ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МОЛОДЕЖИ Г. ТОМСКА
|
Аннотация на английском языке 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы исследования экономических ценностей и психологических
факторов личностно-профессионального развития 9
1.1 Анализ понятия экономических ценностей в современной психологии 9
1.1.1 Типология культурных измерений Г. Хофстеде 12
1.1.2 Теория измерения культур Р.Инглхарта 17
1.2 Теоретические основы исследования составных конструктов личностных
факторов и эмоционального интеллекта 20
1.2.1 Структурные компоненты личностного потенциала 21
1.2.2 Эмоциональный интеллект 28
2 Характеристика выборки и эмпирическая база исследования 31
2.1 Описание выборки респондентов 31
2.2 Методологическая база исследования 32
3 Результаты эмпирического исследования межгрупповых различий и взаимосвязи
культурно-экономических ценностей, личностных факторов и эмоционального интеллекта 40
3.1 Анализ экономических ценностных характеристик, личностных факторов и
эмоционального интеллекта студентов и молодых специалистов города Томска 40
3.2 Анализ межгрупповых различий экономических характеристик, личностных
факторов и эмоционального интеллекта студентов и молодых специалистов города Томска 42
3.3 Анализ взаимосвязи личностных факторов, эмоционального интеллекта и
культурно-экономических ценностей на основе факторного анализа 47
3.4 Анализ взаимосвязи личностно-интеллектуальных факторов и культурно-экономических ценностей на основе регрессионного анализа 51
3.5 Анализ взаимосвязи личностно-интеллектуальных факторов и культурно-экономических ценностей на основе дисперсионного анализа 54
3.6 Психологическая интерпретация результатов и выводы эмпирического исследования 55
4 Методические рекомендации по практическому использованию полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы исследования экономических ценностей и психологических
факторов личностно-профессионального развития 9
1.1 Анализ понятия экономических ценностей в современной психологии 9
1.1.1 Типология культурных измерений Г. Хофстеде 12
1.1.2 Теория измерения культур Р.Инглхарта 17
1.2 Теоретические основы исследования составных конструктов личностных
факторов и эмоционального интеллекта 20
1.2.1 Структурные компоненты личностного потенциала 21
1.2.2 Эмоциональный интеллект 28
2 Характеристика выборки и эмпирическая база исследования 31
2.1 Описание выборки респондентов 31
2.2 Методологическая база исследования 32
3 Результаты эмпирического исследования межгрупповых различий и взаимосвязи
культурно-экономических ценностей, личностных факторов и эмоционального интеллекта 40
3.1 Анализ экономических ценностных характеристик, личностных факторов и
эмоционального интеллекта студентов и молодых специалистов города Томска 40
3.2 Анализ межгрупповых различий экономических характеристик, личностных
факторов и эмоционального интеллекта студентов и молодых специалистов города Томска 42
3.3 Анализ взаимосвязи личностных факторов, эмоционального интеллекта и
культурно-экономических ценностей на основе факторного анализа 47
3.4 Анализ взаимосвязи личностно-интеллектуальных факторов и культурно-экономических ценностей на основе регрессионного анализа 51
3.5 Анализ взаимосвязи личностно-интеллектуальных факторов и культурно-экономических ценностей на основе дисперсионного анализа 54
3.6 Психологическая интерпретация результатов и выводы эмпирического исследования 55
4 Методические рекомендации по практическому использованию полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
Современный мир характеризуется уникальным масштабом развития всех сфер производства и скоростью обмена информации, что приводит к существенным изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти процессы изменения предъявляют высокие требования, как к развитию личности человека, так и к профессионально-личностному развитию, как способу адаптации и существованию в постоянно меняющемся мире.
Согласно теории модернизации существует связь между развитием общества и его экономическими ценностями. Так со второй половины XX века «индустриализация, урбанизация и массовая грамотность систематически снижали “экзистенциальную незащищенность” огромного числа людей, делая современные общества более открытыми и толерантными» [89]. Современные тенденции проявляют обратную зависимость: возвращение экономической нестабильности, и, связанными с ней, нетерпимости и авторитаризма.
Возникающие изменения в динамически развивающемся современном мире определяет новые требования к деятельности и личностно-профессиональному развитию, что приводит к трансформации ценностных ориентиров отдельной личности и общества.
