Аннотация
Введение 9
Глава 1 Коммуникации органов власти в социальных сетях в контексте партисипативного публичного управления 14
1.1 Партисипативность как ведущий принцип современного публичного
управления -
1.2 Социальные сети как инструмент современных коммуникаций органов
государственного и муниципального управления 19
1.3 Нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие
развитие принципа партисипативности в деятельности органов публичного управления с помощью цифровых технологий 26
Глава 2 Анализ практики использования социальных сетей в публичных коммуникациях российских и зарубежных органов власти 37
2.1 Методика исследования лучшей практики использования социальных
сетей в публичных коммуникациях органов власти -
2.2 Коммуникации органов власти в зарубежных странах с помощью
социальных сетей 40
2.3 Практика использования социальных сетей законодательными и
представительными органами в России 58
Глава 3 Анализ коммуникаций Думы г. Томска с гражданами посредством соцсетей 64
3.1 Методология и методика исследования практики использования
социальных сетей в коммуникациях Думы г. Томска -
3.2 Результаты анализа организационно-управленческой документации
Думы г. Томска и практики использования соцсетей с позиций выявления задач и технологий коммуникации с гражданами 67
3.3 Предложения по совершенствованию коммуникаций представительного
органа МСУ с гражданами в соцсетях 78
Заключение 87
Список использованной литературы 92
В наши дни, жизнь современного человека невозможно представить без интернета. Ежедневно, миллионы людей отправляют миллиарды запросов в поисковые системы, используют множество различных по своему назначению сервисов и посещают множество различных ресурсов в том числе, таких как социальные сети.
Социальные сети, в условиях современного мира, стали играть одну из ключевых ролей в жизни людей по всему миру. Их используют для общения, развлечения, общения, доступа к новостям, поиску товаров и услуг и т.д. Социальные сети дают возможность связаться с людьми со схожими интересами, а также построить длительную дружбу или даже отношения, либо же, оставаться полностью анонимным. В мире почти нет такой темы, которая не обсуждалась бы в социальных сетях, таким образом, пользовательский контент составляют значительную часть ежедневных новостей в мире.
В связи с растущей популярностью социальных сетей и блогов, стала активно обсуждаться возможность замены традиционных СМИ интернет-ресурсами. Они обладают множеством преимуществ по сравнению с газетами и телевиденьем, так как прежде всего направлены на коммуникацию с читателями, то есть всегда имеют обратную связь и возможность выразить свое мнение по каждому информационному поводу.
Многие люди доверяют новостным материалам, размещенным в социальных сетях, больше, чем традиционным СМИ, в следствии чего политики, государственная власть, бизнес, владельцы традиционных СМИ, знаменитости и все влиятельные личности также транслируют свои сообщения с помощью этих сетей. В отношениях между властью и обществом назрела необходимость перехода от технологий воздействия к технологиям взаимодействия, а также учета общественного мнения и создания условий для привлечения граждан к принятию управленческих решений, особенно на местном уровне.
Социальные сети — это не просто хороший способ делиться мемами и идти в ногу с трендами. Это также может быть очень мощным способом взаимодействия государственных учреждений с общественностью. В социальных сетях люди могут вести прямой диалог с политиками, гражданскими чиновниками и даже целыми правительственными учреждениями. Кроме того, социальные сети могут стать прекрасной платформой для государственных учреждений, которые можно использовать для оперативных ответов на любые вопросы общественности.
Актуальность данной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- непрерывный рост количества активной интернет-аудитории и как следствие пользователей различных интернет-площадок и в том числе социальных сетей;
- тренд на партисипативнось в публичном управлении;
- задачей государственной программы «Информационное общество» до 2024 года - «обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти»;
- признанием ряда социальных сетей социально-значимыми информационными ресурсами приказом Минкомсвязи России от 31.03.2020 № 148;
- принятым в первом чтении законопроектом, подразумевающим включение подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций в число субъектов, обязанных обеспечивать доступ к информации о своей деятельности посредством социальных сетей.
Целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию коммуникаций представительных органов местного самоуправления с гражданами посредством социальных сетей.
Задачи работы:
1. Проанализировать научные представления о партисипативности как о ведущем принципе современного государственного и муниципального управления;
2. Проанализировать научные подходы к рассмотрению социальных сетей как инструмента современных коммуникаций органов публичного управления;
3. Выявить в нормативно-правовых актах Российской Федерации отражение принципа партисипативности в деятельности органов власти;
4. Проанализировать российский и зарубежный опыт использования социальных сетей в процессе коммуникации гражданского общества и органов законодательной власти;
5. Провести анализ нормативных документов и коммуникативных материалов Думы г. Томска с позиций выявления партисипативных форм взаимодействия в социальных сетях.
