ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
1 Теоретические основы изучения экзаменационного стресса у старших школьников 7
1.1 Возрастные особенности старших школьников 7
1.2 Понятие стресса и стрессоустойчивости в образовательной среде 13
1.3 Анализ основных подходов к изучению проблемы экзаменационного стресса и
стрессоустойчивости в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников 19
1.4 Обзор программ профилактики экзаменационного стресса у старших школьников в
период государственной итоговой аттестации в нашей стране 23
Вывод 27
2 Экспериментальное исследование уровня стресса и стрессоустойчивости старших школьников в условиях подготовки и проведение государственной итоговой аттестации .... 29
2.1 Основные этапы и методики исследования 29
2.2 Исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и
стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации до внедрения программы по развитию стрессоустойчивости 31
2.3 Разработка программы по развитию стрессоустойчивости старших школьников на
этапе подготовки к государственной итоговой аттестации как вариант профилактики экзаменационного стресса и результаты ее апробации 35
2.4 Исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и
стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации после внедрения программы по развитию стрессоустойчивости 38
Вывод 45
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
1 Теоретические основы изучения экзаменационного стресса у старших школьников 7
1.1 Возрастные особенности старших школьников 7
1.2 Понятие стресса и стрессоустойчивости в образовательной среде 13
1.3 Анализ основных подходов к изучению проблемы экзаменационного стресса и
стрессоустойчивости в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников 19
1.4 Обзор программ профилактики экзаменационного стресса у старших школьников в
период государственной итоговой аттестации в нашей стране 23
Вывод 27
2 Экспериментальное исследование уровня стресса и стрессоустойчивости старших школьников в условиях подготовки и проведение государственной итоговой аттестации .... 29
2.1 Основные этапы и методики исследования 29
2.2 Исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и
стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации до внедрения программы по развитию стрессоустойчивости 31
2.3 Разработка программы по развитию стрессоустойчивости старших школьников на
этапе подготовки к государственной итоговой аттестации как вариант профилактики экзаменационного стресса и результаты ее апробации 35
2.4 Исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и
стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации после внедрения программы по развитию стрессоустойчивости 38
Вывод 45
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
Экзаменационный стресс, его возникновение и влияние на состояние старшеклассника, возможность его профилактики с помощью развития стрессоустойчивости - всё это является наиболее актуальной темой исследований на современном этапе развития способов государственной итоговой аттестации в связи с пандемией. В данный период помимо адаптации к условиям жизни в период пандемии, школьники сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести их возрастные изменения, приближающееся профессиональное самоопределение (поступление в ВУЗ), сдача ГИА. Помимо этого они сталкиваются с недостаточным количеством мероприятий, посвященных профилактике стрессовых состоянии и развитию стрессоустойчивости, что может негативно повлиять на развитие старших школьников. Проблема экзаменационного стресса обостряется благодаря нынешней ситуации в мире, вследствие чего мы посчитали, что необходимо рассмотреть данную проблему и предпринять попытки по ее решению.
Теоретико -методологическими основаниями исследования явились положения концепции стресса как адаптационной энергии Г. Селье и Б. Голдстоуна ,практические подходы психологии стресса (Китаев-Смык Л. А. , Одинцова М. А., Захарова Н. Л. ) и влияние индивидуально - психологических особенностей на возникновение стресса и стрессоустойчивость .
Экзаменационный стресс, как вид учебного стресса, является одним из преобладающих видов стресса подросткового и юношеского возраста . Экзаменационный стресс - это вид стресса, который проявляется на различных уровнях существования человека (физический, психический) и причиной которого является наличие угрожающей ситуации в виде экзамена (подготовка к нему и сам процесс). Экзаменационный стресс часто является крайне психотравмирующим фактором, который оказывает негативное влияние на различные системы организма. К ним относится нервная система, сердечнососудистая система, иммунитет и биохимия организма .
Экзаменационный стресс - это именно тот фактор, который занимает ведущее место среди различных причин, вызывающих как минимум психическое напряжение, и как максимум - психические нарушения.
Помимо экзаменов на возникновение стресса и его протекание влияет возрастной период, на котором находятся старшие школьники. Он сопровождается большим количеством изменений и новообразований. К основным можно отнести следующие:
• Смена эмоционально-оценочных отношений с людьми на личностносмысловые;
• Самоопределение (как профессиональное, так и личностное);
• Поиск идентичности (кто я?) и др.
Объект исследования: экзаменационный стресс.
Предмет исследования: экзаменационный стресс и его профилактика в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников .
Цель исследования в рамках ВКР: разработать программу по развитию стрессоустойчивости у старших школьников и проверить ее эффективн ость с помощью эмпирического исследования.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работе решается ряд задач:
• Описать возрастные особенности старших школьников, понятие стресса и стрессоустойчивости, используемые в данной работе, а также провести анализ основных подходов к изучению проблемы экзаменационного стресса и стрессоустойчивости в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников;
• Разработать этапы исследования и применяемые в его рамках методики и провести эмпирическое исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации до внедрения программы по развитию стрессоустойчивости;
• Разработать программу, направленную на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников общеобразовательных школ при подготовке к финальным экзаменам (ГИА/ОГЭ) как вариант профилактики экзаменационного стресса и результаты ее апробации;
• Провести повторное эмпирическое исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации после внедрения программы по развитию стрессоустойчивости.
....
Теоретико -методологическими основаниями исследования явились положения концепции стресса как адаптационной энергии Г. Селье и Б. Голдстоуна ,практические подходы психологии стресса (Китаев-Смык Л. А. , Одинцова М. А., Захарова Н. Л. ) и влияние индивидуально - психологических особенностей на возникновение стресса и стрессоустойчивость .
Экзаменационный стресс, как вид учебного стресса, является одним из преобладающих видов стресса подросткового и юношеского возраста . Экзаменационный стресс - это вид стресса, который проявляется на различных уровнях существования человека (физический, психический) и причиной которого является наличие угрожающей ситуации в виде экзамена (подготовка к нему и сам процесс). Экзаменационный стресс часто является крайне психотравмирующим фактором, который оказывает негативное влияние на различные системы организма. К ним относится нервная система, сердечнососудистая система, иммунитет и биохимия организма .
Экзаменационный стресс - это именно тот фактор, который занимает ведущее место среди различных причин, вызывающих как минимум психическое напряжение, и как максимум - психические нарушения.
Помимо экзаменов на возникновение стресса и его протекание влияет возрастной период, на котором находятся старшие школьники. Он сопровождается большим количеством изменений и новообразований. К основным можно отнести следующие:
• Смена эмоционально-оценочных отношений с людьми на личностносмысловые;
• Самоопределение (как профессиональное, так и личностное);
• Поиск идентичности (кто я?) и др.
Объект исследования: экзаменационный стресс.
Предмет исследования: экзаменационный стресс и его профилактика в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников .
Цель исследования в рамках ВКР: разработать программу по развитию стрессоустойчивости у старших школьников и проверить ее эффективн ость с помощью эмпирического исследования.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работе решается ряд задач:
• Описать возрастные особенности старших школьников, понятие стресса и стрессоустойчивости, используемые в данной работе, а также провести анализ основных подходов к изучению проблемы экзаменационного стресса и стрессоустойчивости в условиях государственной итоговой аттестации у старших школьников;
• Разработать этапы исследования и применяемые в его рамках методики и провести эмпирическое исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации до внедрения программы по развитию стрессоустойчивости;
• Разработать программу, направленную на развитие стрессоустойчивости у старшеклассников общеобразовательных школ при подготовке к финальным экзаменам (ГИА/ОГЭ) как вариант профилактики экзаменационного стресса и результаты ее апробации;
• Провести повторное эмпирическое исследование показателей стресса, вероятности развития стресса и стрессоустойчивости у старших школьников в период государственной итоговой аттестации после внедрения программы по развитию стрессоустойчивости.
....
По итогам теоретического анализа представленной проблемы развития устойчивости к стрессу старших школьников в период подготовки к государственной итоговой аттестации в виде ЕГЭ, мы можем сделать вывод о том, что термин «стрессоустойчивость» в исследованиях психологической науки интерпретируется и понимается по -разному. При этом один факт остается неизменным, который указывает на то, что большое количество авторов и исследователей отмечают, что стрессоустойчивость - это совокупность или комплекс частей или компонентов личности, которые во взаимодействии являются одной из детерминант успешного достижения поставленной цели.
К таким составным частям стрессоустойчивости можно отнести:
• невосприимчивость или некоторый «иммунитет» к факторам, вызывающим стресс;
• навык самоконтролироля астенических эмоций;
• комплекс ряда эмоционально - волевых качеств личности;
• интеллектуальные, сознательные и мотивационные составляющие.
