Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №191941

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы122
Год сдачи2024
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Институт опеки и попечительства в Российской Федерации: общая
характеристика, история становления 6
1.2 Правовая природа института опеки и попечительства 18
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ И ПРЕКРАЩЕНИЕМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 31
2.1 Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над
несовершеннолетними 31
2.2 Правовой режим имущества подопечных 42
2.3 Правовой статус опекунов и попечителей 55
2.4 Ответственность опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства 59
ГЛАВА 3 ФОРМА УСТРОЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 65
3.1 Приемная семья как форма устройства несовершеннолетних детей 65
3.2 Опека и попечительство по договору о патронатной семье 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

В Российской Федерации опека (попечительство) над несовершеннолетними имеет свою давнюю историю и относится к числу самых востребованных и стабильных форм устройства в семью детей-сирот и защиты их прав. Опека всегда была связана с заменой осиротевшему ребенку родителей в настоящее время является наиболее распространенной формой семейного устройства детей, утративших родительское попечение.
Семья, осуществляя попечительство, обеспечивает несовершеннолетнему гражданину, не имеющему достаточной зрелости и воли, самостоятельно реализовывать свои неимущественные и имущественные права и интересы. В случае прекращения семейного попечительства перед государством возникает проблема создания искусственного попечения, но с целями и задачами, соответствующими семейному праву.
С принятием Федерального закона РФ от 24.04.2008 г. №48 «Об опеке и попечительстве» институт опеки и попечительства претерпел значительные перемены. Это первый единый документ, разрешающий вопросы опеки и попечительства, ранее содержавшиеся в различных законодательных актах.
Не менее значительным остается вопрос о правовой природе института опеки и попечительства. Внесение изменений как в гражданское законодательство, так в и семейное, а также принятие вышеуказанного закона, породило множество вопросов, и усилило актуальность данного исследования.
Таким образом, проблемы реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их передача на опеку и попечительство - являются особенно актуальными в наше время.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся при установлении и осуществлении опеки и попечительства.
Предмет исследования: нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения в следствие установления опеки попечительства.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление характерных особенностей порядка установления, функционирования и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.
В ходе написания работы проведен анализ нормативно-правовой базы в сфере гражданского и семейного законодательства, регулирующих отношения в следствие установления опеки попечительства.
В 2023 году в России 493 777 детей являлись сиротами, что практически в полтора раза меньше, чем в 2014 году. В 2021 году из всех детей, имевших опыт сиротства, большая часть находилась на воспитании в семьях - 454 031 человек (сумма по опекаемым и усыновленным). Еще 35 291 ребенок проживали в профильных учреждениях, но и их численность с 2014 года сократилась более чем в два раза с 72 тыс. Численность детей, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна или попечителя было возложено на органы опеки и попечительства, составила 4 455 человек1.
В 2023 году из всех семей, которые хотели взять ребенка (состояли на учете), только 34% действительно сделали это. Последние три года эта доля держится на уровне 32-35%. Но если рассматривать более широкий период - с 2010 года - то она снизилась в два раза.
Популярность опеки по сравнению с другими формами устройства несовершеннолетних обусловлена тем, что она отличается доступностью с правовой точки зрения и позволяет сохранить не только правовую связь ребенка с его родителями (родителем), но и во многих случаях - его привычное социальное окружение. Кроме того, учреждение опеки требует минимального количества юридических формальностей и осуществляется в административном, а не судебном порядке.
1 Уполномоченный по правам человека в РФ // Официальный сайт уполномоченного по правам человека. - URL : http://ombudsmanrf.org (дата обращения: 19.04.2024).
3
Цель настоящей работы обусловила формирование следующих задач:
1) охарактеризовать историю становления института опеки и попечительства Российской Федерации;
2) проанализировать правовую природу института опеки и попечительства;
3) проанализировать порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;
4) выявить правовой режим имущества подопечных;
5) рассмотреть правовой статус опекунов и попечителей;
6) дать характеристику ответственности опекунов и попечителей, органов опеки и попечительства;
7) изучить приемную семью как форму устройства несовершеннолетних детей;
8) охарактеризовать опеку и попечительство по договору о патронатной семье.