6. Разработать рекомендации для эффективного взаимодействия населения и органов представительной власти посредством использования социальных сетей.
Объектом данного исследования выступает коммуникация представительных органов власти посредством социальных сетей. Предмет - партисипативные формы взаимодействия с гражданами.
Противоречием, мотивирующим исследовательскую проблему, является отсутствие в массовой практике эффективных механизмов взаимодействия представительных органов власти и населения посредством использования социальных сетей, на фоне постановки задач в нормативно-правовых документах об активном использовании данных каналов коммуникации.
Основными опорными теоретическими положениями исследования являются положения концепции партисипативного управления. Темам становления и развития концепции партисипативности управления посвящены работы В.С Епининой, А.В. Фроловичева, А. А. Карлина и Д. И. Рязанова, Р. Паллумбо, Дженни Стюарт, Гр. Смит и Джейсона Бреннана. В данных работах поднимаются вопросы, связанные с сущностью и механизмами партисипативного управления.
В работе В.С. Епининой утверждается то, что сущность партисипативного управления заключается в реализации принципов народовластия, посредством взаимодействия органов власти и общества с целью правотворческой инициативы, а в свою очередь под партисипативным механизмом публичного управления, понимается комплексная система взаимообратной связи органов публичной власти с населением, предназначенная для осуществления совместных согласованных решений. А.В. Фроловичев описывает партисипативный стиль управления как развитый демократический стиль со специфическими формами участия населения. Авторы А. А. Карлина и Д. И. Рязанова утверждают что особенностью партисипативной модели, является учёт мнений конкретных жителей конкретной территории и всех заинтересованных сторон, в том числе и органов публичной власти. Р. Паллумбо определил партисипативное управление как часть демократического механизма, призванную вовлекать граждан в процессы разработки государственной политики. Дженни Стюарт, в свою очередь, видит сущность партисипативного управления в том, что неправительственные субъекты имеют право использовать ресурсы государства и принимают решения по вопросам касающихся их непосредственно. Гр. Смит, описал механизмы, направленные на расширение полномочий граждан путем предоставления им более прямых способов внести свой вклад в политику, в отличие от косвенного выбора представителей посредством голосования. Джейсон Бреннан сфокусировал внимание на негативных сторонах партисипативного управления, обусловленных отсутвием у граждан необходимых для участия в управлении компетенций.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что партисипативное управление рассматривается авторами как некий механизм, реализующий совместное государственное управление.
Социальные сети в большинстве своем представляют интерес для исследований в области социологии, как как объединение социальных позиций — социальных акторов и их связей, в политологии с целью анализа рейтинг политиков, особенно в предвыборную кампанию, в филологии с целью изучения языковых средств общения и в психологии с целью изучения поведения личности в сетевом пространстве.
С. Уразова, в своих трудах описывает социальные сети как феномен эволюции медиапропространства, не получившим пока в полной мере оценки в научном сообщесте. Автор К. Пашкова указывает, что социальные сети являются одним из самых продуктивных средств массовой коммуникации на данный момент времени. А. Шукшин считает что развитие интернета является новым шагом в эволюции политической коммуникации. Авторы А. Новгородцева и Н. Сивкова акцентируют внимание на потенциале социальных сетей, фокусируясь преимущественно на проблеме формирования протестных настроений среди граждан.
В гораздо меньшей степени, социальные сети изучают в науке о государственном управлении. Автор Днепровская, Н.В. изучила присутствие в социальных сетях федеральных министерств, а в свою очередь автор А.А. Парфенчик в своем исследовании рассматривает правовые и организационные основы обеспечения электронного участия граждан в решении государственных дел посредством социальных сетей, на основе зарубежного и белорусского опыта. Темы, посвященные использованию социальных сетей в качестве инструмента коммуникаций представительных органов муниципального управления, встречаются крайне редко, что позволяет нам сделать вывод о том, что тема не разработана в достаточной мере.
Таким образом, научную новизну исследования мотивирует дефицит разработанных технологий использования социальных сетей представительными органами власти.
Научная новизна исследования заключается в разработке технологии ведения страниц в социальных сетях представительными органами местного самоуправления с учетом тенденций партисипативного управления.
В частности, автором:
- сформирован банк лучших партисипативных практик коммуникации в социальных сетях органов власти и граждан;
- сформулированы особенности ведения страниц в соцсетях муниципальными представительными органами;
- предложена технология ведения аккаунтов в соцсетях представительными органами местного самоуправления: сформулированы этапы технологии, разработано содержание каждого этапа.