Теоретический анализ литературных источников показал, что особую актуальность при нахождении старшеклассников в условиях образовательной деятельности, особенно в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации, становится развитие устойчивости к стрессам. Л. С. Выготский считал, что эта устойчивость формируется в деятельности, в данном случае в учебной. Она, таким образом, является основной формой реализации способностей и навыков школьника. Именно в данной деятельности старшеклассник включается в систему учебных отношений, узнает и усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт общения с людьми. Именно в связи с этим существует необходимость создания и организации такого учебного процесса, где будет возможность понижать уровень конфликтогенности деятельности и одновременно, возможность решения задачи формирования устойчивости к стрессу.
В указанный возрастной период у школьника актуализируется множество проблем и основной является такая проблема, как подготовка и сдача государственной итоговой аттестации в виде экзаменов, которая сопровождается повышением психического напряжения. В связи с этим становится особенно значимым психолого-педагогическое сопровождение с целью развития устойчивости к стрессу у старшеклассников. Подростковый и юношеский возраст насыщен различными особенностями, которые всегда нужно учитывать, а особенно при реализации программы по развитию стрессоустойчивости. Исходя из этой необходимости, следует выделить ряд психологических особенностей и потребностей учеников старших классов, влияющих на развитие стрессоустойчивости: в самостоятельности, в самооценке, в самовоспитании, в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, концентрированность на собственной личности. Из этого следует, что , для учеников старших классов будет актуальна помощь в самопознании, в развитии адекватного анализа своих представлений о себе и окружающем мире, адекватной оценки своих реальных возможностей и способностей.
Исходя из вышеописанного материала, можно прийти к выводу о том, что развитие у школьников личностных качеств (уверенность в себе, саморефлексия, саморегуляция) является необходимым условием для развития стрессоустойчивости. Но, прежде чем начать реализацию программы развития устойчивости к стрессу старших школьников, необходимо было провести исследование с помощью ряда диагностических методик. Целью в данном случае было выявление из всех старшеклассников тех, у которых возникают трудности в подготовке к государственной итоговой аттестации в виде ЕГЭ по причине низкого уровня устойчивости к стрессу.
...
К таким составным частям стрессоустойчивости можно отнести:
• невосприимчивость или некоторый «иммунитет» к факторам, вызывающим стресс;
• навык самоконтролироля астенических эмоций;
• комплекс ряда эмоционально - волевых качеств личности;
• интеллектуальные, сознательные и мотивационные составляющие.
Теоретический анализ литературных источников показал, что особую актуальность при нахождении старшеклассников в условиях образовательной деятельности, особенно в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации, становится развитие устойчивости к стрессам. Л. С. Выготский считал, что эта устойчивость формируется в деятельности, в данном случае в учебной. Она, таким образом, является основной формой реализации способностей и навыков школьника. Именно в данной деятельности старшеклассник включается в систему учебных отношений, узнает и усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт общения с людьми. Именно в связи с этим существует необходимость создания и организации такого учебного процесса, где будет возможность понижать уровень конфликтогенности деятельности и одновременно, возможность решения задачи формирования устойчивости к стрессу.
В указанный возрастной период у школьника актуализируется множество проблем и основной является такая проблема, как подготовка и сдача государственной итоговой аттестации в виде экзаменов, которая сопровождается повышением психического напряжения. В связи с этим становится особенно значимым психолого-педагогическое сопровождение с целью развития устойчивости к стрессу у старшеклассников. Подростковый и юношеский возраст насыщен различными особенностями, которые всегда нужно учитывать, а особенно при реализации программы по развитию стрессоустойчивости. Исходя из этой необходимости, следует выделить ряд психологических особенностей и потребностей учеников старших классов, влияющих на развитие стрессоустойчивости: в самостоятельности, в самооценке, в самовоспитании, в самопознании, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, концентрированность на собственной личности. Из этого следует, что , для учеников старших классов будет актуальна помощь в самопознании, в развитии адекватного анализа своих представлений о себе и окружающем мире, адекватной оценки своих реальных возможностей и способностей.
Исходя из вышеописанного материала, можно прийти к выводу о том, что развитие у школьников личностных качеств (уверенность в себе, саморефлексия, саморегуляция) является необходимым условием для развития стрессоустойчивости. Но, прежде чем начать реализацию программы развития устойчивости к стрессу старших школьников, необходимо было провести исследование с помощью ряда диагностических методик. Целью в данном случае было выявление из всех старшеклассников тех, у которых возникают трудности в подготовке к государственной итоговой аттестации в виде ЕГЭ по причине низкого уровня устойчивости к стрессу.
...
Подобные работы
- ДИНАМИКА СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Феноменология и динамика стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





