🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ И С РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА

Работа №191588

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические представления о содержании образа будущего, рефлексивности и удовлетворенности профессиональным выбором в отечественной и зарубежной литературе 7
1.1 Удовлетворенность профессиональным выбором как предмет
психологических исследований 7
1.2 Содержание образа будущего как предмет психологических
исследований 12
1.3 Рефлексивность как предмет психологических исследований 28
глава 2 Исследование рефлексивности, содержания образа будущего и удовлетворенности профессиональным выбором у студентов 4 курса бакалавриата 39
2.1 Описание программы исследования 39
2.2 Особенности проявления рефлексивности и представления о
содержании образа будущего у выпускников бакалавриата 45
2.3 Взаимосвязь рефлексивности, содержания образа будущего и
удовлетворенности профессиональным выбором 57
Заключение 63
Литература 65
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 75
Приложение 4 77
Приложение 5 79
Приложение 6 85
Приложение 7 87
Приложение 8 88



Современное российское образование активно перенимает европейские стандарты образования, которые включают в себя 4 (бакалавриат) и 2 (магистратура) года обучения. Практически все пятилетние программы были модернизированы и разбиты на четыре и два года обучения соответственно. Однако, если в Европе после получения диплома бакалавра большинство молодых специалистов идут работать и получать опыт по выбранной профессии, то в нашей стране, на данный момент, человека без законченной магистратуры не считают компетентным в выбранной специальности, поэтому значительное количество студентов российских вузов ориентированы после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре. Довольно часто в магистратуру идут на образовательные программы, которые полностью отличаются от программы бакалавриата из-за неудовлетворенности в полученных знаниях.
Т.Н. Балина в статье «Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего» указывает на то, что по полученным данным, студенты имеют общие представления о своем будущем, каким бы они хотели его иметь, но его реализации препятствует недостаточный уровень социальной зрелости [7]. Т.Г. Бохан в одной из своих работ исследовала студентов медицинских вузов. Если Т.Н. Балина получила результаты, что многим студентам не хватает ответственности, то Т.Г. Бохан наоборот выявила не только высокую заинтересованность обучающихся, но и их сильное стремление в становлении специалистами, хотя у них и присутствует переживания, которые связаны с российскими реалиями медицинского здравоохранения [10]. Н.О. Дремова в своей работе приходит к выводам, что «образ будущей профессиональной деятельности любого студента определяется как совокупность его представлений о ценностях, характерных для будущей профессии». Также она указывает на то, что сформированный образ будущего является сложным социальным явлением, которое обладает своим определенным путем развития и процессом становления [21]. В работе Клартье Винкенбурга и Торстена Вебара о паттернах при выборе карьеры, исследователи пришли к выводу, что студенты чаще интересуются не только возможным заработком благодаря будущей специальности, но и возможностями для реализации собственных амбиций. В связи со сложившимися обстоятельствами, нас заинтересовало содержание образа будущего, рефлексивность и удовлетворенность своей специальностью выпускниками бакалавриата, так как мы посчитали, что определив данные компоненты, мы придем к результатам, которые могут быть полезны как для выпускников, так и для психологов [60].
Нам кажется, что если бы студенты были бы удовлетворены своим профессиональным выбором, то они лучше бы осознавали свои будущие потребности, а также обладали бы более высокой рефлексивностью, так как им необходимо было бы выстраивать свое будущее в соответствии с уже реализованными профессиональными выборами. Однако, если выпускники бакалавриата оказываются не удовлетворенными своим профессиональным выбором, то они будут испытывать сильную фрустрацию, которая не приведет их к рефлексивности, а соответственно содержание образа будущего будет либо отсутствовать, либо будет противоречить предыдущим жизненным и профессиональным выборам. Всё вышеизложенное делает актуальным наше исследование.
Гипотеза исследования: рефлексивность и содержание образа будущего взаимосвязаны c удовлетворенностью профессиональным выбором
Объект исследования: удовлетворенность профессиональным выбором.
Предмет исследования: взаимосвязь удовлетворенности
профессиональным выбором с содержанием образа будущего и рефлексивностью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь удовлетворенности профессиональным выбором с содержанием образа будущего и рефлексивностью.
Задачи:
1 Провести теоретический анализ представлений об удовлетворенности профессиональным выбором студентов вузов в отечественной и зарубежной научной литературе.
2 Провести теоретический анализ представлений по проблеме рефлексивности и содержании образа будущего в отечественной и зарубежной научной литературе.
3 Сформировать методический аппарат для определения показателей рефлексивности и содержания образа будущего.
4 Выявить особенности проявления рефлексивности и особенности представления о содержании образа будущего у студентов выпускного курса бакалавриата различных специальностей.
5 Рассмотреть взаимосвязь рефлексивности, содержания образа будущего и удовлетворенности профессионального выбора
Методологические основания исследования: концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, концепция рефлексивности А.В. Карпова, философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна.
Методы исследования: методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии», Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой), Методика дифференциальной диагностики рефлексивности Д.А. Леонтьева, Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана.
Научная новизна полученных результатов:
■образ будущего, и рефлексия являются частыми объектами исследования, однако работ об их связи и решении студентов о поступлении в магистратуру немного, поэтому тема является новой и интересной для изучения
Практическая значимость работы:
-теоретическая значимость проведенного исследования заключается в более полном понимании существующих образовательных тенденций среди выпускников бакалавриата
-практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы психологами для координации выпускников в период выбора ими дальнейшего пути после бакалавриата


