АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Современные тенденции электронной коммерции: продвижение товаров онлайн и
феномен маркетплейса 11
1.1 Роль digital-коммуникаций в продвижении товаров онлайн 11
1.2 Теоретические основания изучения феномена маркетплейса 18
2 Особенности продвижения товаров на российских маркетплейсах 27
2.1 Анализ рынка российских маркетплейсов 27
2.2 Способы продвижения товаров на российских маркетплейсах 31
3. Исследование способов повышения эффективности продвижения на маркетплейсе
Wildberries 42
3.1 Анализ возможностей продвижения на Wildberries: интернет-анализ лучших практик
и интервью с предпринимателями 42
3.2 Рекомендации по способам повышения эффективности продвижения товаров на
маркетплейсе Wildberries 53
Описание цифрового продукта 62
Заключение 63
Список используемых источников и литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 87
На сегодняшний день торговля на маркетплейсах является одной из успешных отраслей ведения бизнеса. В период пандемии COVID-19 маркетплейсы стали более востребованными у потребителей, чем посещение магазинов оффлайн. В результате к 2022 году увеличилось количество онлайн-заказов по всей России. По данным аналитического отчета Tinkoff eCommerce и проекта Tinkoff Data, за 2022 год оборот товаров самых популярных российских маркетплейсов, таких как Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет увеличился на 43% по сравнению с предыдущим годом . Прежде всего, это объясняется несколькими факторами такими, как разнообразный ассортимент от поставщиков, удобный интерфейс, быстрая доставка, возможность сделать заказ из любой локации.
В связи с ростом значимости маркетплейсов, изучение способов повышения эффективности продвижения для поставщиков, предпринимателей, специалистов по рекламе на торговых онлайн-платформах является актуальным. Использование таких инструментов предполагает возможности коммуникации между продавцом и потребителем. Как правило, на маркетплейсах конкуренция очень высока, поэтому необходимо внедрять креативные методы и подходы для продвижения своего товара, чтобы выделиться среди множества предложений и привлечь внимание потенциальных покупателей.
На первый взгляд, можно было бы сказать, что маркетплейсы берут на себя ответственность за продвижение товаров. Однако при более детальном рассмотрении вопроса становится ясным, что маркетплейсы только предоставляют некоторые рекламные возможности, но за полный цикл продвижения отвечает продавец. В настоящее время мало ограничиваться заведением карточки товара и поставкой, необходимо использовать различные рекламные каналы для создания воронки продаж и успешного конкурирования на подобных онлайн-платформах.
В сложившейся ситуации все больше предпринимателей обращаются за услугами по продвижению на маркетплейсах к профессионалам. Растет спрос на специалистов в сфере рекламы с навыками работы на маркетплейсах.
Согласно информационному агентству AdIndex, спрос на менеджеров по работе с маркетплейсами вырос на 27% в первом квартале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом в 2023 году . Также на онлайн-платформе РосНавык компетенции по работе с маркетплейсами представлены в 29 390 вакансиях . Это говорит о том, что данная область знаний становится значимой для практиков в сфере digital-коммуникаций.
Обращение к данной теме актуально, поскольку существует потребность в исследовании и разработке эффективных стратегий продвижения товаров на маркетплейсах. Таким образом, проблемная ситуация, на которую мы обращаем внимание в настоящей квалификационной работе, - недостаток четкого понимания всех возможностей продвижения товаров на маркетплейсах с учетом конкурентных условий, алгоритмов платформ и знания целевой аудитории.
Степень теоретической разработанности темы.
В контексте изучения данной темы наиболее существенное значение имели труды российских и зарубежных авторов, находящееся на стыке теории и практики рекламы, маркетинга, культурологии, психологии, журналистики, социологии и философии, посвященных тем или иным аспектам обозначенной проблемы.
В работах российских экспертов, таких как Е. Н. Смирнов , Н. С. Нарваткина , Ю. В. Крутин , А. М. Самойлов , Н. А. Сахаров , А. А. Колпачев , А. В. Юрасов , О. А. Кобелев , А. В. Веригина , Л. П. Гаврилов и др., рассматривались основные проблемы и перспективы развития электронной коммерции, а также факторы, влияющие на ее развитие.
