Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КИБЕРБУЛЛИНГ В ПОСТФИГУРАТИВНОМ И ПРЕФИГУРАТИВНОМ ДИСКУРСЕ

Работа №191901

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы241
Год сдачи2021
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 Кибербуллинг как социальный феномен 12
1.1 Кибербуллинг: понятие, виды 12
1.2 Префигуративные аспекты современного детства как основания, влияющие на
развитие кибербуллинга 19
1.3 Отличительные черты кибербуллинга: развитие IT, обуславливающие новые
модели коммуникации и способы самоутверждения 28
2. Особенности восприятия кибербуллинга представителями префигуративной и постфигуративной культуры (студенты СПО и их родители) 37
2.1 Факторы, влияющие на состояние феномена кибербуллинга 37
2.2 Роль виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах,
формирующих практики старшего и младшего поколений 48
2.3 Психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности
кибербуллинга разный возрастной период (студенты СПО и их родители) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

XXI век — это век стремительного развития информационных технологий. И на сегодняшний день современное пространство повседневного общения плавно переходит в виртуальный мир. Появление Интернета позволило состояться «виртуальному общению» и открыло дополнительные социальные возможности разным категориям населения для установления новых знакомств и связей, поддержания общения в режиме «онлайн», осведомленности последними новостями. Но если для нынешних взрослых общение в различных социальных сетях с помощью электронных писем и чатов являются некой надстройкой над уже приобретенными навыками общения вживую, то нынешние дети и подростки осваивают и те, и другие навыки практически одновременно. Можно говорить о том, что процесс социализации подрастающего поколения перемещается и в сеть Интернет вместе со знакомствами, референтными группами, усвоением социальных ролей и правил. Инновации происходят в настолько быстром темпе, что взрослое население не успевает усваивать их, в то время как дети в силу своего гибкого мышления легко овладевают пользовательскими навыками. Происходит переход от постфигуративной к префигуративной культуре, когда не только дети учатся у своих родителей, но и родители получают новые знания и навыки у своих детей. Это не значит, что родители отстраняются от воспитания, но они теряют свое традиционное влияние. К тому же молодые люди нуждаются в помощи взрослого, опытного наставника, они откликаются на сотрудничество и сотворчество. Это очень важно знать, чтобы строить конструктивный диалог между представителями разных поколений. Просто «мир цифры» создает такие условия, в которых подрастающее поколение может быстрее ориентироваться, а после транслировать полученные знания старшему поколению. Этому способствует как широкий ассортимент гаджетов, так и свободный доступ в сеть.
Благодаря анонимности на просторах Интернет-сети, появилась возможность экспериментировать со своими социальными ролями, разными образами «Я». Согласно данным 2005 года, четверть подростков в Интернете притворяются, что они другого пола, возраста, этноса, сексуальной ориентации, чем есть на самом деле; чуть больше половины имеют больше одного электронного адреса. Этот факт в совокупности с низким уровнем пользовательской компетентности подростков и понимания необходимости поддержания определенной этики общения в сети создают определенные риски. И одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте является феномен кибербуллинга. Под пользовательской компетентностью же понимаются знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей. Соответственно, когда мы говорим о низкой пользовательской компетенции, то имеем ввиду тот факт, что несмотря на то, что подростки научились искать информацию и завязывать знакомства, им труднее дать критическую оценку найденного, оценить последствия попадания личной информации в Сеть в связи с созданием собственного контента, а также труднее соблюдать этику общения при взаимодействии с интернет-сообществами и отдельными пользователями в силу анонимности.
В последнее время помимо традиционного пространства буллинга появились Интернет-площадки, которые были быстро освоены теми, кто хотел бы осуществлять травлю, не приближаясь к своей жертве «вживую». И теперь родители с трудом могут отследить факт преследования или травли, совершаемого над их ребенком. То есть, кибербуллинг — новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, позволяющая преследовать человека дистанционно. И в отличии от традиционного буллинга, феномен кибербуллинга более разнообразен в силу приобретенных новых форм.
