Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Работа №191976

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2025
Стоимость4895 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы исследования особенностей познавательной самостоятельности обучающихся начальных классов с разным уровнем учебной мотивации 7
1.1 Сущность и структура понятий «познавательная самостоятельность»,
«познавательная потребность» и «учебная мотивация» 7
1.2. Особенности познавательной и мотивационной сферы обучающихся с 1 по 4 класс ... 14
Выводы по первой главе 26
2 Организация исследования особенностей познавательной самостоятельности и познавательной потребности обучающихся начальных классов с разным уровнем учебной мотивации 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Сравнительные результаты исследования учебной мотивации, познавательной самостоятельности и познавательной потребности учащихся 1 и 4 классов 33
Выводы по второй главе 43
3 Особенности работы по развитию познавательной самостоятельности и учебной мотивации младших школьников 45
3.1 Анализ существующей практики психолого-педагогического сопровождения по развитию познавательной самостоятельности и учебной мотивации младших школьников 45
3.2 Программа по развитию познавательной самостоятельности и учебной мотивации младших школьников 49
3.3 Рекомендации для педагогов, педагогов-психологов и родителей по развитию познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников 54
Выводы по третьей главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение 72


Актуальность исследования. Успешность обучения младших школьников зависит от положительного отношения к учебе, которое может возникнуть только при наличии познавательного интереса, который способствует направленности личности на учебную деятельность, приобретению новых знаний, освоению способов действий.
Для достижения результатов в учебной деятельности требуется особая сосредоточенность умственных и волевых усилий, которые также обеспечиваются положительным, осознанным и ответственным отношением к учебе, высоким уровнем мотивации, достаточным уровнем развития познавательных процессов.
Внимание к формированию положительного отношения к учебной деятельности является актуальным в начальной школе. Это находит отражение в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО, приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). При этом также следует отметить, что в нем впервые определена направленность начального образования на формирование у обучающихся системы ценностных отношений к образовательному процессу и его результатам. Так, одним из требований к результатам освоения программы начального общего образования является формирование «ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» [84, с. 17].
Возрастные особенности обучающихся, необходимые для формирования положительного отношения к учебе рассмотрены И.Ф. Харламовым, Г.И. Щукиной и др. И.Ф. Харламов акцентирует внимание на важности учета психологических и физиологических изменений у обучающихся для успешного формирования положительного отношения к учебе, как и Г.И. Щукина, которая считает, что мотивация и интерес являются ключевыми факторами в процессе обучения.
Такие современные исследователи, как А.М. Первицкая, И.В. Серафимович, Е. В. Сараевая, М. А. Юферова, подчеркивают важность выстраивания комплексного психолого-педагогического сопровождения развития познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников на основе взаимодействия педагогов, школьного психолога и родителей.
Результаты анализа источников свидетельствуют об определённом уровне разработанности проблематики исследования. Однако недостаточно исследований,
посвящённых целостному осмыслению особенностей познавательной самостоятельности у младших школьников с разным уровнем учебной мотивации.
Это определило проблему исследования: каковы особенности познавательной самостоятельности обучающихся начальных классов наблюдаются в зависимости от уровня их учебной мотивации?
Цель исследования: выявить особенности познавательной самостоятельности обучающихся начальных классов с разным уровнем учебной мотивации.
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся начальных классов.
Предмет исследования: особенности познавательной самостоятельности
обучающихся начальных классов с разным уровнем учебной мотивации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и структуру понятий «познавательная самостоятельность» и «познавательная потребность».
2. Рассмотреть особенности познавательной и мотивационной сферы у учащихся 1 и 4 класса в теоретических исследованиях.
3. Выявить особенности познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации у учащихся 1 и 4 класса посредством эмпирического исследования.
4. Разработать комплекс занятий по развитию познавательных процессов и учебной мотивации учащихся 1 и 4 классов, а также рекомендации для педагогов-психологов, педагогов и родителей по развитию познавательной самостоятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: высокие показатели учебной мотивации связаны с высоким уровнем познавательной самостоятельности и познавательной потребности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Подходы к изучению познавательной самостоятельности представили такие ученые, как Н. А. Горлинская [23], Л.С. Коновалец [39], которые разработали концепции, акцентирующие внимание на важности интеграции когнитивных и эмоциональных аспектов обучения. Н. А. Горлинская фокусируется на формировании познавательной активности через игровые и практические методы, в то время как Л. С. Коновалец исследует влияние мотивации и личностных установок на процесс обучения.