Методами, используемыми при написании работы, стали: анализ научной литературы, анализ нормативных документов, анализ официальных аккаунтов органов власти и аккаунтов представителей органов власти, глубинное интервью с последующим анализом полученных данных, контент-анализ, а также бенчмаркинг.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на практике в деятельности представительных органов местного самоуправления. Предложения, выработанные в ходе написания работы, позволят перенаправить трафик социальных сетей со сторонних страниц и каналов в социальных сетях на ресурсы органа власти, с последующим построением эффективного двустороннего контакта между властью и гражданами, посредством использования социальных сетей.
Первая глава посвящена описанию сущности партисипативности как ведущего принципа современного государственного и муниципального управления, научных подходов к рассмотрению социальных сетей как инструмента современных коммуникаций органов публичного управления, а также рассмотрению нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющие развитие принципа партисипативности в деятельности законодательных / представительных органов власти. Во второй главе представлены методики исследования, а также практики использования социальных сетей органами власти в Российской Федерации и зарубежных странах. Третья глава посвящена анализу организационно-управленческой документации Думы г. Томска с позиций выявления задач и технологий коммуникации с гражданами в соцсетях, а также были выдвинуты предложения по совершенствованию коммуникаций с гражданами в соцсетях.
По теме диссертации опубликована статья: Мартынова С.Э., Тухтаметов И.Т. Социальные сети как современный инструмент партисипативных коммуникаций зарубежных органов городского управления // Градостроительное право. 2022. № 2. С. 40-44 (журнал перечня ВАК).
Цели и задачи, поставленные в магистерской диссертации выполнены. Были проанализированы научные представления о партисипативности как о ведущем принципе современного государственного и муниципального управления, научные подходы к рассмотрению социальных сетей как инструмента современных коммуникаций органов публичного управления, нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие принципа партисипативности в деятельности органов власти, а также российский и зарубежный опыт использования социальных сетей в процессе коммуникации гражданского общества и органов законодательной власти. На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации для эффективного взаимодействия населения и органов законодательной власти посредством использования социальных сетей.
В настоящее время, в Российской Федерации отсутствуют единые требования к практике ведения социальных сетей органами власти, а также к их наличию. Процесс введения практики использования социальных сетей органами представительной власти в России на данный момент находится в «подвешенном состоянии». Органы представительной власти в большинстве своем имеют страницы в различных социальных сетях, но раскрывают их потенциал лишь отчасти, используя личные страницы как обычные средства массовой информации. Тем не менее, кейсы полнофункционального использования социальных сетей следующие принципам партисипативного взаимодействия встречаются всё чаще. В качестве первого шага к построению партисипативного взаимодействия посредством социальных сетей представительными органами власти муниципальных образований, может послужить политика ведения своих страниц в социальных сетях - Государственной думой Российской Федерации. В процессе написания работы, в качестве предложений был разработан алгоритм, который в теории должен повысить заинтересованность граждан в страницах в социальных сетях органов представительной власти Российской Федерации, а в свою очередь органы власти смогут получать информацию от граждан более оперативно, что поспособствует увеличению качества предоставляемых ими услуг.
Первая глава была посвящена коммуникации органов власти в социальных сетях в контексте партисипативного публичного управления. Были рассмотрены точки зрения различных авторов, как отечественных так и зарубежных касаемо сущности партисипативного управления. Партисипативное управление рассматривается авторами как некий механизм, реализующий совместное государственное управление, интерес к которому, обусловлен различными факторами, в том числе такими как:
- высокой значимостью знаний в современном обществе, и как следствие, повышение уровня образования граждан, что позволяет гражданам самостоятельно находить решения в значимых них вопросах;
- развитием демократических институтов, и как следствие, сокращению дистанции между гражданином и властью;
- развитием социальных потребностей граждан, что в результате привело к повышению требований населения к качеству государственных и муниципальных услуг;
- развитием институтов гражданского общества, что дало предпосылку к поиску различных форм и методов взаимодействия государства и общества;
Таким образом, можно говорить о том, что современное общество - образованное, активное и инициативное, готовое участвовать в управлении общественными делами. Поэтому наиболее адекватным для современного социального управления является партисипативный стиль управления.
Были рассмотрены социальные сети как инструмент современных коммуникаций органов государственного и муниципального управления. Проведённый анализ, позволил нам сказать что социальные медиа постепенно становится эффективным каналом продвижения гражданских инициатив, групповых интересов, что детерминирует появление новых информационных технологий, используемых в системе «власть-общество», а использование передовых достижений компьютерной коммуникации в политической сфере рассматривается как фактор становления электронной демократии.
