ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социокультурная характеристика цыган 14
1.1 Гипотезы о происхождении цыган 14
1.2 Основные стадии этнокультурного развития цыган 19
1.3 Особенности культуры и мировоззрения цыган 21
2 Цыгане в СССР и России 41
2.1 Характеристика социокультурного статуса цыган в СССР 41
2.2 Социокультурное положение цыган в современной цивилизации 45
3 Стратегии поддержания цыганской идентичности 53
3.1 Описание и сравнение исследуемых посёлков 53
3.2 Этнографическое описание двух цыганских семей из посёлков 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность темы исследования обусловлена в целом кризисом современного российского общества, находящегося в поиске собственной социокультурной идентичности. Современное общество России в связи с глобализацией переживает переходные процессы в различных сферах жизни - политике, экономике, социуме, культуре. Специфическими последствиями этой тенденции выступают глобальные трансформации этнокультур, которые во многом ведут к их усреднению, растворению в глобальной культуре. Различные правительственные отчёты о реализации национальной политики в регионах России демонстрируют рост толерантности. В действительности же цыганское сообщество до сих пор воспринимается многими российскими гражданами как опасные для общества чужаки. С таким явлением связаны многочисленные стереотипы современного обывателя о цыганах. Некоторые, конечно, не лишены доли истины. К таким стереотипам относятся: воровство, мошенничество, гражданские беспорядки и, особенно, продажа и распространение наркотиков. Данный список можно продолжить. Все эти довольно устойчивые стереотипы и сформированные в медийном пространстве негативные образы о цыганах порождают мифы о склонности к криминализации всего цыганского сообщества.
Отсутствие диалога между российским обществом и цыганами, нерешённость социальных проблем и наличие политического и информационного вакуума (за исключением негативного мнения) в «цыганском вопросе» приводят к маргинализации данного этнического меньшинства и криминализации основных аспектов его жизнедеятельности. Однако тут необходимо привести целый ряд уточняющих проблемных вопросов. Во-первых, каковы объективные причины существования стереотипов и образов о склонности цыган к противоправному поведению? Как само цыганское сообщество относится к данным образам? Волнуют ли цыган эти мифы и стереотипы? И что с ними делать?
Тем не менее, многие исследования, ориентированные на понятие этничности, обсуждают новое направление функционирования культурных традиций автохтонного населения - их участие в процессе этноконструирования. Действительно, в настоящее время в различных ситуациях наблюдается функционирование традиционных социокультурных практик некоторых народов в русле социального конструирования. Исследование этих вопросов исключительно значимо для гуманитарных наук в целом, для понимания главных закономерностей общественного развития. Данная работа ориентирована на поиск общих закономерностей социокультурной динамики.
Данное исследование чётко отражает универсальную проблему отношений «свои - чужие», подходящую не только цыганам, но и другим этническим меньшинствам и коренным малочисленным народам. Цыганское сообщество в такой дихотомии не только в России, но и в других странах. Таким образом, данная проблема актуальна для всех стран, где проживает цыганское этническое меньшинство.
Степень разработанности темы. Несмотря на наличия значительных трудов, сложная проблема возникновения, истории и этнографий цыган являются недостаточно разработанной. Долго являлось загадкой происхождения цыган. Если убрать старые, порой нелепые и даже абсурдные концепции, сторонники которых занимаются родословной цыганского сообщества, к примеру, от немецких евреев XIV в. (автор статьи «Цыгане» в «Этимологическом словаре французского языка» , профессор восточных языков в Альтдорфском университете И. X. Вагензеиль и др.), от древних египтян (С. Робертс) и, конечно, от обитателей легендарной Атлантиды , то сейчас существуют три главные версии возникновения цыган, не вычёркивающие друг друга полностью.
1. Азиатская теория, вернее, переднеазиатского возникновения цыган, появившаяся в начальный период их изучений. Она делится на несколько вариантов в зависимости от связанного с ними народом или местом происхождения цыганского сообщества. Так, Анри де Спонд (XVII в.) связывает их с потомками из г. Синджара в Месопотамии , Ш. Пейссоннель (1688—1757) - со средневековыми магами-аттинганами , И.Г. Гассе — с потомками переднеазиатской народности сигиннов , упоминающейся у различных античных авторов - Геродота, Страбона, Псевдо-Орфея, Аполлония Родосского и т.д.. Позднейший исследователь либо отрицал любую связь цыганского сообщества с аттинганами либо считал, что здесь лишь произошели переносы названия секты на вновь прибывший в Византию народ (аттинган>цыган) , либо чётко признавали аттинган за цыганскую общность . Другая часть продолжала считать возможной связи цыган с сигиннами .