Немаловажным является и тот факт, что уровень осведомленности населения о проблеме кибербуллинга низок. Во-первых, потому что феномен мало изучен и основная часть источников на английском языке, что затрудняет возможность широкому кругу читателей ознакомиться с различными аспектами данной проблемы. А во-вторых, потому что феномен кибербуллинга разнообразен, он постоянно множится по формам проявления и не имеет четких границ. И каков реальный масштаб кибербуллинга — остается только догадываться. Данный феномен требует своего изучения, анализа и исследования.
Социальной проблемой данной работы является то, что кибербуллинг — это явление, которое набирает обороты. По российским данным, 78% детей от 6 до 18 лет ежедневно пользуются Интернетом. Растет популярность социальных сетей, таких как ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Твиттер, Перископ, Телеграм, Аск. В них пользователь заводит себе индивидуальный профиль и может публиковать информацию разной степени откровенности. При этом понимание рисков, связанных с отсутствием конфиденциальности, с нарушением личных границ и возможностью злоупотребления доступной информацией у подростков, как и у взрослых неопытных пользователей, зачастую недостаточно. Высокая пользовательская активность детей сочетается с их слабой осведомленностью об опасностях Интернет-пространства и способах их избегания или преодоления, в связи с чем велик риск попадания детей в небезопасные ситуации. Важной особенностью интернет среды является анонимность, которая оказывает влияние на рост проблемы. И последствия анонимности в виде роста проблемы обуславливают актуальность данной работы.
В данной работе объектом исследования является кибербуллинг как социальное явление, предметом исследования — психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративной и префигуративной культуре.
Исследовательская проблема - каковы психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративной и префигуративной культуре.
Целью работы является выявление ключевых психологических особенностей восприятия и коммуникативных особенности кибербуллинга в постфигуративном и префигуративном дискурсах.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие «кибербуллинг» и его основные виды;
2. Рассмотреть признаки постфигуративной и префигуративной культуры как основания, влияющие на развитие кибербуллинга;
3. Выявить причины перехода от постфигуративного типа культуры к
префигуративному, обуславливающие новые практики взаимодействия людей;
4.Определить роль виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений.
5. Установить, как воспринимается феномен кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры;
6. Выявить факторы, влияющие на рост феномена кибербуллинга;
Методологическую основу диссертационной магистерской работы составляют традиционный метод, сравнительный метод и метод субъективной интерпретации. Традиционный метод заключается в анализе литературы, посвященной феномену кибербуллинга, и его синтезу в соответствии с поставленными задачами. Сравнительный метод выражается в сравнении особенностей постфигуративного и префигуративного дискурса и реализации в этих дискурсах феномена кибербуллинга. Также важно обращение к субъективным интерпретациям респондентов, а именно к учитыванию позицию индивида (активная-пассивная, агрессор-жертва-наблюдатель), его разнообразным когнитивным и мотивационным посылам при интерпретации конкретной ситуации.
Субъективная интерпретация была собрана за счет использования качественного социологического метода - полуформализованного интервью, что дало возможность получить более объективные результаты и установить причинно-следственные связи.
В рамках исследования «Кибербуллинг в постфигуративном и префигуративном дискурсах» были проведены полуформализованные интервью (март 2021 г. - май 2021 г.). При отборе респондентов использовался метод случайного отбора. Объектом исследования являлись студенты системы среднего профессионального образования (1-4 курс), а также их родители. Всего было проинтервьюировано 16 респондентов г. Томска, среди которых 8 учеников и 8 родителей соответственно.
Также более глубокому изучению психологических и коммуникативных особенностей кибербуллинга в контексте межличностных отношений, способствовал вторичный анализ данных качественного исследования, осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России. Целью исследования было изучение основных факторов риска, оказывающих существенное влияние на формирование и развитие российских детей и подростков, являющихся пользователями интернета.
Кроме того, для составления инструментария исследования и написания теоретической части работы был проведен анализ комплекса отечественной и зарубежной литературы, публикаций в периодических изданиях по теме кибербуллинга, а именно по вопросам его истоков, предпосылок, отличительных характеристик, коммуникативных и психологических аспектов восприятия подростками и их родителями; также анализ статистических материалов и источников сети Интернет.