Структура понятия познавательной потребности представлена в работах Е. А. Шепелевой [93], которая проанализировала отечественные и зарубежные подходы к исследованию и диагностике потребности в познании. В. С. Юркевич, которая выделила 4
компоненты познавательной потребности, описала этапы его развития в учебной деятельности [101].
Подходы к понятию и структуре учебной мотивации раскрыты в исследованиях Л. И. Божович [11], которая всесторонне характеризует феномен мотивации учения, А. К. Марковой, предлагающей классификацию учебных мотивов [55], И. В. Серафимович, которая проанализировала понятие учебной мотивации с позиции системогенетического подхода [77].
Особенности познавательной и мотивационной сферы учащихся начальной школы с первого по четвертый класс отражены в исследованиях Т. В. Архиреевой [7], С. В. Гани [20], Н. И. Гуткиной [27], Д. В. Дылдиной и Е. В. Коротаевой [42]. Т. В. Архиреева, С. В. Гани, Н. И. Гуткина подробно описали динамику учебной мотивации младших школьников с первого по четвертый класс, определили критерии успешной учебной деятельности младших школьников. Д. В. Дылдина и Е. В. Коротаева представили структуру отношения к учебе, познавательной самостоятельности и потребности у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ психолого-педагогической и учебно¬
методической литературы по проблеме исследования; сравнение, систематизация, обобщение;
- методы устного и письменного опроса;
- статистический анализ данных.
Методики исследования:
1. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников М.Р. Гинзбург [24].
2. Методика оценки уровня школьной мотивации Н.Г Лускановой [56].
3. Методика «Познавательная потребность» В. С. Юркевич [108].
4. Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской [28].
Научная новизна:
- рассмотрены и уточнены в контексте исследования следующие понятия: «познавательная самостоятельность», «познавательная потребность», «учебная мотивация»;
- проанализированы особенности познавательной и мотивационной сферы обучающихся с 1 по 4 класс.
Теоретическая значимость:
- проанализированы различия в показателях познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации у учащихся 1 и 4 класса на начало и конец учебного года;
- определены связи между показателями познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников;
- определены основания для разработки программы по развитию познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников.
Практическая значимость:
- подобран диагностический инструментарий для оценивания уровня познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников;
- разработана программа по развитию познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников;
- разработаны рекомендации для педагогов, педагогов-психологов и родителей для развития познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации младших школьников.
Положения, выносимые на защиту:
- познавательная самостоятельность выступает качеством личности, которое выражается в способности учащегося самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и предлагать, осуществлять решения для проблем учебной деятельности; познавательная самостоятельность играет важную роль в процессе обучения ребенка, низкий уровень познавательной потребности и самостоятельности может привести к дезадаптации, неуспеваемости и проблемам со сверстниками;
- по результатам исследования можно сделать вывод о необходимости психолого - педагогического сопровождения младших школьников с целью развития их мотивации, познавательной потребности и познавательной самостоятельности;
- программа по развитию познавательной самостоятельности и учебной мотивации младших школьников должна носить комплексный характер и осуществляться во взаимодействии педагогов, педагогов-психологов и родителей.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Томска с углубленным изучением иностранного языка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, состоящего из 105 наименований и 1 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей познавательной самостоятельности обучающихся начальных классов с разным уровнем учебной мотивации.
Изучены сущность и структура понятий «познавательная потребность», «познавательная самостоятельность», «учебная мотивация». Познавательная самостоятельность - это самостоятельный процесс переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию при решении учебных задач. Познавательная самостоятельность включает несколько компонентов: целевой (умение ставить и достигать цели), стимулирующе-мотивационный (разнообразные познавательные мотивы), содержательный (способности приобретать и применять знания и навыки), эмоционально-волевой (положительное отношение к себе и активности), и оценочно-результативный (осмысление своих действий). Под познавательной потребностью мы понимаем исходное побуждение индивида к познавательной деятельности, которое свидетельствует об испытываемой им нужде в новых знаниях об окружающей действительности (предметном мире, человеческих взаимоотношениях и самом, себе). Познавательная потребность является основой формирования познавательной активности человека. мотивация учебной деятельности имеет сложную структуру и является важной составляющей успешности освоения знаний учащимися. Мотивация учебной деятельности - частный вид мотивации, включенную в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Учебная мотивация - это процесс, направляющий и поддерживающий усилия личности, направленные на выполнения учебной задачи.
