СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ В ИНТЕРНЕТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАПРОЕКТА «ВМЕСТЕ»)
|
Аннотация
Введение 3
1 Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
автобиографии в интернет-среде 7
1.1 Понятие речевого жанра 7
1.1.1 Интернет-среда как сфера функционирования речевых жанров 11
1.2 Речевой жанр автобиографии 15
1.2.1 Отличие автобиографии в интернет-среде от других видов
автобиографических практик (официальной, художественной) 18
1.3 Описательная модель речевого жанра 25
Выводы по главе 1 29
2 Реализация речевого жанра автобиографии в интернет-среде 30
2.1 Коммуникативная цель 30
2.2 Образ автора и адресата 32
2.3 Образ прошлого и образ будущего 36
2.4 Диктумное содержание и особенности композиции 39
2.5 Средства языкового воплощения 41
2.6 Невербальные компоненты 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Введение 3
1 Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
автобиографии в интернет-среде 7
1.1 Понятие речевого жанра 7
1.1.1 Интернет-среда как сфера функционирования речевых жанров 11
1.2 Речевой жанр автобиографии 15
1.2.1 Отличие автобиографии в интернет-среде от других видов
автобиографических практик (официальной, художественной) 18
1.3 Описательная модель речевого жанра 25
Выводы по главе 1 29
2 Реализация речевого жанра автобиографии в интернет-среде 30
2.1 Коммуникативная цель 30
2.2 Образ автора и адресата 32
2.3 Образ прошлого и образ будущего 36
2.4 Диктумное содержание и особенности композиции 39
2.5 Средства языкового воплощения 41
2.6 Невербальные компоненты 51
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57
Вопрос изучения речевых жанров (далее: РЖ) многие годы интересует отечественных лингвистов. Исследователи, работающие в русле жанрологии, выявляют как характерные черты отдельных РЖ, языковое воплощение того или иного РЖ, так и особенности среды, в которой он реализуется. Особую популярность приобретают исследования РЖ, функционирующих в интернет-среде.
В современном мире человека невозможно представить вне виртуального дискурса. Научно-технический прогресс повлиял не только на все человеческое сообщество в целом, но и на быт отдельного индивида в частности. Цифровизация затронула каждый аспект жизни. В настоящее время все больше и больше явлений окружающего мира имеют свой цифровой аналог. Данный процесс не мог не затронуть и нашу речь. На смену бумажным носителям информации приходят цифровые источники, они влияют не только на количество и качество информации, но и на средства выражения. Так, появились РЖ, которые пережили трансформации и приобрели электронную форму существования, а также существуют и такие РЖ, которые возникли только в интернете, и это их единственная среда функционирования.
Настоящая работа посвящена речевому жанру автобиографии, реализуемому в медиапроекте, существующем в Интернет-пространстве. РЖ автобиографии существовал до появления и распространения интернета, но пережил трансформацию в новой среде. В работе рассматривается данный тип РЖ именно в интернет-пространстве, активно используемом сейчас и в отличие от других родов СМИ (телевидение, радио, печатные носители информации) имеющем активную обратную связь от зрителей и читателей.
Материалом исследования послужили 70 видеороликов канала «вМесте» на видеохостинге YouTube1, созданные в период с 2017 по 2022 гг. Данный канал зарегистрирован 26 сентября 2017 года. Его цель - помочь подросткам «найти себя в этом сложном мире». Проект призван демонстрировать подрастающему поколению нравственные и духовные ориентиры на примере медийных личностей (музыканты, актеры, блогеры, комики). Хронометраж роликов в среднем 20-40 минут, стенограмма каждого интервью занимает 5-8 страниц формата А4.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время возрастает интерес к отдельной человеческой личности. Интервью, сетевые дневники, проекты по психологии и многое другое демонстрируют общественный интерес к мироощущению отдельного человека, истории его жизни.
Виртуальный формат коммуникации дает возможность высказаться каждому. Платформа YouTube популярна и авторитетна, многие СМИ проводят там трансляции и размещают свои материалы, что в корне меняет представления о современных СМИ. Этот видеохостинг представляет собой актуальный объект для исследования разных речевых жанров в рамках виртуального жанроведения. В задачи этого нового направления, по мнению Е.И. Горошко, входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных, или интернет-жанров, способов их классификации, а также их сопоставление с традиционными «бумажными» жанрами [Горошко, 2010, с. 105].