Этот процесс особо актуален для молодых людей, переходящих от учебнопрофессиональной деятельности к личностно-профессиональному развитию и реализации личностно-интеллектуальных факторов. Именно к их деятельности современный мир предъявляет высокие требования. Для эффективной реализации своего потенциала, им необходимо уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях трудовой деятельности, быть толерантными к условиям неопределенности, вовремя замечать меняющиеся требования и тенденции мира, уметь адаптироваться к этим изменениям и решать поставленные задачи.
Для оказания содействия в личностно-профессиональном развитии современных молодых людей в условиях постоянно меняющегося мира, нам представляется важным оценить особенности экономических ценностных характеристик, а также их взаимосвязь с личностными факторами и эмоциональным интеллектом у российских студентов и молодых специалистов.
Актуальность исследования взаимосвязи экономических ценностей, личностных факторов и эмоционального интеллекта современного общества подтверждается активным исследованием и обсуждением в отечественном и зарубежном научном сообществе в работах таких исследователей как Г. Хофстеде, Р.Инглхарт, Г. Триандис, М.Бонд, К.Леунг, Н.М.Лебедевой, Т. О. Гордеевой, Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, Е. Н. Осина, С.А.Богомаза и др. Экономические ценности выступают важным фактором традиционного и 6
инновационного развития экономики, являясь регулятором экономического поведения, реализуемого через личностные факторы отдельного индивида. Например, Н.М. Лебедева в своих исследованиях доказала, что существует взаимосвязь между ценностями индивидов и их отношением к инновациям, обусловленная культурой [36]. Также были изучены взаимосвязи культурных ценностей с профессиональной мотивацией [16] и направленностью личности [6]. В данном же исследовании предлагается изучить взаимосвязь экономических ценностей, доминирующих в обществе и влияющих на социально-экономическое развитие, личностных факторов и эмоционального интеллекта молодежи.
Одним из важнейших условий личностно-профессионального развития молодых людей является такая интегральная характеристика личности как личностный потенциал. Понятие личностного потенциала в отечественной психологии рассматривается в работах Т.О. Гордеевой, А. А. Лебедевой, Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, Е. Н. Осина, С.А.Богомаза, однако сущность личностного потенциала остается открытым вопросом, давая возможность изучения его структурных компонентов [10].
Таким образом, данное исследование является актуальным, так как в нем не только исследуются ценностные характеристики и их различия, но и в исследовательскую модель включаются такие психологические переменные как личностные факторы и эмоциональный интеллект, которые ранее не рассматривались как условие социально-экономического развития.
Объект: экономические ценности в контексте личностно-профессионального
развития.
Предмет: взаимосвязь экономических ценностей, личностных факторов и
эмоционального интеллекта у российских студентов и специалистов.
Цель: определить и проанализировать взаимосвязь ценностных характеристик экономического развития, структуры личностных факторов и эмоционального интеллекта на примере студентов и специалистов г. Томска.
Задачи: в соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Сформулировать понятийный аппарат исследования, в рамках которого будет изучаться поставленная цель.
2) Проанализировать экономические ценности, личностные факторы, эмоциональный интеллект и готовность к деятельности у молодежи города Томска.
3) Выявить структуру ведущих показателей у студентов и молодых специалистов с использованием факторного анализа.
4) Оценить взаимосвязи между показателями личностных факторов, эмоциональным интеллектом и экономическими ценностными характеристиками с помощью регрессионного анализа студентов и молодых специалистов г. Томска;
5) Проанализировать различия показателей экономических ценностных характеристик, личностных факторов и эмоционального интеллекта с помощью дисперсионного анализа у студентов и молодых специалистов г. Томска.
6) Разработать методические рекомендации для использования полученных результатов в дальнейших исследованиях.
Гипотеза исследования: у современной российской молодежи в процессе личностнопрофессионального развития не связаны экономические ценности, личностные факторы и эмоциональный интеллект.
Методы и методики:
Теоретико-методологические основания исследования:
Исследование базируется на следующих теоретико-методологических моделях: модель измерения культур Г. Хофстеде, теория модернизации Р. Инглхарта, теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, системно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Сергиенко Е.А.), концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева и модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Для исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ проблемы был выполнен с помощью общенаучных методов анализа и синтеза.
