РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
БАЗЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1991-2015 ГГ.) . 13
1.1. Развитие спортивного законодательства в РФ в 1991-1999 гг 13
1.2. Нормативная база в области спорта в Российской Федерации в
2000-2015 гг 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА 40
2.1. Развитие спорта в Ханты-Мансийском автономном округе 40
2.2. Развитие спорта в Краснодарском крае 51
2.3. Развитие спорта в Республике Татарстан 61
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 76
3.1. Законодательная база в сфере физической культуры и спорта
Томской области 76
3.2. Политика в области физической культуры и спорта в Томской области 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
БАЗЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (1991-2015 ГГ.) . 13
1.1. Развитие спортивного законодательства в РФ в 1991-1999 гг 13
1.2. Нормативная база в области спорта в Российской Федерации в
2000-2015 гг 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ-ЛИДЕРОВ В ОБЛАСТИ СПОРТА 40
2.1. Развитие спорта в Ханты-Мансийском автономном округе 40
2.2. Развитие спорта в Краснодарском крае 51
2.3. Развитие спорта в Республике Татарстан 61
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ 76
3.1. Законодательная база в сфере физической культуры и спорта
Томской области 76
3.2. Политика в области физической культуры и спорта в Томской области 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 104
Актуальность работы. Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного общества, оказывая широкое воздействие на основные сферы его жизнедеятельности. Исследование процесса формирования, развития и реализации государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта в настоящее время представляется актуальным. Б.С. Хасиков отмечает, что развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, которая реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, и иных общественных сферах. Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом и способны влиять на осуществление многообразных функций государства, в том числе способствовать созданию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств народа. Б. С. Хасиков - известный спортсмен, представитель Совета Федерации от республики Калмыкия в 2014-2016 гг., лидер Общероссийского общественного движения «За спортивную Россию». В спортивной общественности известен как многократный чемпион мира по кикбоксингу. Важность его позиции, касающейся приоритетов социальной политики государства, заключается в том, что он единственный из рассматриваемых в работе авторов, кто является спортсменом международного уровня. Он прошел путь от посещения спортивного зала до создания промоутерской компании «Fight Nights»: от государственного финансирования до создания бизнес индустрии в экономико-политической плоскости.
Основным причинами для изучения политика спорта на уровне региона можно считать следующими:
- федеральные целевые программы не могут охватить нюансы каждого региона, поэтому, зная тенденции развития политики конкретного субъекта, можно смело сказать какое направление следует актуализировать в федеральной программе, чтобы оно было наиболее результативным.
- в настоящее время спортивная сфера - это высокодоходный вид деятельности. Из этого следует, что чем выше уровень данной индустрии в регионе, тем больше возможностей его коммерциализировать, сняв нагрузку с бюджета региона, который можно расходовать на другие сферы;
- политика в области физической культуры и спорта - это умение привить населению региона здоровый образ жизни, который приведет к формированию более здоровой нации в будущем;
- политика спорта важна и потому, что в большей своей степени задействует самую активную часть населения - молодежь, что дает возможность держать под контролем ее настроения и потребности.
В процессе написания работы были изучены различные пласты научно-исследовательской литературы. Прежде всего, это диссертации, призванные показать направления изучения заявленной проблематики как в федеральном масштабе, так и в региональном аспекте. В.В. Бобровский в исследовании «Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта: 1991-2000 годы» предпринял попытку обобщить опыт государственной политики в сфере физкультуры и спорта в 1990-е гг., обосновать собственное видение проблем стоящих перед российским спортом и возможность их решения в условиях рыночной экономики. Сравнительный организационно правовой и социально¬экономический анализ проблем государственного руководства и финансирования, по его мнению, дает возможность понять природу этих явлений и логику их развития, и, тем самым, избежать негативных моментов в развитии физкультуры и спорта в нашей стране.
Управления физической культурой касаются такие авторы как А.П. Душанин в диссертации «Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации: Организационно-правовые вопросы», Н.А. Жабин в работе «Административно-правовое регулирование отношений в области спорта», Б.С. Хасиков в исследовании «Политика российского государства в области физической культуры и спорта: проблемы формирования и реализации» . Авторы отмечают, что необходимо уяснение сложившегося положения в развитии физической культуры и спорта в стране на современном этапе, анализа законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта на федеральном, региональном уровнях, а также деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.