2. Египетская теория возникновения цыган тоже одна из ранних. Появилась она ещё в XV веке, когда приехавшее в Европу цыганское сообщесто распространяло легенду о своём происхождении из Малого Египта. Некоторые современные исследователи, сторонники этой теории, трактуют ее несколько по-другому. Так, С. Дж. Кольман, заведующий Академией фольклора в Дугласе (Великобритания), в 1957 г. написал: «Нет никаких сомнений, что цыганское сообщество на своём пути в Европу заходило в страну Пирамид, где оно, вероятно, и приобрело обширные познания в сфере астрологии, гадания и ловкости рук» .
Отличительной чертой теории египетского происхождения цыганских групп является то, что она позволяет допущение о пребывании их на земле Индии в течение относительно небольшого, хотя и долгого периода и утверждает, что на территориях Египта «со времён глубокой древности» продвигалась лишь определённая часть цыган .
3. Индийская теория возникла в XVIII в.; сейчас она фактически общепринята. Базой для этой теории стала замеченная венгром Иштваном Вайи (до 1763 г.) похожесть цыганского языка с языком Индии. Затем пошла работа Дж. Брайанта (с 1776 г.) , И. К. Рюдигера (с 1777 г.) и, наконец, Г. М. Грелльманна, выдвинувший в 1783 г. гипотезу об индийском начале цыганского сообщества и связавший исход из Индии с нашествиями Тимура в начале XV в. Наконец, данная гипотеза была доказана через развитие сравнительно-исторического языкознания в XIX веке трудами А. Ф. Потта (1802—1887 гг.) , Г.И. Асколи (1829—1907 гг.) , Ф.К. Миклошича (1813—1891 гг.) и т.д. Сложными оказались решения вопросов о локализации протоцыган в Индии и о времени исхода.
Обычно цыганский язык относится к группам языков Северо-Западной Индии . В последнее время получает распространение гипотезы Р. Л. Тёрнера, по которым цыганское сообщество, перед тем, как попасть в Северо-Западную Индию, определённое время жило с племенами Центральной Индии . Единого мнения об относительном времени исхода цыган из Индии не существует. Нижняя граница - V в. и. э. , верхняя — начало II тысячелетия н. э. Одна часть исследователей предполагает, что процесс был довольно длинным и продолжался несколько столетий с VII до XII века.
Хотя многие современные исследователи считают, что передвижения цыганского сообщества из Индии на запад начались ко второй половине I тысячелетия н. э., однако данная точка зрения не считается окончательно доказанной. Еще в конце XIX века английский исследователь Ф. X. Грум (1851—1902) написал: «Всё, что я считаю несомненным, это то, что в настоящее время мы абсолютно не знаем, пришли ли цыгане в Европу впервые до начала христианской эры или спустя тысячу лет» . В литературе уже было видно то, что «почти все, что мы знаем о древней истории цыган, дало нам языкознание» . Для более раннего доказательства о цыганах в Европе иногда приводится записи грузинского монаха Георгия Мтхарсминдели (около 1014—1065 гг.) из Иверского монастыря на г. Афон . Однако, в его житии под 1050 годом говорится только об «атсинканах», «самаритянах по происхождению», в которых мы хотим видеть цыганское сообщество , но, скорее всего, разговор может быть о секте аттинган, которые действительно являлись частью самаритян .
Рассуждение о начальной родине цыганского сообщества и о путях его перемещений на запад основано исключительно на работе лингвистов, которые вынуждены анализировать материалы бесписьменного языка, первая запись которого, весьма фрагментарна, относится лишь к XVI веку н.э. Таким образом, всё, что знаем в настоящий момент о происхождении цыганского сообщества, является историями происхождений языка, а не группы. У нас пока нет ни одного фундаментального труда по этнографии цыган, который позволил бы сравнивать разные этнические сообщества цыган как между собой, так и с многочисленными общностями Индии и другой страны с целью выяснения сходств или различий в сфере материальной и духовной культур, семейного быта и образов жизни — нравы, обычаи, традиции. Для утверждения индийского возникновения цыганского сообщества иногда многие ссылаются на сходства у цыган и у других племён Индии сфер культуры (к примеру, двойного кузнечного меха ) или ритуалов (церемонии подач рук женихом и невестой друг другу при свадебном обряде ) и т.д. Однако, сходства не могут быть гарантиями принадлежности цыганского сообщества к определённому племени, т.к. данные сходства бывают и у других.