Степень изученности проблемы. Понятию речевого жанра посвящено множество работ отечественных филологов, особое место среди которых занимает концепция речевых жанров М.М. Бахтина. Развитие идей исследователя наблюдается в работах А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, В.Е. Гольдина, Т.В. Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева, В.И. Карасика, М.Ю. Федосюка и др.
В начале 2000-х гг. жанроведение выделилось в отдельную отрасль знания. Исследуются речевые жанры в разных аспектах: когнитивном [Дементьев, 2007; Слышкин, 2005], риторическом [Ярмаркина, 2002], прагматическом [Галлямова, 2002] и др. Описаны уже многие речевые жанры на разном материале (диалектный [Казакова, 2005], педагогический [Ивашкина, 2005], политический [Кашпур, 2006], рекламный [Косицкая, 2005] дискурсы, интернет-дискурс [Рогачёва, 2007], дискурс-радиоэфира [Нестерова, 2003]) и др.
Среди речевых жанров, изучаемых исследователями, популярны и РЖ автобиографического дискурса. Во второй половине 20 века изучение автобиографии находит свое отражение в работах психологов (В.В. Нуркова, Л.В. Лебедева С.Н. Никишов), литературоведов (Е.Г. Новикова, Н.А. Николина, Л.А. Киселева), лингвистов (Т.В. Романова, О.В. Полякова, Е.А. Кованова) и др.
...
В современном мире человека невозможно представить вне виртуального дискурса. Научно-технический прогресс повлиял не только на все человеческое сообщество в целом, но и на быт отдельного индивида в частности. Цифровизация затронула каждый аспект жизни. В настоящее время все больше и больше явлений окружающего мира имеют свой цифровой аналог. Данный процесс не мог не затронуть и нашу речь. На смену бумажным носителям информации приходят цифровые источники, они влияют не только на количество и качество информации, но и на средства выражения. Так, появились РЖ, которые пережили трансформации и приобрели электронную форму существования, а также существуют и такие РЖ, которые возникли только в интернете, и это их единственная среда функционирования.
Настоящая работа посвящена речевому жанру автобиографии, реализуемому в медиапроекте, существующем в Интернет-пространстве. РЖ автобиографии существовал до появления и распространения интернета, но пережил трансформацию в новой среде. В работе рассматривается данный тип РЖ именно в интернет-пространстве, активно используемом сейчас и в отличие от других родов СМИ (телевидение, радио, печатные носители информации) имеющем активную обратную связь от зрителей и читателей.
Материалом исследования послужили 70 видеороликов канала «вМесте» на видеохостинге YouTube1, созданные в период с 2017 по 2022 гг. Данный канал зарегистрирован 26 сентября 2017 года. Его цель - помочь подросткам «найти себя в этом сложном мире». Проект призван демонстрировать подрастающему поколению нравственные и духовные ориентиры на примере медийных личностей (музыканты, актеры, блогеры, комики). Хронометраж роликов в среднем 20-40 минут, стенограмма каждого интервью занимает 5-8 страниц формата А4.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время возрастает интерес к отдельной человеческой личности. Интервью, сетевые дневники, проекты по психологии и многое другое демонстрируют общественный интерес к мироощущению отдельного человека, истории его жизни.
Виртуальный формат коммуникации дает возможность высказаться каждому. Платформа YouTube популярна и авторитетна, многие СМИ проводят там трансляции и размещают свои материалы, что в корне меняет представления о современных СМИ. Этот видеохостинг представляет собой актуальный объект для исследования разных речевых жанров в рамках виртуального жанроведения. В задачи этого нового направления, по мнению Е.И. Горошко, входит описание и структурирование всего многообразия виртуальных, или интернет-жанров, способов их классификации, а также их сопоставление с традиционными «бумажными» жанрами [Горошко, 2010, с. 105].
Степень изученности проблемы. Понятию речевого жанра посвящено множество работ отечественных филологов, особое место среди которых занимает концепция речевых жанров М.М. Бахтина. Развитие идей исследователя наблюдается в работах А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, В.Е. Гольдина, Т.В. Шмелевой, К.Ф. Седова, В.В. Дементьева, В.И. Карасика, М.Ю. Федосюка и др.
