Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК СПОСОБ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №191999

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы122
Год сдачи2021
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические основы налогового мониторинга 10
1.1 История возникновения особых форм налогового контроля в налоговых
системах зарубежных стран 10
1.2 Налоговый мониторинг в России: генезис 16
1.3 Понятие и сущность налогового мониторинга 22
2 Система внутреннего контроля налоговых обязательств как основа налогового
мониторинга 35
2.1 Сравнительный анализ подходов к внутреннему контролю в управленческом
процессе 35
2.2 Организация внутреннего контроля в целях налогового мониторинга 42
2.2.1 Внутренний контроль формирования налоговых обязательств 42
2.2.2 Система управления налоговыми рисками 49
2.2.3 Контрольные процедуры, их виды и классификация в целях налогового
мониторинга 53
2.2.4 Роль информационных систем налогоплательщика в налоговом
мониторинге. Мониторинг средств контроля 61
3 Оценка уровня организации системы внутреннего контроля 67
3.1 Общие правила оценки системы внутреннего контроля в целях налогового мониторинга 67
3.2 Оценка уровня организации системы внутреннего контроля на примере ООО «Газпром трансгаз Томск» и рекомендации по ее совершенствованию 69 Заключение 79
Список источников и использованной литературы 83
Приложение А - Методика оценки рисков в целях налогового мониторинга 95 Приложение Б - Перечень рисков, выявленных в рамках системы внутреннего контроля (выписка) 109
Приложение В - Перечень контрольных процедур 113
Приложение Г - Матрица рисков и контрольных процедур 117


В процессе цифровой трансформации экономики вопросы повышения эффективности налогового контроля не теряют актуальности для налоговых администраций не только современной России.
Правительство РФ уделяет особое внимание повышению качества налогового контроля за счет импликации в российскую налоговую систему новой формы контроля, появившейся в некоторых зарубежных налоговых системах в 21 веке. Адаптация мониторинга к российским реалиям, необходимость определения путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, все эти факторы говорят о том, что исследование налогового мониторинга находится на пике актуальности.
В российской экономической науке исследования в области финансового контроля носят несистемный характер. Исследователи (историки, экономисты и юристы), работавшие в советский период, касались как правило отдельных вопросов государственного контроля в России.
Е.Ю. Грачева раскрывая сущность и функции финансового контроля, который "прошел длительный период становления и развития еще в рамках докапиталистических формаций, когда проявлялись его отдельные элементы, в первую очередь в процессе сборов налогов" , обращает внимание на то, что свое широкое развитие финансовый контроль получил только в условиях капитализма, тогда проявляются и непосредственные субъекты государственного финансового контроля со стороны парламента. Финансовый контроль присутствовал и при социализме, целью которого была проверка соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве .
Отдельным вопросам теории и методологии государственного финансового контроля были посвящены работы отечественных ученых и специалистов: В.В. Бурцева , Ю.М. Воронина , В.Г. Панскова0, Г.Б. Поляк , Н.Н. Ровинского , А.Н. Саунина , Е.Н. Синевой , С.В. Степашина , Н.С. Столярова .
Однако разрабатывались в основном вопросы, связанные с государственным финансовым контролем за исполнением федерального бюджета. Так, например, еще в 1947 в работе «Финансовый контроль в СССР» получил научное осмысление богатейший опыт работы в качестве руководителя Бюджетного управления Наркомата финансов СССР одного из основоположников советской финансовой науки Н.Н. Ровинского.
В.В. Бурцев посвятил свои работы разработке теоретических основ государственного финансового контроля, как одного из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.
Изучению государственного финансового контроля как самостоятельной функции управления посвящены труды Ю.М. Воронина.
В свою очередь, профессор В.Г. Пансков считает, что в современной России необходимо работать над повышением эффективности мероприятий по финансовому контролю, этого требуют условия сложной системы бюджетного процесса и интенсивное экономическое развитие государства.
Рассматривая государственный финансовый контроль, как неотъемлемую часть государственного у правления Г.Б. Поляк отмечает, что его наличие - это обязательное условие функционирования финансовокредитной системы .
Вопросы, связанные с правовым обеспечением финансового контроля, разрабатывались в трудах Е.Ю. Грачевой , А.Н. Козырина , А. А. Ялбулганова и др.
Изучение финансового контроля в форме мониторинга только начато как в России, так и за рубежом, поскольку предмет исследования - мониторинг как форма финансового контроля - явление достаточно молодое. Среди зарубежных авторов можно отметить следующие работы, посвященные горизонтальному мониторингу. Изучению модели горизонтального мониторинга посвящены работы Л. Вульфа , X. Гринбау , А. Маас , Е.Хискерс-Стооп . Анализ мониторинга в различных странах проведен в работах Е. Хофмана, Е. Кирхера, И. Еначеску . Более широкий взгляд на мониторинг, как на вариант налогового комплаенса, представлен в работах Т. Демьяновича .
