Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Работа №191687

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ЛИНГВОКРЕАТИВНЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Лингвокреативность: понятие, специфика, коммуникативные стимулы 7
1.2. Словотворчество как реализация лингвокреативного потенциала языковой личности 14
1.3. Способы словопроизводства в современном русском языке 16
Выводы по I главе 23
Глава II. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА В ПОЭТИЧЕСКОМ
ТЕКСТЕ 25
2.1. Поэтический текст и словотворчество 25
2.2. Современные тенденции поэтического словотворчества 30
2.3. Лингвокреативная деятельность читателя поэтического текста 39
Выводы по II главе 42
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЫБОРА СЛОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 44
3.1. Лингвистический эксперимент как метод изучения особенностей поэтического текста 44
3.2. Экспериментальное исследование индивидуально-авторских новообразований в современном поэтическом тексте 45
Выводы по III главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список литературы 63
Список использованных словарей 70
Источники фактического материала 71
Приложение

Язык поэтического произведения - это уникальная и самобытная система. Каждое стихотворение неповторимо: поэт использует при его создании оригинальные языковые средства для реализации художественных образов. Тщательный подбор средств выразительности является одним из ключевых этапов создания поэтического произведения. Однако случается, что автору оказывается недостаточно уже устоявшихся в языке речевых единиц, и тогда он прибегает к созданию собственных индивидуально - авторских новообразований.
Исследователи подходят к изучению вопроса поэтического словотворчества с различных позиций:
• индивидуально-авторские новообразования рассматриваются с точки зрения словообразования, лексикологии, социолингвистики, стилистики, лексикографии, ономастики и психолингвистики;
• отдельные научные труды посвящены особенностям словотворчества отдельно взятых авторов;
• исследователями поднимается вопрос о языковом статусе индивидуально-авторских слов;
• специфика функционирования новообразований в художественной литературе изучается с учётом жанрово-родовой принадлежности произведений;
• исследуются проблемы восприятия и понимания авторских слов читательским кругом.
Лексические новообразования являются не только формой проявления авторской индивидуальности, но и репрезентируют парадигму
функционирования языковой картины мира на отдельном этапе её развития. Исследование механизмов выбора и создания новых слов в поэтическом произведении позволяет установить продуктивность тех или иных словообразовательных моделей, характерных для данного периода.
Изучение процесса словопроизводства индивидуально-авторских новообразований в современной поэзии, экспериментальное исследование данного процесса позволят наглядно продемонстрировать существующие законы и тенденции развития деривационной системы русского языка. Это и определяет актуальность настоящего исследования.
Объектом данного исследования являются индивидуально-авторские новообразования в поэтическом тексте.
Предмет исследования - механизм выбора индивидуально-авторских слов в поэтическом тексте и его экспериментальное исследование.
Цель работы состоит в экспериментальном выявлении специфики индивидуально-авторского словотворчества в поэтическом тексте.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда задач:
1. Определить специфику словотворческого процесса с позиций лингвокреативной деятельности языковой личности.
2. Изучить традиции авторского словотворчества в отечественной художественной литературе и выявить современные тенденции данного процесса.
3. Представить лингвистический эксперимент как метод исследования процессов словопроизводства.
4. Экспериментальным путём исследовать механизмы выбора языковых средств в процессе создания поэтического текста и обобщить полученные результаты.
В качестве теоретической базы выступают исследования:
- по проблемам словотворчества русского языка (работы М.А.Бакиной, Т.А. Гридиной, Е.В. Костиной, Р.Ю. Намитоковой, Л.И. Плотниковой, Л.В. Рацибурской, Е.В. Сенько, Н.А. Фатеевой, Ю.Н. Шаталовой, Т.Ю. Щуклиной и др.);
- по изучению специфики языка поэтических произведений (работы Б.Н. Гаджимурадовой, О.А. Ежковой, Ю.М. Лотмана, А.В. Петрова, А.В. Пищальниковой, Ж.Е. Тимашовой, Т.В. Устиновой, Д.В. Халявиной и др.);
- по вопросам проведения лингвистического эксперимента (работы М.С. Зайченковой, А.А. Залевской, Е.А. Коржневой, В.Н. Левиной, Х.Е. Трика и др.)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лингвокреативный потенциал языковой личности в различных дискурсивных условиях (от повседневной коммуникации и художественного текста до политического и медиа-дискурса) в разное время привлекал внимание исследователей. В рамках этих исследований лингвокреативность понимается как особый тип мышления, способный к творческому переосмыслению реальности, созданию новых концептов и их вербализации в новых словах, значениях и текстах. При этом создание нового средства номинации или преобразование уже существующего происходит на базе имеющихся языковых ресурсов за счёт средств, существующих потенциально в системе языка.
Словотворчество располагает огромным потенциалом раскрытия лингвокреативного потенциала языковой личности.
При выборе языковой личностью альтернативных вариантов номинации, происходит неосознанное освоение возможностей, потенциально заложенных в языковой системе, формируются новые понятийные, оценочные и эмоциональные смысловые конфигурации, развивается «языковое чутье» и ассоциативная лабильность, повышается уровень речевой раскованности.
В процессе создания поэтического текста раскрываются все возможности приёмов комбинирования смыслов и создания «лингвистических аномалий». Это создаёт благоприятные условия для создания поэтом индивидуально-авторских слов.
К основным причинам создания поэтами индивидуально-авторских слов следует отнести стремление подобрать слово, максимально достоверно выражающее сложный образ, возникающий в творчестве поэта, желание авторов усилить эмоциональные акценты, избежать тавтологии, добиться деавтоматизации языкового знака, настроить читателя на языковую игру, создать комический эффект и др.
К современным тенденциям в области поэтического словотворчества исследователи относят следующие: подвижность категории возвратности у глаголов (умираешься, исчезаешься, дожду); образование нетрадиционных форм повелительного наклонения (солюби); образование новых слов путём присоединения к мотивирующей основе оценочных суффиксов (самолетина, партизашка); словообразование путём разнословного сложения (колюче-холодна, подушка-промятушка); образование сравнительных степеней и кратких форм относительных прилагательных, числительных и существительных (понеделен, диванн, ветрей, горей, дровее); образование существительных от мотивирующих местоименных основ (бестебье, тебядефицит); усечение и псевдочленение основы слова (не лю); нарушение орфографических норм (эмчеэс, чутьчуть, чорный).
Для выявления особенностей механизма выбора поэтом слов мы провели проективный эксперимент, в котором информантам предлагалось определить, какие слова с наибольшей вероятностью должен был употребить автор в произведении.
Результаты эксперимента позволили говорить о том, что механизм выбора узуальных слов и создание индивидуально-авторских новообразований в поэтическом тексте являются вероятностными и зависят от многих факторов. Среди основных факторов следует выделить общую соотнесенность с контекстом, стихотворные ритм и рифму, субъективное мироощущение автора, потребность в реализации эстетической функции, а также способность максимально полно реализовать художественный образ. Успешность определения индивидуально-авторских слов во многом зависит от степени их мотивационного потенциала....


