Аннотация 2
Введение 3
1. Теоретические аспекты физического развития детей в процессе занятий хореографией
средствами современного танца 5
1.1 Возрастные особенности младших школьников 5
1.2 Общие аспекты преподавания физвоспитания в начальных классах 7
1.3 Особенности ритмической нагрузки как средства физического воспитания 9
2. Методы и организация исследования 17
2.1 Объект исследования 17
2.2 Средства и методы исследования 18
2.3 Структура занятия с применением танцевальной и ритмической нагрузки 21
2.4 Влияние средств танцевальной и ритмической нагрузки на психическое и
психофизическое состояние младших школьников 29
3 Результаты и их обсуждение 34
Выводы 44
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Приложение А 64
Как и многие направления человеческой деятельности, спортивное искусство и искусство танца в последние годы усиленно развиваются и претерпевают вместе с тем существенные изменения. Происходит поиск новых средств взаимопроникновения и союза в сферах спорта, танца и общего образования. Например, благодаря подобному симбиозу бальные танцы на рубеже 2000-х гг. были признаны отдельным видом спорта, хотя все еще не включены в официальную программу международных Олимпийских игр.
Современный танец включает в себя огромное количество стилей с определенной манерой, музыкой и базовыми движениями: это и хип-хоп, и латина, контемпорари, джаз- модерн, брейк-данс и мн. др. Неоднозначное прочтение классики и новый подход к хореографии позволяет танцорам лучше изучить свое тело, механизмы исполнения движения, научиться выполнять акробатические элементы, развить пластичность, музыкальный слух, реакцию, и, конечно, способствует улучшению здоровья [19].
Исследование влияния ритмической нагрузки и танцевальных упражнений на организм учащихся младшего звена школы является актуальным. Танец - это не только вид искусства, но и мощный инструмент развития личности ребенка. Он не только прививает эстетический вкус и формирует способность переживать возвышенные эмоции, но и оказывает глубокое влияние на физическое развитие. Регулярные занятия хореографией - это инвестиция в здоровье и гармоничное развитие. Они способствуют укреплению мышц, повышению гибкости и пластичности движений, улучшению координации и выносливости. Кроме того, занятия танцами развивают навыки командной работы и взаимодействия с партнером, что является важным навыком для успешной социализации. Танец является не только средством поддержания физической формы, но и развивает навыки социального общения [48].
Занятия современными танцами приносят пользу в оздоровлении, а школьники, занимающиеся в свободное время танцами, гораздо гармоничнее сложены и физически более развиты, нежели их менее «танцевальные» сверстники. Но основной проблемой является то, что хотя элементы танцевальной подготовки включены в программу по физическому воспитанию, практически нет методик и наработок по преподаванию танцев в средней школе. Исходя из этого, методами исследования выступает, прежде всего, анализ и статистическая обработка проведенных ранее исследований и имеющихся в этой связи данных [31].
Актуальность представленного исследования заключается в необходимости более активного внедрения ритмико-танцевальной нагрузки в процесс физвоспитания, а также поиске оптимальных сочетаний между школьной программой и различными видами танцевальной подготовки.
Цель работы. Анализ влияния хореографических средств и ритмической нагрузки на физические и функциональные показатели организма младших школьников.
Объект исследования - физическое и функциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - воздействие ритмической нагрузки на физическое и функциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Задачами исследования:
1. Изучить теоретические аспекты влияния ритмической нагрузки и танцевальных упражнений на физическое и функциональное состояние организма детей младшего школьного возраста.
2. Оценить влияние внедрения ритмических и танцевальных нагрузок в образовательном процессе на физическое и функциональное состояние организма детей младшего школьного возраста.
3. Обобщить рекомендации и методические разработки по преподаванию танцевальных упражнений и ритмической нагрузки в процессе обучения физической культуре детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по проблематике диссертации.
2. Анализ методики преподавания и проведения учебно-тренировочного занятия по дисциплине «Физическая культура» у детей младшего школьного возраста.
3. Анализ проведенных научных исследований по проблематике диссертации.
4. Подготовка и проведение научно-педагогического исследования.
5. Статистическая обработка данных.
Практическая значимость: Результаты данной работы могут быть внедрены в образовательный процесс по предмету «Физическая культура» для младших классов общеобразовательных школ.
Гипотеза: Внедрение ритмико-танцевальной нагрузки в процесс физического воспитания младших школьников оказывает положительное влияние на их физическое и функциональное состояние.
Популяризация использования танцевальной и ритмической нагрузки в младшей школе становится в последнее время все более актуальной. В качестве обоснования применения подобных альтернативных методов воспитания и обучения выступает тот факт, что данные методики значительно расширяют выбор физкультурных средств и подходов. Кроме того, такая нагрузка способствует развитию двигательных способностей, - таких как выносливость, быстрота, ловкость, координация движений. По результатам применения таких тренировок значительно улучшаются показатели скоростно-силовых способностей, координации движений, гибкости, ловкости, значительно повышается физическая работоспособность школьников.