За последние 10 лет появился целый массив специально-научных и прикладных статей российских авторов, посвященных изучению феномена «маркетплейс». В частности, вопросы, связанные с историей, становлением, ролью в экономике отражены в работах Э. П. Лесниковой , М. В. Михайлюк , Д. К. Попенковой , С. М. Воронина , П. В. Шендрика , Е. А. Пановой , П. В. Иванова , Д. Д. Хакимовой и О. В. Назаренко , М. А. Симакиной , С. В. Панасенко , Н. В. Григорьевой и др.
В статьях российских исследователей таких, как Е. Д. Караваевой , И. В. Кординой , Д. И. Хлебович , Н. Ю Кургановой , А. Б. Виноградова , поднята проблема взаимодействия поставщиков с маркетплейсами на современном этапе развития электронной коммерции.
Несмотря на имеющиеся исследования, существует явный недостаток специально-научных работ, необходимых для глубокого анализа заданной темы. Многие труды ограничены конкретными аспектами и не охватывают всего спектра возможностей по теме продвижения на маркетплейсах. Существует потребность в более комплексных исследованиях, которые расширят область научного знания.
Актуальным становится решение проблемы - не выявлены и не систематизированы способы повышения эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах (на примере Wildberries).
Решение проблемы в магистерской диссертации будет проиллюстрировано на примере самой популярной торговой онлайн-платформы в России. Wildberries - один из первых маркетплейсов, основанный в начале 2000-х годов. За двадцать лет своего существования он привлек многомиллионную аудиторию. По последним данным, число пользователей составляет 113 млн человек. Маркетплейс предлагает широкий ассортимент товаров от крупных мировых и местных брендов. Специализируется на продаже одежды, обуви, косметики, товаров для дома, автотоваров, мебели, электроники и т д. Компания активно развивается. В 2022 году оборот Wildberries составил 1, 67 трлн рублей .
Объектом данного исследования является продвижение товаров на маркетплейсах.
Предмет исследования - способы повышения эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах (на примере Wildberries).
Соответственно, цель диссертационного исследования - выявить и систематизировать способы повышения эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах (на примере Wildberries).
Гипотеза данного исследования включает следующее положение:
для повышения эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах необходимо учитывать конкурентные условия, алгоритмы и требования онлайн-платформы, визуальное оформление карточки товара, обратную связь от покупателей и применение современных технологий интернет-маркетинга.
Для достижения поставленной цели научного исследования и доказательства гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить роль digital-коммуникаций в продвижении товаров на рынке электронной коммерции;
2. Дать определение понятию «маркетплейс» как базовому понятию исследования;
3. Провести анализ рынка российских маркетплейсов;
4. Проанализировать способы продвижения товаров на российских маркетплейсах;
5. Провести интервью с российскими предпринимателями, ведущими свой бизнес на маркетплейсе Wildberries, для изучения практического опыта;
6. Разработать рекомендации по способам повышения эффективности продвижения товаров на российском маркетплейсе Wildberries для оформления их в гайд (цифровой продукт).
Теоретико-методологическая база исследования.
В методологическом плане можно выделить несколько уровней нашего исследования.
На фундаментальном уровне (философском) важной для нашей работы оказалась теория канадского философа М. Г. Маклюэна о «глобальной деревне» . Философ основывался на предположении о том, что тип общества определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие — скоростью передачи этой информации» . В рамках данной темы идеи философа поясняют роль коммуникаций для развития торговых онлайн-платформ.
Общенаучный уровень методологии представлен идеями зарубежных и российских авторов, которые раскрыли содержание электронной коммерции и ее роль в экономической системе общества. Отметим таких исследователей как П. Гэри Шнайдер , А. Саммер и Гр. Дункан , М. Хэйг , Д. Эймор , И. М. Голдовский , О. А. Кобелев , которые под электронной коммерцией понимали систему торговых отношений в интернет-среде.