Экономическую сторону вопроса рассматривают А.Е. Селиваненко в работе «Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования» и Р.А. Булатов в диссертации «Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе» . Исследователи полагают, что высокая значимость услуг физической культуры и спорта в решении проблем общественного здоровья, развития человеческого капитала и потенциала при переходе к инновационной экономике в РФ требует решения задач по их активному развитию и финансированию во всех регионах РФ. При этом важны оценка фактического состояния региональных физкультурно¬спортивных комплексов и обоснование стратегий их долгосрочного развития.
Региональные вопросы области физической культуры и спорта рассматриваются рядом исследователей на примере конкретных субъектов федерации. Такие исследования являют собой узконаправленные работы, которые, однако, дают общую картину функционирования политики в том или ином регионе .
Отдельно следует отметить работы, касающиеся политики в области физической культуры и спорта в Сибирском федеральном округе. Это диссертация Б.В. Кимейши «Физкультурно-спортивное движение в Западной Сибири: история, опыт, проблемы (1981 - 2000 гг.)», в которой целью являлась попытка документально показать процессы, происходящие в физкультурном движении на заключительном этапе советского периода, обобщить опыт работы физкультурных организаций; осветить начальный этап функционирования физической культуры и спорта Российского государства, сопоставляя и анализируя советский и постсоветский периоды, выделить при этом положительные и негативные тенденции .
Выявлением особенностей государственной политики по развитию физической культуры и спорта в Кемеровской области в 1991-2007 гг. занималась Я. Ю. Ратушная в работе «Государственная политика по развитию физической культуры и спорта в Кемеровской области: 1991-2007 гг.». Для объективной оценки особенностей и результатов развития физической культуры и спорта в Кемеровской области автором привлекались сравнительные данные по регионам Западной Сибири. Кроме того, всестороннее изучение проблематики диссертационного исследования потребовало привлечения дополнительных данных по другим субъектам Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Географическая близость предметов исследования упомянутых выше диссертаций оказала влияние на данную исследовательскую работу в процессе определения показателей для анализа.
Большую часть использованной в работе исследовательской литературы составляют публикации в периодических изданиях. Главным образом, это статьи в журнале «Теория и практика физической культуры», который касается проблематики теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки, истории, экономики физической культуры и спорта и других тем. Журнал отражает актуальные вопросы, связанные с развитием изучаемой области и освещает не только теоретические проблемы, но и практическое применение тех или иных разрабатываемых позиций. Так, например, Ю.Б. Галлямова анализирует правовое регулирование труда профессиональных спортсменов в России, В.А. Антипов рассматривает реализацию функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике, Ю.Д. Якубов показывает основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской федерации, а М.В. Хомподоева и А.А. Сергин в статье «Информационное обеспечение процесса физической культуры и спорта в условиях отдельного региона (на примере республики Саха-Якутия)» применяют теоретические разработки исследователей при анализе физической культуры и спорта в республике Саха-Якутия.
Следует также отметить, что обозначенная тематика является объектом изучения томских исследователей. Так, В.Г. Шилько и Л.В. Капилевич в своих работах рассматривают систему физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа. На основе ее анализа авторы делают вывод, что на фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса .
Статьи аналитического характера относительно спортивной сферы, как политического элемента социальной сферы российского общества на региональном уровне достаточно не много. Чаще всего подобного рода статьи пишутся по заказу для выявления определенного набора проблем в конкретной спортивной отрасли. Данный информационный дефицит не обошел стороной и Томскую область. Поэтому превалирующую роль в периодике по изучаемой проблематике принадлежит общероссийскому журналу «Теория и практика физической культуры».
Таким образом, очевидно, что данная проблематика является актуальной и вызывает интерес исследователей.
