🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ В ИНТЕРНЕТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАПРОЕКТА «ВМЕСТЕ»)

Работа №192108

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
автобиографии в интернет-среде 7
1.1 Понятие речевого жанра 7
1.1.1 Интернет-среда как сфера функционирования речевых жанров 11
1.2 Речевой жанр автобиографии 15
1.2.1 Отличие автобиографии в интернет-среде от других видов
автобиографических практик (официальной, художественной) 18
1.3 Описательная модель речевого жанра 25
Выводы по главе 1 29
2 Реализация речевого жанра автобиографии в интернет-среде 30
2.1 Коммуникативная цель 30
2.2 Образ автора и адресата 32
2.3 Образ прошлого и образ будущего 36
2.4 Диктумное содержание и особенности композиции 39
2.5 Средства языкового воплощения 41
2.6 Невербальные компоненты 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57

Вопрос изучения речевых жанров (далее: РЖ) многие годы интересует отечественных лингвистов. Исследователи, работающие в русле жанрологии, выявляют как характерные черты отдельных РЖ, языковое воплощение того или иного РЖ, так и особенности среды, в которой он реализуется. Особую популярность приобретают исследования РЖ, функционирующих в интернет-среде.
В современном мире человека невозможно представить вне виртуального дискурса. Научно-технический прогресс повлиял не только на все человеческое сообщество в целом, но и на быт отдельного индивида в частности. Цифровизация затронула каждый аспект жизни. В настоящее время все больше и больше явлений окружающего мира имеют свой цифровой аналог. Данный процесс не мог не затронуть и нашу речь. На смену бумажным носителям информации приходят цифровые источники, они влияют не только на количество и качество информации, но и на средства выражения. Так, появились РЖ, которые пережили трансформации и приобрели электронную форму существования, а также существуют и такие РЖ, которые возникли только в интернете, и это их единственная среда функционирования.
Настоящая работа посвящена речевому жанру автобиографии, реализуемому в медиапроекте, существующем в Интернет-пространстве. РЖ автобиографии существовал до появления и распространения интернета, но пережил трансформацию в новой среде. В работе рассматривается данный тип РЖ именно в интернет-пространстве, активно используемом сейчас и в отличие от других родов СМИ (телевидение, радио, печатные носители информации) имеющем активную обратную связь от зрителей и читателей.
Материалом исследования послужили 70 видеороликов канала «вМесте» на видеохостинге YouTube1, созданные в период с 2017 по 2022 гг. Данный канал зарегистрирован 26 сентября 2017 года. Его цель - помочь подросткам «найти себя в этом сложном мире». Проект призван демонстрировать подрастающему поколению нравственные и духовные ориентиры на примере медийных личностей (музыканты, актеры, блогеры, комики). Хронометраж роликов в среднем 20-40 минут, стенограмма каждого интервью занимает 5-8 страниц формата А4.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время возрастает интерес к отдельной человеческой личности. Интервью, сетевые дневники, проекты по психологии и многое другое демонстрируют общественный интерес к мироощущению отдельного человека, истории его жизни.
Виртуальный формат коммуникации дает возможность высказаться каждому. Платформа YouTube популярна и авторитетна, многие СМИ проводят там трансляции и размещают свои материалы, что в корне меняет представления о современных СМИ. Этот видеохостинг представляет собой актуальный объект для исследования разных речевых жанров в рамках виртуального жанроведения. В задачи этого нового направления, по мнению Е.И. Горошко, входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных, или интернет-жанров, способов их классификации, а также их сопоставление с традиционными «бумажными» жанрами [Горошко, 2010, с. 105].
Степень изученности проблемы. Понятию речевого жанра посвящено множество работ отечественных филологов, особое место среди которых занимает концепция речевых жанров М.М. Бахтина. Развитие идей исследователя наблюдается в работах А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, В.Е. Гольдина, Т.В. Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева, В.И. Карасика, М.Ю. Федосюка и др.
В начале 2000-х гг. жанроведение выделилось в отдельную отрасль знания. Исследуются речевые жанры в разных аспектах: когнитивном [Дементьев, 2007; Слышкин, 2005], риторическом [Ярмаркина, 2002], прагматическом [Галлямова, 2002] и др. Описаны уже многие речевые жанры на разном материале (диалектный [Казакова, 2005], педагогический [Ивашкина, 2005], политический [Кашпур, 2006], рекламный [Косицкая, 2005] дискурсы, интернет-дискурс [Рогачёва, 2007], дискурс-радиоэфира [Нестерова, 2003]) и др.
Среди речевых жанров, изучаемых исследователями, популярны и РЖ автобиографического дискурса. Во второй половине 20 века изучение автобиографии находит свое отражение в работах психологов (В.В. Нуркова, Л.В. Лебедева С.Н. Никишов), литературоведов (Е.Г. Новикова, Н.А. Николина, Л.А. Киселева), лингвистов (Т.В. Романова, О.В. Полякова, Е.А. Кованова) и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование представляет собой описание РЖ автобиографии в интернет-среде.
В ходе исследования изучена литература, посвященная понятию речевых жанров, РЖ автобиографии и интернету как сферы функционирования речевых жанров, подобраны и проанализированы видеоролики медиапроекта «вМесте». На основе созданной модели РЖ автобиографии в интернет-среде описаны специфические черты данного РЖ, в том числе и языковое воплощение.
В результате исследования выявлено, что РЖ автобиографии в интернет-среде как традиционный вторичный жанр адаптировался к среде функционирования и имеет следующие характеристики: неофициальный характер существования, устную форму функционирования в формате видеоролика, повествовательную форму изложения от первого лица, тематическую структурированность и заданную композицию рассказа, ретроспективность изображения, тождество автора и повествователя, саморефлексию и оценочные суждения, наличие принципа «двойного зрения», отсутствие вымысла/ вымысел не подразумевается,
незавершенность жизнеописания, обратная связь с адресатом, вербально выраженная в виде комментария.
Коммуникативная цель РЖ автобиографии в интернет-среде заключается в передаче информации, основанной на личном опыте адресанта. Проанализированный материал показал, что РЖ автобиографии в интернет-среде можно назвать информативным с элементами императивных, оценочных и этикетных РЖ.
Представление окружающей действительности через точку зрения приглашенного в проект человека составляет диктумное содержание рассматриваемого вида автобиографии. Отбор фактов из жизни мотивирован тематической композицией видеороликов, состоящей из приветственной фразы-клише, основной части и напутственного слова.
Образ автора, в отличие от образа адресата, представлен более полно: информантами являются люди разных возрастов (молодые и зрелые информанты) и разной гендерной принадлежности (информанты-женщины и информанты-мужчины). Адресатом же предполагается подросток, которому необходима поддержка и пример для подражания. Сделать выводы о фактическом образе адресата можно с помощью другого жанрообразующего признака - образа будущего, который находит свое вербальное выражение в жанре комментария.
При анализе комментариев к видеороликам проекта «вМесте» выявляется оценка зрителями как отдельного видеоролика, так и всего формата проекта. Образ прошлого представляет собой ту информацию о прошлом, которую транслируют информанты. При рассмотрении данного параметра описательной модели предполагается РЖ приглашения при коммуникации авторов проекта и рассказчиков автобиографий.
Языковое воплощение РЖ автобиографии в интернет-среде выступает одним из его главных жанрообразующих признаков. Лексический уровень языкового воплощения данного РЖ представлен следующими лексико­семантическими группами: профессиональная лексика, топонимы, имена знаменитостей, оценочная лексика, термины родства, лексика чувства и восприятия. Отбор лексических единиц продиктован индивидуальным характером восприятия реальности информантом. Рефлексия, свойственная РЖ автобиографии наиболее полно раскрывается на морфологическом уровне в виде глаголов прошедшего времени и условного наклонения. Главным жанрообразующим признаком же выступает использование личного местоимения «я» в разных формах. Отличительной чертой РЖ автобиографии в интернет-среде является выраженная обращенность адресанта к адресату, реализуемая в личном местоимении «ты», что обусловлено и учетом потенциальной аудитории - проект рассчитан на подростков. Основными тенденциями на синтаксическом уровне отмечаются тенденция к опусканию личного местоимения «я» и использование простых предложений. Данные факторы служат для динамичности речи. Использование оценочных, персуазивных и разговорных конструкций отражает личное восприятие автора действительности. На стилистическом уровне было замечено использование художественных тропов, что объясняется неофициальным характером речи и спецификой творческой специализации информантов.
...