Рассмотрены особенности познавательной и мотивационной сферы у учащихся 1 и 4 класса в теоретических исследованиях. Отношение к учебе на этапе младшего школьного возраста носит скачкообразный характер. Учебные мотивы и выраженность познавательного интереса постоянно изменяются, что связано со становлением и развитием психических процессов. Мотив долга перед учителем сохраняет свою значимость, а также увеличивается значимость познавательной мотивации. Наблюдается постепенный рост мотивации избегания неудачи в начале и в конце обучения, в то время как в середине она снижается. К концу учебного периода усиливается значимость мотива ориентации на будущее, в то время как мотив получения высоких оценок постепенно теряет свою важность.
Выявлены особенности познавательной и мотивационной сферы у учащихся 1 и 4 класса посредством эмпирического исследования. По результатам исследования в 1 и 4 классах по всем ключевым показателям (учебная мотивация, познавательная потребность, познавательная самостоятельность) во второй срез отмечен рост доли учащихся с высоким уровнем развития данных качеств. Особенно значительные изменения наблюдаются у первоклассников: так, высокий уровень учебной мотивации увеличился с 14,66% до 20%, познавательной потребности - с 20% до 32%, а познавательной самостоятельности - с 16% до 26,67%.
При этом по большинству изучаемых параметров у четвероклассников изначально показатели были выше, чем у первоклассников. Это говорит о том, что с возрастом у детей повышают учебная мотивация, познавательная самостоятельность и познавательная потребность в учебной деятельности, что объясняется накоплением учебного опыта и лучшим пониманием целей образования.
Выявленные различия между учениками 1 и 4 классов подчеркивают динамику формирования учебной мотивации и познавательных способностей: младшие школьники активно развивают эти качества на первых этапах обучения, а к концу начальной школы они достигают стабильного высокого уровня и становятся менее подвержены быстрым изменениям. Особенно важным результатом стало значимое увеличение познавательной самостоятельности у первоклассников в течение учебного года, что обозначает формирование у них способности самостоятельно искать, осмысливать и применять новую информацию. Распределение учащихся по уровню мотивации показало, что вне зависимости от уровня данного показателя преимущественно сформирован средний уровень познавательной потребности и познавательной самостоятельности.
По результатам статистической обработки данных выявлена прямая связь между показателями познавательной потребности и познавательной самостоятельности у учащихся начальной школы. Это означает, что чем выше у ребенка выражена познавательная потребность (стремление узнавать новое, интерес к знаниям), тем выше проявляется его познавательная самостоятельность (умение самостоятельно искать информацию, решать задачи, применять знания на практике).
Сделан акцент на учащихся с низким уровнем познавательной самостоятельности, познавательной потребности и учебной мотивации, которые могут испытывать затруднения в учебной деятельности, что может привести к ухудшению успеваемости, негативным образом отразиться на их эмоциональном состоянии, школьной адаптации.
В связи со значимостью обозначенной проблематики разработана программа



1. Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. — Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. — 233 с.
2. Абрамова М. Г. Учебные интересы как мотивационный механизм развития познавательных способностей младших школьников // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 19-20 ноября 2018 г. — Ярославль : Изд-во Ярослав. гос. пед. ун-та им. К. Д. Ушинского, 2018. — С. 11-12.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.
4. Амбалова С. А. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста и особенности ее психологической диагностики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7, № 2 (23). — С. 331-334.
5. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта. — Л. : ЛГУ, 1967. — Вып. 2. — 249 с.
6. Арутюнян Г. Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике // Проблемы современной науки и образования. — 2021. — № 7. — С. 21.
7. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11, № 2. — С. 38-47.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. — М. : Изд-во МГУ, 2010. — 367 с.
9. Белоус Е. Н. Формирование учебной мотивации и её развитие у современных младших школьников // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. — 2022. — № 3. — С. 15-17.
10. Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8, № 6-2. — С. 35-38.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. 351 с.
11. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. — М.: Просвещение, 2012. — 211 с.
12. Бортникова Л. Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 2000. — 18 с.
13. Васильева Е. К. Взаимосвязь учебной мотивации и тревожности младших подростков в школе // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы XI Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 07-09 дек. 2022 г. / под ред. Д. Э. Елистратовой. — Новосибирск: НГПУ, 2023. — Ч. 1. — С. 238.
14. Васильева Л. П. Взаимосвязь некоторых особенностей личностного развития с учебной мотивацией и обученностью у учащихся младшего школьного возраста / Л. П. Васильева, А. И. Аноп // Современные тенденции развития общего и вузовского образования : Сборник научных статей II всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ярославль, 01 декабря 2022 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. - С. 85-89.
15. Волочков А. А. Успеваемость и когнитивное развитие в зависимости от учебной активности школьника // Вестник ПГГПУ. Сер. 1: Психол. и пед. науки. — 2015. — № 1. — С. 87-97.
16. Воронкова И. В. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) / И. В. Воронкова, Е. Н. Лагутина, А. А. Адаскина // Психолого - педагогические исследования. - 2022. - Т. 14, № 1. - С. 32-48.
17. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 511 с.
18. Газизова Ф. С. Влияние квест-технологии на развитие познавательного интереса младшего школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й Всерос. науч.-практ. конф. с дистанц. и междунар. участием, Ульяновск, 06-07 июля 2021 г. — Ульяновск: ИП Кеньшенская В. В. (издательство “Зебра”), 2021. — С. 186-190.
19. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. — М.: КДУ, 2016. — 400 с.
20. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах // Вестник БФУ им. И. Канта. — 2005. — № 5. — С. 131-140.
21. Гершман А. О. Предпосылки развития цифровой зависимости у младших школьников // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. ст. и матер. междунар. конф. — Коломна: Гос. социально¬гуманитарный ун-т, 2016. — С. 82-85.
22. Гинзбург М. Р., Бадмаева Н. Ц. Диагностика учебной мотивации школьников и студентов: методические рекомендации. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.
— 89 с.
23. Гордеева Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, М. В. Лункина // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24, № 3. - С. 32-42.
24. Горлинская Н. А. Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах: дис... канд. пед. наук: 13.00.02. — Москва, 2003. — 137 с.
25. Гормоза Т. В. Возрастная динамика успешной деятельности младших школьников: науч. докл. / Бел. гос. педагог. ун-т. — Мн., 2018. — 25 с.
26. Горчинская А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1999. — 187 с.
27. Гринева М. С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2011.
— 23 с.
28. Грудинин В. А. К вопросу об определении понятия «познавательная потребность» и её роли в решении задач // Проблемы теории и практики современной психологии. — 2022. — С. 35-37.
29. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно - историческая психология. — 2007. — № 2. — С. 62-74.
30. Гуткина Н. И. Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу / Н.И. Гуткина, В.В. Печенков // Вестник практической психологии образования : научно-методический журнал / Ред. Е.И. Метелькова. - 2006. - № 4 (9). - С. 46-50.
31. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 14-19.
32. Джумайло П. Д. Особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте: динамика развития // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы VI студ. науч.-практ. конф., Йошкар-Ола, 26-29 апр. 2022 г. — Йошкар-Ола: МарГУ, 2022. — С. 133-135.
33. Долгова В. И. Влияние памяти на успеваемость младших школьников / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, В. В. Ратаева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2015. - № T31. - С. 96-100.
34. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2004. — 383 с.
35. Изотова Е. Г. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и успеваемости в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-2. — С. 428-431.
36. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — М.; СПб.: Питер, 2006. — 508 с.
37. Истомина С. В. Особенности познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4(52). — С. 177-182.
38. Истомина С. В. Особенности познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2021. — № 4(52). — С. 177-182.
39. Карпова Е. Е. Образовательная ценность личного смартфона для ученика начальной школы. Педагогический потенциал смартфона // WORLD SCIENCE: problems and innovations: сб. ст. XXIII междунар. науч.-практ. конф. — Пенза: Наука и Просвещение, 2018. — С. 235-239.