Полезной для исследования оказалась работа А. Бергера , рассматривающей визуальную коммуникацию как значимый фактор современной культуры и общественного сознания. Целью любой визуальной коммуникации является создание образа, который является одним из действующих инструментов воздействия на сознание аудитории. Его идеи продолжали В. М. Розин , Е. В. Сальникова , Ю. М. Шаев , изучавшие влияние визуальных коммуникаций в обществе. Помимо этого, данный уровень представлен исследованиями в области семиотики Р. Барта , У Эко , Ч. Морриса и др. В данной работе применялся метод семиотического анализа для анализа визуальных коммуникаций продавцов с покупателями на маркетплейсах. Такие выразительные элементы, как изображения, цвет, формы, линии и текстуры, являются знаками или средством передачи информации, эмоций, концепций и идей.
Специально-научный уровень исследования представлен подходами к пониманию сути маркетинговых digital-коммуникаций. Отметим работу М. В. Акулич , в которой подробно рассмотрены разновидности маркетинговых коммуникаций в интернете. Интересны идеи о продвижении в интернете Д. А. Шевченко , А. В. Катаева , Т М. Катаевой , Д. Заррелы. В работе использовалась концепция 4P Дж. Маккарти .
Прикладной уровень исследования опирается на идеи авторов, исследующих маркетплейсы как торговые цифровые платформы. К ним относятся идеи А. И. Мастерова , Э. Лукиса, Д. Спинеллиса , Х. Микитани . Также весомыми оказались статьи Т В. Панкиной , Г. Г. Головенчик , А. А. Тедеева
В книге «The Long Tail: Why the Future of Business is Selling Less of More» Крис Андерсон впервые озвучил идею того, что тем самым «волшебным ключиком» успешных продаж в набирающем популярность интернете может стать именно максимально широкий ассортимент предлагаемой продукции. Интересны идеи П. В. Щендрика , Г. О. Колоскова и С. З. Бекировой , Е. В. Комарницкой , изучавшие важность использования инструментов маркетинга в продвижении товаров на маркетплейсах. Также использовались работы М. А. Волковой , И. Островского , К. В. Крупного о применении инфографики на маркетплейсах и ее влиянии на потребителей.
Источниковую базу исследования составили аналитические отчеты Data Insight, официальные сайты российских и зарубежных маркетплейсов.
В магистерском исследовании применялись теоретические методы: анализ специально-научной литературы и интернет-ресурсов, понятийный анализ, описательный метод, компаративистский (сравнительный подход), семиотический анализ (модель Р. Барта).
Эмпирические методы: SWOT-анализ и глубинное интервью. При помощи метода SWOT-анализа проводился анализ торговой цифровой платформы Wildberries по использованию площадки для ведения бизнеса. Глубинное интервью с предпринимателями, ведущими свой бизнес на маркетплейсе Wildberries, позволило уточнить эффективные методы и способы, которые они используют в продвижении товаров на маркетплейсе. Также выявлены сложности и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе работы. На основе полученной информации предложены рекомендации по способам повышения эффективности продвижения товаров на маркетплейсе Wildberries.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе впервые были выявлены и систематизированы способы, повышающие эффективность продвижения товаров на российском маркетплейсе Wildberries.
Теоретическая значимость. Положения и выводы, сформулированные в исследовании, позволяют расширить понимание роли и значимости способов продвижения товаров на маркетплейсах. Результаты диссертации могут служить основой для дальнейших исследований в данной сфере.
Практическая значимость магистерской работы заключается в определении оптимальных способов продвижения товаров на маркетплейсах, которые соответствуют ожиданиям и потребностям целевой аудитории. Исследование позволяет понять, какие рекламные каналы наиболее результативны, какой контент вызывает интерес у потребителей, увеличивая вероятность покупки товара, как разрабатывать более эффективные и конкурентноспособные стратегии продвижения карточек товара, выводить их в топ, соответственно, повышать прибыль и укреплять позиции бренда на маркетплейсах. Таким образом, исследование предоставляет конкретные рекомендации и инструменты, которые могут быть применены на практике интернет-маркетологами, графическими дизайнерами, менеджерами по работе с маркетплейсами, самими предпринимателями-продавцами на маркетплейсах.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, 3-х глав, по 2 параграфа в каждой, описания цифрового продукта, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Маркетплейсы становятся все более значимым каналом для продажи товаров. Несмотря на их популярность, предприниматели-поставщики сталкиваются с недостатком знаний по выбору того или иного способа для продвижения своего товара. Следствием чего является упущенная прибыль. Проведенное исследование было направлено на решение проблемы - не выявлены и не систематизированы способы повышения эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах (на примере Wildberries).