При написании выпускной работы использовались труды как зарубежных, так и отечественных исследователей. Начнём всё по порядку. Отечественную историографию из использованных мною исследований можно разделить на три группы: дореволюционную, советскую и постсоветскую.
На дореволюционном этапе в России первая информация о цыганах впервые появляется к концу XVII века. Статьи о цыганском сообществе были расположены в различных периодических изданиях. В журналах - «Северный Архив», «Северная пчела», «Этнографическое обозрение», «Современник», «Живая Старина» - выходят небольшие статьи, знакомившие обывателя с цыганской историей . Стоит отметить работу профессора И. Даниловича, приводящую разные гипотезы происхождения цыган. Данный труд особо важен тем, что освещал шаги российского правительства, которые были направлены на закрепление цыганской общности к земле . Во многих российских работах содержались материалы о цыганском сообществе в придунайских государствах. В работе С.Н. Палаузова содержится информация о цыганских группах Румынии, об их юридическом статусе, о важности освобождения цыганского сообщества от крепостной зависимости . В статье К. Ханицкого дано описание цыган из придунайских княжеств и об их главных занятиях. В этой работе автор исследует цыганские группы, названия которых взаимосвязаны с их профессиями. Там впервые в истории русской литературы подчёркивается положительная роль цыганского сообщества как посредника в торговле лошадьми и имеется описание ремесленных дел. В 1895 году вышла статья Н.Г. Штибера о русских цыганах, в которой крайне поверхностно описывается одежда, пища, быт, брак, внутрисемейные отношения и воспитание детей в цыганской семье . Между XIX и началом ХХ века П. Истомин (Патканов) и В.Н. Добровольский в своих работах рисуют полноценный образ жизни цыганского сообщества начала XX века, их быта, традиционной жизнедеятельности и духовной культуры.
Из советской историографии стоит отметить научные исследования таких учёных как А.П. Баранников и М.В. Сергиевский . Самой значительной работой, появившейся в то время, можно считать статья индолога А.П. Баранникова «Цыганы СССР» , вышедшая в 1931 году. Здесь академик впервые объясняет, каким путём цыгане появились в России, показывает разницу в культуре и языке между различными цыганскими группами, рассматривает главные особенности цыганской психологии, семейных отношений, искусства цыган и решения советского государства по переходу цыганского сообщества к оседлости. Данная работа, конечно, не идеальна и противоречива по своей сути. Но этот труд - первая попытка более точно объяснить происхождение и культурные особенности цыганского населения . Профессор Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова М.В. Сергиевский заложил научную базу создания языка для русских цыганских групп. Под его управлением писатели-лингвисты Н.А. Панков, А.В. Германо, Н.А. Дударова сделали азбуку и материалы для чтения . В СМИ 1920 - 1930 годов появляются статьи, освещавшие проблемы духовной культуры цыганского сообщества. В необычной статье этнолога М.О. Косвена «Фараоново племя» приводится информация о жизнедеятельности цыган в данный период и об отношениях с происходящими в России переменами . В это время образуется Всероссийский Союз цыган, выпускается цыганская художественная литература, выходят различные периодические издания на цыганском языке: «Нэво дром» («Новый путь») , «Романы зоря» (Цыганская заря») и «Романо альманахо» («Цыганский альманах») . В 1960 - 1980х годах в СССР публикуются много статей, посвященных разным сферам культуры, религии, языкознанию и подробному описанию определённых цыганских групп и их проблем. В этом плане, стоит обратить осоьое внимание на статьи В.И. Санарова, А.Д. Белугина, Т.В. Вентцель, В.Е. Владыкина и И.М. Андронниковой . У Р.С. Деметер и П.С. Деметер в 1990 году вышли в свет цыганско-русский и русско-цыганский словари .
К постсоветской историографии следует отнести отдельные научные работы выдающегося историка-цыганолога Н.Г. Деметер , известного художника-этнолога Н.В. Бессонова , В.В. Шаповала , И.Ю. Махотиной , Л.М. Мазикиной , Л.Н. Черенкова , а также совместные труды цыганологов М.В. Смирновой-Сеславинской и Г.Н. Цветкова в области развития образования и социальной коммуникации среди детей цыган.