40. Квасница Е. Н. Возрастные особенности познавательной сферы младших школьников / Е. Н. Квасница, Ю. В. Гольцева // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники : сборник статей по результатам Международной научно - практической конференции, Тюмень, 22 ноября 2022 года. - Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. - С. 29-34.
41. Кольберг Н. А. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения / Н. А. Кольберг, С. В. Царева // Молодой ученый. - 2017.
- № 2(136). - С. 698-700.
42. Коновалец Л. С. Проблемное обучение студентов физике с использованием современных информационных технологий // Вестник Мининского университета. — 2014.
— № 3(7). — С. 18.
43. Константинова Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (лонгитюдное исследование) // Начальная школа плюс. До и После. — 2014. — № 1. — С. 73-77.
44. Кобень Л. М. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста // Символ науки. — 2016. — № 11-4. — С. 171-173.
45. Корчагина Е. Н. Проблемы мотивации у младших школьников // Молодой ученый. — 2020. — № 9(299). — С. 165-167.
46. Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. — 2015. — № 1. — С. 171-175.
47. Кузина Е. В. Особенности учебной мотивации младших школьников «группы риска» / Е. В. Кузина, Д. С. Косцова // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : Материалы XXIII Всероссийской научно - практической конференции, Севастополь, 15-16 апреля 2022 года / Сост. В.В. Головин. - Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью "Рибест", 2022. - С. 214-217.
48. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16, № 2. - С. 102-111.
49. Кулагина И. Ю. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте / И. Ю. Кулагина, М. А. Кравцова // Психолого - педагогические исследования. - 2022. - Т. 14, № 4. - С. 36-51.
50. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
51. Лубовский Д. В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 2. — С. 50-67.
52. Лукьяненко А. А. Технологии формирования мотивационно-смысловой сферы младших школьников в условиях информатизации образования // Служение науке
— служение обществу: сб. ст. междунар. науч.-исслед. конкурса, г. Петрозаводск, 08 ноября 2021 г. — Петрозаводск: Изд-во Международного центра научного партнерства «Новая Наука», 2021. — С. 141-147.
53. Лусканова Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. 2001. № 9. Март. С. 8-9 // Психология обучения. - 2001. - № 8. - С. 10.
54. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология.
— 2014. — № 1(9). — С. 79-85.
55. Майстренко А. В. Новообразования младшего школьного возраста и психологические характеристики, определяющие высокую успеваемость обучения в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67. — С. 402-406.
56. Малолеткова А. В. Проблема формирования культуры учебной мотивации современных младших школьников // Этнопедагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Стерлитамак, 05-06 октября 2018 г. — Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2018. — С. 138-141.
57. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 2014. — 96 с.
58. Маркова И. И. Развитие мотивов учебной деятельности у младших школьников в контексте современных стандартов начального образования // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., Борисоглебск, 30 марта 2019 г. — Борисоглебск: Издательство «Перо», 2019. — С. 99-102.
59. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.:
Педагогика, 1984. — 144 с.
60. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 43-49.
61. Махнева П.О. К проблеме формирования мотивации учения современных младших школьников // Инновационные научные исследования 2022: сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса, Пенза, 05 июля 2022 г. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. — С. 97-102.
62. Молоков Ю. Г. О проекте «Информатизация школьного образовательного пространства» / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Сб. научных трудов / Под ред. И.М. Бобко. - Новосибирск-Новокузнецк: НГПУ, 2002. - С. 11-16.
63. Налетов Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности учащихся в современной школе: проблемы и перспективы // Уральские научные чтения: сб. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Оренбург, 06 апреля 2023 г. — Оренбург: Ами, 2023. — С. 33-36.
64. Невзорова А. В. Взаимосвязь цели учебной деятельности и познавательной самостоятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 80-2. — С. 244-247.
65. Нежнова Т. А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблемы // Формирование личности в онтогенезе: сб. науч. тр. / Т.А. Нежнова; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — С. 50-61.
66. Нелюбина Ю. О. Взаимосвязь семейных отношений с учебной мотивацией младших школьников / Ю. О. Нелюбина, Е. В. Сараева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2019. - № 8. - С. 75-83.
