ВВЕДЕНИЕ 7
1 Кибербуллинг как социальный феномен 12
1.1 Кибербуллинг: понятие, виды 12
1.2 Префигуративные аспекты современного детства как основания, влияющие на
развитие кибербуллинга 19
1.3 Отличительные черты кибербуллинга: развитие IT, обуславливающие новые
модели коммуникации и способы самоутверждения 28
2. Особенности восприятия кибербуллинга представителями префигуративной и постфигуративной культуры (студенты СПО и их родители) 37
2.1 Факторы, влияющие на состояние феномена кибербуллинга 37
2.2 Роль виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах,
формирующих практики старшего и младшего поколений 48
2.3 Психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности
кибербуллинга разный возрастной период (студенты СПО и их родители) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
XXI век — это век стремительного развития информационных технологий. И на сегодняшний день современное пространство повседневного общения плавно переходит в виртуальный мир. Появление Интернета позволило состояться «виртуальному общению» и открыло дополнительные социальные возможности разным категориям населения для установления новых знакомств и связей, поддержания общения в режиме «онлайн», осведомленности последними новостями. Но если для нынешних взрослых общение в различных социальных сетях с помощью электронных писем и чатов являются некой надстройкой над уже приобретенными навыками общения вживую, то нынешние дети и подростки осваивают и те, и другие навыки практически одновременно. Можно говорить о том, что процесс социализации подрастающего поколения перемещается и в сеть Интернет вместе со знакомствами, референтными группами, усвоением социальных ролей и правил. Инновации происходят в настолько быстром темпе, что взрослое население не успевает усваивать их, в то время как дети в силу своего гибкого мышления легко овладевают пользовательскими навыками. Происходит переход от постфигуративной к префигуративной культуре, когда не только дети учатся у своих родителей, но и родители получают новые знания и навыки у своих детей. Это не значит, что родители отстраняются от воспитания, но они теряют свое традиционное влияние. К тому же молодые люди нуждаются в помощи взрослого, опытного наставника, они откликаются на сотрудничество и сотворчество. Это очень важно знать, чтобы строить конструктивный диалог между представителями разных поколений. Просто «мир цифры» создает такие условия, в которых подрастающее поколение может быстрее ориентироваться, а после транслировать полученные знания старшему поколению. Этому способствует как широкий ассортимент гаджетов, так и свободный доступ в сеть.
Благодаря анонимности на просторах Интернет-сети, появилась возможность экспериментировать со своими социальными ролями, разными образами «Я». Согласно данным 2005 года, четверть подростков в Интернете притворяются, что они другого пола, возраста, этноса, сексуальной ориентации, чем есть на самом деле; чуть больше половины имеют больше одного электронного адреса. Этот факт в совокупности с низким уровнем пользовательской компетентности подростков и понимания необходимости поддержания определенной этики общения в сети создают определенные риски. И одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте является феномен кибербуллинга. Под пользовательской компетентностью же понимаются знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей. Соответственно, когда мы говорим о низкой пользовательской компетенции, то имеем ввиду тот факт, что несмотря на то, что подростки научились искать информацию и завязывать знакомства, им труднее дать критическую оценку найденного, оценить последствия попадания личной информации в Сеть в связи с созданием собственного контента, а также труднее соблюдать этику общения при взаимодействии с интернет-сообществами и отдельными пользователями в силу анонимности.
В последнее время помимо традиционного пространства буллинга появились Интернет-площадки, которые были быстро освоены теми, кто хотел бы осуществлять травлю, не приближаясь к своей жертве «вживую». И теперь родители с трудом могут отследить факт преследования или травли, совершаемого над их ребенком. То есть, кибербуллинг — новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, позволяющая преследовать человека дистанционно. И в отличии от традиционного буллинга, феномен кибербуллинга более разнообразен в силу приобретенных новых форм.
Немаловажным является и тот факт, что уровень осведомленности населения о проблеме кибербуллинга низок. Во-первых, потому что феномен мало изучен и основная часть источников на английском языке, что затрудняет возможность широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы. А во-вторых, потому что феномен кибербуллинга разнообразен, он постоянно множится по формам проявления и не имеет четких границ. И каков реальный масштаб кибербуллинга — остается только догадываться. Данный феномен требует своего изучения, анализа и исследования.