Анализ опыта налогового контроля в зарубежных странах представлен в работах Г.А. Гориной и Р.Г. Ахмадеевой , Р.А. Шепенко , Е. А. Фариковой и А. Д. Воронцова , и ряда других авторов. Рассмотрение мониторинга, как варианта взаимосогласительных процедур и комплаенс-контроля представлено в работах Е.В, Овчаровой , А.Ю. Ильина . Изучению особенностей российского налогового мониторинга посвящены работы Г.И. Ганина и И.Г. Леневой , Е.Ф. Яхновец и др.
В работах вышеназванных авторов положено начало исследованиям налогового мониторинга. Однако монографических работ, посвященных мониторингу, до сих пор не появилось. При этом имеющиеся исследования пока достаточно фрагментарны. В частности, не в полной мере: определены сущностные элементы мониторинга как особой формы деятельности налоговых органов; не получило теоретического обоснования отнесение мониторинга к форме налогового контроля; не обоснованы ключевые направления развития мониторинга в части стандартизации и методического обеспечения отдельных мероприятий; не разработан методический инструментарий определения результативности и оценки качества налогового мониторинга. Указанные вопросы обусловили выбор цели и постановку задач исследования.
Цель исследования заключается в выявлении сущностных особенностей налогового мониторинга и разработке инструментов оценки системы внутреннего контроля налоговых обязательств при подготовке к переходу на налоговый мониторинг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторический аспект появления мониторинга как формы финансового контроля в мировой практике и рассмотреть этапы становления российского налогового мониторинга.
2. Определить место налогового мониторинга в системе налогового администрирования и перспективы его дальнейшего развития.
3. Провести сравнительный анализ конструкции «система внутреннего контроля» в управленческом процессе и исследовать особенности осуществления внутреннего контроля в рамках налогового мониторинга.
4. Разработать матрицу рисков и контрольных процедур в целях налогового мониторинга.
5. Осуществить оценку системы внутреннего контроля в целях подготовки к переходу на налоговый мониторинг; сформулировать предложения по совершенствованию.
Диссертационное исследование выполнено в рамках специальности - 38.04.08 «Финансы и кредит» по профилю «Финансы и учет в организации» уровня магистра.
Объектом диссертационного исследования выступают экономические отношения между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов, возникающие в процессе осуществления налогового мониторинга. Предметом исследования является налоговый мониторинг как способ цифровизации налогового администрирования и новая форма налогового контроля.
Научная гипотеза исследования базируется на предположении, что новый способ налогового администрирования, основанный на цифровой трансформации налогового контроля, позволит повысить эффективность работы ФНС России, повысив его прозрачность, что в свою очередь, приведет к увеличению поступления доходов в консолидированный бюджет РФ.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: системный подход, логическое обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация. Кроме того, в работе были использованы специальные методы: экономико-статистический, факторный анализ, метод экспертных оценок.
Фактологической и статистической базой исследования послужили документы, статистические данные, доклады и отчеты Международной организации экономического сотрудничества и развития , Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы России , в которых содержатся статистические показатели, характеризующие налоговый мониторинг, а также данные по отдельным странам и в общемировом масштабе в процессе появления и становления горизонтального мониторинга.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения предложенной матрицы рисков и контрольных процедур в целях повышения уровня оценки системы внутреннего контроля налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг.
Элементом научной новизны является впервые проведенное комплексное исследование налогового мониторинга с момента его появления в налоговой системе Российской Федерации; разработка понятийного аппарата внутреннего контроля в целях налогового мониторинга.
Апробация результатов исследования проведена автором в рамках реализации проекта перехода ООО «Газпром трансгаз Томск» на налоговый контроль в форме налогового мониторинга с 2021 года.
По теме исследования опубликовано 3 печатные работы, в том числе 2 в журналах, рекомендованных ВАК.
Диссертация изложена на 122 страницах и состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы, включающего 107 наименований, в том числе 14 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 10 таблицами, 9 рисунками, имеет 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании удалось достичь поставленной цели. Основными ориентирами в решении поставленных задач послужили научные представления о положениях, на которых базируется система взглядов на построение системы налогового администрирования.
В ходе исследования рассмотрены понятия налогового администрирования и налогового контроля, его места в налоговой системе и роли в налоговых отношениях. Основной упор в работе был сделан на рассмотрение и оценку налогового мониторинга как способа цифровизации налогового администрирования, разработку инструментов оценки системы внутреннего контроля налоговых обязательств при подготовке к переходу на налоговый мониторинг.
В российскую налоговую систему достаточно успешно имплантирован новый способ налогового администрирования, призванный способствовать трансформации налоговой системы России к цифровому обществу.
Изучение исторического аспекта появления мониторинга как формы финансового контроля в мировой практике позволило отметить, что налоговые администрации и налогоплательщики во многих государствах на современном этапе пришли к выводу о наличии у них общих значимых интересов, которые могут быть использованы в целях усиления соблюдения законодательства и обеспечения других выгод, включая сглаживание процесса, более раннюю определенность и здоровый климат для ведения бизнеса, в том числе в процедурах контроля. Именно это привело к созданию налоговыми администрациями таких условий, при которых добровольное соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства растет, а налоговая администрация имеет возможность осуществлять мониторинг данного процесса. Мониторинг как способ налогового администрирования является общемировой практикой.