Цель и задачи работы. Следует отметить, что политика в области физической культуры и спорта в Томской области в конце XX-начале XXI в. не являлась до настоящего времени предметом специального научного исследования. Изучение данной проблемы в масштабе региона и сравнение ее с реализацией на федеральном уровне приводит нас к цели исследования, которая состоит в обобщении сложившихся в Томской области практик, связанных с проведение политики спорта в регионе. Достижение цели позволит предложить на основании этого меры по развитию позитивных практик и преодолению негативных с учетом ситуации в РФ и опыта регионов-лидеров в области спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать законодательную базу в области физической культуры и спорта на федеральном и региональном (Томская область) уровнях с 1999 по 2015 гг.;
- проанализировать на предмет выделения позитивных и негативных практик деятельность региональных лидеров в области спорта на примере Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан;
- определить сложившиеся в Томской области практик в проведении политики в области физической культуры и спорта.
Объектом исследования в работе выступает политика российского государства в области физической культуры и спорта, а предметом - сложившиеся практики в области физической культуры и спорта в Томской области.
Хронологические рамки охватывают период с 1991 г. по апрель 2015 г. Нижняя граница определяется началом периода радикальных экономических и политических реформ, начавшихся с распадом СССР и оказавших влияние на развитие физической культуры и спорта. Верхняя граница определена соответствующей редакцией федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» .
Источники, используемые в работе можно условно разделить на несколько групп.
Первую группу представляют собой документы, принятые на государственном уровне. Это, прежде всего, Конституция РФ, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» . Данные документы являются важными для развития политики в области физической культуры и спорта в нашей стране, закрепляют основные положения реализации данной политики.
Вторая группа источников представлена Федеральными целевыми программами, такими как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». В данную группу входят также и отчеты о выполнении программ. Информация, представленная в программах и отчетах, открыта, доступна и является качественным материалом для анализа, потому как данные программы определяют направление политики в области физкультуры и спорта на ближайшие годы.
Основными формами отчета в зависимости от уровня исполнителя (муниципалитет, регион, Россия в целом) были предоставленные ими годовые либо итоговые по иному периоду отчеты в области спорта. Так из федеральных программ были изучены отчеты Министерства спорта, которые в большинстве своем носят статистический характер с элементами описания. Из них можно получить информацию о сроках ввода в эксплуатацию спортивного сооружения, затраченной сумме и исполнителе данной программы. Ключевой момент заключается в том, что такого рода отчеты делятся по регионам, таким образом, есть возможность в дальнейшем сравнить их с отчетом, поданным за данный промежуток времени от конкретного субъекта федерации. Из получившейся разницы можно узнать, в каком направлении работает регион. Самым нижним уровнем отчета, используемым в диссертации, были отчеты главы муниципалитета по годам, касающиеся спортивной отрасли.
Третья группа - документы, касающиеся Томской области как выбранного для анализа политики региона. Эти материалы отражают наиболее полную информацию о Томской области, и содержат сведения о тех событиях, которые имеют вес в развитии политики в области физической культуры и спорта в конкретном анализируемом регионе. Для Томской области это является важным фактором, так как город Томск - системообразующий элемент структуры спорта в регионе. Так, статистика показывает, какие изменения произошли в области спорта за фиксированное время, и как эти изменения происходили. Например, процент бассейнов для жителей не увеличивался на протяжении 5 лет, но количество жителей за этот же промежуток неуклонно возрастало. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная сфера не забыта властями города и поддерживается на определенном уровне. На каждом этапе в качестве отчитывающихся чаще всего выступает тандем: это либо мэр и начальник управления, либо губернатор и начальник департамента, либо министр спорта и его заместители.
Отдельно следует выделить такой вид источника как интервью. Для прояснения и уточнения ряда вопросов, затрагивающих политику в области физической культуры и спорта в Томской области. Для этого нами в личной встрече были заданы вопросы заместителю главы департамента по физической культуре и спорту Томской области А. Н. Вакурину. Исходя из задач магистерской диссертации, вопросы для беседы делились на ряд тем. В первую тему попали вопросы, касающиеся законотворческой деятельности в области спорта на уровне региона. Во втором блоке вопросов акцентировалось внимание властей Томской области на определенных видах спорта, а также затрагивались тема массового спорта и спорта высших достижений, взаимосвязи бизнеса и спорта.