Методологической основой дипломной работы является комплекс научных приемов и методов познания явлений и процессов, включающий в себя общенаучный диалектический метод и частнонаучные методы: формально-логический метод, метод сравнительного правоведения, системноправовой метод и метод правового моделирования.
Нормативную базой работы составляет: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации. Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых в области гражданского и семейного права, таких как: Д.Е. Бледнова, И.А. Дубровская, Н.М. Ершова, И.Н. Касьянова, Е.Г. Куропацкая, О.А. Макеева, А.А. Спектор, А.Я. Сухарева, К.И. Юрова и др, а также иные литературные источники и материалы периодической печати.
Структура работы обусловлена выбором темы исследования, поставленной цели и задач и предполагает наличие введения, трех глав, разделенных на одиннадцать параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам выполнения настоящего исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы.
Институт опеки и попечительства возник в древнем Риме, где попечители управляли имуществом лиц с физическими или психическими недостатками. Патронат в России развивался постепенно, начиная с эпохи Рюрика. Реформы Петра I ввели государственный контроль за опекой и попечительством. В России опека и попечительство традиционно разделялись на гражданско- правовые (защита имущественных прав) и служебно -правовые (воспитание и защита интересов несовершеннолетних). Опека относилась к детям до 14 лет, попечительство - от 14 до 18 лет. Исторически существовал принцип сословности, что определяло требования к опекунам в зависимости от социального статуса подопечного. С течением времени опека и попечительство становились все более структурированными и регулируемыми, что включало как назначение опекунов по завещанию, так и назначение магистратами. Екатерина II продолжила реформы, внедрив различные учреждения для управления опекой в зависимости от сословного положения. Законодательные акты, регулирующие опеку и попечительство, всегда учитывали не только юридические, но и моральные аспекты. В Российской империи опека была доступной и регулировалась нормами нравственного порядка, требуя от опекунов моральных качеств и принадлежности к тому же сословию, что и подопечные. В XX веке опека и попечительство стали более структурированными, с акцентом на обеспечение материальной поддержки и защиту прав детей. Однако, несмотря на изменения в законодательстве и социально-экономических условиях, система опеки продолжала сталкиваться с нехваткой материальных ресурсов и недостаточным внимание к воспитательным аспектам. Современное законодательство, отраженное в ГК РФ и СК РФ продолжает развиваться, сочетая элементы семейного и гражданского права для обеспечения защиты прав и интересов
Российская Федерация обеспечивает защиту прав и интересов детей как через национальное, так и международное законодательство, в частности, Конвенцию ООН «О правах ребенка». Опека и попечительство играют ключевую роль в обеспечении нуждающихся лиц, предоставляя им временное замещение родительской заботы и восполнение дееспособности. Эти институты сочетает в себе элементы как семейного, так и гражданского права, что делает их сложными и многоаспектными. Опека и попечительство помогают организовать жизнь и защиту прав лиц, которые не могут самостоятельно заботиться о себе, включая детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на разнообразие подходов к этим понятиям в правовой практике, их основная цель - обеспечить поддержку и защиту для лиц, нуждающихся в особой помощи.
В научной литературе отсутствует единое определение понятия «опека (попечительство)», поскольку оно применяется в различных смыслах. В наиболее обобщенном виде опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального размещения недееспособных или ограниченно дееспособных лиц с целью восполнения их дееспособности и защиты их интересов. Данный институт имеет как правовой, так и социальный характер: он обеспечивает защиту и уход за нуждающимися лицами и выполняет функции государства по обеспечению их благополучия. Опека и попечительство регулируются как гражданским, так и семейным правом. С точки зрения гражданского права опека и попечительство служат для восстановления дееспособности, тогда как семейное право рассматривает их как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Опека применяется к лицам до 14 лет и недееспособным гражданам, тогда как попечительство - к лицам от 14 до 18 лет или ограниченно дееспособным гражданам.
Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов и попечителей, и наоборот, опекуны и попечители не могут владеть имуществом подопечных, кроме случаев общей собственности, предусмотренной законодательством. Подопечные могут пользоваться имуществом опекунов только с их согласия. Опекуны и попечители не могут использовать имущество подопечных для личных нужд, за исключением строго регламентированных случаев.
При вступлении в полномочия, опекун или попечитель должен принять имущество подопечного по описи, которая составляется с участием соответствующих лиц и хранится в органе опеки. Если имущество подопечного находится в доверительном управлении, оно не передается опекуну. Опекуны обязаны защищать имущественные права подопечного и управлять имуществом, как своим собственным, с целью предотвращения утрат и обесценивания. Управление денежными средствами подопечного также строго регламентировано, с учетом страхования вкладов и лимитов, чтобы защитить интересы подопечного.
Опекуны и попечители ограничены в заключении кредитных и заемных договоров от имени подопечных, чтобы избежать излишнего долгового бремени. Исключения возможны только для нужд содержания подопечного или приобретения жилья, при этом требуется разрешение органов опеки. Имущество подопечного нельзя передавать в заем, кроме случаев, когда займ обеспечен ипотекой.
Долгосрочные договоры по передаче имущества в пользование также требуют предварительного разрешения органов опеки. Недвижимость подопечного защищена от произвольного отчуждения и может быть продана или обменяна только в строго определенных случаях с разрешения органов опеки. Опекуны не могут самостоятельно принимать решения по имуществу подопечного без такого разрешения, включая аренду, продажу и передачу в безвозмездное пользование. Органы опеки должны предоставить разрешение на сделки или мотивированный отказ в течение 15 дней, и такие решения могут быть обжалованы в суде.
Опека и попечительство предназначены для защиты несовершеннолетних и лиц с ограниченной дееспособностью, когда их родители отсутствуют или не выполняют свои обязанности. Опека устанавливается для детей младше 14 лет и недееспособных граждан, а попечительство - для подростков от 14 до 18 лет и частично дееспособных лиц.
Опекуны и попечители действуют от имени подопечных в правовых отношениях, их полномочия и обязанности различаются: опекуны могут совершать любые действия от имени подопечных, тогда как попечители контролируют действия подростков и частично дееспособных. Опекуны и попечители обязаны заботиться о подопечных, обеспечивать их обучение и защиту их прав. Опекуны и попечители назначаются из числа совершеннолетних дееспособных граждан, и есть исключения для лиц с судимостью или без соответствующей подготовки.
При выявлении незаконных действий опекунов и попечителей органы опеки и попечительства могут принять меры - от предупреждений и рекомендаций до более серьезных решений - отстранение опекуна и назначение временного попечителя или перемещение подопечного в специализированное учреждение. В случаях угрозы жизни или здоровью подопечного органы опеки обязаны принять защитные меры.
Законодательство требует от опекунов ответственного управления имуществом и заботы о подопечных, и в случае нарушений, они могут быть привлечены к ответственности, включая уголовную. Органы опеки также несут ответственность за вред, причиненный подопечным из-за их неправомерных действий или бездействия.
При этом важно, чтобы органы опеки исправляли ошибки и компенсировали ущерб, если их действия приводят к вреду подопечным. Законодательство предусматривает возмещение вреда и привлечение к
ответственности как опекунов, так и самих органов опеки в случае нарушения прав подопечных.