Становление российского налогового мониторинга соответствует общемировым тенденциям, отличаясь вместе с тем отсутствием
добровольности, широким применением традиционных «вертикальных» контрольных процедур, а также отсутствием главного конструктивного элемента горизонтального мониторинга — соглашения между налогоплательщиком и налоговой службой
Выявление сущностных особенностей налогового мониторинга позволило следующим образом определить место налогового мониторинга в системе финансового и налогового контроля. Налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля и соответствует общемировым практикам налогового администрирования. Однако мониторинг в России имеет существенные отличия от зарубежного формата горизонтального мониторинга, что в свою очередь требует теоретического осмысления по мере накопления эмпирического материала.
Проведенное комплексное исследование системы внутреннего контроля налоговых обязательств, выявление её сущностных черт и оценка последствий формализации требований к ней, позволило прийти к выводу о трансформации внутреннего контроля формирования налоговых обязательств из области репутационных достоинств хозяйствующего субъекта и внутренних управленческих инструментов в предмет публичного контроля со стороны налоговых органов в процессах, связанных с налоговым мониторингом.
При выполнении данной магистерской диссертации на примере ООО «Газпром трансгаз Томск» проведена оценка всех компонентов системы внутреннего контроля; сформулировано понятие контрольной процедуры и проведена классификация контрольных процедур по различным основаниям; разработаны варианты эффективного дизайна контрольных процедур.
Резюмируя проведенное исследование необходимо отметить, что выстроенная система внутреннего контроля налоговых обязательств с одной стороны, обеспечит налогоплательщику соблюдение законодательства о налогах и сборах с оптимизацией налогообложения, с другой стороны позволит налоговому органу отказаться от традиционных форм налогового контроля. Однако в связи с изложенным объем обязанностей налогоплательщика при переходе на налоговый мониторинг существенно трансформируется: налогоплательщик становится не только обязан осуществлять внутренний налоговый контроль, но и доказать налоговому органу, что этот контроль осуществляется эффективно. В то время как налоговый орган, не принимая на себя никаких дополнительных обязательств получает неограниченный доступ к массиву информации налогоплательщика.
Тенденция цифровизации формата взаимодействия налогового органа и налогоплательщика, продекларированная как открытый диалог с органами публичной власти и в целом оцениваемая положительно, рискует свестись к интеграции функции налогового контроля, осуществляемого государством, в информационные системы плательщиков. То есть к возложению на частный субъект осуществления публичной функции. В то время как о поддержании баланса публичных и частных интересов в налогообложении возможно говорить только в том случае, если государство продолжит работу по унификации подходов как налоговых органов, так и налогоплательщиков к совершенствованию системы внутреннего контроля налоговых обязательств путем выявления и типизации ФНС России рисков по отраслям и формирования некоей консолидированной библиотеки рисков, определения формализованных требований к контрольным процедурам и пр. Только таким образом может быть обеспечена определенность и возможность осуществления открытого цифрового формата взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Таким образом, налоговый мониторинг, представляя собой способ цифровизации налогового администрирования, и, соответствуя в целом общемировым практикам финансового контроля и налогового администрирования, в России имеет существенные отличия от зарубежного формата горизонтального мониторинга, что в свою очередь требует теоретического осмысления по мере накопления эмпирического материала. Отсутствие добровольности, широкое применение традиционных «вертикальных» контрольных процедур, а также отсутствием главного конструктивного элемента горизонтального мониторинга—соглашения между налогоплательщиком и налоговой службой, свидетельствует о том, что налоговый мониторинг в России, как способ налогового администрирования представляет собой возложение на налогоплательщика части публичных функций и частичное переложение на него издержек по осуществлению налогового контроля


1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021) в действующей редакции опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ra - 20.04.2021.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) И Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo.gov.ru, 07.12.2011.
3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.12.2020.
4. О возможности представления заявления о проведении налогового мониторинга и приложений к нему в электронной форме по ТКС. Письмо ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (ред. от 30.09.2020) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
5. О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте. Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) И Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.07.2020.
6. О Кодексе корпоративного управления. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 // Вестник Банка России. -№ 40. - 18.04.2014.
7. О порядке проведения налогового мониторинга. Письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194// Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
8. О саморегулируемых организациях // Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru-04.08.2018.
9. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208- ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 25.02.2021.
10. Об аудиторской деятельности. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307- ФЗ (ред. от 09.03.2021) И Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 09.03.2021.
11. Об инвестиционных фондах. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156- ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 26.07.2019.
12. Об организации страхового дела в Российской Федерации. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 30.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.12.2020.
13. Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 № 381—р // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru-02.03.2020.
14. Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита. Приказ Минфина России от 30.12.2016 № 822 (ред. от 27.07.2018) // Консультант Плюс: справочная правовая система. - Версия Проф. - Электронные данные. - М., 2020. - Доступ из локальной сети Науч, б-ки Том. гос. ун-та.
15. Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -05.10.2017.
..84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