2. Сбор первичной информации осуществлён при помощи следующих методик:
Для измерения экономических ценностных характеристик использованы методика измерения ценностей Г. Хофстеде (Values Survey Module - VSM, 2013) и опросник Р.Инглхарта в модификации Р. К. Хабибулина (2015). Оценка личностных факторов проведена рядом таких методик как: шкала личной (личностной) готовности к деятельности (С.А. Богомаз), методика Balanced measures of psychological needs (BMPN, K. M. Sheldon, J. C. Hilpert, 2012) в апробации Д. А. Леонтьева, шкалы потребности в достижении и потребности в аффилиации (PRF, Jackson, 1984) в модификации И. М. Кондакова (1998), шкала открытости опросника В5 («Большая пятерка») Р. МакКрэй и П. Коста (1992), для оценки эмоционального интеллекта использовался опросник ЭмИн Д.В. Люсина (2009).
3. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета Statistica 6.0, и включала в себя факторный анализ с применением метода главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера, регрессионный и дисперсионный анализ.
Эмпирическая база исследования: студенты томских вузов и специалисты различных компаний и предприятий г. Томска (N=277). В первую подвыборку вошли студенты (n=94, средний возраст 22,0±3,0 лет), а во вторую работающие молодые специалисты (n=183, средний возраст 24,3±2,1 года).
Согласно теории модернизации существует связь между развитием общества и его экономическими ценностями. Так со второй половины XX века «индустриализация, урбанизация и массовая грамотность систематически снижали “экзистенциальную незащищенность” огромного числа людей, делая современные общества более открытыми и толерантными» [89]. Современные тенденции проявляют обратную зависимость: возвращение экономической нестабильности, и, связанными с ней, нетерпимости и авторитаризма.
Возникающие изменения в динамически развивающемся современном мире определяет новые требования к деятельности и личностно-профессиональному развитию, что приводит к трансформации ценностных ориентиров отдельной личности и общества.
Этот процесс особо актуален для молодых людей, переходящих от учебнопрофессиональной деятельности к личностно-профессиональному развитию и реализации личностно-интеллектуальных факторов. Именно к их деятельности современный мир предъявляет высокие требования. Для эффективной реализации своего потенциала, им необходимо уметь ориентироваться в постоянно меняющихся условиях трудовой деятельности, быть толерантными к условиям неопределенности, вовремя замечать меняющиеся требования и тенденции мира, уметь адаптироваться к этим изменениям и решать поставленные задачи.
Для оказания содействия в личностно-профессиональном развитии современных молодых людей в условиях постоянно меняющегося мира, нам представляется важным оценить особенности экономических ценностных характеристик, а также их взаимосвязь с личностными факторами и эмоциональным интеллектом у российских студентов и молодых специалистов.
Актуальность исследования взаимосвязи экономических ценностей, личностных факторов и эмоционального интеллекта современного общества подтверждается активным исследованием и обсуждением в отечественном и зарубежном научном сообществе в работах таких исследователей как Г. Хофстеде, Р.Инглхарт, Г. Триандис, М.Бонд, К.Леунг, Н.М.Лебедевой, Т. О. Гордеевой, Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, Е. Н. Осина, С.А.Богомаза и др. Экономические ценности выступают важным фактором традиционного и 6
инновационного развития экономики, являясь регулятором экономического поведения, реализуемого через личностные факторы отдельного индивида. Например, Н.М. Лебедева в своих исследованиях доказала, что существует взаимосвязь между ценностями индивидов и их отношением к инновациям, обусловленная культурой [36]. Также были изучены взаимосвязи культурных ценностей с профессиональной мотивацией [16] и направленностью личности [6]. В данном же исследовании предлагается изучить взаимосвязь экономических ценностей, доминирующих в обществе и влияющих на социально-экономическое развитие, личностных факторов и эмоционального интеллекта молодежи.
