «Цифровая картография» 60
3.4.1 Конспект внеурочного занятия на тему «Источники для создания карт и
атласов» 60
3.4.2 Конспект внеурочного занятия на тему «Сервисы для создания и анализа
цифровых карт» 65
3.4.3 Конспект внеурочного занятия на тему «Выявление закономерностей,
взаимосвязей явлений и процессов при помощи сервиса MapMaker» 71
3.4.4 Конспект внеурочного занятия на тему «Изучение динамики территории с
применением космических снимков в приложениях Esri Landsat и Sentinel» 74
3.5 Анализ проведенных занятий по курсу 75
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 85

Географическая карта при изучении географии в школе не менее важна, чем учебник. Она представляет собой визуальное представление географической информации о территории, включая ее физические особенности, города, реки, границы стран и другое. Использование географической карты способствует лучшему пониманию и усвоению географической информации, так как карты позволяют визуально оценить расположение и относительное расстояние между двумя точками.
В настоящее время цифровые географические карты становятся все более важным и популярным инструментом в современном школьном образовании. Благодаря достижениям в области геоинформационных технологий учителя имеют доступ к множеству цифровых ресурсов, которые можно использовать для повышения качества обучения и усвоения материала.
На сегодняшний день в большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, происходит внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни человека. Процесс цифровизации способствует выходу на качественно новый уровень развития человечества. Государство предпринимает усилия для развития цифровизации через реализацию федеральных, национальных проектов и программ.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], где одним из ключевых направлений является «новое качество образования и подготовки детей». «Цифровая экономика» в Российской Федерации включает ряд изменений в образовательной сфере, которые связаны с внедрением цифровых технологий в учебный процесс. Некоторые из них включают:
- внедрение электронных учебников и образовательных ресурсов;
- развитие цифровых навыков учеников и преподавателей;
- внедрение цифровых технологий в оценочную деятельность;
- создание электронных школьных журналов;
- развитие системы дистанционного обучения;
- внедрение системы электронного документооборота.
Таким образом, программа «Цифровая экономика» в рамках образования направлена на совершенствование образовательной системы Российской Федерации с помощью внедрения уже на уровне общего образования современных цифровых технологий, что позволит обучающимся получать более качественное и современное образование.
Кроме того, важным проектом Российской Федерации является национальный проект «Образование» на период с 2019 до 2024 года, одним из ключевых направлений которого является «совершенствование содержания образования и воспитание» [2]. Данное направление заключается во внедрении новых методик и технологий преподавания, обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» направлен на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования». Данный проект нацелен на развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Следовательно, созданный автором данной работы курс «Цифровая картография» является актуальным и поможет в формировании навыков работы в цифровой среде и получению опыта работы с картографическими онлайн-сервисами.
Цель исследования - разработка рабочей программы курса внеурочной деятельности «Цифровая картография» для обучающихся 10-х классов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2. Изучить нормативно-правовые основы организации внеурочной деятельности;
3. Рассмотреть виды и направления внеурочной деятельности;
4. Проанализировать систему картографических знаний и умений в школьном курсе географии;
5. Проследить эволюцию географической карты в школьном курсе географии;
6. Охарактеризовать картографические сервисы для изучения географии в школе;
7. Проанализировать психолого-возрастные особенности обучающихся 10 классов;
8. Определить цель и задачи курса внеурочной деятельности «Цифровая картография»;
9. Разработать курс внеурочной деятельности «Цифровая картография» с учетом возрастных особенностей обучающихся;
10. Апробировать несколько занятий по курсу и проанализировать эффективность проведенных занятий.
Объект исследования - внеурочная деятельность обучающихся по образовательным программам среднего общего образования.
Предмет исследования - рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цифровая картография» для обучающихся 10-х классов.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на идеях и трудах в области педагогики, внеурочной деятельности, картографирования и геоинформационного картографирования таких ученых как Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, Е.А. Таможней, М.С. Смирновой, И.В. Душиной, А.М.Берлянта, Н.В. Бажуковой, И.К. Лурье и других.
