Введение 5
1. Механизмы гендерного структурирования социальной реальности в философии Дж. Батлер 8
1.1 Пол и гендер 10
1.2«Женщины не существует» 12
1.3Конец идентичности. От исследования гомосексуальности до Квир теория 14
2. Механизмы гендерного структурирования социальной реальности в теории Рэйвин Коннелл ....18
2.1 Гегемонная маскулинность 20
2.2 Гетеронормативный характер маскулинности 22
2.3 Гендерный порядок, режим и структуры 23
2.4. Переосмысляя концепт 28
3. Сравнение позиций Р.Коннелл и Д.Батлер. Каковы перспективы гендерного структурирования 33
3.1 Эссенциализм и конструктивизм 33
3.2 Насажденная гегемония «нормального». Где выход? 39
Заключение 43
Литература 45
Начиная с античных времен, понятию пола придавали большое значение. Пол является одни из основополагающих способов человеческой репрезентации. Категория пол и как следствие их деление на «мужское» и «женское» выходила из философского принципа бинаризма: добро и зло, разумное и чувственное, активное и пассивное, трансцендентное и имманентное. Деление на мужское и женское не носило равноправный характер, ещё Аристотель говорил о женщине, как о низшем по сравнению с мужчиной существе, но выше раба. Такой позиции придерживались многие античные философы. С появление христианства положение женщины изменилось, теперь отношение к ней стало амбивалентно. Новое время позволяет нам говорит о так называемом «антропологическом повороте». Становится явным бинарная структура, а отсюда и недостатки в таком подходе. Помимо научного переосмысление, появляется и политическая составляющая в гендерном вопросе. «Поскольку Бог наделил женщин, как и мужчин, разумной душой, почему им возбраняется пользоваться ею?» [7. С.21]
Современная ситуация говорит о том, что гендерная проблематика окончательно вышла из тени, вопросы пола рассматриваются людьми в совершенно разных научных и философских дисциплин: лингвистика, антропология, социальная философия,
политология, социология, когнитивные науки и многие другие дисциплины.
Начиная с середины XX века общество начало стремительно трансформироваться, такое изменение оказало большое влияние на восприятие мужских и женских ролей, «сексуальная революция», трансформация семьи, декриминализация и депатологизация гомосексуальности и многое другое.
Огромным вкладом в гендерное исследования, конца первой половины XX века, стало работа Симон Де Бовуар «Второй пол» и её тезис «Женщиной не рождаются, ей становятся». Идея о конструировании женщины открыл новую главу в гедерной проблематики, заставляя по новому взглянуть на проблему пола, с точки зрения философии.
Конец XX- начало XXI век привнес собой новые разработки в теме гендера. Появление мужских исследований (Men's studies) , квир исследования. А также появление виртуальной реальности, позволяющая по новому взглянуть на формирования гендерной идентичности. Появление новых исследований также повлияло и на политическую составляющую, как положительно так и отрицательно. С положительной части мы видим, как переосмысливаются концепт «гегемонной маскулинности», тема насилия и харасмента (домогательства). Так и с отрицательной, появление так называемого «консервативного попорота».
Таким образом, гендерные исследования представляют собой огромную культурную единицу, изучая которую возможно понять многие процессы из различных дисциплин. Гендерная тематика стала глобальной, на данный момент не существует ни одного престижного университета, где не было бы исследований по гендеру.
Актуальность связана с тем, что меняется значение понятие гендера, из индивидуальной характеристики гендер трансформируется в индивидуальный процесс, который на уровне общества в целом влияет на формирование социальных практик и на структуру социальных отношений. В связи с этим необходимо прояснить механизмы гендерного структурирования.
Степень научной разработанности проблемы. Тема гендера хоть и популярна, однако механизмы гендерного структурирования мало изучены, поэтому это требует обращения к их анализу в данной работе.
Объектом исследования является сопоставление двух авторов и выведение общего и различного в их научных исследованиях.
Предметом исследования является понятие «гендера», «идентичности», «феминности и маскулинности».
Цель исследования - сравнить позиции Д.Батлер и Р. Коннелл в контексте экспликации механизмов гендерного структурирования.
В соответствии с поставленной целью мы ставим перед собой следующие задачи исследования:
1. Проанализировать механизмы гедерного структурирования в работах Д. Батлер.
2. Проанализировать механизмы гендерного структурирования в работах Р.Коннелл.
3. Сопоставить позиции, сделать определенные выводы, выявить динамику и цели для дальнейшего исследования.
Методологические и теоретические основания исследования. В исследовании применяется комплекс общенаучных методов: диалектический, сравнительный, культурфилософский.
В теоретическую основу исследования входят работы зарубежных и российских философов.
Научная новизна исследования определяется следующим:
Впервые в философском контексте рассмотрена концепция гендера как структурирующего процесса и эксплицированы основные механизмы гендерного структурирования социальной реальности.