Цель данного исследования - определить сущность социокультурного конфликта между цыганским меньшинством и российским обществом. Эта цель достигается на основе решения следующих задач:
1. Проанализировать и сравнить современный социокультурный статус цыган.
2. На основе гипотез о происхождении и расселении цыган выявить истоки и причины социокультурного конфликта.
3. Выявить механизмы поддержания цыганской идентичности.
4. Определить возможные причины социокультурной демаркации между цыганским населением и остальным российским обществом.
5. Определить возможные механизмы снятия напряженности между российским обществом и цыганским меньшинством.
В связи с этим, объектом исследования является цыганское сообщество на примере двух цыганских семей посёлка Кузовлево г. Томск и посёлка Форштадт г. Новокузнецк, а предметом - социокультурный конфликт между цыганским населением и остальным российским обществом.
Методология и методы исследования. При выработке исследовательской концепции была использована методология структурно-функционального и социопсихологических подходов. Давайте рассмотрим их поподробнее.
По своей интегральной теории П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой . Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти и т.д.
По социальной теории Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Он выделяет несколько основных типов отношения между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп:
a) законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения;
b) противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств;
c) ритуальное поведение, предполагающее сосредоточенность на средствах при полном забвении тех целей, которым они должны служить;
d) эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям, и к средствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц);
e) бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами.
Методами исследования являются:
1. Анализ (изучение и выделение истоков социокультурного конфликта).
2. Метод дедукции (при переходе от рассмотрения общих гипотез происхождения цыган к конкретной этнической группе).
3. Хронологический метод (исследование трансформации социокультурного конфликта между цыганами и окружающим миром в порядке хронологической последовательности).
4. Сравнительно-этнографический метод (этнографическое описание и сравнение двух цыганских посёлков).
5. Историко-описательный метод (Описание исторической географии расселения цыган и их генезис).
6. Полуструктурированные биографические интервью. (На основе изучения истории семьи и отдельной личности необходимо описать и проанализировать персональные траектории жизнедеятельности отдельных представителей цыганского сообщества для выявления причин социокультурного конфликта).
7. Экспертное глубинное интервью. (Это беседа между интервьюером и компетентным специалистом определённой сферы жизнедеятельности (экспертом) по конкретной теме).
8. Невключённое и соучаствующее наблюдения.
Хронологические рамки исследования: V в. - настоящее время. Столь широкий диапазон временных рамок связан со спецификой данной работы. Чтобы выяснить сущность социокультурного конфликта, автору данного исследования необходимо обратиться к истокам появления стереотипов, мифов и недопонимания. За этот продолжительный промежуток времени анализируются основные пути миграций цыган и появления этнических групп.
Территориальные рамки полевого исследования - два цыганских населённых пункта: посёлок Форштадт г. Новокузнецк Кемеровской области и посёлок Кузовлево г. Томск Томской области.
Источниковой базой выпускной работы является вполне обширное собрание опубликованных источников, различных по характеру и классификации. В данном исследовании используются законодательные, делопроизводственные, отчётностатистические и источники личного происхождения, а также периодическая печать. Охарактеризуем их более подробно.
К законодательным источникам относятся различные Собрания Узаконений РСФСР и Своды Законов СССР, содержащиеся в хронологическом собрании законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФС. Данные источники отражают национальную политику и процесс нацстроительства в СССР.
К делопроизводственной документации относятся отдельные документы судопроизводства, имеющие более точную информацию о судебных процессах между цыганским сообществом и исполнительной властью. К делопроизводственной документации можно отнести данные из сайтов международных и национальных цыганских организаций.
Отчётно-статистические материалы можно разбить на три подзаголовка: дореволюционные, советские и постсоветские статистические документы. К дореволюционным документам относятся ведомости о списках населенных мест. К советским - аналогичные статистические справочники . К постсоветской статистике относятся данные из ВЦИОМ и Росстата .
К периодической печати относятся материалы журналов и газет на немецком , английском и русском языках.
Среди источников личного происхождения стоит отметить воспоминания очевидцев наиболее важных и ключевых событий в истории а также полевые материалы автора диссертации и других этнографов, дающих более точную эмоциональнопсихологическую картину происходящих событий.