Социальной проблемой данной работы является то, что кибербуллинг — это явление, которое набирает обороты. По российским данным, 78% детей от 6 до 18 лет ежедневно пользуются Интернетом. Растет популярность социальных сетей, таких как ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Твиттер, Перископ, Телеграм, Аск. В них пользователь заводит себе индивидуальный профиль и может публиковать информацию разной степени откровенности. При этом понимание рисков, связанных с отсутствием конфиденциальности, с нарушением личных границ и возможностью злоупотребления доступной информацией у подростков, как и у взрослых неопытных пользователей, зачастую недостаточно. Высокая пользовательская активность детей сочетается с их слабой осведомленностью об опасностях Интернет-пространства и способах их избегания или преодоления, в связи с чем велик риск попадания детей в небезопасные ситуации. Важной особенностью интернет среды является анонимность, которая оказывает влияние на рост проблемы. И последствия анонимности в виде роста проблемы обуславливают актуальность данной работы.
В данной работе объектом исследования является кибербуллинг как социальное явление, предметом исследования — психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративной и префигуративной культуре.
Исследовательская проблема - каковы психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративной и префигуративной культуре.
Целью работы является выявление ключевых психологических особенностей восприятия и коммуникативных особенности кибербуллинга в постфигуративном и префигуративном дискурсах.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие «кибербуллинг» и его основные виды;
2. Рассмотреть признаки постфигуративной и префигуративной культуры как основания, влияющие на развитие кибербуллинга;
3. Выявить причины перехода от постфигуративного типа культуры к
префигуративному, обуславливающие новые практики взаимодействия людей;
4.Определить роль виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений.
5. Установить, как воспринимается феномен кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры;
6. Выявить факторы, влияющие на рост феномена кибербуллинга;
Методологическую основу диссертационной магистерской работы составляют традиционный метод, сравнительный метод и метод субъективной интерпретации. Традиционный метод заключается в анализе литературы, посвященной феномену кибербуллинга, и его синтезу в соответствии с поставленными задачами. Сравнительный метод выражается в сравнении особенностей постфигуративного и префигуративного дискурса и реализации в этих дискурсах феномена кибербуллинга. Также важно обращение к субъективным интерпретациям респондентов, а именно к учитыванию позицию индивида (активная-пассивная, агрессор-жертва-наблюдатель), его разнообразным когнитивным и мотивационным посылам при интерпретации конкретной ситуации.
Субъективная интерпретация была собрана за счет использования качественного социологического метода - полуформализованного интервью, что дало возможность получить более объективные результаты и установить причинно-следственные связи.
В рамках исследования «Кибербуллинг в постфигуративном и префигуративном дискурсах» были проведены полуформализованные интервью (март 2021 г. - май 2021 г.). При отборе респондентов использовался метод случайного отбора. Объектом исследования являлись студенты системы среднего профессионального образования (1-4 курс), а также их родители. Всего было проинтервьюировано 16 респондентов г. Томска, среди которых 8 учеников и 8 родителей соответственно.
Также более глубокому изучению психологических и коммуникативных особенностей кибербуллинга в контексте межличностных отношений, способствовал вторичный анализ данных качественного исследования, осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России. Целью исследования было изучение основных факторов риска, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие российских детей и подростков, являющихся пользователями интернета.
Кроме того, для составления инструментария исследования и написания теоретической части работы был проведен анализ комплекса отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях по теме кибербуллинга, а именно по вопросам его истоков, предпосылок, отличительных характеристик, коммуникативных и психологических аспектов восприятия подростками и их родителями; также анализ статистических материалов и источников сети Интернет.
Данный феномен рассматривался на разных уровнях. Анализ природы человека на социетальном уровне описывается в трудах Э.Фромма, К.Лоренца, Л.Демоза. В контексте изучения отдельных типов личности этот вопрос изучали Б.Бочавер и К.Хломов. Значимую роль при написании теоретической части сыграл труд «Культура и мир детства» М.Мид, которая обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов: постфигуративной, кофигуративной и префигуративной. А в книге Д.Стиллмана «Поколение Z» представлен беспристрастный анализ новых реалий. Сравнивая поколение Z с предыдущими генерациями - традиционалистами, беби-бумерами, поколением Х, миллениалами, - Дэвид Стиллман определяет семь ключевых отличий между ними, а также делает акцент на сотрудничестве и сотворчестве с подрастающим поколением для выстраивания конструктивного диалога.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме бакалаврского исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматриваются психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры с точки зрения сформированных моральных норм, ценностей, характера участников, их жизненных обстоятельств, а также с точки зрения пользовательской компетентности. Вместе с тем информированность респондентов по данной проблеме дает представление о взаимосвязи поколений, их интересах в цифровых мультимедиа, а также демонстрирует отношение подростков и их родителей к данной проблематике.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при разработке методических пособий, программ, рекомендаций педагогам общеобразовательных учреждений и иным лицам, чья профессиональная деятельность связана с детьми и насилием.