Информационная база исследования. Работа базируется на данных, полученных из литературных источников, портала от «Министерства просвещения Российской Федерации» и «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - «Единое содержание общего образования» [3], реестра примерных основных общеобразовательных программ [4], также большая часть фактического материала получена в ходе производственной и преддипломной практик в период с февраля 2022 г. по май 2023 г..
При разработке использовались нормативные документы, регламентирующие внеурочную деятельность; примерные рабочие программы внеурочной деятельности и воспитанию; учебно-методические пособия по картографии и организации внеурочной деятельности, а также картографические онлайн-сервисы.
Методы исследования:
В ходе работы, для достижения цели и выполнения поставленных задач, комплексно использованы следующие методы исследования: сравнительный, проектирования, анкетирования, статистический, диагностирования, анализ и обобщение, исторический, а также методы геоинформационного картографирования.
Для оценки осведомленности обучающихся с различными понятиями в области картографии и выявления наличия интереса у них к картографическим сервисам проводилось анкетирование. Метод проектирования использовался при разработке курса внеурочной деятельности, так как он является результатом исследования, и составлении конспектов занятий. Метод геоинформационного картографирования является основой рабочей программы курса внеурочной деятельности и применялся при составлении содержания курса, разработке конспектов занятий и их апробации.
Личный вклад автора:
На основе изученной литературы, теоретических и практических занятий по курсам во время обучения по магистерской программе «Цифровые технологии в географии», педагогической учебно-методической, педагогической воспитательной и педагогической производственной практик разработан курс внеурочной деятельности «Цифровая картография», в качестве апробации курса автором проведено 5 занятий в Частном общеобразовательном учреждении «Лицее Томского государственного университета»:
1. Лекция с элементами практикума «Источники для создания карт и атласов» с выполнением практической работы «Сравнительная характеристика источников по созданию карт и атласов, их обзор на примере геосервиса Google Earth».
2. Лекция с элементами практикума «Сервисы для создания и анализа цифровых карт» с выполнением практической работы «Создание авторских карт в онлайн-сервисе MapChart».
3. Занятие-практикум «Выявление закономерностей, взаимосвязей явлений и
процессов при помощи сервиса MapMaker».
4. Занятие-практикум «Изучение изменений на территории с применением
космических снимков в приложениях Esri Landsat и Sentinel».
5. Рефлексивное занятие «Чемодан, мясорубка, корзина».
Научной новизной является разработанная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Цифровая картография» для обучающихся 10-х классов. Уникальность программы обусловлена использованием широкого спектра программного обеспечения для работы с картографическими изображениями, что способствует приобретению практических навыков.
Защищаемые положения:
1. Курс внеурочной деятельности «Цифровая картография» способствует развитию картографической грамотности школьников.
2. Применение различных картографических сервисов при создании карт, обработке и анализе пространственных данных показывает эффективность в изучении географических процессов и явлений у обучающихся 10-х классов и появлению интереса к изучению географии.
Практическая значимость: разработанные материалы могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности в средней школе и являться профориентацией для школьников при выборе ВУЗа и профессии, а также в организациях дополнительного образования. Внедрение курса «Цифровая картография» во внеурочную деятельность позволит обучающимся более глубоко и разносторонне освоить материалы школьного курса «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе. Разработанный курс может быть взят как основа и адаптирован под иную целевую аудиторию в целях достижения цифровой картографической грамотности обучающихся и получения опыта работы с цифровыми картами. Кроме того, курс может послужить мотивацией преподавателям для освоения современных онлайн-технологий, позволяющих создавать цифровые картографические изображения.
Материалы исследования были представлены на Областном педагогическом фестивале «Инновационная школа: проблемы, идеи, пути решения» (22 апреля 2022 г.) с публикацией «ГИС-технологии как инструмент эффективного изучения географии в школе» и на XII Всероссийской научно-практической конференции «Трешниковские чтения - 2023» (13 апреля 2023 г.) с публикацией «Цифровые географические карты в современном школьном образовании».
Сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы магистра проводился в процессе производственной и преддипломной практики с соблюдением безопасных условий труда и учетом гигиенических факторов, обеспечивающих высокий уровень физической и умственной работоспособности.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Основной текст представлен на 89 страницах и включает в себя 4 таблицы и 27 рисунков. Список литературы содержит 60 источника, в том числе 10 иностранных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день цифровые географические карты являются очень важным и популярным инструментом в школьном образовании. Благодаря достижениям в области геоинформационных технологий учителя имеют доступ к множеству цифровых ресурсов, которые можно использовать для повышения качества обучения и усвоения материала.
В настоящее время в большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, происходит внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни человека. Процесс цифровизации способствует выходу на качественно новый уровень развития человечества. Российская Федерация предпринимает усилия для развития цифровизации через реализацию федеральных, национальных проектов и программ, в том числе и в сфере образования.
Цифровая среда позволяет создавать, обрабатывать и анализировать картографические изображения с большей скоростью в отличие от бумажных карт. Цифровые географические карты имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными бумажными картами: доступность, масштабирование, интерактивность, актуальность полученных данных, фильтрация представленной информации.
Таким образом, с применением цифровых карт возможно значительно улучшить процесс обучения географии. Обучающиеся могут самостоятельно получать новые знания и приобретать навыки работы, которые отражают особенности современных научных методов географического познания. Это позволяет получать начальную подготовку и опыт практической работы с применением новейших технологий, что в свою очередь способствует формированию личностных результатов образования.
Использование картографических сервисов при изучении географии в школе имеет ряд преимуществ: интерактивность, визуализация, доступность и актуальность данных, интеграция с другими ресурсами, развитие пространственного мышления.
Все эти преимущества делают использование картографических сервисов в школьном обучении географии эффективным инструментом, способствующим активному и более понятному усвоению географических знаний, обеспечению освоения обучающимися базовых навыков и умений, повышению мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
В результате исследования автором был создан курс внеурочной деятельности «Цифровая картография», целью которого является знакомство обучающихся с возможностями анализа и обработки пространственных данных, а также создания цифровых карт в цифровой образовательной среде. Целевая аудитория: обучающиеся 10-х классов.
На основе изученной литературы, теоретических и практических занятий по курсам во время обучения по магистерской программе «Цифровые технологии в географии», педагогической учебно-методической, педагогической воспитательной и педагогической производственной практик в качестве апробации разработанного курса «Цифровая картография» автором проведено 5 занятий в ЧОУ «Лицее Томского государственного университета»:
1. Лекция с элементами практикума «Источники для создания карт и атласов» с выполнением практической работы «Сравнительная характеристика источников по созданию карт и атласов, их обзор на примере геосервиса Google Earth».
2. Лекция с элементами практикума «Сервисы для создания и анализа цифровых карт» с выполнением практической работы «Создание авторских карт в онлайн-сервисе MapChart».
3. Занятие-практикум «Выявление закономерностей, взаимосвязей явлений и процессов при помощи сервиса MapMaker».
4. Занятие-практикум «Изучение изменений на территории с применением
космических снимков в приложениях Esri Landsat и Sentinel».
5. Рефлексивное занятие «Чемодан, мясорубка, корзина».
В результате проведенных занятий по разработанному курсу автором были сделаны выводы. У обучающихся при работе с картографическими онлайн-сервисами по созданию карт и анализу геопространственных данных высокая заинтересованность в получении новых знаний и навыков. Также, при работе в картографических онлайн-сервисах школьники активно включаются в обсуждения и дискуссии по материалам занятия. Кроме того, отмечено, что картографические онлайн-сервисы помогают разнообразить виды деятельности обучающегося на занятии и помочь ученику в получении необходимой актуальной информации по теме занятия. По результатам рефлексивного занятия выявлено, что не все обучающиеся видят рациональным и упрощенным способ перехода с бумажной карты на цифровую.
Для реализации курса и проведения занятий в полном объеме необходим компьютерный класс со стабильным выходом в интернет.