Основные пункты новизны диссертации. Новизна данного исследования
заключается в междисциплинарном подходе для решения поставленной задачи. Автор работы выявляет сущность социокультурного конфликта не только исходя из исторического подхода, но и использует качественные полевые методы различных видов.
Практическая значимость исследования. Итоги, подведённые автором, могут использоваться государственной властью, разрабатывающей стратегию национальной политики, сотрудником разных заведений, занимающимся социокультурными проблемами, а также миграционной службой. Новые сформулированные гипотезы помогут, возможно, объяснить некоторые моменты в цыганологии и дать свежий взгляд на будущие исследования.
Структура диссертации. Рассмотрим поподробнее структуру работы.
В первой главе «Социокультурная характеристика цыган» автор работы анализирует общую историческую географию и этнокультурный генезис цыган: существующие гипотезы об их происхождении, основные стадии их этнокультурного развития и расселения, а также общие особенности цыганской культуры и мировоззрения. В этой главе уже раскрываются первые истоки нарастающего социокультурного конфликта.
Во второй главе «Цыгане в СССР и России» даётся сравнительная характеристика социокультурного статуса цыган в СССР и современной России. В данной главе объясняются многие нюансы из жизнедеятельности цыганского сообщества во время советского и постсоветского периодов. Кроме того, в рамках данной главы автор постепенно переходит к конкретному географическому региону и к конкретной цыганской субэтнической группе (самоназвание - «русска рома») для дальнейшего изучения поставленной цели.
В третьей главе «Стратегии поддержания цыганской идентичности» автор исследует жизнедеятельность двух цыганских посёлков в г. Новокузнецк и г. Томск на основе собранных полевых материалов. В результате анализа этнографических данных двух цыганских семей и обширному описанию населённых пунктов автор последовательно раскрывает возможные способы поддержания цыганской идентичности, чтобы далее определить возможные причины социокультурной демаркации между цыганским населением и остальным российским обществом.
Таким образом, сама суть цыганской общины двойственна. Это и определяет главную особенность цыганской культуры. Поскольку цыгане - самостоятельная этническая общность, то и культура должна иметь своё уникальное свойство. Но так как в каждом государстве они являются отдельной частью народонаселения, то имеют ещё и особое социальное качество, в огромном большинстве ситуаций связанное с исторически замкнутыми условиями многих цыганских общностей.
Одно из необычных культурных свойств цыган формулируется так: ортодоксальная цыганская община демонстрирует необыкновенную культурную устойчивость, так как при условии чуждого окружения общность через века сохранила собственный язык, и определённые культурные характеристики, восходящие ещё в период их формирования на территории современных Индии и Пакистана. Кроме того, при индустриальном обществе они сохраняют конкретные черты устройства, характерные для племенного (родового) типа. Однако уникальность цыганского случая в том, что ни в одном государстве, где они проживают, у них нет своей собственной территории и ещё дисперсно расселены среди инородного окружения. Это создаёт случаи для повышенной контактности с окружающим обществом, в условиях которого цыгане создали для себя механизмы игнорирования чужих норм, т.к. эти нормы отличаются от основных цыганских норм и обычаев. Поэтому в цыганской культуре «законсервированы» социальные установки, имеющиеся у общества, основанного на принципе системы родства (или на племенных обычаях). За последние столетия, при бурном экономическом и социальном развитии, произошла революционная перемена в укладе общества Европы и Северной Америки. Таким образом, сегодня разница между культурой цыган, сохраняющих пережитки родового социума, и социально-экономическим положением окружающего общества стала ещё больше. Эта нарастающая граница создаёт социокультурные проблемы и конфликтогенность в межнациональных отношениях. Кроме того с политической точки зрения необыкновенность в том, что цыганское сообщество, являясь крупнейшим этническим меньшинством Европы, - это диаспора без метрополии. То есть данная диаспора не имеет собственного государства, которое отстаивало бы его интересы на чужой земле. Цыгане двуязычны (а в Восточной Европе - трехъязычны) и двукультурны по своей сущности. При этом цыгане почти в любой стране Восточной Европы являются культурно, социально и лингвистически неоднородными, т.к. каждый представитель цыганской общины, во-первых, принадлежит к различным цыганским сообществам, а во-вторых, может демонстрировать разный уровень социального, культурного и языкового приспособления к чужой культуре. Так же можно сказать про Россию.
