Введение 2
Глава 1. Экономическая интеграция АСЕАН как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций 10
1.1. Экономическая интеграция АСЕАН и прямые иностранные инвестиции
в Юго-Восточной Азии 10
1.2. Экономические реформы в странах «Большого Меконга» как фактор
привлечения ПИИ 18
Глава 2. Инвестиционная политика Китая 24
2.1. Эволюция инвестиционной политики КНР 24
2.2 Реализация инвестиционных проектов Китая в странах «Большого Меконга» 34
2.3. Реализация инициативы «Морской Шелковый путь XXI века» и
проблема территориальных споров в Южно-Китайском море в отношениях КНР и стран АСЕАН 44
Глава 3. Инвестиционная политика Японии в Юго-Восточной Азии 51
3.1. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в
Японии и стратегии Японии во внешнеторговой деятельности 51
3.2. Инвестиционная дипломатия Японии в Юго-Восточной Азии 57
3.3. Реализация инвестиционных проектов Японии в Юго-Восточной Азии 66
Заключение 74
Список источников и литературы 76
Приложение 1 87
Приложение 2 87
Приложение 3 88
Приложение 4 89
Приложение 5
Актуальность темы дипломной работы. Ассоциация стран ЮгоВосточной Азии (АСЕАН) является одной из наиболее успешных межправительственных организаций среди развивающихся стран. Она была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации пятью странами- основательницами: Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом. Позже к Ассоциации присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Экономическое сотрудничество стран-членов АСЕАН, направленное на повышение инвестиционной привлекательности региона, позволило странам Ассоциации стать одним из наиболее приоритетных направлений для притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире. В 1990-е гг. основными странами-реципиентами иностранных инвестиций были Сингапур и Индонезия, которые получали 70% ПИИ в АСЕАН. Однако с 2000-х гг. страны АСЕАН, расположенные в бассейне реки Меконг (Лаосская Народно-Демократическая Республика, Таиланд, Вьетнам и Камбоджа), после проведения комплекса реформ, направленных на либерализацию инвестиционного законодательства и постепенную
интеграцию в мировую экономику, способствовали привлечению ПИИ. Совокупный приток инвестиций в страны Большого Меконга постоянно увеличивался в 2010-2017 гг. и составил в 2017 г. $23 млрд. или 17% от общего объема притока ПИИ в страны АСЕАН1.
Наиболее важным партнером во внешнеэкономической деятельности стран АСЕАН является Япония, которая после окончания Второй мировой войны начала оказывать официальную помощь развитию государствам ЮгоВосточной Азии. Начиная с середины 1980-х гг., Япония стала крупнейшим источником ПИИ для стран АСЕАН и продолжает удерживать лидерство в настоящее время2. К 2018 г. объем японских ПИИ, накопленных в АСЕАН, составил примерно 20% от общих зарубежных инвестиций Японии ($58.9 млрд.). 3
Инвестиционная деятельность Китая в Юго-Восточной Азии началась значительно позже: в начале 2000-х гг. Политика Китая, направленная на расширение присутствия национальных производителей за рубежом стала одним из драйверов экономического роста КНР в начале XXI века. В 2001 г. на третьем съезде Всекитайского собрания народных представителей впервые была выдвинута стратегия выхода китайских производителей на внешние рынки под лозунгом «Идти вовне» (^Ж^), после чего началась реализация китайских инвестиционных проектов в странах АСЕАН. Китай стал одним из главных инвесторов и торговых партнеров стран АСЕАН, занимая третье место по объему ПИИ в их экономику4. В рамках выдвинутой Китаем в 2012 г. концепции «Морского Шёлкового пути XXI века» в странах Юго-Восточной Азии ведется строительство масштабных инфраструктурных проектов: строятся и модернизируются порты,
прокладываются шоссейные и железные дороги.