Данный феномен рассматривался на разных уровнях. Анализ природы человека на социетальном уровне описывается в трудах Э.Фромма, К.Лоренца, Л.Демоза. В контексте изучения отдельных типов личности этот вопрос изучали Б.Бочавер и К.Хломов. Значимую роль при написании теоретической части сыграл труд «Культура и мир детства» М.Мид, которая обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов: постфигуративной, кофигуративной и префигуративной. А в книге Д.Стиллмана «Поколение Z» представлен беспристрастный анализ новых реалий. Сравнивая поколение Z с предыдущими генерациями - традиционалистами, беби-бумерами, поколением Х, миллениалами, - Дэвид Стиллман определяет семь ключевых отличий между ними, а также делает акцент на сотрудничестве и сотворчестве с подрастающим поколением для выстраивания конструктивного диалога.
Анализ информации, взятой из комплекса вышеперечисленных и других источников, позволил составить целостное представление по теме бакалаврского исследования.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматриваются психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры с точки зрения сформированных моральных норм, ценностей, характера участников, их жизненных обстоятельств, а также с точки зрения пользовательской компетентности. Вместе с тем информированность респондентов по данной проблеме дает представление о взаимосвязи поколений, их интересах в цифровых мультимедиа, а также демонстрирует отношение подростков и их родителей к данной проблематике.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования при разработке методических пособий, программ, рекомендаций педагогам общеобразовательных учреждений и иным лицам, чья профессиональная деятельность связана с детьми и насилием.
Диссертационная магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава работы посвящена подробному рассмотрению такого социального феномена, как кибербуллинг. Она состоит из трех параграфов. В первом параграфе описываются понятия и виды кибербуллинга. Во втором дается обоснование постфигуративной и префигуративной культуры. В третьем параграфе описываются отличительные черты кибербуллинга, которые дают возможность кибербуллингу состояться: анонимность, непрерывность, «дешевизна» коммуникации, мультимедийность, опосредованность, бесчисленные невидимые свидетели, особенности обратной связи и феномен растормаживания.
Вторая глава также состоит из трех параграфов. Первый раздел посвящен рассмотрению факторов, влияющих на состояние феномена Второй - определяет роль гаджетов (виртуальной) реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений. И третий - посвящен исследованию психологических и коммуникативных аспектов восприятия кибербуллинга в разный возрастной период: студенты и их родители.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, несущей в себе много постфигуративных элементов. Введение инноваций, развитие IT-технологий задали темп новому поколению, способствовали переходу повседневного общения в режим «онлайн», а вместе с тем породили феномен кибербуллинга, связанного с травлей в Интернет-сети. В условиях префигуративной культуры родители в редких случаях имеют понятие о кибербуллинге и методах защиты от него. А отсутствие научной дефиниции кибербуллинга и точных критериев его идентификации наряду с низкой пользовательской компетентностью ведут к увеличению масштабов данной проблемы, что обуславливает актуальность данной работы.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматриваются психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга представителями постфигуративной и префигуративной культуры с точки зрения сформированных моральных норм, ценностей, характера участников, их жизненных обстоятельств, а также с точки зрения пользовательской компетентности. Вместе с тем информированность респондентов по данной проблеме дает представление о взаимосвязи поколений, их интересах в цифровых мультимедиа, а также демонстрирует отношение подростков и их родителей к данной проблематике.
Первая глава посвящена рассмотрению кибербуллинга как социального феномена. В данной работе автор предпринимает попытку определения контуров двух культур: постфигуративной и префигуративной с целью выявления их признаков как оснований, влияющих на развитие кибербуллинга. Значимую роль при написании теоретической части сыграл труд Маргарет Мид «Культура и мир детства», где она обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов: постфигуративной, кофигуративной и префигуративной.
Вторая глава посвящена рассмотрению факторов, влияющих на состояние феномена кибербуллинга, выявлению роли виртуальной реальности в постфигуративном и префигуративном дискурсах, формирующих практики старшего и младшего поколений, а также исследованию психологических и коммуникативных аспектов восприятия кибербуллинга студентами системы среднего профессионального образования и их родителями.