В качестве эксперта выступил не только А.Н. Вакурин, но и также непосредственно работники управления по молодежной политике г. Томска, которое являлось местом прохождения производственной практики. В непосредственной близости также находится управление по физической культуре и спорту города Томска. В ходе работы мне были предоставлены календарные планы, финансовые отчеты за последний период, тематические доклады. Мне также посчастливилось быть на принятии стратегии развития города Томска в Городской Думе. Кроме того, сотрудники упомянутых выше подразделений проинструктировали меня на предмет поиска информации на различных сайтах, связанных и исследуемой тематикой физической культуры и спорта.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части и заключение. В первой главе анализируется процесс создания и функционирования законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в РФ в 1991-2015 гг. Вторая глава представляет собой анализ деятельности региональных лидеров в области спорта: Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан. Третья глава непосредственно касается Томской области. В ней анализируется функционирование законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в Томской области, проведено сравнение субъекта с регионами- лидерами и показаны основные практики, связанные с политикой в области физической культуры и спорта в Томской области. В заключении приведены основные выводы, сделанные с опорой на основную часть работы.
Основным причинами для изучения политика спорта на уровне региона можно считать следующими:
- федеральные целевые программы не могут охватить нюансы каждого региона, поэтому, зная тенденции развития политики конкретного субъекта, можно смело сказать какое направление следует актуализировать в федеральной программе, чтобы оно было наиболее результативным.
- в настоящее время спортивная сфера - это высокодоходный вид деятельности. Из этого следует, что чем выше уровень данной индустрии в регионе, тем больше возможностей его коммерциализировать, сняв нагрузку с бюджета региона, который можно расходовать на другие сферы;
- политика в области физической культуры и спорта - это умение привить населению региона здоровый образ жизни, который приведет к формированию более здоровой нации в будущем;
- политика спорта важна и потому, что в большей своей степени задействует самую активную часть населения - молодежь, что дает возможность держать под контролем ее настроения и потребности.
В процессе написания работы были изучены различные пласты научно-исследовательской литературы. Прежде всего, это диссертации, призванные показать направления изучения заявленной проблематики как в федеральном масштабе, так и в региональном аспекте. В.В. Бобровский в исследовании «Государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта: 1991-2000 годы» предпринял попытку обобщить опыт государственной политики в сфере физкультуры и спорта в 1990-е гг., обосновать собственное видение проблем стоящих перед российским спортом и возможность их решения в условиях рыночной экономики. Сравнительный организационно правовой и социально¬экономический анализ проблем государственного руководства и финансирования, по его мнению, дает возможность понять природу этих явлений и логику их развития, и, тем самым, избежать негативных моментов в развитии физкультуры и спорта в нашей стране.
Управления физической культурой касаются такие авторы как А.П. Душанин в диссертации «Государственное управление физической культурой и спортом в Российской Федерации: Организационно-правовые вопросы», Н.А. Жабин в работе «Административно-правовое регулирование отношений в области спорта», Б.С. Хасиков в исследовании «Политика российского государства в области физической культуры и спорта: проблемы формирования и реализации» . Авторы отмечают, что необходимо уяснение сложившегося положения в развитии физической культуры и спорта в стране на современном этапе, анализа законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта на федеральном, региональном уровнях, а также деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.
Экономическую сторону вопроса рассматривают А.Е. Селиваненко в работе «Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования» и Р.А. Булатов в диссертации «Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе» . Исследователи полагают, что высокая значимость услуг физической культуры и спорта в решении проблем общественного здоровья, развития человеческого капитала и потенциала при переходе к инновационной экономике в РФ требует решения задач по их активному развитию и финансированию во всех регионах РФ. При этом важны оценка фактического состояния региональных физкультурно¬спортивных комплексов и обоснование стратегий их долгосрочного развития.
Региональные вопросы области физической культуры и спорта рассматриваются рядом исследователей на примере конкретных субъектов федерации. Такие исследования являют собой узконаправленные работы, которые, однако, дают общую картину функционирования политики в том или ином регионе .
Отдельно следует отметить работы, касающиеся политики в области физической культуры и спорта в Сибирском федеральном округе. Это диссертация Б.В. Кимейши «Физкультурно-спортивное движение в Западной Сибири: история, опыт, проблемы (1981 - 2000 гг.)», в которой целью являлась попытка документально показать процессы, происходящие в физкультурном движении на заключительном этапе советского периода, обобщить опыт работы физкультурных организаций; осветить начальный этап функционирования физической культуры и спорта Российского государства, сопоставляя и анализируя советский и постсоветский периоды, выделить при этом положительные и негативные тенденции .