В дальнейшем был проведен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих развитие принципа партисипативности в деятельности представительных органов власти результатом которого стал вывод о том, что практика использования социальных сетей исполнительными органами власти активно развивается, а в практике использования социальных сетей представительными органами власти наблюдается дефицит научной проработки.
Вторая глава была посвящена анализу практики использования социальных сетей в публичных коммуникациях российских и зарубежных органов власти. В качестве методики исследования лучшей практики использования социальных сетей в публичных коммуникациях органов власти был использован: бенчмаркинг. Параметрами анализа в случае с социальными сетями стали такие показатели как количество подписчиков, количество комментариев и ответы на них со стороны органа власти, а также возможность их оставлять, количество лайков и репостов при их наличии в конкретных ресурсах, а также возможность отправлять личные сообщения владельцу страницы, поскольку данные показатели позволяют оценить активность аудитории, что позволяет оценить заинтересованность граждан в данном ресурсе.
Был сделан вывод о том, что сложившаяся практика использования социальных сетей в публичных коммуникациях российских и зарубежных органов власти осуществляется по широкому кругу вопросов таких как:
• ответы на вопросы от граждан;
• координация в случаях чрезвычайных происшествий;
• оптимизация маршрутов городского общественного транспорта;
• уведомления о погоде
• предупреждения от служб водоснабжения и электросетей;
• информирование о состоянии дорожного движения;
• информирование о наличии парковочных мест;
• информирование о местоположении общественного транспорта;
• выявление общественного мнения;
• сбор идей по вопросам городского развития;
• трудоустройство;
• борьба с пандемией COVID-19;
• двусторонний обмен информацией о событиях, происходящих в городе и т.д.
В свою очередь механизмами партисипативного взаимодействия служат:
• сообщения, комментарии, в том числе в формате видео, а также прямые эфиры с ответами на вопросы граждан;
• высказывание предложений и критических замечаний со стороны горожан;
• ответы представителей органов городского управления на вопросы, требования и предложения граждан;
Третья глава данной работы была посвящена анализу коммуникаций Думы г. Томска с гражданами посредством соцсетей. Одним из методов анализа в данном исследовании является анализ документов. Данный метод был выбран в связи с тем, что специфика изучаемой темы тесно связана с государственным управлением. Методом сбора данных было выбрано глубинное интервью со старшим специалистом отдела пресс службы Думы Г орода Томска.
Далее, был проведен контент анализ ресурсов Думы Города Томска во «Вконтакте» и «Телеграм», а также проведён анализ организационно-управленческой документации Думы г. Томска и практики использования соцсетей с позиций выявления задач и технологий коммуникации с гражданами.
С целью реализации партисипативной модели взаимодействия посредством использования социальных сетей был предложен следующий алгоритм:
1 Этап:
Помимо публикации пресс-релизов собраний Думы и комитетов постоянных комиссий, фоторепортажей собраний Думы и комитетов постоянных комиссий, видеосюжетов с комментариями депутатов, также по итогам собраний Думы, заседаний комитетов и постоянных комиссий, необходимо:
• Дублировать прямые эфиры заседаний комитетов на страницу социальной сети «ВКонтакте» и отслеживать комментарии граждан о заседании в чате в прямом эфире, оперативно отвечать на поступающие вопросы, принимать во внимание поступающие предложения, с последующей их переадресацией соответствующему депутату.
• Периодически проводить прямые эфиры с приглашением депутатов в качестве гостей, с целью налаживания прямого контакта между гражданами и депутатами.
• Кроме того, подписчики таких страниц имеют возможность получения быстрых компетентных ответов на вопросы как от органа власти, так и от депутата, минуя бюрократическую машину.
• Необходимо дать подписчикам возможность предоставлять свой материал адресованный конкретному депутату к публикации. Также, дать возможность отслеживать упоминания Думы Города Томска на иных страницах данного ресурса, что позволит отслеживать посты, цель которых привлечь внимание органа власти к конкретной проблеме, а также отследить результат работы над ней.
2 Этап:
Помимо мониторинга открытых источников информации для выявления негативных материалов о деятельности Думы Города Томска, депутатов, муниципальных служащих Думы Города Томска, в средствах массовой информации и социальных сетях, необходимо анализировать контент поступающий со стороны жителей муниципального образования, получаемый как из личных сообщений и комментариев, поступающих на страницу органа власти, так и из материала предложенного гражданами к публикации.