67. Нижегородцева Н. В. Закономерности развития и механизмы реализации учебной деятельности на разных стадиях системогенеза // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы науч. -практ. конф., Ярославль, 05-06 марта 2020 г. Том Часть 2. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2020. — С. 131-136.
68. Нижегородцева Н. В. Стадии системогенеза, генетические формы и типы учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 4(109). — С. 71-76.
69. Норимбетов Т. Б., Норимбетова Н. Т. Понятие учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2022. — Т. 2. — № 5-2. — С. 399-403.
70. Осипова А. А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. — 2020. — № 2. — С. 125-140.
71. Павлова Л. А. Плюсы и минусы цифровизации начального образования // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени: сб. тр. конф. — Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. — С. 96-98.
72. Первицкая А. М. Изучение связи и стилей семейного воспитания и мотивационной благополучия сферы младшего школьника, занимающегося творческой деятельностью // Вектор науки ТГУ. — 2017. — № 1(20). — С. 245-247.
73. Поштарева Т. В. Структура познавательной активности личности //
Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 1. — С. 37.
74. Руденко Е. А. Организационно-педагогическое сопровождение развития познавательного интереса младших школьников // Вестник ВИЭНН. — 2024. — № 3. — С. 51-57.
75. Рыжкова Л. В. Понятие познавательной активности / Л. В. Рыжкова, Ю. В. Митченкова // Вопросы педагогики. - 2021. - № 3-1. - С. 213-216.
76. Салмина Н. Г. Внутренняя позиция школьника и социальная желательность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов / Н. Г. Салмина, И. Г. Тиханова // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 1. - С. 56-62.
77. Самылова О. А. Динамика мотивации учения младших школьников // Современная наука: теоретический и практический взгляд: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 19 апр. 2017 г. — Краснодар: Перо, 2017. — С. 128-133.
78. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
79. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 329 с.
80. Серафимович И. В. Особенности анализа учебной мотивации современных младших школьников с позиции системогенетического подхода // Актуальные проблемы психологии образования: сб. науч. материалов. — Ярославль: Министерство науки и высшего образования РФ, 2019. — С. 93-100.
81. Смоличева А. М. Развитие учебной мотивации младших школьников через критериальное оценивание // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: материалы V Всерос. науч. -метод. конф. с междунар. участием (г. Иркутск, 23 янв. 2023 г.). — Иркутск: Аспринт, 2023. — С. 116.
82. Соколова Л. Н. Нестандартный урок как средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
— Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта. — Калининград, 2010.
83. Соколовская И. Н. К определению сущности понятия "познавательный интерес" в педагогике / И. Н. Соколовская, А. А. Кивилева // XIX Царскосельские чтения : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 21-22 апреля 2015 года / Под общей редакцией В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина (отв. ред.). Том 2. - Санкт- Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 89-92.
84. Соловьева И. В. Сущность понятия познавательная активность в психолого-педагогических исследованиях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 63-67.
85. Сорокоумова Е. А. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности // Коллекция гуманитарных исследований. — 2019.
— № 2. — С. 6-10.
86. Ткаченко Д. И. Сущность понятия познавательная активность в психолого¬
педагогических исследованиях // Современное образование и воспитание подрастающего поколения: актуальные вопросы, достижения и инновации. — Пенза: Наука и
Просвещение, 2021. — С. 102-104.
87. Трошин П. Л. Исследование познавательной сферы детей с нарушением интеллекта // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 92-94.
88. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373: ред. от 22.09.2011 № 2357 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. — URL: (дата
обращения: 6.05.2025).
89. Федорова В. С. Активизация познавательной активности младших школьников на уроках // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития: материалы XVI междунар. науч. -практ. конф., г. Ростов-на-Дону, 31 марта 2022 г. — Ставрополь: Параграф, 2022. — С. 313-317.
90. Фролова П. Н. Роль современных гаджетов в формировании коммуникативных навыков младших школьников / П. Н. Фролова, К. А. Улановская // Научный альманах. - 2016. - № 3-2(17). - С. 315-318.
91. Чердынцева Е. В. Развитие ответственности у младших школьников в учебной деятельности // Вопросы педагогики. — 2020. — № 2-1. — С. 246-249.
92. Чумина Ю. А. Познавательная самостоятельность обучающихся:
содержание и функции // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2021. — № 2(14). — С. 48-51.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