В начале 2000-х гг. жанроведение выделилось в отдельную отрасль знания. Исследуются речевые жанры в разных аспектах: когнитивном [Дементьев, 2007; Слышкин, 2005], риторическом [Ярмаркина, 2002], прагматическом [Галлямова, 2002] и др. Описаны уже многие речевые жанры на разном материале (диалектный [Казакова, 2005], педагогический [Ивашкина, 2005], политический [Кашпур, 2006], рекламный [Косицкая, 2005] дискурсы, интернет-дискурс [Рогачёва, 2007], дискурс-радиоэфира [Нестерова, 2003]) и др.
Среди речевых жанров, изучаемых исследователями, популярны и РЖ автобиографического дискурса. Во второй половине 20 века изучение автобиографии находит свое отражение в работах психологов (В.В. Нуркова, Л.В. Лебедева С.Н. Никишов), литературоведов (Е.Г. Новикова, Н.А. Николина, Л.А. Киселева), лингвистов (Т.В. Романова, О.В. Полякова, Е.А. Кованова) и др.
...
Проведенное исследование представляет собой описание РЖ автобиографии в интернет-среде.
В ходе исследования изучена литература, посвященная понятию речевых жанров, РЖ автобиографии и интернету как сферы функционирования речевых жанров, подобраны и проанализированы видеоролики медиапроекта «вМесте». На основе созданной модели РЖ автобиографии в интернет-среде описаны специфические черты данного РЖ, в том числе и языковое воплощение.
В результате исследования выявлено, что РЖ автобиографии в интернет-среде как традиционный вторичный жанр адаптировался к среде функционирования и имеет следующие характеристики: неофициальный характер существования, устную форму функционирования в формате видеоролика, повествовательную форму изложения от первого лица, тематическую структурированность и заданную композицию рассказа, ретроспективность изображения, тождество автора и повествователя, саморефлексию и оценочные суждения, наличие принципа «двойного зрения», отсутствие вымысла/ вымысел не подразумевается,
незавершенность жизнеописания, обратная связь с адресатом, вербально выраженная в виде комментария.
Коммуникативная цель РЖ автобиографии в интернет-среде заключается в передаче информации, основанной на личном опыте адресанта. Проанализированный материал показал, что РЖ автобиографии в интернет-среде можно назвать информативным с элементами императивных, оценочных и этикетных РЖ.
Представление окружающей действительности через точку зрения приглашенного в проект человека составляет диктумное содержание рассматриваемого вида автобиографии. Отбор фактов из жизни мотивирован тематической композицией видеороликов, состоящей из приветственной фразы-клише, основной части и напутственного слова.
Образ автора, в отличие от образа адресата, представлен более полно: информантами являются люди разных возрастов (молодые и зрелые информанты) и разной гендерной принадлежности (информанты-женщины и информанты-мужчины). Адресатом же предполагается подросток, которому необходима поддержка и пример для подражания. Сделать выводы о фактическом образе адресата можно с помощью другого жанрообразующего признака - образа будущего, который находит свое вербальное выражение в жанре комментария.
При анализе комментариев к видеороликам проекта «вМесте» выявляется оценка зрителями как отдельного видеоролика, так и всего формата проекта. Образ прошлого представляет собой ту информацию о прошлом, которую транслируют информанты. При рассмотрении данного параметра описательной модели предполагается РЖ приглашения при коммуникации авторов проекта и рассказчиков автобиографий.