Основной задачей практического исследования было выявить психологические особенности восприятия и коммуникативные особенности кибербуллинга в постфигуративном и префигуративном дискурсах. Для выявления особенностей был использован качественный социологический метод полуформализованного интервью.
С помощью данного метода удалось получить развернутые ответы информантов на интересующие нас вопросы, услышать их рассуждение. Что касается трудности, с которой пришлось столкнуться во время проведения интервью, то к ней относится недостаточное желание и готовность родителей рефлексировать на изучаемую тему, в то время как студенты системы среднего профессионального образования охотно шли на контакт. Можно предположить, что данная трудность связана с эмпирическим объектом, чем с методом сбора информации. Кроме того, трудность может быть связана с тематикой, так как не все респонденты были знакомы с таким феноменом, как кибербуллинг.
В ходе проведения социологического исследования были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1. Установлено, что родители студентов имеют низкую осведомленность о феномене кибербуллинга, о чем свидетельствуют слова-маркеры: «не знаю», «наверно», «ничего хорошего», «кажется», в то время как студенты знают о данном феномене, его характеристиках и возможных формах проявления. Однако из-за отсутствия общепринятой научной дефиниции многие из респондентов ориентируются только на конкретные виды вреда, такие как распространение личной информации посредствам фото и видеоматериалов без привлечения иных форм, упуская другие составляющие кибербуллинга. Такой дисбаланс в итоге приводит к появлению узконаправленных выводов относительно такого явления и степени его распространения, что, с одной стороны, дает не полное представление о данном феномене, а с другой — ведет к дезориентации.
2. Выявлено, что буллинг и кибербуллинг - это социальные явления, о которых в повседневной жизни ни родители, ни их дети не задумываются. Это связано с тем, что процесс их социализации уже проходил при наличии детской жестокости, вне зависимости от того, в реальной или виртуальной жизни она находилась. Однако взрослые относятся к феномену кибербуллинга более негативно. Во-первых, это связано с тем, что феномен виртуальной травли отличен от их подростковой практики, а потому оценка родителей носит скорее эмоциональный характер. Во-вторых, когда речь идет о детях, проблема «приобретает вес». Дело не столько в культурах, сколько в родительской позиции: в отношении, в статусе, в позициях.
3. Определена роль виртуальной реальности как для подрастающего, так и для взрослого поколения. Для родителей на первый план выходит использование сети в целях работы, получения услуг и коммуникации с коллегами и родственниками, а для студентов на первый план выходит коммуникация со сверстниками, обусловленная интимно-личностным общением и процессом социализации в виртуальной реальности, досуговая деятельность и образовательный процесс.
4. Установлено, что родители осведомлены о виртуальной жизни детей: они следят за их контентом и пытаются выстроить с детьми доверительные отношения. Однако в силу подросткового возраста не все дети готовы делиться с родителями личными аспектами жизни, и не всегда рассказывают о том, что сталкивались с ситуацией кибербуллинга. Это объясняется тем, что социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, когда ребенок рассчитывает на свои силы и считает, что может справиться с проблемой кибербуллинга самостоятельно. Родители, находясь в рамках своей культуры неправильно понимают откуда ждать опасность, ссылая на группы смерти или контент, содержащий насилие или агрессию, в то время как их дети выражают тревогу не столько по проблеме кибербуллинга, сколько о возможных сценариях его развития.
5. Выявлено личное отношение респондентов к решению проблемы: кто, почему и каким образом должен бороться с данной проблемой. Для изменения ситуации родители в большинстве случаев предлагали воспитывать толерантность в семье, в то время как студенты в большей степени предлагали усилить работу модераторов и расширить функционал настроек приватности. Ответы респондентов объяснимы принадлежностью к разным культурам, где социализирующей средой постфигуративной культуры является быт и повседневность, а префигуративной - СМИ и глобальная сеть Интернет.
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез. Согласно первой родители относятся к феномену кибербуллинга негативно, в то время как подростки воспринимают его в качестве нормальной составляющей их социализации. Данная гипотеза подтвердилась. Действительно, родители категоричны к проблемам молодежи, а именно к проблеме виртуальной травли. Их отношение к кибербуллингу негативное, и они считают, что они, как родители, в первую очередь должны решать эту проблему. Подростки же осознают, что проблема кибербуллинга существует, если говорить о ней в глобальном плане. Однако в их среде она воспринимается как нормальная составляющая их социализации. Отношение подростков к проблеме нейтральное.
