СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1. Медицинские группы здоровья для занятий физкультурой в школе 5
1.2. Требования к уроку физической культуры со школьниками с отклонениями в
состоянии здоровья 9
1.3. Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях 11
1.4.Организации учебно-тренировочного процесса со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 26
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 28
3.1. Результаты анкетирования «Оценка личностной мотивации к занятиям физической
культурой» до и после педагогического эксперимента 28
3.2. Особенности разработанной экспериментальной структуры и содержания учебных
занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья 32
3.3 Определение эффективности применения структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья 36
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 45
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1. Медицинские группы здоровья для занятий физкультурой в школе 5
1.2. Требования к уроку физической культуры со школьниками с отклонениями в
состоянии здоровья 9
1.3. Методика проведения занятий при распространенных заболеваниях 11
1.4.Организации учебно-тренировочного процесса со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 26
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ЛЕТ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ 28
3.1. Результаты анкетирования «Оценка личностной мотивации к занятиям физической
культурой» до и после педагогического эксперимента 28
3.2. Особенности разработанной экспериментальной структуры и содержания учебных
занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья 32
3.3 Определение эффективности применения структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья 36
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 45
Актуальность. В настоящее время роль физической культуры в обществе значительно возросла. Большинство известных специалистов по праву рассматривают физическую культуру как основное средство сохранения и укрепления нации. Научнотехнический прогресс, стремительно, вторгается во все сферы жизни общества. Физические усилия человека в нарастающем темпе заменяются деятельностью, которая характеризуется большим умственным и эмоциональным напряжением при слабом и кратковременном участие мышц, что ведёт к плохому состоянию здоровья [1].
Нарастающее в современном мире ограничение подвижности отрицательно влияет на состояние здоровья, что противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояния здоровья [19].
Как не странно всё это начинается со школьной скамьи. И чаще всего это касается детей с отклонениями в состоянии здоровья. Во многих образовательных учреждениях сложилась такая тенденция, что ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья вместо того, чтобы укреплять своё здоровье и развивать свои физические способности, сидит в классе за партой под присмотром классного руководителя. А для того чтобы получить оценку, ребёнок делает реферат и сдаёт его учителю по физической культуре. В процессе чего он, получает теоретические знания и оценку, но никакой физической активности.
После того, как приняли Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями возникла серьёзная проблема, как включить школьников с отклонениями в состоянии здоровья в учебный процесс со всем классом, так как отдельно уроки проводить с ними у школы не представляется возможности [12].
Стало приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях и создание в них условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
Эффективность социальной адаптации школьников с отклонениями в состоянии здоровья, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья во многом зависит от структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников с отклонениями в состоянии здоровья [25].
Цель исследования: разработать структуру и содержание занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
2. Провести анкетирование школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья с целью выявления оценки личностной мотивации к занятиям физической культурой.
3. Разработать структуру и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
4. Проверить эффективность внедрения разработанной структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по физической культуре школьников 8-10 лет МАОУ ООШ № 27 им. Г.Н. Ворошилова г. Томска.
Предмет исследования: структура и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение структуры и
содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья будет способствовать развитию физических качеств и повышению функциональных показателей физического развития школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Нарастающее в современном мире ограничение подвижности отрицательно влияет на состояние здоровья, что противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояния здоровья [19].
Как не странно всё это начинается со школьной скамьи. И чаще всего это касается детей с отклонениями в состоянии здоровья. Во многих образовательных учреждениях сложилась такая тенденция, что ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья вместо того, чтобы укреплять своё здоровье и развивать свои физические способности, сидит в классе за партой под присмотром классного руководителя. А для того чтобы получить оценку, ребёнок делает реферат и сдаёт его учителю по физической культуре. В процессе чего он, получает теоретические знания и оценку, но никакой физической активности.
После того, как приняли Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями возникла серьёзная проблема, как включить школьников с отклонениями в состоянии здоровья в учебный процесс со всем классом, так как отдельно уроки проводить с ними у школы не представляется возможности [12].
Стало приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях и создание в них условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
Эффективность социальной адаптации школьников с отклонениями в состоянии здоровья, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья во многом зависит от структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников с отклонениями в состоянии здоровья [25].
Цель исследования: разработать структуру и содержание занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
2. Провести анкетирование школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья с целью выявления оценки личностной мотивации к занятиям физической культурой.
3. Разработать структуру и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
4. Проверить эффективность внедрения разработанной структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по физической культуре школьников 8-10 лет МАОУ ООШ № 27 им. Г.Н. Ворошилова г. Томска.