Другим преимуществом применения занятий с ритмической нагрузкой является то, что они позволяют охватывать большие группы занимающихся, не требуют сложного инвентаря и специальных помещений. При этом достигается большая интенсивность физических нагрузок, приобретается позитивный настрой и ощутимый тренировочный эффект.
1. Абаева Я.Н., Коричко А.А. Применение различных элементов художественной
гимнастики в школьной практике//сб-к статей II Международного научно-практического конкурса [Петрозаводск, 2023] - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54066644_71992776.pdf (дата обращения:
20.04.2024).
2. Абдурагимова Д.З. Польза танцев для развития детей//Медицинский портал MedAboutMe - URL: https://medaboutme.ru/articles/polza_tantsev_dlya_razvitiya_detey/ (дата обращения: 20.04.2024).
3. Абрамова Т.Т., Полфунтикова Т.Т. Физическая подготовленность и
морфофункциональный статус мальчиков 6-8 лет//Журнал «Теория и практика физической культуры» №7, с.37-40, 2022. - URL: https://tpfk.ru/index.php/TPPC/article/view/288 (дата обращения: 20.04.2024).
4. Амурская О.В. Гимнастика в системе образовательных учреждений//уч.-метод.
пособие/О.В. Амурская, Я.А. Стрелкова, А.В. Прокопенко - Белгород, ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020 — 112 с. URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/168-posobie-
pogimnastike.pdf (дата обращения: 20.04.2024)
5. Бабакина, К.И. Классический танец как средство развития волевых качеств у детей
младшего школьного возраста // NovaInfo, 2023 № 140 С. 199-201 — URL:
https://novainfo.ru/article/20150 (дата обращения: 23.04.2024).
6. Бабичева А.В., Гронская А.С. Музыка как средство повышения физической
работоспособности спортсменов/ XIV Международная студенческая научная конференция; студенческий научный форум - 2022. - URL:
https://scienceforum.ru/2022/article/2018029286 (дата обращения 20.04.2024).
7. Бабушкин Г.Д. Психология физического воспитания и спорта: уч-к для бакалавров // Бабушкин Г.Д., Яковлев Б.П. [Саратов, 2023] — 846 c. - цифровой образовательный ресурс IPR SMART. URL: https://www.iprbookshop.ru/124165.html (дата обращения: 30.04.2024).
8. Бакшеева М.К., Минка И.Н. Танцы как современное направление фитнес- технологии// //АмГПГУ, 2019 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38467080 (дата обращения 20.04.2024).
9. Бегидова Т.П., Яковлева Ю.Ю. Инклюзивные занятия по физической культуре в
условиях дистанционного обучения// Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма; материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции — [Нижневартовск, 2024] с.74-79 URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_63355436_13057992.pdf (дата обращения:
20.04.2024).
10. Беломыльцева Н.В. Влияние кружка внеурочной деятельности «Ритмика» на
физическое и психическое здоровье школьника»//электронный журнал «Продленка» - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/325694-vlijanie-kruzhka-
vneurochnoj-dejatelnosti-rit (дата обращения: 20.04.2024).
11. Белявцева С.В., Мельникова М.М. Методика проведения лечебной физической
культуры при сколиотических заболеваниях учащихся 5 -6 классов// Наука и образование: новое время; научно-методический журнал, 2019 №1 (14), с.32-37 URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37132807_31718270.pdf (дата обращения:
29.04.2024).
12. Близнякова А.С., Рахимбаева И.Э. Особенности изучения современного танца в
практике работы с младшими школьниками /сб-к Культурное наследие Саратова и Саратовской области; материалы XI научно-практической конференции под ред. Андреевой Ю.Ю., Рахимбаевой И.Э.; [Саратов, 2022] с.259-265 URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50012641_12897317.pdf (дата обращения:
29.04.2024).
13. Бочеева А.А. Польза танцев для здоровья человека — АмГПГУ, 2022 — URL: https://amgpgu.ru/upload/iblock/a9a/bocheeva_a_a_polza_tantsev_dlya_zdorovya_chelovek a.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
14. Борцова А.М. Танец. Влияние танца на психоэмоциальное состояние человека. История развития танцевальной культуры//»Юный ученый» 2022, №7 (59) с.113-119 — URL: https://moluch.ru/young/archive/59/3159/ (дата обращения 20.04.2024).
15. Валитова Р.М., Коричко Ю.В. Музыкальная ритмика на уроках физкультуры в младших классах/НГУ, 2020 — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=avunwp (дата обращения: 20.04.2024)...151