Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И
СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИФИКЕ 8
ГЛАВА 2: ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3: ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность: Современный человек обнаруживает себя в мире изобилия
всевозможных товаров и услуг, огромного количества брендов, торговых марок и
разнообразной рекламы, агрессивно призывающей приобретать и потреблять все эти блага
цивилизации. За счет активной пропагандистской деятельности масс-медиа постулирует
гедонистически - направленную идеологию и задает определенную мировоззренческую
оптику, через которую в дальнейшем индивиды будут воспринимать социальную
реальность. Тем самым, в обществе формируется особая система ценностей и идеалов,
редуцирующая жизненные смыслы до удовлетворения преимущественно материальных
запросов человека. Подобная акцентуация характеризует современное общество как
общество потребления, где непосредственно потребительские практики становятся ядром
социальной жизни.
Одной из ключевых характеристик такого общества является власть вещей. На
данный момент собственность стала определяющим фактором жизни отдельного индивида
и основным способом его самовыражения. Человек живет вещами и утверждает себя через
них. Сейчас это особенно заметно среди молодых людей, которые стремятся заявить о себе
за счет приобретения последней модели смартфона от Apple, брендового ремня Gucci,
эксклюзивной сумки Prada и т.д. Все эти вещи в рамках «потребительской ментальности»
расцениваются как символы богатства и успеха, того, к чему, так или иначе, стремятся все
люди. Таким образом, потребление задает смысловую и ценностную ориентацию
индивидам и, тем самым, перерастает из материальной практики в социокультурную,
которую можно обозначить как потребительство. В связи с этим особо актуализируется
вопрос о сущностной природе этого феномена, его роли и механике работы в современном
обществе.
Степень разработанности темы: Феномен потребления уже достаточно давно
стал предметом интереса многих исследователей. Так или иначе, к подобной проблематике
обращалось большинство мыслителей ХХ века: Х. Ортега-и-Гассет, Г. Зиммель, Г. Дебор,
Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, представители Франкфуртской школы. Анализируя современное
для них общество, все они выделяли индустриализацию, массовое потребление,
бюрократизацию, стандартизацию производства как ключевые характеристики,
специфицирующие господствующее социальное устройство. Современные западные
исследователи Д. Ванн, Д. Де Грааф, Ж. Делез, Дж. Ритцер, Ф. Джеймисон, Р. Брегман в
рамках своих теорий также обращались к проблеме потребления, рассматривая его в
качестве базового принципа общественной системы постмодерна.
Такие философы как Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Э. Тоффлер в исследовании феномена
потребления несколько сместили оптику от общественной системы в целом в сферу
сознания отдельных индивидов. Они были преимущественно сосредоточены на том, как
вещи и потребности структурируют друг друга и вместе с тем жизненный мир человека,
исследовали процессы фетишизации и мифологизации предметов.
В рамках психоаналитического дискурса также есть ряд немаловажных наработок в
области потребления. З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Башляр, К. Хорни в своих работах особенно
актуализировали проблему взаимообусловленности психического опыта человека и его
потребностей путем вскрытия их сущностный природы с помощью инструментов
психоанализа.
Среди отечественных мыслителей проблемой потребления занимались А. Ильин, А.
Костина, А. Панарин, В. Подорога, В. Ильин. Здесь акцент преимущественно делался на
изучении и анализе тех формальных особенностей культуры, которые повлекл и за собой
внедрение потребительских практик в жизнь социума.
Представляется, что существующих наработок по данной проблематике в рамках
российского научного дискурса недостаточно для того, чтобы осуществить полноценный
критический анализ современных реалий и протекающих в них социальных процессов.
Между тем, такой анализ провести необходимо для обеспечения возможности
прогнозирования дальнейшего развития всей социальной системы и разработки
оптимальных стратегий поведения. Данная работа призвана восполнить подобный пробел
в области научных изысканий и предоставить наиболее исчерпывающее и актуальное
видение современного общества потребления, на основе которого будет возможно
осуществить мониторинг его состояния.
Проблема: Каким образом социокультурный модус потребления специфицирует
его в пространстве общества постмодерна?
Цель: Выявить и обосновать специфику социокультурной природы потребления в
обществе постмодерна.
Тезис: В рамках общества постмодерна потребление как социокультурная
практика характеризуется переориентацией потребительских мотивов, выражающейся в
утверждении принципиально новой стратификационной матрицы, основанной на стиле
жизни и репрезентирующих его ценностях.
Объект: Феномен потребления в современном обществе.
Предмет: Социокультурное измерение потребления в контексте общества
постмодерна.
...
На данный момент консюмеризм является магистральным направлением в культурной жизни современного социума. Его стремление удовлетворить потребности наибольшего количества людей в полной мере соответствуют темпу и динамике информационного общества, что лишний раз подтверждает релевантность потребкульта в отношении нынешних социальных реалий. Возникновение и такое широкое распространение этого феномена обуславливается развитием рыночной экономики, ускоренной технологизацией производства и объединением информационного пространства, т.е. факторами, специфицирующими капиталистический уклад общественной системы.