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Развитие цифровых технологий привело к тому, что электронная коммерция стала неотъемлемой частью экономической системы нашей страны. С каждым годом, согласно статистическим данным, электронная коммерция набирает обороты, трансформируя традиционные способы взаимодействия с потребителями. Сами коммуникации переходят в сферу онлайн. Digital-коммуникации представляют собой комплекс маркетинговых каналов и инструментов, с помощью которых компании осуществляют передачу информации о своих продуктах или услугах клиентам. Digital-коммуникации позволяют увеличить скорость передачи рекламного сообщения, получить быструю обратную связь от целевой аудитории, тесно взаимодействовать с потенциальными клиентами, формировать положительный образ о компании или о продукте. Digital-коммуникации играют ключевую роль на рынке электронной коммерции, предлагая компаниям разнообразные инструменты для взаимодействия с клиентами. Стремительно развиваются цифровые торговые платформы, которые формируют новые модели коммуникаций между клиентами и продавцами на самих платформах.
Вышеупомянутые цифровые торговые платформы принято называть маркетплейсами. В ходе диссертации были рассмотрены ключевые теоретические подходы к изучению данного явления и дано определение «маркетплейса». На основании научного и практического материала под маркетплейсом в данной работе понимается разновидность торговой цифровой платформы, на которой представлен широкий ассортимент товаров, предоставляющая логистические и складские услуги, а также отвечающая за привлечения трафика на платформу. Именно маркетплейсы сыграли ключевую роль в трансформации рынка электронной коммерции. Их появление способствовало тому, что малый бизнес и крупные компании стали конкурировать на одной площадке. Маркетплейсы предоставили предпринимателям возможность быстрой регистрации на платформе и запуска продаж товаров сразу на широкую аудиторию без использования крупных финансовых инвестиций. Это сделало маркетплейсы доступным способом ведения бизнеса для обширного круга предпринимателей, включая малые и средние компании. Такие цифровые торговые платформы отличаются гибкими комиссионными условиями сотрудничества с поставщиками, открытостью, развитыми рекламными инструментами, а также высокой конкуренцией среди поставщиков. Маркетплейсы, как целый сегмент электронной коммерции, гарантируют безопасность сделок как для покупателей, так и для поставщиков, быструю доставку, бесперебойную работу сайта или мобильного приложения, возможность коммуникации между покупателем и продавцом на онлайн-платформе. Современные маркетплейсы предоставляют пользователям выгодные и удобные условия покупок, а продавцам - доступ к многомиллионной аудитории.
В настоящее время в России прослеживается тенденция заинтересованности в продаже и покупке товаров на маркетплейсах. Рынок маркетплейсов в нашей стране динамично развивается и имеет огромный потенциал роста. На сегодняшний день выделяют несколько крупных конкурирующих игроков - Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, Мегамаркет. Перечисленные маркетплейсы являются лидерами на рынке и задают тенденции для развития данного сегмента электронной коммерции. В России существует тренд среди предпринимателей на продажу товаров сразу на нескольких маркетплейсах. При этом лидером по количеству продавцом остается Wildberries. Именно данный маркетплейс выбирают как основной канал для продажи товаров. Конкуренция на российских маркетплейсах является высокой и нарастающей. С каждым годом количество поставщиков на таких платформах увеличивается. Это объясняется их удобством и доступностью для ведения бизнеса.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены и классифицированы различные способы продвижения товаров на российских маркетплейсах. Продвижение товара является залогом успеха на платформе. Маркетплейсы предлагают платные и бесплатные способы продвижения товаров. К платным относят все рекламные инструменты, предложенные платформой. Это медийная и контекстная реклама, участие в скидках, акциях и бонусных программах. К бесплатным относят контент, транслируемый поставщиком в карточке товара, описание продукта, работу с отзывами и клиентскими вопросами.