Языковое воплощение РЖ автобиографии в интернет-среде выступает одним из его главных жанрообразующих признаков. Лексический уровень языкового воплощения данного РЖ представлен следующими лексикосемантическими группами: профессиональная лексика, топонимы, имена знаменитостей, оценочная лексика, термины родства, лексика чувства и восприятия. Отбор лексических единиц продиктован индивидуальным характером восприятия реальности информантом. Рефлексия, свойственная РЖ автобиографии наиболее полно раскрывается на морфологическом уровне в виде глаголов прошедшего времени и условного наклонения. Главным жанрообразующим признаком же выступает использование личного местоимения «я» в разных формах. Отличительной чертой РЖ автобиографии в интернет-среде является выраженная обращенность адресанта к адресату, реализуемая в личном местоимении «ты», что обусловлено и учетом потенциальной аудитории - проект рассчитан на подростков. Основными тенденциями на синтаксическом уровне отмечаются тенденция к опусканию личного местоимения «я» и использование простых предложений. Данные факторы служат для динамичности речи. Использование оценочных, персуазивных и разговорных конструкций отражает личное восприятие автора действительности. На стилистическом уровне было замечено использование художественных тропов, что объясняется неофициальным характером речи и спецификой творческой специализации информантов.
...
В ходе исследования изучена литература, посвященная понятию речевых жанров, РЖ автобиографии и интернету как сферы функционирования речевых жанров, подобраны и проанализированы видеоролики медиапроекта «вМесте». На основе созданной модели РЖ автобиографии в интернет-среде описаны специфические черты данного РЖ, в том числе и языковое воплощение.
В результате исследования выявлено, что РЖ автобиографии в интернет-среде как традиционный вторичный жанр адаптировался к среде функционирования и имеет следующие характеристики: неофициальный характер существования, устную форму функционирования в формате видеоролика, повествовательную форму изложения от первого лица, тематическую структурированность и заданную композицию рассказа, ретроспективность изображения, тождество автора и повествователя, саморефлексию и оценочные суждения, наличие принципа «двойного зрения», отсутствие вымысла/ вымысел не подразумевается,
незавершенность жизнеописания, обратная связь с адресатом, вербально выраженная в виде комментария.
Коммуникативная цель РЖ автобиографии в интернет-среде заключается в передаче информации, основанной на личном опыте адресанта. Проанализированный материал показал, что РЖ автобиографии в интернет-среде можно назвать информативным с элементами императивных, оценочных и этикетных РЖ.
Представление окружающей действительности через точку зрения приглашенного в проект человека составляет диктумное содержание рассматриваемого вида автобиографии. Отбор фактов из жизни мотивирован тематической композицией видеороликов, состоящей из приветственной фразы-клише, основной части и напутственного слова.
Образ автора, в отличие от образа адресата, представлен более полно: информантами являются люди разных возрастов (молодые и зрелые информанты) и разной гендерной принадлежности (информанты-женщины и информанты-мужчины). Адресатом же предполагается подросток, которому необходима поддержка и пример для подражания. Сделать выводы о фактическом образе адресата можно с помощью другого жанрообразующего признака - образа будущего, который находит свое вербальное выражение в жанре комментария.
При анализе комментариев к видеороликам проекта «вМесте» выявляется оценка зрителями как отдельного видеоролика, так и всего формата проекта. Образ прошлого представляет собой ту информацию о прошлом, которую транслируют информанты. При рассмотрении данного параметра описательной модели предполагается РЖ приглашения при коммуникации авторов проекта и рассказчиков автобиографий.
Языковое воплощение РЖ автобиографии в интернет-среде выступает одним из его главных жанрообразующих признаков. Лексический уровень языкового воплощения данного РЖ представлен следующими лексикосемантическими группами: профессиональная лексика, топонимы, имена знаменитостей, оценочная лексика, термины родства, лексика чувства и восприятия. Отбор лексических единиц продиктован индивидуальным характером восприятия реальности информантом. Рефлексия, свойственная РЖ автобиографии наиболее полно раскрывается на морфологическом уровне в виде глаголов прошедшего времени и условного наклонения. Главным жанрообразующим признаком же выступает использование личного местоимения «я» в разных формах. Отличительной чертой РЖ автобиографии в интернет-среде является выраженная обращенность адресанта к адресату, реализуемая в личном местоимении «ты», что обусловлено и учетом потенциальной аудитории - проект рассчитан на подростков. Основными тенденциями на синтаксическом уровне отмечаются тенденция к опусканию личного местоимения «я» и использование простых предложений. Данные факторы служат для динамичности речи. Использование оценочных, персуазивных и разговорных конструкций отражает личное восприятие автора действительности. На стилистическом уровне было замечено использование художественных тропов, что объясняется неофициальным характером речи и спецификой творческой специализации информантов.
...