Выявлением особенностей государственной политики по развитию физической культуры и спорта в Кемеровской области в 1991-2007 гг. занималась Я. Ю. Ратушная в работе «Государственная политика по развитию физической культуры и спорта в Кемеровской области: 1991-2007 гг.». Для объективной оценки особенностей и результатов развития физической культуры и спорта в Кемеровской области автором привлекались сравнительные данные по регионам Западной Сибири. Кроме того, всестороннее изучение проблематики диссертационного исследования потребовало привлечения дополнительных данных по другим субъектам Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Географическая близость предметов исследования упомянутых выше диссертаций оказала влияние на данную исследовательскую работу в процессе определения показателей для анализа.
Большую часть использованной в работе исследовательской литературы составляют публикации в периодических изданиях. Главным образом, это статьи в журнале «Теория и практика физической культуры», который касается проблематики теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки, истории, экономики физической культуры и спорта и других тем. Журнал отражает актуальные вопросы, связанные с развитием изучаемой области и освещает не только теоретические проблемы, но и практическое применение тех или иных разрабатываемых позиций. Так, например, Ю.Б. Галлямова анализирует правовое регулирование труда профессиональных спортсменов в России, В.А. Антипов рассматривает реализацию функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике, Ю.Д. Якубов показывает основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской федерации, а М.В. Хомподоева и А.А. Сергин в статье «Информационное обеспечение процесса физической культуры и спорта в условиях отдельного региона (на примере республики Саха-Якутия)» применяют теоретические разработки исследователей при анализе физической культуры и спорта в республике Саха-Якутия.
Следует также отметить, что обозначенная тематика является объектом изучения томских исследователей. Так, В.Г. Шилько и Л.В. Капилевич в своих работах рассматривают систему физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа. На основе ее анализа авторы делают вывод, что на фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса .
Статьи аналитического характера относительно спортивной сферы, как политического элемента социальной сферы российского общества на региональном уровне достаточно не много. Чаще всего подобного рода статьи пишутся по заказу для выявления определенного набора проблем в конкретной спортивной отрасли. Данный информационный дефицит не обошел стороной и Томскую область. Поэтому превалирующую роль в периодике по изучаемой проблематике принадлежит общероссийскому журналу «Теория и практика физической культуры».
Таким образом, очевидно, что данная проблематика является актуальной и вызывает интерес исследователей.
Цель и задачи работы. Следует отметить, что политика в области физической культуры и спорта в Томской области в конце XX-начале XXI в. не являлась до настоящего времени предметом специального научного исследования. Изучение данной проблемы в масштабе региона и сравнение ее с реализацией на федеральном уровне приводит нас к цели исследования, которая состоит в обобщении сложившихся в Томской области практик, связанных с проведение политики спорта в регионе. Достижение цели позволит предложить на основании этого меры по развитию позитивных практик и преодолению негативных с учетом ситуации в РФ и опыта регионов-лидеров в области спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать законодательную базу в области физической культуры и спорта на федеральном и региональном (Томская область) уровнях с 1999 по 2015 гг.;
- проанализировать на предмет выделения позитивных и негативных практик деятельность региональных лидеров в области спорта на примере Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан;
- определить сложившиеся в Томской области практик в проведении политики в области физической культуры и спорта.
Объектом исследования в работе выступает политика российского государства в области физической культуры и спорта, а предметом - сложившиеся практики в области физической культуры и спорта в Томской области.
Хронологические рамки охватывают период с 1991 г. по апрель 2015 г. Нижняя граница определяется началом периода радикальных экономических и политических реформ, начавшихся с распадом СССР и оказавших влияние на развитие физической культуры и спорта. Верхняя граница определена соответствующей редакцией федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» .
Источники, используемые в работе можно условно разделить на несколько групп.
Первую группу представляют собой документы, принятые на государственном уровне. Это, прежде всего, Конституция РФ, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» . Данные документы являются важными для развития политики в области физической культуры и спорта в нашей стране, закрепляют основные положения реализации данной политики.