По аналогии с практикой Законодательного собрания Санкт-Петербурга, в том числе необходимо принимать во внимание материал содержащий упоминание Думы Города Томска в постах пользователей социальной сети «ВКонтакте», а также предоставить подписчикам возможность отслеживать данные посты, добавив соответствующую функцию в меню группы.
3 Этап:
Прошедший модерацию материал, полученный в ходе предыдущего этапа, необходимо систематизировать и направить конкретному депутату. Депутат, после рассмотрения предоставленного ему материала, формирует проект решения поступивших вопросов либо реализации идей полученных из данных материалов, с последующей публикацией на странице органа власти данных документов для ознакомления, при необходимости с последующим анонсом очной встречи, комментария в видеоформате либо прямого эфира с целью обсуждения решения выдвинутой проблемы. Результатом данного этапа должно стать решение вопроса, полученного со страниц социальных медиа.
4 Этап:
Добавление в контент план результатов проведённых работ, опросов проводимых с целью оценки удовлетворенности жителей проделанной работой, а также материалов, предложенных гражданами к публикации, содержащих идеи, вопросы либо предложения касающиеся развития муниципального образования и требующих обсуждения среди жителей.
Самая важная задача госорганов при выходе в социальные сети — выстроить диалог. Для большинства граждан чиновник — недосягаемый элемент системы. Но если показать, что за мэром, министром или депутатом стоит живой человек со своими мыслями, то эту пропасть можно сократить, заодно увеличив доверие и лояльность. Одно из главных правил маркетинга — люди покупают у людей, не стоит отгораживаться должностью и статусом. Мы не говорим о продажах, но, перефразируя предложение, мы поймем, что граждане видят власть через других людей.
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Электрон. дан. - 2021. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.05.2021)
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.05.2021)
3. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации 10 января 2003 года N 19-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.05.2021)
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.05.2021)
5. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.05.2021)
6. О политических партиях [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.05.2021)
7. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный закон Рос. Федерации 21 июля 2014 года N 212-ФЗ// КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.05.2021)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93р г. Москва [Электронный ресурс] // rg.ru: Российская газета - Электрон. дан. - URL: https://rg.ru/2014/02/03/koncepciya-site-dok.html (дата обращения 09.05.2021)
9. Об утверждении Порядка создания и ведения официальных аккаунтов Правительства Санкт-Петербурга, руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных аккаунтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в социальных сетях [Электронный ресурс] // d-russia.ru: Цифровая Россия: Всё об IT и Государстве - Электрон. дан. - URL: https://d-russia.ru/wp- content/uploads/2020/08/acc_rasporyazhenie.pdf (дата обращения 10.05.2022)
10. Об организации создания и ведения официальных аккаунтов Правительства Санкт-Петербурга, руководителей ИОГВ и иных аккаунтов ИОГВ в социальных сетях [Электронный ресурс] // d-russia.ru: Цифровая Россия: Всё об IT и Государстве - Электрон. дан. - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/08/acc_poryadok.pdf (дата обращения 10.05.2022)
11. Об утверждении Порядка создания и ведения аккаунтов Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края в социальных сетях [Электронный ресурс] // pravo.gov.ru: Официальный интернет-портал правовой информации - Электрон. дан. - URL: https://clck.ru/paRZT (дата обращения 14.05.2022)
12. Об организации работы в исполнительных органах власти Краснодарского края
с сообщениями в социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс] // Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2020 № 478 // pravo.gov.ru: Официальный интернет-портал правовой информации - Электрон. дан. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2300202008260003?index=1&rangeSize=1 (дата обращения 14.05.2022)
13. Регламент Думы [Электронный ресурс] // duma70.ru: официальный сайт Города Томска - Электрон. дан. - URL: https://duma70.ru/zakonodatel_stvo_o_mestnom_samoupravlenii (дата обращения 10.03.2022);
14. Барнаульская городская Дума [Электронный ресурс] // duma-barnaul.ru - Электрон. дан. - URL: http://www.duma-barnaul.ru (дата обращения 12.01.2022);
15. В Санкт-Петербурге разработан порядок ведения официальных аккаунтов правительства и ОИГВ в соцсетях [Электронный ресурс] // d-russia.ru: Цифровая Россия: Всё об IT и Государстве - Электрон. дан. - URL: https://d-russia.ru/v-sankt-peterburge-razrabotan- porj adok-vedenij a-oficialnyh-akkauntov-pravitelstva-i-oigv-v-socsetj ah.html (дата обращения 10.05.2022)...128