Согласно второй гипотезе, родители не интересуются виртуальной жизнью детей, а потому недооценивают масштаб и реальность проблемы кибербуллинга. Данная гипотеза частично подтвердилась. Родители интересуются жизнью своих детей, стараются больше времени разговаривать с ними, просматривают их аккаунты в социальных сетях и в крайних случаях прибегают к прочтению личных сообщений. Однако родители недооценивают масштаб и реальность проблемы. Это связано с тем, что, во-первых, они не являются активными пользователями интернета и социальных сетей и не знают о всех угрозах и рисках; во-вторых, не все дети рассказывали родителям о том, что становились жертвами виртуальной травли.
Согласно третьей гипотезе, как дети, так и родители рассматривают феномен кибербуллинга в качестве неизбежного последствия развития IT -технологий. Опираясь на данные, полученные в ходе социологического исследования, данная гипотеза подтвердилась. Как взрослые, так и подростки считают, что вина не в детях, а в том, что время и возможности сети позволяют состояться виртуальному насилию,
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что кибербуллинг, и буллинг в частности - это проблема детства. Её важно изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети — не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. И никакое общество, никакая семья и никакие особенности детей не могут служить оправданием травли.



1. Аланен Л. М. Теория пересечений и другие вызовы теоретизирования детства // Социологические исследования. 2018 № 3. С. 94-97.
2. Американские эксперты о «поколении Z». URL:https://drive.google.eom/file/d/0B1h6vSzJq-NgXaFY3eFI3QVptajA/edit?usp=sharing(дата обращения: 30.06.2020).
3. Аттали Ж. Краткая история будущего. СПб.: Питер, 2014 288 с.
4. Бандура А. Теория социального научения/пер. с англ.; под ред //НН Чубарь. СПб.: Евразия. - 2000. — C. 320.
5. Беспалов, Е. И. (2010). Результаты онлайн-исследования «Юный интернет- пользователь» в 2010 году. Режим доступа:http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otehet.pdf
6. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий //Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11. - №. 3. С. 149-159.
7. Вавренюк Е. А., Бай Е. А. Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения //Брест, БрГУ. - 2012.
8. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2012. - №. 1.Войскунский, А. Е. (2010). Психология и интернет. М.: Акрополь.
9. Волков Д. Кто они — люди «поколения Z»? // КоммерсантЪ. URL:
https://www.kommersant.ru/doe/3778752?query=%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%^1%00^В%00^5%00%В0%00%В8%00%^^2^ (дата обращения:
18.04.2021).
10. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2016. - Т. 26.
- №. 2.
11. Громов Д.В. «Кто боится керченского стрелка?» Этнографическое обозрение. - 2020.
- № 3. - С. 38-53.
12. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000 512 с.
13. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2008 768 с.
14. Журенков К. Мимика письма // Огонек. 2017 № 39. С. 4
15. Журенков К. Цифровое расслоение // Огонек. 2019 № 16. С. 4
16. Зинцова А. С. Социальная профилактика кибербуллинга //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - №. 3 (35).
17. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Лкадемия, 2008 272 с.
18. Иванов А.В., Козлов В.Е. Феномен улично и квазиэкспертные высказывания / Д.В. Громов // криминальной субкультуры «А.У.Е.» среди молодежи в Республике Татарстан / А.В. Иванов, В.Е. Козлов // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 205-208.
19. Каллен Дейв. Колумбайн. - М.: Эксмо, 2019. -608 с.
20. Китова Е. Б. Общение в интернет-среде и универсальный язык эмодзи // Вопросы теории и практики журналистики. 2016 Т. 5, № 4. С. 654-664.
21. Колосова Е. А., Майорова-Щеглова С. Н., Митрофанова С. Ю. Новая социология детства // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: коллективная монография. М.: РОС, 2017 203 с. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). С. 18-23.
22. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации //Психология. Журнал высшей школы экономики.
- 2012. - Т. 9. - №. 3.
23. Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Различия общего образования в колледжах и старших классах школ // Вопросы образования. 2018 № 2. С. 228-253.
24. Королева Д. О. Действительность современного детства: феномен социальных сетей // Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции. Красноярск, 2015 С. 78-80.
25. Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков:
присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Электрон. журн. «Современная зарубежная психология». 2016 Т. 5, № 2. С. 55-61. doi:10.17759/jmfp.2016050207. URL:https://ioe.hse.ru/data/2016/07/26/1119083090/jmfp%20 2015 n2 Koroleva.pdf(дата обращения: 21.05.2021).
26. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т.
- Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С.77
27. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика,
имиджборды, троллинг //Интернет и фольклор: сборник статей.-М.: ГРЦРФ. - 2009.
- С. 285-293.
28. Кудрявцева Е. Человек неиграющий // Огонек. 2018 № 34. С. 26-29.
29. Лайки как фактор самооценки. Как социальные сети влияют на человека и общество
/ © 2019 Советы психолога. URL:https://psychologist.tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-cheloveka-i-obshhestvo.html (дата
обращения: 26.03.2021)
30. Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии //Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика. - 1998. - С. 62-242.
31. Лукьянова И. Если ребенка травят в школе / © Журнал Фома. №9 (113) сентябрь
2012. URL: http://foma.ru/esli-rebenka-travyat-v-shkole.html(дата обращения:
30.11.2020).
32. Майорова-Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014 № 4 (126). С. 173-183.
33. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Институционализация социологии детства в России // Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: коллективная монография. М.: РОС, 2017 203 с. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). С. 36-57.
34. Методология и методы социологических исследований / под ред. В. И. Дудиной, Е.
Э. Смирновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 388 c.
35. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988 429 с.
36. Митягина Екатерина Владимировна, Долгополова Наталья Сергеевна «Клиповое
сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-
sovremennominformatsionnom-obschestve(дата обращения: 23.05.2021).
37. Новоселова Е. Карьеристов сменили созерцатели // Российская газета. 21.10.2017.
URL: https://rg.ru/2017/10/19/pautova-pokolenie-dzen-cenit-samorazvitie-i-
puteshestviia.html(дата обращения: 25.10.2020).
38. Ожиганова Евгения Михайловна Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса.
Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-
shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 13.04.2021).
39. Парфентьев У. Кибер-агрессоры //Дети в информационном обществе. - 2009. - Т. 2. - С. 66-67.
40. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016 Т. 5, № 2. С. 5-10.
41. Портнягина М. Цифра зовет // Огонек. 2018 № 40. С. 27-29.
42. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018 № 3. С. 15-33.
43. Разница между виртуальной и реальной действительностью уже минимальна
// КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3778818?query=
%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8(дата обращения: 27.03.2021).
44. Рождественская Я. Дети наполняют сети // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3718414?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 27.03.2021).
45. Семенов Д. И., Шушарина Г. А. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности //Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №. 8. - С. 135-136.
46. Смирнов Ф. О. Флейм или сетевые бои без правил //Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. Вильямс. - 2006. - С. 159-180.
47. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Зона риска. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации //Дети в информационном обществе. - 2011. - Т. 7.
48. Стиллман Д. «Поколение Z» на работе. Как его понять и найти общий язык. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 272 с.
49. Успеваемость школьников способны раскрыть соцсети // КоммерсантЪ. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3714714?from=doc vrez (дата обращения:
27.03.2021).
50. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/
wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата
обращения: 10.04.2021).
51. Филина О. Сплошные перемены // Огонек. 2019 № 14. С. 4
52. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994 447 с.
53. Цымбаленко С., Шариков А., Майорова-Щеглова С., Макеев П. Влияние Интернета
на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства. Результаты социологического исследования. М.: Лига юных журналистов, 2012 99 с. URL: https://krcdo.my1.ru/
ld/1/141 vliyanieinterne.pdf(дата обращения: 21.05.2021).
54. Черных А. Сети детям не игрушка // КоммерсантЪ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3924355?query=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 27.03.2021).
55. Щипанова Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде //Новые информационные технологии в образовании. - 2015. - С. 619-623.
56. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
// Вопросы психологии. 1992 № 3 С. 7-13. URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923007.htm(дата обращения: 16.03.2021).
