🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КУРСА «ЭТНОБОТАНИКА» В РАМКАХ ЛЕТНИХ ШКОЛ

Работа №191902

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Этноботаника как ботаническая дисциплина и область науки 6
1.1 История формирования этноботаники 6
1.2 Предметное поле дисциплины и ее актуальность 8
1.2.1 Мультидисциплинарная природа этноботаники 9
1.2.2 Значение этноботанических исследованиях для развития современных технологий
и научная значимость 10
Глава 2 Формат летних школ в современном общем образовании 21
2.1 Типы и особенности организации летних школ 21
2.2 Преимущества обучения в летних школах 23
2.3 Специфика проведения летних школ в частных учебных заведениях 25
Глава 3 Программа курса «Этноботаника» 29
3.1 Образовательные результаты 30
3.2 Система заданий 31
3.3 Информационные ресурсы дисциплины 33
3.4 Методы, технологии, подходы, использованные в проведении занятий 33
Глава 4 Апробация программы курса «Этноботаника» 39
4.1 Этноботанические исследовательские проекты учащихся 39
4.1.1 Этноботаническое исследование флоры окрестностей_города Поставы 40
4.1.2 Изучение применения дикорастущих видов растений в домашнем_обиходе и в
декоративных целях 56
4.1.3 Экономическая ценность травяного чая 68
4.2 Эффективность программы 81
4.2.1 Критические моменты 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 102

В последние годы этноэкология превратилась в важную область знания из-за понимания научным сообществом того, что огромный объем знаний, содержащихся как в местных, так и в народных культурах, быстро утрачивается по мере разрушения естественных экосистем и локальных культур в результате глобализации, урбанизации и сокращения численности и исчезновением малых народов (Rheingold, 1989).
Этноботаника и этнозоология берут начало с прямых наблюдений за тем, как люди использовали растения и животных, и состояли в основном из составления перечня видов и записи характеристик. В последнее время эти дисциплины используют гораздо более научную методологию, опирающуюся на количественные данные. Изучены способы, которыми люди управляют своей средой, используя более экологический подход. Этноэкология по своей природе является междисциплинарным предметом, требующим целостного подхода, который объединяет методы биологии, антропологии, номенклатуры, этнологии и многих других областей (Harshberger, 1896).
Этноботаника - это раздел этноэкологии, посвященный растениям. Этноботанические исследования могут выявить экологические проблемы, темпы сбора растений, превышающие темпы их возобновления, и соотнести употребление растительных ресурсов с ростом населения, помочь предотвратить сокращение популяций и разработать режим рационального использования растительных ресурсов (Ильин, 1948). Предметом этноботаники является использование человеком дикорастущих растений местных флор в разных отраслях домашнего быта и обихода (Minnis, 2000).
Любая отрасль науки является двигателем общественного прогресса. Развитие науки приводит к обновлению всех сфер жизни человека. Наука формирует картину мира, решает проблемы, встающие перед человечеством, тесно связана с техническим прогрессом, так же помогает создавать прогнозы развития общества, разрабатывать и реализовывать инновационные проекты.
Далеко не до каждого школьника удается донести информацию о важности науки в современном мире. В большинстве случаев, школьник, сталкиваясь с избыточным перечнем информационных ресурсов, на основе которых ему необходимо проводить исследование, быстро теряет интерес к проекту. Отсутствие желания изучать теорию часто приводит к завершению так и не начавшегося исследования. Поэтому педагогам приходится заинтересовывать учащихся, применяя иные способы обучения. К самым эффективным способам приобщения школьников к науке являются практические занятия, экскурсии, лабораторные работы с последующими за ними научными исследованиями и проектами. Чем больше знания, приобретаемые учащимися, имеют практическую направленность, взаимодействуют с жизнью, используются для развития окружающих процессов, тем выше осознанность и осмысленность обучения и интерес к нему.
Учащийся должен осознавать и чувствовать, что образовательный процесс - необходимое условие личностного и профессионального развития. Поэтому, необходимо приучать школьников постоянно развивать свои научные знания, проверять их в процессе исследовательской и творческой активности и применять знания в практической деятельности. Также нужно формировать гармоничную траекторию перехода от начала школы через высшее учебное заведение к дальнейшей профессиональной деятельности в выбранном направлении, используя активное обучение.
Площадкой для реализации научных исследований, характеризующейся всеми необходимыми условиями для их продуктивной реализации, служит выездная летняя школа.
Летняя школа ориентирована на занятия инженерным делом, биологией и математикой, а также предоставит возможность каждому положить начало большому проекту или исследованию. Площадка летней школы эффективна для занятия наукой, так как она будет сочетаться со спортом на свежем воздухе, экскурсиями, походами и медицинскими процедурами.
Данное исследование посвящено адаптации этноботанического научного знания для школьников. Целью работы является разработка и апробация курса «Этноботаника» в рамках летних школ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать программу курса «Этноботаника» с использованием инновационных методов обучения с применением проектноисследовательского подхода;
2. Апробировать курс «Этноботаника» в рамках летней школы Частного общеобразовательного учреждения общего и дополнительного образования "Лаборатория непрерывного математического образования" (ЧОУ ОиДО "ЛНМО");
3. Оценить эффективность курса «Этноботаника».
Работа состоит из 4 глав, 2 приложений. Содержит 32 рисунка, 5 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Разработана программа дисциплины «Этноботаника» для реализации в рамках летней школы. Особенностями программы являются применение инновационных образовательных методов и активного обучения. Основным приемом при разработке программы был выбран проектно-исследовательский метод, при котором учащиеся приобретают новые знания в результате самостоятельного группового исследования на этноботаническую тему. Для этого были разработаны алгоритмы экспресс-исследований. Программа включает 40 академических часов, 3 раздела по 3 модуля в каждом с иерархией образовательных целей по Б.С. Блуму, с применением инновационных методов обучения.
2. Программа курса была успешно апробирована в рамках летней школы Частного общеобразовательного учреждения общего и дополнительного образования «Лаборатория непрерывного математического образования» (ЧОУ ОиДО «ЛНМО») в оздоровительном лагере «Ветразь» гор. Поставы (Беларусь).
Учащиеся 9 классов освоили базовые термины и принципы этноботаники, научились организовывать и проводить этноботанические исследования (интервьюирование сельских жителей, сбор гербария, определение растений), разработали, подготовили и защитили этноботанические проекты на биологической конференции. Доклады по этноботаническим проектам учащихся заняли 1 и 2 места на школьной биологической конференции (Рис. 32).