Семейное законодательство РФ устанавливает различные основания для установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей - среди них смерть или недееспособность родителей, их длительное отсутствие или уклонение от воспитания. Опекун назначается органом опеки и попечительства в течение месяца с момента обнаружения необходимости в опеке, с возможностью временного исполнения обязанностей самим органом. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде, который должен оценить объективность доказательств. При назначении учитываются отношения между опекуном и подопечным, предпочтение отдается близким родственникам. При отсутствии подходящих кандидатов, функции опекуна временно исполняет орган опеки и попечительства. Опека и попечительство прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия, эмансипации, или при других обстоятельствах, установленных законом, таких как смерть опекуна или подопечного, истечение срока назначения, или отмена усыновления. Специальные случаи, такие как опека над несовершеннолетними родителями, вызывают правовые споры из-за противоречий между законодательными актами. При выполнении своих обязанностей опекун несет ответственность за нарушения прав подопечного, что может привести к его отстранению. В случаях освобождения опекуна, он может быть заменен новым кандидатом или передача ребенка может быть осуществлена родителям или на усыновление.
Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основанная на договоре между органом опеки и попечительства и желающими взять ребенка на воспитание гражданами. Данный договор регулирует все аспекты воспитания и устанавливает сроки пребывания ребенка в семье. Приемными родителями могут стать как бездетные супруги, так и семьи с детьми. Приемные семьи получают финансовую поддержку от государства, включая ежемесячные выплаты на 82
содержание ребенка, размер которых зависит от количества детей и их состояния здоровья. Данная помощь облегчит финансовую нагрузку и создает условия для развития ребенка.
Патронатная семья, как форма устройства детей-сирот, отражена в Семейном кодексе РФ, однако детали и правовое регулирование патронатных семей во многом зависят от решений региональных органов власти. Это привело к тому, что в разных субъектах Федерации закреплены собственные правовые нормы и статусы патронатных семей, хотя концептуально они аналогичны приемным семьям. Федеральное законодательство не определяет четко термины «патронат», «патронатное воспитание» и «патронатная семья». Примером регионального регулирования патронатных семей служит Закон Томской области от 8 июня 2005 года «О патронатном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который рассматривал патронатное воспитание, но ныне он утратил юридическую силу. На практике остается актуальной необходимость создания единой концепции на федеральном уровне для упрощения и унификации правоприменения законодательства о патронатных семьях.
Следует считать, что цель магистерской диссертации по исследованию института опеки и попечительства, предполагающему анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми, достигнута, а поставленные задачи выполнены в полном объеме.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №
6- ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №
7- ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - 06.10.2022. - № 0001202210060013.
2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Организация
объединенных наций. - URL :
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата
обращения: 17.09.2024).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - ст.
16.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - ст. 3822.
6. Об опеке и попечительстве : Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2008. - №
17. - ст. 1755.
7. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью : Постановление
Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 (ред. от 11.07.2020) // Собрание
законодательства РФ. - 09.09.2013. - № 36. - ст. 4577.
8. О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 // Собрание законодательства РФ. - 22.05.2023. - № 21. - ст. 3696.
9. О расходовании денежных средств на открытие и ведение опекуном
номинальных счетов : Письмо Министерства экономического развития РФ от 13.01.2017 № Д28и-1036 // КонсультантПлюс : справ.-прав. система. -
Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта (дата обращения 17.09.2024).
10. О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Томской области : Закон Томской области от 05.08.1999 № 329-ОЗ (ред. от 11.09.2007 № 189-ОЗ) // Официальный интернет- портал правовой информации. - URL :
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=174015856&backlink=1&&nd= 174007890 (дата обращения: 17.09.2024).
11. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 (ред. от 17.12.2023) // БВС РФ. - июнь 2006. - № 6.
12. Русская Правда. Краткая редакция. Текст по Академическому списку. Перевод Б. Б. Кафенгауза // НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. - URL : https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/ruspravda (дата обращения: 17.09.2024).
13. Кодекс законов об актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве от 16 сентября 1918 г. // НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. - URL : https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/kodeksy_18 (дата обращения: 17.09.2024).
14. О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке : Постановление ВЦИК от 19.11.1926 (утратил силу) // КонсультантПлюс : справ.-прав. система. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 17.09.2024).
15. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 (утратил силу) // КонсультантПлюс : справ.-прав. система. - Электрон. дан. - М., 2024. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та (дата обращения 17.09.2024).
..110


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