Диссертационная магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава работы посвящена подробному рассмотрению такого социального феномена, как кибербуллинг. Она состоит из трех параграфов. В первом параграфе описываются понятия и виды кибербуллинга. Во втором дается обоснование постфигуративной и префигуративной культуры. В третьем параграфе описываются отличительные черты кибербуллинга, которые дают возможность кибербуллингу состояться: анонимность, непрерывность, «дешевизна» коммуникации, мультимедийность, опосредованность, бесчисленные невидимые свидетели, особенности обратной связи и феномен растормаживания.
Вторая глава также состоит из трех параграфов. Первый раздел посвящен рассмотрению факторов, влияющих на состояние феномена Второй - определяет роль гаджетов (виртуальной) реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений. И третий - посвящен исследованию психологических и коммуникативных аспектов восприятия кибербуллинга в разный возрастной период: студенты и их родители.
Сегодня дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов. Введение инноваций, развитие IT-технологий задали темп новому поколению, способствовали переходу повседневного общения в режим «онлайн», а вместе с тем породили феномен кибербуллинга, связанного с травлей в Интернет-сети. В условиях префигуративной культуры родители в редких случаях имеют понятие о кибербуллинге и методах защиты от него. А отсутствие научной дефиниции кибербуллинга и точных критериев его идентификации наряду с низкой пользовательской компетентностью ведут к увеличению масштабов данной проблемы, что обуславливает актуальность данной работы.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматриваются психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры с точки зрения сформированных моральных норм, ценностей, характера участников, их жизненных обстоятельств, а также с точки зрения пользовательской компетентности. Вместе с тем информированность респондентов по данной проблеме дает представление о взаимосвязи поколений, их интересах в цифровых мультимедиа, а также демонстрирует отношение подростков и их родителей к данной проблематике.
Первая глава посвящена рассмотрению кибербуллинга как социального феномена. В данной работе автор предпринимает попытку определения контуров двух культур: постфигуративной и префигуративной с целью выявления их признаков как оснований, влияющих на развитие кибербуллинга. Значимую роль при написании теоретической части сыграл труд Маргарет Мид «Культура и мир детства», где она обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов: постфигуративной, кофигуративной и префигуративной.
Вторая глава посвящена рассмотрению факторов, влияющих на состояние феномена кибербуллинга, выявлению роли виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений, а также исследованию психологических и коммуникативных аспектов восприятия кибербуллинга студентами системы среднего профессионального образования и их родителями.
Основной задачей практического исследования было выявить психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративном и префигуративном дискурсах. Для выявления особенностей был использован качественный социологический метод полуформализованного интервью.
С помощью данного метода удалось получить развернутые ответы информантов на интересующие нас вопросы, услышать их рассуждение. Что касается трудности, с которой пришлось столкнуться во время проведения интервью, то к ней относится недостаточное желание и готовность родителей рефлексировать на изучаемую тему, в то время как студенты системы среднего профессионального образования охотно шли на контакт. Можно предположить, что данная трудность связана с эмпирическим объектом, чем с методом сбора информации. Кроме того, трудность может быть связана с тематикой, так как не все респонденты были знакомы с таким феноменом, как кибербуллинг.
В ходе проведения социологического исследования были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1. Установлено, что родители студентов имеют низкую осведомленность о феномене кибербуллинга, о чем свидетельствуют слова-маркеры: «не знаю», «наверно», «ничего хорошего», «кажется», в то время как студенты знают о данном феномене, его характеристиках и возможных формах проявления. Однако из-за отсутствия общепринятой научной дефиниции многие из респондентов ориентируются только на конкретные виды вреда, такие как распространение личной информации посредствам фото и видеоматериалов без привлечения иных форм, упуская другие составляющие кибербуллинга. Такой дисбаланс в итоге приводит к появлению узконаправленных выводов относительно такого явления и степени его распространения, что, с одной стороны, дает не полное представление о данном феномене, а с другой — ведет к дезориентации.