Вторая группа источников представлена Федеральными целевыми программами, такими как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». В данную группу входят также и отчеты о выполнении программ. Информация, представленная в программах и отчетах, открыта, доступна и является качественным материалом для анализа, потому как данные программы определяют направление политики в области физкультуры и спорта на ближайшие годы.
Основными формами отчета в зависимости от уровня исполнителя (муниципалитет, регион, Россия в целом) были предоставленные ими годовые либо итоговые по иному периоду отчеты в области спорта. Так из федеральных программ были изучены отчеты Министерства спорта, которые в большинстве своем носят статистический характер с элементами описания. Из них можно получить информацию о сроках ввода в эксплуатацию спортивного сооружения, затраченной сумме и исполнителе данной программы. Ключевой момент заключается в том, что такого рода отчеты делятся по регионам, таким образом, есть возможность в дальнейшем сравнить их с отчетом, поданным за данный промежуток времени от конкретного субъекта федерации. Из получившейся разницы можно узнать, в каком направлении работает регион. Самым нижним уровнем отчета, используемым в диссертации, были отчеты главы муниципалитета по годам, касающиеся спортивной отрасли.
Третья группа - документы, касающиеся Томской области как выбранного для анализа политики региона. Эти материалы отражают наиболее полную информацию о Томской области, и содержат сведения о тех событиях, которые имеют вес в развитии политики в области физической культуры и спорта в конкретном анализируемом регионе. Для Томской области это является важным фактором, так как город Томск - системообразующий элемент структуры спорта в регионе. Так, статистика показывает, какие изменения произошли в области спорта за фиксированное время, и как эти изменения происходили. Например, процент бассейнов для жителей не увеличивался на протяжении 5 лет, но количество жителей за этот же промежуток неуклонно возрастало. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная сфера не забыта властями города и поддерживается на определенном уровне. На каждом этапе в качестве отчитывающихся чаще всего выступает тандем: это либо мэр и начальник управления, либо губернатор и начальник департамента, либо министр спорта и его заместители.
Отдельно следует выделить такой вид источника как интервью. Для прояснения и уточнения ряда вопросов, затрагивающих политику в области физической культуры и спорта в Томской области. Для этого нами в личной встрече были заданы вопросы заместителю главы департамента по физической культуре и спорту Томской области А. Н. Вакурину. Исходя из задач магистерской диссертации, вопросы для беседы делились на ряд тем. В первую тему попали вопросы, касающиеся законотворческой деятельности в области спорта на уровне региона. Во втором блоке вопросов акцентировалось внимание властей Томской области на определенных видах спорта, а также затрагивались тема массового спорта и спорта высших достижений, взаимосвязи бизнеса и спорта.
В качестве эксперта выступил не только А.Н. Вакурин, но и также непосредственно работники управления по молодежной политике г. Томска, которое являлось местом прохождения производственной практики. В непосредственной близости также находится управление по физической культуре и спорту города Томска. В ходе работы мне были предоставлены календарные планы, финансовые отчеты за последний период, тематические доклады. Мне также посчастливилось быть на принятии стратегии развития города Томска в Городской Думе. Кроме того, сотрудники упомянутых выше подразделений проинструктировали меня на предмет поиска информации на различных сайтах, связанных и исследуемой тематикой физической культуры и спорта.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части и заключение. В первой главе анализируется процесс создания и функционирования законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в РФ в 1991-2015 гг. Вторая глава представляет собой анализ деятельности региональных лидеров в области спорта: Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан. Третья глава непосредственно касается Томской области. В ней анализируется функционирование законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в Томской области, проведено сравнение субъекта с регионами- лидерами и показаны основные практики, связанные с политикой в области физической культуры и спорта в Томской области. В заключении приведены основные выводы, сделанные с опорой на основную часть работы.
В настоящей работе рассматривалась политика в области физической культуры и спорта в Томской области в конце XX - начале XXI в. Следует отметить, что данная проблематика не являлась до настоящего времени предметом специального научного исследования.