Были выявлены и систематизированы способы, повышающие эффективность продвижения товара на российском маркетплейсе Wildberries. Данные способы в настоящей работе разделили на бесплатные или малозатратные и платные, на внутренние и внешние. К бесплатным или малозатратным внутренним способам отнесли инфографику в карточке товара, видеоконтент, RICH-контент, SEO-описание, WB GURU, работу с отзывами, формирование высокого рейтинга продавца, правильное распределение товара по складам. Платные внутренние - это различные рекламные компании на маркетплейсе (реклама на поиске, в карточке, в каталоге, автоматическая кампания, медийная реклама, акции). Внешние бесплатные способы предполагают использование возможностей современных социальных сетей и блогов. К ним относят публикацию контента (фото, видео, статьи, обзоры) ВКонтакте, YouTube, Яндекс.Дзене, Pinterest и т д. Внешние платные - реклама у блогеров, в группах в социальных сетях и Telegram-каналах, таргетированная реклама, контекстная реклама в Яндекс.Директе и т д.
При этом продвижение на маркетплейсе Wildberries напрямую зависит от правил платформы и факторов, влияющих на ранжирование карточки товара. По заявлениям представителей платформы, данные факторы определяются специально-разработанными алгоритмами. К ним относятся рейтинг продавца, наличие товара на ближайших складах, текущий процент выкупа, качественный и интересный контент, соответствие слов из описания товара ключевому запросу.
Таким образом, повышение эффективности продвижения товаров на российских маркетплейсах зависит от использования комплексного подхода, который заключается в использовании внутренних и внешних рекламных и PR-инструментов и в учете факторов, влияющих на ранжирование. Зная эти факторы и используя вышеперечисленные способы, предприниматель-поставщик сможет повысить эффективность продвижения своего товара на российском маркетплейсе Wildberries. Применение в практической деятельности разработанных в рамках диссертационной работы рекомендаций позволит привлечь больше внимания покупателей к товару, вывести карточку товара в топ, увеличить объем продаж. Выводы и рекомендации, сделанные в работе, пригодятся представителям бизнеса и специалистам в сфере рекламы.
1. Аналитика рынка труда РФ. 2024 / [Электронный ресурс] // сайт РосНавык - URL:
https://lk.rosnavyk.ru/dashboard?active= 17154168037528 (дата обращения:
11.05.2024).
2. Акулич М. В. Интернет-маркетинг / М. В. Акулич - М.: Издательские решения, 2017. - 352 с.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика // пер. с фр. Г. К. Косикова - М.: Прогресс, 1989. - С. 616.
4. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. / А. Бергер - М.: Вильямс, 2005. - 288 с.
5. Брендовая полка / [Электронный ресурс] // База знаний маркетплейса - как продавать на Ozon - URL: https://seller-edu.ozon.ru/how-to-sell-effectively/advertising- of-goods/brendovaya- polka#%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5% D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 20.03.2024).
6. Бузаева Я. А. Использование SEO-анализа в обучении переводу // Филологические чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Оренбург, 2022. - С. 283-287.
7. Верегина А. В., Коваль Д. В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 г. / А. В. Верегина, Д. В. Коваль // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - № 1. - С. 94-104.
8. Ведущие онлайн-торговые площадки мира в 2023 г. по количеству посещений в месяц / [Электронный ресурс] // Statista - URL: https://www.statista.com/statistics/1155246/leading-online-marketplaces-usa-average- monthly-visits/#statisticContainer (дата обращения: 16.10.2023).
9. Виноградов А. Б. Проблемы и особенности логистической поддержки деятельности маркетплейсов // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - №5. - С.3 -
10.
10. Волкова М. А. Проблемы разработки визуального контента для карточки товара на примере маркетплейса Wildberries // Аллея науки. - 2023. - №6. - С. 585-591.
11. Воронин С. М. Маркетплейсы — неотъемлемая часть продвижения розничной офлайн-точки // Интернет-маркетинг. - 2023. - №2. - С.114 -119.
12. Гаврилов Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 363 с.
13. Говорит покупатель: усовершенствование набора функций / [Электронный ресурс] // Исследование Digital Commerce 360 и Bizrate Insights. - URL: https://www.digitalcommerce360.com/2022/05/24/the-shopper-speaks-finessing-the- feature-set/ (дата обращения: 20.03.2024).
14. Голдовский И. М. Безопасность платежей в Интернете / И. М. Голдовский - СПб.: Питер, 2001. - 240 с.
15. Головенчик Г. Г. Сущность, классификация и особенности электронной коммерции // Наука и инновации. - 2020. - №4. - С. 39-45.
..88