57. Эффект Онлайн-сдерживания // Джон Сулер "Психология киберпространства".
URL: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/disinhibit.html (дата обращения:
03.02.2019)
58. Bejan А. It's Spring Already? Physics Explains Why Time Flies as We Age // Pratt School of Engineering of Duke University. URL:https://pratt.duke.edu/about/news/its-spring-already-physics-explains-why-time-flies-we-age(дата обращения: 21.05.2021).
59. Carroll P., Calder-Dawe O., Witten K., Asiasiga L., De Backer M. A. Prefigurative Politics of Play in Public Places: Children Claim Their Democratic Right to the City Through Play // Space & Culture. 2019 Vol. 22, iss. 3 P. 294-307. doi: 10.1177/1206331218797546. URL:https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1206331218797546?journalCode=saca (дата обращения: 12.08.2020).
60. Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies.
McKinsey & Company. URL:https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/true-gen-generation-z-and-its-implications-for-companies (дата
обращения: 12.08.2020).
61. Howlett-Brandon M. Cyberbullying: an examination of gender, race, ethnicity, and environmental factors from the national crime supplement. PhD dissertation, 2014. http://scholarscompass.vcu.edu/etd/3470
62. Howlett-Brandon M. Cyberbullying: An Examination of gender, race, ethnicity, and
environmental factors from the national crime victimization survey: Student crime supplement, 2009. - 2014. URL: http://scholarscompass.vcu.edu/etd/3470(дата
обращения: 10.10.2018)
63. Kowalski R. M. et al. Cyberbullying: Bullying in the digital age. - John Wiley & Sons, 2012. 284 p.
64. Kowalski, R. M., Limber, S. P., & Agatston, P. W. (2011). Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nded.). Chichester: Wiley-Blackwell.
65. Lenhart, A., Madden, M., & Hitlin, P. (2005). Teens and technology: Youth are leading the transition to a fully and mobile nation. Retrieved from http://www.pewinternet.org/Reports/2005/Teens-and-Technology.aspx
66. Marszalek L. Re-constructing the dialogue of generations against the reality of
prefigurative culture // Acta Universitatis Nicolai Copernici Pedagogika. 2017 Vol. 34 P. 73-88; 2392-1242; 0208-5313. doi: 10.12775/AUNC_PED.2017.015. URL:https://apcz.umk.pl/czasopisma/index.php/AUNC PED/article/view/AUNC PED.2017.015#? (дата
обращения: 12.08.2020).
67. Narodowski M., Snaider C. Bebds en las escuelas? Infancias hiperescolarizadas en una
cultura prefigurativa // Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Ninez y Juventud. 2017 No. 15 (1). P. 45-57. doi:10.11600/1692715x.1510121052016. URL:
http://www. scielo. org. co/scielo. php?script=sci arttext&pid=S 1692715X2017000100002&lng=en&tlng=en(дата обращения: 12.08.2021).
68. NPD Group. URL: https://www.npd.com/wps/portal/npd/us/news/press-releases/russian- press-release-08-26-16/(дата обращения: 27.03.2021).
69. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994
70. Qvortrup J. Childhood and Societal Macrostructures: Childhood Exclusion by Default. Odense University. Department of Contemporary Cultural Studies, 1999 P. 1-4.
71. Runions K.C. Toward a Conceptual Model of Motive and Self-Control in Cyber-Aggression: Rage, Revenge, Reward, and Recreation. Journal of Youth and Adolescence, 2013, 42(5), P. 751-771.
72. Sultana Ali Norozi, Torill Moen. Childhood as a Social Construction // Journal of Educational and Social Research. 2016 Vol. 6, no. 2. URL:https://www.mcser.org/journal/index.php/jesr/article/viewFile/9151/8837(дата обращения: 18.03.2021).
73. Vandebosch H., Van Cleemput K. Cyberbullying among youngsters: profiles of bullies and victims. New Media and Society, 2009, 11(8), P. 1349-1371.
74. Wegge D., Vandebosch H., Eggermont S. Who bullies whom online: A social network analysis of cyberbullying in a school context. Communications, 2014, 39(4). P. 415-433.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