2. Выявлено, что буллинг и кибербуллинг - это социальные явления, о которых в повседневной жизни ни родители, ни их дети не задумываются. Это связано с тем, что процесс их социализации уже проходил при наличии детской жестокости, вне зависимости от того, в реальной или виртуальной жизни она находилась. Однако взрослые относятся к феномену кибербуллинга более негативно. Во-первых, это связано с тем, что феномен виртуальной травли отличен от их подростковой практики, а потому оценка родителей носит скорее эмоциональный характер. Во-вторых, когда речь идет о детях, проблема «приобретает вес». Дело не столько в культурах, сколько в родительской позиции: в отношении, в статусе, в позициях.
3. Определена роль виртуальной реальности как для подрастающего, так и для взрослого поколения. Для родителей на первый план выходит использование сети в целях работы, получения услуг и коммуникации с коллегами и родственниками, а для студентов на первый план выходит коммуникация со сверстниками, обусловленная интимно-личностным общением и процессом социализации в виртуальной реальности, досуговая деятельность и образовательный процесс.
4. Установлено, что родители осведомлены о виртуальной жизни детей: они следят за их контентом и пытаются выстроить с детьми доверительные отношения. Однако в силу подросткового возраста не все дети готовы делиться с родителями личными аспектами жизни, и не всегда рассказывают о том, что сталкивались с ситуацией кибербуллинга. Это объясняется тем, что социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, когда ребенок рассчитывает на свои силы и считает, что может справиться с проблемой кибербуллинга самостоятельно. Родители, находясь в рамках своей культуры неправильно понимают откуда ждать опасность, ссылая на группы смерти или контент, содержащий насилие или агрессию, в то время как их дети выражают тревогу не столько по проблеме кибербуллинга, сколько о возможных сценариях его развития.
5. Выявлено личное отношение респондентов к решению проблемы: кто, почему и каким образом должен бороться с данной проблемой. Для изменения ситуации родители в большинстве случаев предлагали воспитывать толерантность в семье, в то время как студенты в большей степени предлагали усилить работу модераторов и расширить функционал настроек приватности. Ответы респондентов объяснимы принадлежностью к разным культурам, где социализирующей средой постфигуративной культуры является быт и повседневность, а префигуративной - СМИ и глобальная сеть Интернет.
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез. Согласно первой родители относятся к феномену кибербуллинга негативно, в то время как подростки воспринимают его в качестве нормальной составляющей их социализации. Данная гипотеза подтвердилась. Действительно, родители категоричны к проблемам молодежи, а именно к проблеме виртуальной травли. Их отношение к кибербуллингу негативное, и они считают, что они, как родители, в первую очередь должны решать эту проблему. Подростки же осознают, что проблема кибербуллинга существует, если говорить о ней в глобальном плане. Однако в их среде она воспринимается как нормальная составляющая их социализации. Отношение подростков к проблеме нейтральное.
Согласно второй гипотезе, родители не интересуются виртуальной жизнью детей, а потому недооценивают масштаб и реальность проблемы кибербуллинга. Данная гипотеза частично подтвердилась. Родители интересуются жизнью своих детей, стараются больше времени разговаривать с ними, просматривают их аккаунты в социальных сетях и в крайних случаях прибегают к прочтению личных сообщений. Однако родители недооценивают масштаб и реальность проблемы. Это связано с тем, что, во-первых, они не являются активными пользователями интернета и социальных сетей и не знают о всех угрозах и рисках; во-вторых, не все дети рассказывали родителям о том, что становились жертвами виртуальной травли.
Согласно третьей гипотезе, как дети, так и родители рассматривают феномен кибербуллинга в качестве неизбежного последствия развития IT -технологий. Опираясь на данные, полученные в ходе социологического исследования, данная гипотеза подтвердилась. Как взрослые, так и подростки считают, что вина не в детях, а в том, что время и возможности сети позволяют состояться виртуальному насилию,
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что кибербуллинг, и буллинг в частности - это проблема детства. Её важно изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. И никакое общество, никакая семья и никакие особенности детей не могут служить оправданием травли.