Капитализм как способ организации производственно-экономических отношений еще в ХХ веке крайне успешно зарекомендовал себя, удовлетворив сполна все базовые потребности населения и обеспечив им, тем самым, достаточно высокий уровень жизни и благосостояния. Беспрестанное производство и стабильное приращение разнообразных материальных благ дало в распоряжение человеку все необходимое для его комфортного существования, предоставив ему ощущение неограниченных жизненных возможностей и будущих перспектив. Категория нужды уступила место категории избыточности, что небезосновательно привело к росту потребностей, ожиданий и запросов людей и, соответственно, утверждению потребления в качестве основного модуса бытия, наиболее релевантного современной конъюнктуре. Имеющееся социальное благополучие стало расцениваться человеком как нечто неизменное и само собой разумеющееся, способное обеспечить реализацию всех его самых смелых прихотей, желаний и фантазий за счет потребительского поведения.
В этом отношении общество постмодерна являет собой прообраз страны изобилия, процветающей и многообещающей во всех смыслах социальной системы, базисом которой являются потребительские практики. В рамках современности потребление становится основной формой активности индивидов, более уже непривязанной к вещам как таковым. На данный момент главными потребляемыми благами оказываются не материальные объекты, товары или услуги, а ценности, приобщение к которым составляет сущностное ядро механизмов самоидентификации индивидов и их социальной стратификации, критерием которой теперь выступает не уровень дохода, а стиль жизни, репрезентирующий соответствующие аксиологические установки.
Свобода от нужды, высокий уровень жизни, изобилие всевозможных благ и другие прелести капитализма поспособствовали утверждению потребления как фундаментального принципа организации социума, превращая его, тем самым, из материальной практики по удовлетворению естественных потребностей в практику социокультурную, смылопроизводящую и ценностно-задающую. В результате этот модус потребления, актуализирующий себя в особой идеологии - идеологии консюмеризма, стал конституирующим звеном социальной жизни, определяющим жизненный стиль, приоритеты и желания индивида.
Кроме того, стиль жизни, ориентированный на существование в соответствии с мечтой, оказывается фундаментальной категорией всей идеологии консюмеризма и базисом современной стратификационной матрицы. Приобщение к предпочтительной социальной группе, интеграция в ее ценностно-нормативную систему видится для индивида способом осуществления своих желаний, приближения к идеалу, который он не способен достигнуть в одиночку.
Сам факт наличия у человека подобной убежденности объясняется переориентацией потребительских мотивов и отходом на периферию социальной жизни престижного потребления, в центре внимания которого были преимущественно материальные объекты, вещи. Теперь потребительские практики - это практики потребления, прежде всего, ценностей, воплощением которых и становится разделяемый индивидом стиль жизни.
Итак, в ходе данного исследования путем последовательного решения задач было выяснено, что на данном этапе общественного развития социокультурный фактор потребления оказывается конституирующим для всей социальной системы. Его непосредственной репрезентацией становится консюмеристская идеология, постулирующая потребление в качестве основной смыслообразующей стратегии, определяющей образ жизни индивида. Образ и стиль жизни, в свою очередь, оказываются основными критериями социальной дифференциации и, тем самым, утверждают принципиально новую стратификационную матрицу, апеллирующую к ценностям, а не к вещам. Таким образом, выдвинутый тезис был доказан, основная цель работы достигнута.
Резюмируя, необходимо отметить, что тема потребления и его влияния на различные сферы общественной жизни в последние несколько лет приобрела особую актуальность в научной среде. Динамика современного мира, рост производственных мощностей и беспрестанное пополнение рынка товаров и услуг вынуждают все чаще обращаться к этой проблеме в рамках соответствующего (чаще всего экономического) дискурса. При этом зачастую внимание исследователей сконцентрировано на «вещественной» стороне потребления, которая сводится к бездумным практикам приобретения товаров. На этом фоне мотивация, цели и намерения самих потребителей вырисовываются очень смутно или же и вовсе не обозначаются в научных трудах. В данной же работе была предпринята попытка эксплицировать потребительское поведение с точки зрения интенционального опыта индивидов, их глубинных мотивов, тесно связанных с факторами ценностей и культурно-аксиологических императивов.
Представляется, что подобный анализ не лишен практический значимости. Более того, обеспечивая наиболее эффективный мониторинг состояния современного общества, культуры и ее адептов, он оказывается и вовсе необходим с точки зрения прогнозирования последующего развития социальной системы. Помимо прочего, это исследование также может послужить отправной точкой и задать импульс дальнейшим научным изысканиям в области социально-философской или даже этико-аксиологической концептуализации потребления.
1. Адорно Т. Диалектика просвещения / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - М., СПб.: 1997. - 312 с.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: 1989. - 457 с.
3. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт. - М.: 1989. - 457 с.
4. Башляр Г. Психоанализ огня / Г. Башляр. - М.: 1993. - 176 с.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: 2006. - 269 с.
6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: 2000. - 258 с.
7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: 2000. - 387 с.
8. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: 2020. - 256 с.
9. Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир / Р. Брегман. - М.: 2016. - 280 с.
10. Ванн Д., Нэйлор Т, Де Грааф Д. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру / Д. Ванн, Т. Нэйлор, Д. Де Грааф. М.: 2016. - 368 с.
11. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: 2019. - 368 с.
12. Волков П. М. Генезис понятия «общество потребления» в европейской философии второй половины XX века / П. М. Волков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - №6 (68) Ч.2. С.62-67.
13. Глинский Я. И., Шипунова Т.В. Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография / Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова. СПб.: 2012. - 464 с.
14. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Д. Гэлбрейт. - М.: 1979. - 406 с.
15. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М.: 1967. - 222 с.
... всего 51 источников