1. Аксёнова, O.A. Языковая игра как лингвистический эксперимент поэта (Лексика и грамматика в стихах Александра Левина) [Электронный ресурс] / O.A. Аксёнова Режим доступа: http://www.levin:rinet.ru/ABOUT/ Aksenoval.html. (дата обращения: 08.05.2019).
2. Аносова, К.М. Когнитивное моделирование актов номинативной деривации (на материале фитонимов русского языка): автореф. дисс. ... канд. филол. наук К.М. Аносова. - Кемерово, 2009. - 24 с.
3. Бабенко, Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: учебное пособие / Н.Г. Бабенко. - Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 1997. - 84 с.
4. Бакич, Н.А. Специфика медийных новообразований, созданных с системными нарушениями словообразовательного типа / Н.А. Бакич // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - №5. - С. 19-24.
5. Гаджимурадова, Б.Н. Индивидуально-авторские неологизмы в современной поэзии: Словообразовательная и семантико-стилистическая характеристика: дисс. . канд. филол. наук / Б.Н. Гаджимурадова. - Махачкала, 2003. - 187с.
6. Гермашева, Т.М. Лингвокреативный дискурс: к постановке проблемы / Т.М. Гермашева // Дискурс-Пи. - 2016. - № 3-4 (24-25). - С. 166-172.
7. Голованова, Л.Н., Панкратова, Е.Н. Лингвокреативность как свойство языкового сознания личности / Л.Н Голованова, Е.Н. Панкратова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20288(дата обращения: 08.05.2019).
8. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива-1: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - 2-е изд. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. - С. 5-58.
9. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т А. Гридина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. - 214 с.
10. Ежкова, О.А. Словотворчество в русской поэзии и проблемы его описания в лингвистике / О.А. Ежкова // Вестник Северо-восточного государственного университета. - 2007. - № 8. - С. 54-59.
11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во академии пед. наук, 1958. - 378 с.
12. Зайченкова, М.С. Экспериментально-ономасиологическое исследование словообразовательного контекста (на материале современного русского языка) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М. С. Зайченкова. - Свердловск, 1988. - 38 с.
13. Залевская, A.A. Некоторые проблемы теории понимания текста/ A.A. Залевская // Вопросы языкознания. - 2002. - № 3. - С. 62-73.
14. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А. Земская. Изд. 4-е. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 224 с.
15. Зыкова, И.В. Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического изучения / И.В. Зыкова - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 380 с....(52)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