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, необходимо заметить, что серьезных исследований на тему удовлетворенности профессиональным выбором было немного. Тем не менее, анализ литературы показал, что наиболее взаимосвязаны с удовлетворенностью профессиональным выбором являются рефлексивность и содержание образа будущего. Что было подтверждено и нашим исследованием.
Под рефлексивностью пониматься базовое свойство личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности; удовлетворенность профессией - это интегративный показатель, отражающий отношение субъекта к избранной профессии; а содержание образа будущего рассматривается как определенный процесс специального мыслительного, так и общего психологического структурирования и моделирования конкретного достижимого будущего. В нашей работе мы исследовали взаимозависимости между рефлекивностью, удовлетворенностью профессиональным выбором и содержанием образа будущего.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Респонденты с отсутствием четкого содержания будущего обладали мотивацией на жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и социальную полезность. Они были удовлетворены больше своим профессиональным выбором, чем студенты с гармоничным содержанием образа будущего и студенты с семейным уклоном. Дисперсионный анализ также показал у них высокую системную рефлексию.
2) Молодые люди с ригидным образом будущего оказались больше всех удовлетворены своим профессиональным выбором. Также у них были обнаружены сильные взаимосвязи между рефлексией и содержанием образа будущего, направленное на социальный статус, творческую и общую активность.
3) Молодые люди, которые нацелены после окончания университета на создание семьи, обладают более выраженной мотивацией поддержания жизнеобеспечения, что отражает заботу субъекта о насущных условиях существования, стремление обеспечить себя и своих близких материальными ресурсами жизни. Высокая квазирефлексивность, которая была выявлена при корреляционном анализе, мешает молодым людям принимать активные и творческие действия.
4) Диспресионный анализ показал большие показатели по системной
рефлексии у группы с гармоничным содержанием образа будущего. Студенты с таким образом будущего обладают статуснопрестижной мотивацией, стремлением получать внимание
окружающих, престиж, положение в обществе, влияние и власть. При этом они обладают мотивацией общей активности, которая отражает энергичность, стремление субъекта приложить свою энергию и умения в той или иной сфере деятельности.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась и у молодых людей есть взаимосвязь между рефлексивностью и содержанием образа будущего с удовлетворенностью профессиональным выбором.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве ориентировочной основы деятельности по оказанию юношам и девушкам психологической помощи и поддержки в вопросах личностного и профессионального самоопределения на этапах адаптации и овладения профессией, а также в целях совершенствования процедурных аспектов психологического мониторинга личности студентов учреждений высшего профессионального образования.



1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения) / К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. М.: Изд- во «Наука», 1989. 248 с
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. СПб.: Изд-во «Алтейя», 2007. 304 с
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с.
4. Авдуевская Е. П., Волович А. С. Вверх по лестнице, ведущей вниз. М.: «Союз», 2005. 386 с.
5. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анциферова / Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Изд-во «Питер Принт», 2009. С. 131-134
6. Аршинова Е.В., Билан М.А. Ценностно-смысловые составляющие жизненных стратегий студентов вуза [Текст] / Е.В. Аршинова, М.А. Билан // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-1. С. 63-68.
7. Балина Т. Н. Социальная зрелось студентов и образ профессионального будущего // Вести. Таганрогского ин-та управления и экономики. - 2015. - № 1. - С. 98-101.
8. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов [Текст]: Дисс. ...канд. психол. наук / С.А. Башкова. М., 1999. 152 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. СПб.: Изд-во «Питер», 2008. 398 с.
10. Бохан Т. Г. и др. Образ профессионального будущего у студентов на «кризисных» этапах обучения в вузе / // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 30-37.
И.Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности [Текст] / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 57-63.
12. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии [Текст] / Т.Д. Василенко. Курск: Изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2011. 575 с.
13. Вечканова Е.М. Методологические предпосылки исследования ценностно-смысловых детерминант временной перспективы личности [Текст] / 146 Е.М. Вечканова // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 61-75.
14. Воробьева К.И. Временная транспектива как моделирование жизненного пути [Текст] / К.И. Воробьева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 2 (34). С. 23-25.
15. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 1008 с.
..60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