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучены и проанализированы литературные источники по теме исследования;
2. Изучены нормативно-правовые основы организации внеурочной деятельности;
3. Рассмотрены виды и направления внеурочной деятельности;
4. Проанализированы систему картографических знаний и умений в школьном курсе географии;
5. Прослежена эволюция географической карты в школьном курсе географии;
6. Охарактеризована картографические сервисы для изучения географии в школе;
7. Проанализирована психолого-возрастные особенности обучающихся 10 классов;
8. Определены цель и задачи курса внеурочной деятельности «Цифровая картография»;
9. Разработан курс внеурочной деятельности «Цифровая картография» с учетом возрастных особенностей обучающихся;
10. Апробированы несколько занятий по курсу и проанализирована эффективность проведенных занятий.
Проведенное исследование показало, что:
1. Курс внеурочной деятельности «Цифровая картография» способствует развитию картографической грамотности школьников.
2. Применение различных картографических сервисов при создании карт, обработке и анализе пространственных данных показывает эффективность в изучении географических процессов и явлений у обучающихся 10-х классов и появлению интереса к изучению географии.
Разработанные материалы могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности в средней школе и являться профориентацией для школьников при выборе ВУЗа и профессии. Внедрение курса «Цифровая картография» во внеурочную деятельность позволит более глубоко и разносторонне освоить материалы школьного курса «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе. Разработанный курс может быть взят как основа и адаптирован под иную целевую аудиторию в целях достижения цифровой картографической грамотности обучающихся и получения опыта работы с цифровыми картами. Кроме того, курс может послужить мотивацией преподавателям для освоения современных онлайн-технологий, позволяющих создавать цифровые картографические изображения.
Некоторые обобщения по работе опубликованы в материалах научно-практических конференций:
Алюнина М.М. ГИС-технологии как инструмент эффективного изучения географии в школе // «Опыт формирования и развития функциональной грамотности как результата качества обучения»: сборник материалов Открытого педагогического фестиваля «Инновационная школа: проблемы, идеи, пути решения»: ОГБУ РЦРО. - 2022.
Алюнина М.М. Цифровые географические карты в современном школьном образовании // Трешниковские чтения 2023: Современная географическая картина мира и технологии географического образования. - 2023. - С. 57-58.


1. Единое содержание общего образования. - [Москва], 2023. - URL: https://edsoo.ru/ (дата обращения: 15.03.2022).
2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - [Москва], 2023. - URL: https://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).
3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [Москва], 2023. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 18.03.2023).
4. Министерство просвещения Российской Федерации. - [Москва], 2023. - URL: https://edu.gov.ru/national -project/ (дата обращения: 17.05.2022).
5. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. 17.02.2023) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 26.03.2023).
6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изм. от 12.08.2022 г.) //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131131/ (дата обращения:
15.10.2022) .
7. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 278297/ (дата обращения:
06.12.2023).
8. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи : постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП» 2.4.3648-20 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 371594/ (дата обращения:
18.11.2022) .
9. Об образовании в Томской области : закон Томской области от 12.08.2013 г. № 149- ОЗ (с изм. от 11.11.2022 года) // Гарант : справ. правовая система. - М., 2023. - URL: https://base.garant.ru/7822652/ (дата обращения: 04.12.2022).
10. О направлении методических рекомендаций : письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 г. № 03-49 // Гарант : справ. правовая система. - М., 2023. - URL: https://docs.cntd.ru/document/351296491 (дата обращения: 12.02.2023).
11. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций,
одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 23.06.2022 г. № 3/22. // Реестр примерных основных
общеобразовательных программ. - М., 2023. - URL :
https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia- obshcheobrazovatelnykh-organizatsii (дата обращения: 24.09.2022).
12. Концепция развития географического образования Российской Федерации от
30.12.2018 г. // Министерство просвещения Российской Федерации : банк документов. - М., 2023. - URL :
https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250/ (дата
обращения: 10.10.2022).
13. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего
образования от 17 мая 2012 г. № 413 (с изм. от 12.08.2022 г.) // ФГОС : Национальная ассоциация развития образования и науки. - М., 2023. - URL :
https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 17.02.2023).
14. Астахова Н.И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся : учебное пособие / Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова [и др.]. - Барнаул : АлтГПУ, 2019. - 193 с.
15. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // - Москва : Просвещение, 2014. - 223 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