1. вМесте : [YouTube канал]. - [Б. м.], 2017-2022. - URL:
https://www.youtube.com/c/%D0%B2%D0%9C%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0 %B5/about (дата обращения: 10.06.2022).
2. Алтухова Т. В. Виртуальное общение: новый этап развития
письменной коммуникации / Т. В. Алтухова, Н. Б. Лебедева // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2012. - № 1 (49). - С. 105-111. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17682818 (дата
обращения: 10.06.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
3. Асмус Н. Г. Жанровое своеобразие электронного дискурса //
Научный поиск: парадигмы, проекции, практики : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Братск, 1 апр. - 01 мая 2015 г. - Братск, 2015. - С. 212­219. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24889410 (дата обращения:
10.06.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
4. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. - М. : Академический проспект, 2003. - 464 с.
5. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М. : Русские словари, 1996. - Т. 5. Работы 1940-1960 гг. - С. 249-258.
6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. - М. : Художественная литература, 1986. - С. 428-473.
7. Белинская Е. П. Интернет и идентификационные структуры личности // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. - М. : Московский общественный научный фонд, 2001.
8. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие. - М. : Флинта, 2016. - 520 с.
9. Валгина Н. С. Теория текста. - М. : Логос, 2004. - 173 с.
10. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов, 1997. - № 1. - С. 99-111.
11. Волошина С.В. Автобиографические практики в Интернете (на материале автобиографических сведений рыбаков) // Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых : сб. материалов Всерос. молодежной конф., 23-25 авг. 2012 г. - Томск, 2012. - С. 98 -102. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28827231 (дата обращения: 10.06.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
12. Волошина С. В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2008. - № 308. - С. 11-15. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10027744 (дата обращения: 10.06.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
13. Волошина С. В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации : дис. канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 192 с.
14. Волошина С. В. Речевой жанр автобиографического рассказа как
фрагмент энциклопедии речевых жанров // Вопросы лексикографии. - Томск, 2012. - № 1 (1). - С. 52-61. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17891864 (дата обращения: 10.06.2022). - Режим доступа: для зарегистр.
пользователей.
15. Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. - Саратов : Государственный учебно-научный центр «Колледж», 1999. - С. 103-112.
... всего 57 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