Одним из важнейших условий личностно-профессионального развития молодых людей является такая интегральная характеристика личности как личностный потенциал. Понятие личностного потенциала в отечественной психологии рассматривается в работах Т.О. Гордеевой, А. А. Лебедевой, Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Мандриковой, Е. Н. Осина, С.А.Богомаза, однако сущность личностного потенциала остается открытым вопросом, давая возможность изучения его структурных компонентов [10].
Таким образом, данное исследование является актуальным, так как в нем не только исследуются ценностные характеристики и их различия, но и в исследовательскую модель включаются такие психологические переменные как личностные факторы и эмоциональный интеллект, которые ранее не рассматривались как условие социально-экономического развития.
Объект: экономические ценности в контексте личностно-профессионального
развития.
Предмет: взаимосвязь экономических ценностей, личностных факторов и
эмоционального интеллекта у российских студентов и специалистов.
Цель: определить и проанализировать взаимосвязь ценностных характеристик экономического развития, структуры личностных факторов и эмоционального интеллекта на примере студентов и специалистов г. Томска.
Задачи: в соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Сформулировать понятийный аппарат исследования, в рамках которого будет изучаться поставленная цель.
2) Проанализировать экономические ценности, личностные факторы, эмоциональный интеллект и готовность к деятельности у молодежи города Томска.
3) Выявить структуру ведущих показателей у студентов и молодых специалистов с использованием факторного анализа.
4) Оценить взаимосвязи между показателями личностных факторов, эмоциональным интеллектом и экономическими ценностными характеристиками с помощью регрессионного анализа студентов и молодых специалистов г. Томска;
5) Проанализировать различия показателей экономических ценностных характеристик, личностных факторов и эмоционального интеллекта с помощью дисперсионного анализа у студентов и молодых специалистов г. Томска.
6) Разработать методические рекомендации для использования полученных результатов в дальнейших исследованиях.
Гипотеза исследования: у современной российской молодежи в процессе личностнопрофессионального развития не связаны экономические ценности, личностные факторы и эмоциональный интеллект.
Методы и методики:
Теоретико-методологические основания исследования:
Исследование базируется на следующих теоретико-методологических моделях: модель измерения культур Г. Хофстеде, теория модернизации Р. Инглхарта, теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, системно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Сергиенко Е.А.), концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева и модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Для исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ проблемы был выполнен с помощью общенаучных методов анализа и синтеза.
2. Сбор первичной информации осуществлён при помощи следующих методик:
Для измерения экономических ценностных характеристик использованы методика измерения ценностей Г. Хофстеде (Values Survey Module - VSM, 2013) и опросник Р.Инглхарта в модификации Р. К. Хабибулина (2015). Оценка личностных факторов проведена рядом таких методик как: шкала личной (личностной) готовности к деятельности (С.А. Богомаз), методика Balanced measures of psychological needs (BMPN, K. M. Sheldon, J. C. Hilpert, 2012) в апробации Д. А. Леонтьева, шкалы потребности в достижении и потребности в аффилиации (PRF, Jackson, 1984) в модификации И. М. Кондакова (1998), шкала открытости опросника В5 («Большая пятерка») Р. МакКрэй и П. Коста (1992), для оценки эмоционального интеллекта использовался опросник ЭмИн Д.В. Люсина (2009).
3. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета Statistica 6.0, и включала в себя факторный анализ с применением метода главных компонент и вращения Варимакс с нормализацией Кайзера, регрессионный и дисперсионный анализ.
Эмпирическая база исследования: студенты томских вузов и специалисты различных компаний и предприятий г. Томска (N=277). В первую подвыборку вошли студенты (n=94, средний возраст 22,0±3,0 лет), а во вторую работающие молодые специалисты (n=183, средний возраст 24,3±2,1 года).
Данное исследование было направлено на изучение взаимосвязи ценностных характеристик экономического развития, структуры личностных факторов и эмоционального интеллекта молодежи города Томска. В процессе проведения исследования были выполнены все поставленные задачи. Анализируя исследования российских и зарубежных ученых, сформирован понятийный аппарат, в рамках которого изучалась поставленная проблема. Выявлена прямая связь между количественным социально-экономическим развитием и культурными ценностями общества. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованными являются модели понимания культурных ценностей Г.Хофстеде и Р.Инглхарта. При этом остается актуальной проблема личностных факторов, как части потенциала личности, обеспечивающих развитие экономики. Наиболее подходящим для цели нашего исследования является определение данного понятия, сформулированное Д.А.Леонтьевым в рамках системно-деятельностного подхода.