Практическая значимость
Данная работа является важной по двум категориям 1. Научная, данная работа представляет собой попытку переосмыслить, в сравнении двух позиций, гедерную проблематику, выводя на основе этих работ и зарубежных источников выводы, которые пригодились бы для дальнейшего исследования этой проблематики. 2. Социальная, данная работа позволяет по-новому взглянуть на категорию пола, гендера и др., помогая переосмыслить свои позиции, и по-другому взглянуть на взаимоотношение между людьми.
Таким образом, были выявлены основные механизмы гендерного структурирования социальной реальности: вовлечение тела, институционализация, конструирующий эффект дискурсивных практик.
На первый взгляд две эти позиции совсем не одинаковы, одна (Р.Коннелл) говорит о постепенной трансформации общества, отход от позиции гегемонной маскулинности и переход к более гармоничному состоянию, где каждый субъект может определять свою идентичность, как спектр. Выйти из такого состояние поможет этическая концепция «Заботы», которая заключается в переосмыслении основных характеристик маскулинности, как насильственной, доминирующее, репрессивной, на характеристики согласия, ответственность, не насилия и др. Джудит Батлер же высказывается о преодолении идентичности вообще, так как видит в «размножении» различных репрезентаций себя, лишь повторяющиеся дискурс власти, при котором «Другие» будут отброшены, поэтому нам следует уйти от идентичность, через игровые практики, которые позволяют выйти из властного дискурса. Д.Батлер помогает идея квир теории, которая заключается не в поиске идентичности, а в попытки преодолеть бинарную оппозицию, которая по своей сути подразумевает под собой иерархию.
Получается, что Р.Коннел видит выход и изменения в трансформации, тогда как Д.Батлер более радикальна, призывая к полному отказу от идентичности.
Общим у обоих авторов является, что идентичность формируется через практические действия. Применяя на себя ту или идентичность, субъект освобождается от гегемонии того культурного строя, который стоит над всем Западным миром.
Исследуя эти концепции мы можем прийти к следящим выводам:
1. Концепция эссенциализма более не является доминирующей в дискурсе гендера. Современные исследователи, хоть и по разному видят выход из бинарной оппозиции, все же утверждают о конструированность гендера.
2. Мужская гегемония перестает играть ту роль, которую она играла ещё 20-30 лет назад, большинство мужчин все более вовлечены в воспитание ребенка, домашним хозяйство, что раньше приписывалось только женщинам.
3. Формирования субъекта происходит из практики. Позиция о биологическом детерминизме отходит на второй план.
Также, рассмотрев данные концепции, мы можем выявить множество проблем
1. Становится очевидно, что гендерные исследования не возможно изучать без поддержки философского дискурса. А также гендерные исследования должны быть рассматриваемы комплексно с привлечением иных научных дисциплин.
2. Появление современных технологий, такие как виртуальная реальность, позволяет по-новому взглянуть на процесс гендерного структурирования, которые необходимо осмыслить с философской позиции.
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998, С.1086
2. Аусландер Л. Женские+ феминистские маскулинные+ лесби-гей квир исследования=гендерные исследования ? // Введение в гендерные исследования / под ред. С. Жеребкина. Харьков- СПб.: Алетейя, 2001. С.74
3. Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социол. исслед. 2005. N 12 С.118-122
4. Батлер Дж. Гендерное Беспокойство // Анталогия гендерных исследований / под ред. Е.Гаповой. Минск : Пропилеи, 2000. С.297-346
5. Батлер Дж.Психика власти: теория субъекции. / пер. Завена Баблоян. Харьков : ХЦГИ ; СПб. ; Алетейя, 2002 С. 15-165
6. Батлер Дж. От пародии к политике / / Введение в гендерные исследования. Часть вторая. Хрестоматия. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 164
7. Брайсон В. Политическая теория феминизма / пер. с англ. О.Липовский, Т.Липовская. М. : Идея-Пресс, 2000. С 21
8. Возможен ли "квир" по-русски? ЛГБТК исследования. Междисциплинарный сборник / Сост. и редактор В. Созаев. - Санкт-Петербург, 2010. - 256 с.
9. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч.реф. Е. В. Грунт; науч.ред. Л. Н. Коган, Г. Е. Зборовский; пред. — Г. Е. Зборовский. — Урало-сибирский региональный дом экономической и научно-технической пропаганды, Уральское отделение Советской социологической ассоциации, 1991. — 276 с.
10. Грамши А. Избранные произведения : в 3т. Т.3. Тюремные тетради / пер. сит. В.С. Бондарчука, В.Я. Германа М. : Издательство иностранной литературы, 1959. 569 с..
11. Зиммель Г. Женская культура // Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996 . С.234-265
12. Здравомыслова О. «Гендер и власть» читая книгу Рейвин Коннел в России//Сициологическое обозрение .2016.Том 15 №3. С.213-223
13. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М.: Олимп; АСТ, 2003. - с. 577
14. Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / авториз. Пер. Т.Барчуновой ; науч.ред. пер. И. Тартаковская ; подготовка русской версии примечаний и библиографии О. Ечевской. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 432
15. Лакан Ж. Семинар Х1. - М.: Гнозис, Логос, 2004. - с.63
..40