Япония очень обеспокоена усилением влияния Китая в ЮгоВосточной Азии, инвестиционные проекты которого представляют для неё потенциальную конкуренцию5. Кроме того, поскольку между Японией и КНР существует территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, то усиление военно-морской мощи Китая в Юго-Восточной Азии может привести к угрозе стабильности поставок природных ресурсов, зависимость в которых испытывает экономика Японии. В качестве альтернативы китайским «неустойчивым» инвестиционным проектам Япония предлагает свои «инвестиции в качественную инфраструктуру».6
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью сравнительного анализа инвестиционной политики Китая и Японии в странах Юго-Восточной Азии. Особое внимание уделяется реализации инвестиционных проектов в странах Большого Меконга, где Китай и Япония являются крупнейшими иностранными инвесторами.
Объектом исследования дипломной является внешняя политика КНР и Японии, предметом - инвестиционная политика Китая и Японии в странах Юго-Восточной Азии.
...
Экономическое сотрудничество стран-членов АСЕАН, направленное на либерализацию торговых режимов, упрощение таможенных процедур, устранение нетарифных барьеров и либерализацию инвестиционного законодательства, привели к повышению инвестиционной
привлекательности стран региона и масштабному притоку прямых иностранных инвестиций. Если в 1990-е гг. основными странами- реципиентами иностранных инвестиций в АСЕАН были Сингапур и Индонезия, то с 2000-х гг. наименее развитые страны АСЕАН, расположенные в бассейне реки Меконг (Лаосская НародноДемократическая Республика, Таиланд, Вьетнам и Камбоджа), после проведения комплекса экономических и политических реформ также добились успеха в привлечении иностранных инвестиций. Крупнейшими иностранными инвесторами в странах Большого Меконга являются Япония и Китай.
Исторически Япония была важным торговым партнером и иностранным инвестором в странах Юго-Восточной Азии. После окончания Второй войны Япония предоставляет странам АСЕАН официальную помощь в целях развития, а также поддерживает экономическую интеграцию АСЕАН. Основными направлениями для ПИИ из Японии в странах Большого Меконга являются Таиланд и Вьетнам, с 2012 г. японский бизнес усилил свои позиции в Мьянме. Основные сферы деятельности, куда направлены ПИИ из Японии, это строительство инфраструктурных проектов, производство транспортного оборудования, электроника, машиностроение, химическое производство, а также финансы и розничная торговля. Япония делает акцент на качестве своих инвестиционных проектов.
Китай начал осуществлять инвестиционную деятельность в ЮгоВосточной Азии гораздо позже Японии - после начала реализации стратегии «Идти вовне» (2001 г.), которая направлена на расширение присутствия национальных производителей за рубежом. Китай реализует свои инвестиционные проекты в менее развитых странах Большого Меконга: Лаосе и Камбодже. Это обусловлено тем, что Китай далеко не всегда руководствуется только экономическими интересами, но и использует зависимость наименее развитых стран АСЕАН от китайских инвестиций и займов для усиления своего политического влияния в Юго-Восточной Азии. Так, Лаос и Камбоджа поддерживают позицию КНР в территориальном споре в Южно-Китайском море. Начиная с 2012 г., Китай приступил к реализации стратегии «Морской Шёлковый путь XXI века», в рамках которой в Юго-Восточной Азии ведется строительство масштабных инфраструктурных проектов: строительство и модернизация портов, строительство шоссейных и железных дорог.
Обе страны испытывают трудности при реализации своих инвестиционных проектов. Японская экономика гораздо меньше экономики КНР и она не способна реализовывать масштабные инвестиционные проекты, однако Япония обладает более богатым опытом реализации инвестиционных проектов, ее инвестиционная деятельность более диверсифицирована, а стратегия Японии «инвестиции в качественную инфраструктуру» делает ее проекты одними из наиболее привлекательных в АСЕАН. Несмотря на то, что в настоящее время Китай уступает Японии по объему инвестиций в странах АСЕАН, в будущем китайские инвестиции значительно превысят японские. По прогнозам, сумма прямых иностранных инвестиций из Китая в страны АСЕАН достигнет $1,2-1,3 трлн. к 2027 г. Основные трудности, с которыми сталкивается Китай при реализации инвестиционных проектов, следующие: по сравнению с Японией он обладает меньшим опытом международной инвестиционной деятельности; рост объемов ПИИ из КНР вызывает ряд опасений в странах-реципиентах, поскольку Китай может использовать свои иностранные экономические активы в качестве инструмента политического давления.