В результате теоретического анализа специфики личностно-профессионального развития было установлено, что студенты и молодые специалисты могут иметь одинаковые экономические ценностные приоритеты, при различной степени выраженности личностных факторов и эмоционального интеллекта. Путем анализа существующей проблемы и опираясь на модель культурных измерений Г.Хофстеде, была сформулирована гипотеза об отсутствии связи между экономическими ценностями, личностными факторами и эмоциональным интеллектом.
На основе данного исследования разработаны и описаны методические рекомендации для проведения исследований в области экономической психологии и акмеологии, целью которых будет исследование взаимосвязи уровня экономического развития общества и личностно-интеллектуальных факторов членов этого общества. Методические рекомендации предназначены для содействия организации эмпирического исследования, содержат описание нюансов методик и нормативные показатели, которые стоит учитывать при проведении исследований.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Ценности молодежи города Томска разделились на два полюса. На полюсе экономических ценностей, способствующих социально-экономическому развитию общества оказались ценности «Дистанция власти» и «Избегание неопределенности». Все остальные ценности по своим значениям близки к полюсу ценностей, замедляющих социальноэкономическое развитие.
2. Молодежь города Томска в целом привержена традиционным культурным ценностям и обладает высокими значениями средних уровней показателей личностных факторов.
3. Показатели межличностного и внутриличностного интеллекта молодежи города Томска находятся в рамках среднестатистических значений.
4. Обнаружены статистически значимые различия экономических ценностей по параметру «Дистанция власти»: у студентов дистанция власти меньше, чем у молодых специалистов. Что характеризует культуру студентов, как культуру которой более присущи тенденции индивидуализма, в которой каждый несет ответственность лично за себя. Тогда как для культуры молодых работающих специалистов более характерна иерархичность и восприятие людей облеченных властью, не как равных. Остальные культурные измерения статистически значимо не различаются, что говорит о достаточно медленном изменении ценностей на вызовы меняющейся среды.
5. Выявлены значимые различия в показателях личностных факторов у студентов и молодых специалистов города Томска: молодые специалисты обладаю более высокой готовностью к деятельности (они склонны смотреть на себя со стороны и обладают более выраженной способностью к постановке целей) и более высокой потребностью достижений.
6. Показатели внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта также выше у молодых специалистов по сравнению со студентами. Молодым специалистам необходимо уметь ориентироваться в окружающей их личностно-професиональной действительности, что способствует повышению уровня эмоционального интеллекта.
7. На основе факторного анализа выявлены ведущие показатели «Потребность в достижении», «Межличностный интеллект», «Традиционные/секулярно-рациональные ценности». Эти факторы для современной молодежи города Томска являются наиболее значимыми культурно-экономическими характеристиками, эмоционального интеллекта и потребности в достижении.
8. На основе регрессионного анализа показано, что между традиционными ценностями и готовностью к деятельности существует взаимосвязь. Показатель «Готовность к деятельности» имеет корреляционную связь не только с традиционными ценностями, но и с межличностным эмоциональным интеллектом.
9. Полученные результаты анализа экономических ценностей, готовности к деятельности и эмоционального интеллекта позволили разработать методические рекомендации по использованию полученных результатов в исследовательских проектах и программах. Результаты были включены в методическое руководство, предназначенное для
дальнейшего использования в будущих исследованиях культурных и психологических факторов социально-экономического развития.
Полученные в ходе исследования результаты полностью подтвердили первоначальную гипотезу о том, что у российской молодежи не связаны экономические ценности, личностные факторы и эмоциональный интеллект.
Исследование данной предметной области имеет практическое и теоретическое значение, поскольку может являться основой для разработки психологических программ по содействию личностно-профессиональному развитию молодых специалистов. Полученные в ходе исследования данные с одной стороны соответствуют эмпирическим данным зарубежных исследователей, а с другой имеют свою специфику, которая объясняет актуальность исследований взаимосвязей культурно-экономических характеристик и психологических параметров личности.