Предмет исследования: структура и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение структуры и
содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья будет способствовать развитию физических качеств и повышению функциональных показателей физического развития школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья.
1. Анализ литературных источников показал, что современные Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют максимального вовлечения школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья в учебно-тренировочный процесс на уроке физической культуры. При этом, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья во многом зависит от структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников с отклонениями в состоянии здоровья.
2. С целью выявления личностной мотивации к занятиям физической культурой, на основании анкетирования школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья было выявлено следующие, что максимального вовлечение в учебно-тренировочный процесс на уроке физической культуры способствует повышению уровня мотивации не только на уроке физической культурой, но и во внеурочной деятельности.
3. В ходе исследования были разработаны структура и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья способствующие развитию физических качеств и повышению функциональных показателей физического развития. Разработанные средства (ОРУ, подвижные игры, эстафеты, дыхательные и корригирующие упражнения с предметами, средства направленные на развитие физический качеств, коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)) были внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы на уроках физической культуры в течение шести месяцев.
4. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения разработанной структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья. Сравнительный анализ показателей физических качеств и функциональных показателей физического развития школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья ЭГ и КГ позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в показателях взрывной силы, выносливости, ловкости, обеспеченности организма кислородом и силы мышц- сгибателей кисти и пальцев. В тесте на взрывную силу «Прыжок в длину с места» прирост составил в ЭГ 14%, в КГ - 0,5%. В тесте на выносливость «Медленный бег в сочетании с ходьбой в течении 6 минут» прирост составил в ЭГ 10 %, в КГ - 2%. В тесте на ловкость «Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м» прирост составил в ЭГ 36%, в КГ = менее 1 %. В функциональной пробе «ЖЕЛ» прирост составил в ЭГ 8 %, в КГ - 4%. В функциональной пробе Штанге прирост составил в ЭГ 14 %, в КГ - 1%. В динамометрии прирост составил в ЭГ на правой руке на 20 %, а левой руке - 18%, в КГ на правой руке на
3 %, а левой руке - 4%.
2. С целью выявления личностной мотивации к занятиям физической культурой, на основании анкетирования школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья было выявлено следующие, что максимального вовлечение в учебно-тренировочный процесс на уроке физической культуры способствует повышению уровня мотивации не только на уроке физической культурой, но и во внеурочной деятельности.
3. В ходе исследования были разработаны структура и содержание учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья способствующие развитию физических качеств и повышению функциональных показателей физического развития. Разработанные средства (ОРУ, подвижные игры, эстафеты, дыхательные и корригирующие упражнения с предметами, средства направленные на развитие физический качеств, коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)) были внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы на уроках физической культуры в течение шести месяцев.
4. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения разработанной структуры и содержания учебных занятий по физической культуре для школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья. Сравнительный анализ показателей физических качеств и функциональных показателей физического развития школьников 8-10 лет с отклонениями в состоянии здоровья ЭГ и КГ позволил выявить достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в показателях взрывной силы, выносливости, ловкости, обеспеченности организма кислородом и силы мышц- сгибателей кисти и пальцев. В тесте на взрывную силу «Прыжок в длину с места» прирост составил в ЭГ 14%, в КГ - 0,5%. В тесте на выносливость «Медленный бег в сочетании с ходьбой в течении 6 минут» прирост составил в ЭГ 10 %, в КГ - 2%. В тесте на ловкость «Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м» прирост составил в ЭГ 36%, в КГ = менее 1 %. В функциональной пробе «ЖЕЛ» прирост составил в ЭГ 8 %, в КГ - 4%. В функциональной пробе Штанге прирост составил в ЭГ 14 %, в КГ - 1%. В динамометрии прирост составил в ЭГ на правой руке на 20 %, а левой руке - 18%, в КГ на правой руке на
3 %, а левой руке - 4%.
Подобные работы
- Влияние занятий физическими упражнениями на показатели физического развития детей младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья (Сахалинский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности построения уроков физической культуры для учащихся с нарушением осанки (сколиоз 1-й степени, лордоз)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Организация третьего урока физической культуры для учащихся 6
классов (на примере хоккея)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические приемы повышения эффективности занятий по физической культуре с детьми с ОВЗ в возрасте 8-10 лет
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Исследование влияния экспериментальной программы на состояние здоровья учащихся школы-интерната для глухих
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - Технология внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - Адаптивная физическая культура как средство социальной адаптации учащихся с легкой степенью умственной отсталости
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019