1. Информационный портал Московского государственного института
международных отношений МИД России // [Электронный ресурс] - URL.: http://www.mgimo.ru/files/36796/avtoref chen-un.doc (дата обращения:
22.02.2020)
2. Китайский информационный интернет-центр // [Электронный ресурс] - URL: http://russian.china.org.cn/ (дата обращения: 21.02.2020)
3. Официальный сайт Министерства иностранных дел КНР // [Электронный ресурс] - URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa eng/ (дата обращения: 23.02.2020)
4. Официальный сайт посольства Китайской народной республики в Российской Федерации // [Электронный ресурс] - URL: http://ru.china- embassy.org/rus/
5. Российский совет по международным делам // [Электронный ресурс] - URL: HTTP://RUSSIANCOUNCIL.RU/INNER/?ID 4=2883#TOP (дата обращения 05.10.2019)
На английском языке:
6. ASEAN Statistics Web Portal // [Электронный ресурс] - https://www.aseanstats.org/ (дата обращения: 22.02.2020)
7. China Knowledge Resource Integrated Database // [Электронный ресурс] - URL: http://www.cnki.net (дата обращения: 22.02.2020)
8. National Bureau of Statistics of China (Национальное бюро статистических
данных Китая) // [Электронный ресурс] - URL:
http://www.stats.gov.cn/english/statisticaldata/Quarterlydata/ (дата обращения: 22.02.2019)
9. UN Data, A world of statistics // [Электронный ресурс] - URL: http://data.un.org/ (дата обращения: 24.03.2019).
https: //unctadstat.unctad. org/EN/ (дата обращения: 20.02.2020).
На китайском языке:
11. Guomin jingji he shehui fazhan di shi ge wu nian jihua gangyao (План десятой пятилетки национального экономического и социального развития) (полный текст) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.people.com.cn/GB/shizheng/16/20010318/419582.html
12. Guowuyuan guanyu yinfa gongye zhuanxing shengi guihua (2011—2015 nian)
de tongzhi (Государственный Совет КНР Пятилетний план относительно промышленной реформы и модернизации» (2011-2015 гг.) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-
01/18/content 2047619.htm (дата обращения: 22.02.2020).
13. Guowuyuan bangongting zhuanfa guojia fazhan gaige wei shangwubu renminyinxingwaijiaobu guanyu jinyibu yindao heguifan jingwai touzi fangxiang zhidao yijian de tongzhi (Мнения относительно управления и регулирования направлений зарубежных капиталовложений) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2017- 08/18/content 5218665.htm (дата обращения: 22.02.2020).
14. Shangwubu > waijiaobuguanyufabu « duiwaitouziguobiechanyedaoxiangmulu
( yi ) // detongzhi ( Министерство коммерции, Министерство иностранных дел «Каталог-руководство государств (территорий) для осуществления инвестиций» // [Электронный ресурс] - URL: http://www. gov.cn/zhengce/content/2017-08/18/content 5218665.htm (дата обращения: 22.02.2020).
Литература:
На русском языке:
15. Арунова Л. В. Этапы интеграции стран АСЕАН в единое экономическое сообщество / Л. В. Арунова // Юго-Восточная Азия : актуальные проблемы развития. - 2010. - C. 90-101.
16. Белоусова М. В. Реформа институциональной структуры иностранного
инвестирования в КНР : направленность и динамика / М. В. Белоусова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018 //
[Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma- institutsionalnoy-struktury-inostrannogo-investirovaniya-knr-napravlennost-i- dinamika (дата обращения: 22.02.2019).
... всего 91 источников