В результате теоретического анализа специфики личностно-профессионального развития было установлено, что студенты и молодые специалисты могут иметь одинаковые экономические ценностные приоритеты, при различной степени выраженности личностных факторов и эмоционального интеллекта. Путем анализа существующей проблемы и опираясь на модель культурных измерений Г.Хофстеде, была сформулирована гипотеза об отсутствии связи между экономическими ценностями, личностными факторами и эмоциональным интеллектом.
На основе данного исследования разработаны и описаны методические рекомендации для проведения исследований в области экономической психологии и акмеологии, целью которых будет исследование взаимосвязи уровня экономического развития общества и личностно-интеллектуальных факторов членов этого общества. Методические рекомендации предназначены для содействия организации эмпирического исследования, содержат описание нюансов методик и нормативные показатели, которые стоит учитывать при проведении исследований.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Ценности молодежи города Томска разделились на два полюса. На полюсе экономических ценностей, способствующих социально-экономическому развитию общества оказались ценности «Дистанция власти» и «Избегание неопределенности». Все остальные ценности по своим значениям близки к полюсу ценностей, замедляющих социальноэкономическое развитие.
2. Молодежь города Томска в целом привержена традиционным культурным ценностям и обладает высокими значениями средних уровней показателей личностных факторов.
3. Показатели межличностного и внутриличностного интеллекта молодежи города Томска находятся в рамках среднестатистических значений.
4. Обнаружены статистически значимые различия экономических ценностей по параметру «Дистанция власти»: у студентов дистанция власти меньше, чем у молодых специалистов. Что характеризует культуру студентов, как культуру которой более присущи тенденции индивидуализма, в которой каждый несет ответственность лично за себя. Тогда как для культуры молодых работающих специалистов более характерна иерархичность и восприятие людей облеченных властью, не как равных. Остальные культурные измерения статистически значимо не различаются, что говорит о достаточно медленном изменении ценностей на вызовы меняющейся среды.
5. Выявлены значимые различия в показателях личностных факторов у студентов и молодых специалистов города Томска: молодые специалисты обладаю более высокой готовностью к деятельности (они склонны смотреть на себя со стороны и обладают более выраженной способностью к постановке целей) и более высокой потребностью достижений.
6. Показатели внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта также выше у молодых специалистов по сравнению со студентами. Молодым специалистам необходимо уметь ориентироваться в окружающей их личностно-професиональной действительности, что способствует повышению уровня эмоционального интеллекта.
7. На основе факторного анализа выявлены ведущие показатели «Потребность в достижении», «Межличностный интеллект», «Традиционные/секулярно-рациональные ценности». Эти факторы для современной молодежи города Томска являются наиболее значимыми культурно-экономическими характеристиками, эмоционального интеллекта и потребности в достижении.
8. На основе регрессионного анализа показано, что между традиционными ценностями и готовностью к деятельности существует взаимосвязь. Показатель «Готовность к деятельности» имеет корреляционную связь не только с традиционными ценностями, но и с межличностным эмоциональным интеллектом.
9. Полученные результаты анализа экономических ценностей, готовности к деятельности и эмоционального интеллекта позволили разработать методические рекомендации по использованию полученных результатов в исследовательских проектах и программах. Результаты были включены в методическое руководство, предназначенное для
дальнейшего использования в будущих исследованиях культурных и психологических факторов социально-экономического развития.
Полученные в ходе исследования результаты полностью подтвердили первоначальную гипотезу о том, что у российской молодежи не связаны экономические ценности, личностные факторы и эмоциональный интеллект.
Исследование данной предметной области имеет практическое и теоретическое значение, поскольку может являться основой для разработки психологических программ по содействию личностно-профессиональному развитию молодых специалистов. Полученные в ходе исследования данные с одной стороны соответствуют эмпирическим данным зарубежных исследователей, а с другой имеют свою специфику, которая объясняет актуальность исследований взаимосвязей культурно-экономических характеристик и психологических параметров личности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (Оренбургский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ ДАННЫМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Контроль поведения в связи с представлениями о свободе и ответственности в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2021 - Потенциалы волонтерской деятельности как фактор формирования просоциальной направленности молодежи
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - ДИНАМИКА И СООТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (19-00.06.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005