Вся важные данные, связанные с жизнью в общине: нормы внутриобщинного поведения и информация о родовых взаимоотношениях, трудовые способности и фольклор - по старинке передаются изустно, потому что цыганское сообщество традиционно не имело письменности и не пользуется ею на данный момент при межпоколенной коммуникации внутри общины (для передачи данных от старшего поколения к младшему). Если ещё добавить традиционное двуязычие, то главные различия в их социализации и обучении от окружающей среды будут:
1) семейная социализация и трансляция культуры, основные ценностные ориентиры и резкая дихотомия на «своих» и «чужих»;
2) жизненные циклы, связанные с обычаями родовой общины;
3) выбор занятий, связанных с хозяйственной традицией в собственной этнической группе;
4) двуязычие (билингвизм) при иногда неполном овладении языком окружающего общества;
5) устные (бесписьменные) культурные традиции.
Тем самым, ментальность цыганского сообщества во многом связана с тем, что пережитки традиции устной культуры будут продолжать. Это связано:
1) с системами ценностей:
- в цыганской культуре важной ценностью обладают не письменные слова, а устные;
- в повседневности книга не используется как практический источник знания и информации;
2) с моделями общения:
- передачи данных цыганского сообщества обычно происходят в устной форме, поэтому у детей преимущественно развито образное мышление;
- в цыганской культуре развита традиция, связанная с устной формой коммуникации: этикет беседы, общения и различные формы фольклора (в остатке);
3) с моделью обучения и творчества:
- традиционно социализация и обучение профессиональному приёму происходило изустно и передавалось, в основном, в семье. Данный механизм входит в противоречия, например, с школьной системой;
- импровизация - одна из главных принципов творческой деятельности (например, танец, песня и музыка в повествовании);
4) с моделями права:
- цыганское сообщество живёт по законам обычного права, т.е. не «писаных» (действующих) законов, а тех, которые практически реализуются в жизни;
- соглашение, в том числе частная сделка, у цыганского сообщества обычно заключалось в устной форме при свидетелях. Поэтому цыган часто верит на слово представителю власти. Эта черта является причиной частого их нарушения, например, правила регистрации, разрешение на постройку чего-либо и т.д.
1. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 01.10.1926 "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому оседлому образу жизни" [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=26850#0424878431 61965655(дата обращения 01.05.2019).
2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1956 года «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901799347 (дата обращения: 27.05.2019).
Делопроизводственная документация
3. International Romani Union (IRU) [Электронный ресурс]. URL: https://iromaniunion.org/index.php/en/ (дата обращения: 03.06.2019).
4. Осипов А. Как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рассматривал доклад РФ // Российский бюллетень по правам человека, 2008, № 26. [Электронный ресурс] URL:https://cisr.ru/publications/kak-komitet-oon-po-likvidatsii-rasovoy- diskriminatsiirassmatrival-doklad-rf/.
5. Постановление ЕСПЧ от 11.10.2016 «Дело Багдонавичюс и другие (Bagdonavicius and Others) против Российской Федерации» (жалоба N 19841/06) [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 01.11.2018).
6. Региональная Общественная организация «Романо Кхэр» [Электронный ресурс]. URL: https://sbis.ru/contragents/5027026380/772801001 (дата обращения: 03.06.2019).
Отчётно-статистические материалы
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/about/aboutus/ (дата обращения: 02.04.2019).
8. Доклад "Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=7 (дата обращения: 31.05.2019).
9. Список населенных мест Российский империи. Вып. 60: Томская губерния : список
населенных мест по сведениям 1859 года. - СПб., 1868. - С. 14. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9369-spiski-naselennyh-mest-rossiyskoy-imperii-spb-1861-
1885 (дата обращения - 01.06.2019).
10. Список населенных мест Сибирского края. Т. 2: Округа Северо-Восточной Сибири. - Новосибирск, 1929. - С. 174.
11. Список населенных мест Томской губернии на 1911 год. - Томск, 1911. - С. 86-87. [Электронный ресурс]. - URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000245148/ (дата обращения: 01.06.2019).
Документы личного происхождения
12. Абраменко О. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русска и лотфитка рома). СПб.: Анима, 2006.
13. Кудрявцев Ф. Повесть о моей жизни. Звезда. Спб., 2014.
14. Максимов С.В. Сибирь и каторга. Полное собрание сочинений С.В.Максимова. СПб., б.г. Т. 1 С. 1-25.
15. Полевые материалы автора.
..117