В первой главе работы был проанализирован процесс создания и функционирования законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в РФ в 1991-2015 гг. Рассмотрена последовательность реализации мер в данной сфере, показаны основные законодательные акты с учетом разделения на периоды. В первый период (1990-1999 гг.) основной задачей была попытка сохранить имеющуюся материальную базу в сложившихся условиях, а второй период, который продолжается с 2000 г. до наших дней, имеет целью восстановление прежнего статуса отрасли и достижение новых рубежей.
Анализ законодательной базы Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта показал, что последовательное развитие отрасли после ее фактического исчезновения в период распада Советского Союза привело к тому, что в настоящий момент законодательная основа отрасли и управление внутри нее выстроены таким образом, что обеспечивается их нормальное функционирование.
Своеобразным рубежом для спортивной отрасли стало появление в 2007 г. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Регламентация в нем ряда позиций, таких как работа тренеров, профессиональная деятельность спортсменов, допинг, привела к большему профессионализму всех участников отрасли спорта.
Вторая глава представляет собой анализ деятельности в области физической культуры и спорта региональных лидеров в области спорта: Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан. Выбор субъектов обусловлен качественным развитием политики в области спорта в них: разработана законодательная база, определены приоритетные для развития виды спорта, ведется целенаправленная политика по достижению определенных результатов. На основе анализа деятельности данных регионов можно осуществить ряд заимствований, которые были бы полезными для Томской области.
В третьей главе работы рассмотрено функционирование законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в Томской области и показаны основные методы и ключевые факторы, связанные с политикой в области физической культуры и спорта в Томской области. Анализ показал, что наш регион в настоящий момент не является лидирующим в России субъектом в плане развития физической культуры и спорта. Однако поэтапная реализация запланированных программ имеет целью вывести область в число как региональных, так и федеральных лидеров. Особая роль в этом принадлежит Департаменту по молодежной политике и спорту как связующему звену между рядом взаимодействующих в сфере спорта структур.
В первой главе работы был проанализирован процесс создания и функционирования законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в РФ в 1991-2015 гг. Рассмотрена последовательность реализации мер в данной сфере, показаны основные законодательные акты с учетом разделения на периоды. В первый период (1990-1999 гг.) основной задачей была попытка сохранить имеющуюся материальную базу в сложившихся условиях, а второй период, который продолжается с 2000 г. до наших дней, имеет целью восстановление прежнего статуса отрасли и достижение новых рубежей.
Анализ законодательной базы Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта показал, что последовательное развитие отрасли после ее фактического исчезновения в период распада Советского Союза привело к тому, что в настоящий момент законодательная основа отрасли и управление внутри нее выстроены таким образом, что обеспечивается их нормальное функционирование.
Своеобразным рубежом для спортивной отрасли стало появление в 2007 г. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Регламентация в нем ряда позиций, таких как работа тренеров, профессиональная деятельность спортсменов, допинг, привела к большему профессионализму всех участников отрасли спорта.
Вторая глава представляет собой анализ деятельности в области физической культуры и спорта региональных лидеров в области спорта: Ханты-Мансийского автономного округа, Краснодарского края и Республики Татарстан. Выбор субъектов обусловлен качественным развитием политики в области спорта в них: разработана законодательная база, определены приоритетные для развития виды спорта, ведется целенаправленная политика по достижению определенных результатов. На основе анализа деятельности данных регионов можно осуществить ряд заимствований, которые были бы полезными для Томской области.
В третьей главе работы рассмотрено функционирование законодательной базы в сфере физической культуры и спорта в Томской области и показаны основные методы и ключевые факторы, связанные с политикой в области физической культуры и спорта в Томской области. Анализ показал, что наш регион в настоящий момент не является лидирующим в России субъектом в плане развития физической культуры и спорта. Однако поэтапная реализация запланированных программ имеет целью вывести область в число как региональных, так и федеральных лидеров. Особая роль в этом принадлежит Департаменту по молодежной политике и спорту как связующему звену между рядом взаимодействующих в сфере спорта структур.
Подобные работы
- Региональное сотрудничество России и Германии на примере Томской области (2014-2022 гг.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2025 - ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ(НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СПОРТА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5890 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ
ТУРИСТОВ В ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС «ВЛАДИВОСТОК»
Магистерская диссертация, гостиничное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018 - Управление доступностью объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Формирование системы поддержки и развития национальных видов спорта в регионе (Байкальский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022