1. Благовещенский В.В. Ботаническое ресурсоведение (полезные растения мира) / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Симбирская книга, 1996. - 367 с.
2. Бобрецова А. В. Некоторые особенности питания старообрядческого населения Нижней Печоры в XX веке / А. В. Бобрецова. - М.: Наука, 2001. - С. 87-98.
3. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнологии / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1981. - 390 с.
4. Буданцев А. Л. Фундаментальные направления ботанического ресурсоведения и их развитие / А.Л. Буданцев // Раст. ресурсы. 2005. Т. 41, вып.
1. - С. 3-26.
5. Вавилов, Н.И. Происхождение и география культурных растений / Н.И. Вавилов. - Л.: Наука, 1987. - 440 с.
6. Варлих В. К. Русские лекарственные растения. Атлас и ботаническое описание / В. К. Варлих. - СПб.: Наука, 1912. - 529 с.
7. Вульф, Е.В. Мировые ресурсы полезных растений: справочник / Е.В. Вульф, О.Ф. Малеева. - Л.: Наука, 1969. - 565 с.
8. Гаммерман А.Ф. Растения-целители / А.Ф. Гаммерман, М.Д. Шупинская, А.А. Яценко-Хмелевский. М.: Высш. шк., 1963. - 422 с.
9. Георги И. И. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И. И. Георги. - СПб.: Наука, 1776. - 89 с.
10. Глухов М.М. Медоносные растения / М.М. Глухов. - М.: Колос, 1974. - 359 с.
11. Голованова Н. Ф. Надежда Голованова: Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Н. Ф. Голованова. - М.: Речь, 2005. - 355 с.
12. Головкин Б. Н. Этноботаническая этимология и поиск новых полезных растений // Бюллетень ГБС. - М.: 2004. - В. 187. - С. 3-5.
13. Гофман К. Г. Методы экономической оценки природных ресурсов / К. Г. Гофман. - М.: Наука, 1980. - 74 с.
14. Губанов И. А. Предмет и задачи ботанического ресурсоведения // Растительные ресурсы. 1973. Т. 9, вып. 4. С. 614-620.
Губанов, И.А. Дикорастущие полезные растения / И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 300 с....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